Инновационные методы и приемы работы со сказками
консультация на тему

Золотых Ольга Анатольевна

Множество познаний дети черпают из сказок. Сказки позволяют малышу веперные испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.  Полноценное использование сказок в дошкольном возрасте яваляется необходимым условием для решенияя задач умственного  и нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_metody_i_priyomy_raboty_so_skazkami.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы и приёмы работы со сказками,

свободными продолжениями и переложениями.

                                                    Золотых О. А., воспитатель

 МБДОУ, детский сад №40 «Золотая рыбка»

Белгородская область, г. Старый Оскол.

Дошкольный возраст -  это период активного усвоения ребенком множества удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.  Множество познаний дети черпают из сказок.  Сказки позволяют малышу впервые испытывать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Полноценное использование сказок в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного и нравственного воспитания детей.

Инновационно – это значит научить дошкольников оригинально, непривычно, по –своему не только воспринимать содержание, но творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, смешивать несколько сюжетов в один. С помощью сказочных образов дети учатся выражать ту или иную интонацию, нежность, ласку, удивление.

В своей системе дошкольного воспитания мы используем специальную универсальную схему:

  1. Нравственный урок.
  2. Речевая зарядка.
  3. Развитие мышления и воображения.
  4. Сказка развивает руки.

Для чего необходим  «нравственный урок». И, право же, он был лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берет на себя нагрузку – дать чуть – чуть непривычное пояснение: в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладываются в его душе, в его сознании. Незря существует поговорка  «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Нетрадиционный подход дает и воспитателю и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую – где бы герой исправлялся. Здоровая в своей основе конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать девизом для ребёнка.

Несколько примеров:

Сказка «кот в сапогах» - рассматриваем пословицу «чужими руками хорошо жар загребать». Кот не может служить примером для подражания. Он легко обманывает

героев сказки для достижения цели. В сказке «Рукавичка» - нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью поговорки «В темноте, да не в обиде». Да ,не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Всё внимание детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который остался без рукавички зимой. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, для кого плохо! А может не так плохо для деда (баба свяжет другие).

Следует обращать внимание детей на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что:

                - учить   сравнивать и сопоставлять

               - формировать привычку доказывать

               - упражнять в синхронном выражении чувств

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Очень важно сделать устную речь ребенка эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлена «Речевая зарядка». Это умение задавать вопросы, производить конструирование слов (придумывать однокоренные слова, рифмовка двух слов, составление двух слов, составление длинного слова). В этом плане стоит чаще прибегать к объяснению эмитологии слов (т.е. его происхождение).

Следующим существенным моментом является рубрика «Развитие мышления м воображения». Воображение очень полезно и важно для дошкольника: она делает его жизнь творческой, неповторимой, нестандартной, Здесь предлагается  малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку. А изобретать можно и нужно разнопланово:

  • Придумывать старые предметы в новых вариантах
  • Превращать себя и членов семьи, друзей в другие одушевленные и неодушевленные предметы (мама-цветок, я - Иван Царевич и т.д.)
  • Составлять фантастические сказки о себе

Очень эффективный метод – это метод шифров. Шифровать название сказок, имена или отдельные слова – значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. Шифровать можно по-разному: перевернуть слово слева на право, изобразить вверх ногами две буквы.

Неслучайно говорится «Когда я слушаю-узнаю, когда делаю – запоминаю».Поэтому рубрика «Сказка развивает руки» имеет немаловажную роль в развитии ребенка. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично. Здесь используются некоторые приемы, наиболее часто повторяемые: объемная аппликация, пальцевая живопись, рисование на мокрой бумаге, волшебный рисунок, монотопия, «живая» капля, коллаж.

Ребенок вовсе не стоит пред окружающим миром один на один. Его отношение человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение.

Литература

  1. Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой, М: 000 Фирма «Издательство АСТ», Харьков: Фолио, 2000 – 464с.
  2. Большева Г.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб: «Детство – Пресс», 2001 – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные методы и приемы работы со сказкой

Учить детей оригинально, непривычно, по – своему воспринимать содержание, творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, способствовать развитию мышления и воображения,...

Презентация по теме: "Использование инновационных методов и приемов работы по развитию связной речи детей

Данная работа обобщает мой опыт работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотехники....

Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой

Консультация для педагоговМетоды и приемы работы со сказкой...

Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой.

Методика Л.Б.Фесюковой включает в себя много разных направлений творческого подхода к сказке. Мы остановимся на одном из них - на ее специальной  универсальной схеме....

Методы и приемы работы со сказкой.

Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой. Цель: познакомить педагогов с методами и приемами работы с детьми         Существует огромное количество методов и приемов работы со с...

Инновационные методы и приемы работы с детьми раннего возраста

Инновационные методы и приемы работы с детьми раннего возраста...

Инновационные методы и приемы работы с детьми раннего возраста

Инновационные методы и приемы работы с детьми раннего возраста...