консультация для родителей "Идем в детский сад"
консультация (младшая группа)

Марина Дмитриевна Калугина

консультация для родителей "Идем в детский сад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idem_v_detskiy_sad.docx15.21 КБ
Файл idem_v_detskiy_sad_2.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Идем в детский сад. Правила хорошей адаптации.

 

Долгожданная путевка в детский сад получена…что делать дальше? Как правильно подготовить малыша к первой серьезной разлуке с родными? Что могут сделать родители для того, чтобы ребенок как можно легче пережил период привыкания к новому месту и правилам?

Настраиваемся  сами.

Главное правило успешной адаптации ребенка к садику – готовность МАМЫ к предстоящей разлуке с ним. Период 2-3х лет психологи называют моментом «второго рождения» человека, времени, когда он начинает осознавать свою «отдельность» от матери. Чем увереннее и спокойнее будет в этот момент мама, тем безопаснее для малыша пройдет этот важный этап развития. И наоборот, сильная тревога и чувство вины у взрослых вынудят малыша еще крепче «цепляться» за них.

 Если Ваше решение отдать ребенка в садик продиктовано знанием того, как важна для него социальная адаптация, тогда Вы понимаете, ради чего нужно пережить эти непростые первые месяцы. Вы вынуждены отдать ребенка в садик, потому-то пора выходить на работу и его не с кем оставить? Значит, у Вас нет другого выбора, нужно спокойно принять эту ситуацию и помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.

У ваших родственников или знакомых может быть свое мнение насчет того, стоит ли отдавать ребенка в сад и в каком возрасте лучше это сделать, но только Вы знаете, что будет правильным для Вас и вашей семьи.

Принимаем перемены.

Важно принять тот факт, что изменения в поведении ребенка неизбежны. Отрыв от привычных условий является сильным стрессом для малыша. Во время привыкания к новому месту возможны любые поведенческие реакции-истерики, капризность, повышенная агрессивность,  появление страхов, возврат к старым «неудобным» привычкам. Бывает и так, что ребенок сигнализирует о своем психологическом дискомфорте частыми болезнями, отказами от еды, проблемами со стулом.

Специалисты считают, что в норме период адаптации может длиться до года и это является абсолютно нормальным для здорового, хорошо развивающегося ребенка.  Благодаря мудрой поддержке родителей поведение малыша постепенно нормализуется и новый опыт совместного «проживания» с другими детьми становится для него полезным и важным.

Собираемся  заранее.

Важна правильная и своевременная подготовка ребенка к новым условиям. Чем более самостоятелен малыш к началу посещения дошкольного учреждения, тем быстрее он сможет привыкнуть к новой обстановке. Дети, живущие без режима дня, не умеющие самостоятельно есть, проситься на горшок, одевать простую одежду, могут чувствовать себя марионетками в руках чужих взрослых. Ребенок, не привыкший находиться и играть  рядом со сверстниками на детской площадке или в развивающем центре, будет чувствовать себя одиноким без постоянной родительской поддержки.

За несколько месяцев до начала посещения можно начинать играть в детский сад, читать вместе с ребенком книжки и рассказывать о том, чем он будет там заниматься, гулять возле предполагаемого учреждения.

Книги про детский сад для чтения детям:

«Я иду в детский сад. Проблемы адаптации». Карина Овсепян. http://www.labirint.ru/books/137895/

«Зайка идет в садик» Проблемы адаптации» Ольга Громова

http://www.labirint.ru/books/67328/

«В нашем детском садике» изд. «Стрекоза» серия «Библиотечка детского сада». http://www.labirint.ru/books/323124/

 

К диалогу готовы!

Постарайтесь отнестись к воспитателям, как к важным помощникам в воспитании Вашего ребенка. Расскажите им об особенностях поведения и привычках Вашего чада, ежедневно общайтесь с ними, по мере возможности старайтесь помочь.  Избегайте резких оценок и критики воспитателя в присутствии ребенка.

Да, бывает и так, что конкретный педагог не может найти подхода к ребенку и приходится переводить малыша в другой садик или группу.  Но в большинстве случаев можно договориться и найти общий язык с человеком, который на ближайшие несколько лет станет для Вашего ребенка очень важным.

Правило гибкости.

Соблюдайте график постепенной адаптации ребенка к новым условиям. Если это покажется Вам необходимым, по договоренности с воспитателем Вы можете увеличить его или (по возможности) в течение первого года забирать ребенка из садика пораньше. Некоторые родители практикуют также «выходной» от садика ближе к концу рабочей недели, например, в пятницу.

Не стоит увеличивать психологическую нагрузку, отдавая ребенка в новую секцию или группу развития, надолго уезжать от малыша. Свое свободное время старайтесь по максимуму проводить вместе, больше гуляйте, читайте, рисуйте и обнимайтесь. Будьте терпеливы,  поддерживайте ребенка и скоро детский сад станет для него привычным и интересным местом.

     



Предварительный просмотр:

Идем в детский сад!

 Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

•        четкий режим дня;

•        отсутствие родных рядом;

•        постоянный контакт со сверстниками;

•        необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;

•        резкое уменьшение персонального внимания.

Кому адаптироваться легче?

•        Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

•        Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

•        Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

•        Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:00 — подъем, умывание, одевание; 8:10 — крайнее время для прихода в сад; 8:30 — завтрак, 10:00 — прогулка, 11:00 — возвращение с прогулки, 12:00 — обед, 12:30 — 15:00 — дневной сон, 15:30 — полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

•        Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье -это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом.  Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но может растянуться на 3-4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама?  Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

•        В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.

•        В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

•        Не отучайте резко ребенка от "дурных" привычек, если не отучили до поступления в детский сад (например, от соски, но используйте только дома) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

•        Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

•        Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

•        Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

•        Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете "проиграть" с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

•        И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

•        Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

•        Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

•        У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок! К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

•        Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

•        Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

•        Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

•        Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!  Чтобы помочь себе, нужно:

•        быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

•        поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

•        воспользоваться помощью.  В саду есть психолог, он  может помочь не только  ребенку, но и  его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и, уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям.  

•        заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на "нет". Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Успехов Вам и Вашему малышу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности детского общения в детском саду".

Особенности детского общения в детском саду.Содержание детского общения....

Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?

Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

Как много изменений и  новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни,  понимая, что нужно меняться самим:  менять свой образ жизни, свои ценн...