Методы и приемы работы со сказкой.
консультация (средняя группа)

Костюченко Татьяна Александровна
Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой. Цель: познакомить педагогов с методами и приемами работы с детьми         Существует огромное количество методов и приемов работы со сказкой. Рассмотрим некоторые из них: 1.Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса  и заяц  вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки  оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_metody_i_priemy_raboty_so_skazkoy.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:Костюченко Т.А.

Консультация для педагогов

Методы и приемы работы со сказкой.

Цель: познакомить педагогов с методами и приемами работы с детьми

       

Существует огромное количество методов и приемов работы со сказкой.

Рассмотрим некоторые из них:

1.Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса  и заяц  вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки  оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.

2. Коллаж из сказок.

Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба- Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку.             Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».

 Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник  превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения……..

3. Сказка от считалки.

Считалка лаконична, рифма ее легка. От считалки к сочинительству переход прост – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Считалка:

                       Чижик в клетке сидел,

                       Чижик громко песню пел

                       Гу –гу –гу, чу – чу- чу,

                       Я на волю полечу.

Начало сказки:

Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку……..

4.Сказки от «живых» капель и клякс.

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Дети глядя на них видят образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?. «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы полезны, развивают мышление и воображение. После этого, перейти к следующему этапу – дорисовать кляксы. В результате может получиться целый сюжет.

А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – и появиться какой – то образ. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от « живых» капель помогают сочинять сказки.

Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?

5. «А что потом?»

Этот метод полезен и интересен тем, что:

- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;

- развивать воображение ребенка;

Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро  козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.

6. Изменение ситуации в знакомых сказках.

Мы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. « Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое». Путем рассуждений мы двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.

Сказка          «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

Новая ситуация:   на пути девочки встречается волк…….

Сказка          «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Новая ситуация:  волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения……

Сказка          «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Новая ситуация:     рыбка захотела сама встретиться  со старухой……

7.Перевирание сказки.

Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться

«Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.

        8. Сказки, но по-новому.

        Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

        Дети привыкли к тому, что Колобок –добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные.

        Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Старая сказка  «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Сказка по – новому: козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

Старая сказка   «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Сказка по –новому: злая Красная Шапочка, а волк добрый.

        9. Сказки от превращений.

       Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это очень многое для ребенка, это начало фантазии и сочинительства.

Я превращаюсь …В кота

Начало сказки: скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на улицу.

Я превращаюсь  …В бабочку.

Начало сказки: как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…….

Я превращаюсь …В цветок  

Начало сказки: жили – были я (ромашка) и василек…….

 10. «Салат из сказок»

      Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т.д. Например : «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку), в кресле – Мальвину и т.д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.

     11. Словесная режиссерская игра.

     Дети догадываются по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев и природных явлениях: «Какое настроение передают музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?»

    12. Психогимнастика.

     Дети с помощью движений и мимики передают эмоциональное состояние героя (радость, удивление, бежит лисичка, идет корова, бежит на помощь и т.д.)

    Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:

  • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово, например, о лисе

« длиннохвостая», «пушистохвостая», «хитроумная»…..

  • произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, «принцесса» – п р н ц с с, «Золушка»- з л ш к.

13.Словесное комментирование.

Дети составляют словесное описание по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.

14.Совместная словесная импровизация.

Предложить детям разыграть отдельные эпизоды сказки, где главные герои становятся дети. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные методы и приемы работы со сказкой

Учить детей оригинально, непривычно, по – своему воспринимать содержание, творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, способствовать развитию мышления и воображения,...

Инновационные методы и приемы работы со сказками

Множество познаний дети черпают из сказок. Сказки позволяют малышу веперные испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.  Полноценное использование сказок в дошкольном возрасте яваляется ...

Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой

Консультация для педагоговМетоды и приемы работы со сказкой...

Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой.

Методика Л.Б.Фесюковой включает в себя много разных направлений творческого подхода к сказке. Мы остановимся на одном из них - на ее специальной  универсальной схеме....

Статья "Методы и приемы работы со сказкой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Данную статью можно использовать в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста. Также она может пригодиться тем, кто учится на курсах профессиональной переподготовки....

Методические рекомендации «Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой»

Методические рекомендации«Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой»...

Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»

Предлагаю для ознакомления теоретический материал. Данная статья будет полезна воспитателям....