Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»
консультация

Власенкова Ольга Алексеевна

Предлагаю для ознакомления теоретический материал. Данная статья будет полезна воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»

В воспитании ребенка мы – воспитатели, и вы – родители имеем одну общую цель. Мы хотим вырастить личность, обладающую следующими качествами: доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие.

Ребенок не рождается добрым или злым, хорошим, или плохим. То, каким ребенок станет, какие качества у него будут преобладать, когда вырастет, зависит от нас и ближайшего окружения ребенка.

Как вы думаете, откуда ребенок берет информацию, позволяющую получить знания о добре и зле, поступках хороших или плохих, формировании моральных качеств личности? – самый доступный способ это сказки, которые взрослые читают детям.

Возьмем для примера народные сказки. Мы с вами на них выросли. Наши дети их с интересом слушают.

Каждая сказка несет в себе определенный замысел и имеет глубокий смысл.

Например, сказка «Репка» учит быть трудолюбивыми, выполнять работу сообща и быть единым коллективом. Герои в сказке, только сплотившись, смогли достигнуть своей цели – вытянуть репку. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить и быть единым целым. Высмеиваются и пороки – страх и трусость в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие и послушание в народных сказках всегда вознаграждается («Крошечка Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»). Герои получают вознаграждение, и одерживают победу над злом.

Сказка всегда хорошо заканчивается. Это дает нам уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, и никогда не нужно пасовать перед трудностями.

Таким образом, читая определенные сказки, мы даем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, справедливость и дружба.

Сказка умеет ненавязчиво, по-доброму, без назиданий и нотаций рассказать о том, как стать хорошим, дает пример поведения. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить.

Методы и приемы работы со сказкой

  1. Беседа по сказке.

Недостаточно только прочитать сказку. Стоит помнить о необходимости обсуждать с ребенком содержание. Даже, если складывается впечатление, что все понятно, лучше обсудить, убедиться, что не исказились отношения к поступкам героев, ребенок правильно оценил и понял формулировку непонятных слов, помочь разобраться в правильности поступков.

Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения. Задавайте побольше вопросов.

Например: кто главный герой?

Кто из героев тебе понравился? Почему?

Поступок сказочного героя хороший или плохой?

Как бы ты поступил, оказавшись на его месте? И др.

Такие вопросы помогают проанализировать поступки героев, помочь сделать выводы.

  1. Пересказ сказки. Использование мнемотаблиц.

Мнемотаблицы представляют собой последовательность иллюстраций. Их использование помогает воспроизвести содержание сказки в хронологической последовательности. Такие задания способствуют развитию зрительной памяти.

  1. Драматизация сказки.

Дети привлекаются к инсценировке и постановке сказочного действия. Используются маски, костюмы, применяется характерные движения, мимика и интонация. Все это помогает вжиться в роль и почувствовать себя тем или иным героем.

  1. Составление словаря по сказке.

Дети совместно с воспитателем находят в тексте непонятные, устаревшие слова и прорабатывают их. Дети знакомятся с лексическим значением слова, приводят аналогию современных слов. Взрослому необходимо подкрепить эти знания иллюстрациями.

  1. Создание иллюстраций к сказке.

После прочтения сказки, детям предлагается нарисовать ее. Причем они самостоятельно выбирают сюжет, технику исполнения и материал. Такие задания развивают моторику, воображение и память.

  1. "Помоги героям найти свое место".

Данный прием представляет собой полную противоположность использованию мнемотаблиц. Детям предлагаются сюжетные картинки одного действия. Необходимо расставить их в хронологической последовательности.

  1. "Помоги героям найти свою сказку".

Детям для ознакомления предлагаются художественные иллюстрации по сказке. Нужно вспомнить и назвать из какой сказки эта картинка.

  1. «Что потом?»

До 5 лет у детей развивается воображение. Можно вместе с ребенком поиграть в игру «Придумай концовку». Взрослый при прочтении сказки останавливается перед развязкой, и предлагает ребенку самому сочинить и додумать концовку. Стоит настраиваться на положительный итог. Такие упражнения очень полезны для формирования воображения и мышления.

Пример: с детьми прорабатывали сказку «Колобок». Остановились на моменте, когда Колобок прыгнул Лисе на носик. Детям было дано задание придумать концовку. Такие варианты получились: «… колобок был круглый, и поэтому скатился с лисьего носа и покатился дальше»; «… Колобок говорит – я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. Катился по пыльной дороге. Кушать меня нельзя, живот может заболеть»; и др. Такое задание можно предложить выполнить родителям.

Современные сказки также несут полезную информацию, помогают преодолеть психологические трудности (страхи, жадность, или упрямство, трусость).

В этом заключается метод «Сказкотерапии».

  1. Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные сказки.

В настоящее время существует большое многообразие сказок, которые, беря за основу какую-то проблему, рассказывают о ней детям. В нашей группе мы читаем и обсуждаем с детьми сказки, направленные на экологическое воспитание (Е. Ульева «Порядок вокруг», сказки по безопасности в быту, дома (Е. Ульева «Главные правила безопасности»); сказки о модели поведения и нравственных качествах (Е. Ульева «Энциклопедия добрых дел», «Школа хороших манер» и т. д.

Сказки помогают ребенку развиваться, учат полезному. Ребенок, регулярно слушающий сказки вырастает более спокойным, эмоциональным, всесторонне развитым.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок» - Альберт Эйнштейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные методы и приемы работы со сказкой

Учить детей оригинально, непривычно, по – своему воспринимать содержание, творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, способствовать развитию мышления и воображения,...

Инновационные методы и приемы работы со сказками

Множество познаний дети черпают из сказок. Сказки позволяют малышу веперные испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.  Полноценное использование сказок в дошкольном возрасте яваляется ...

Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой

Консультация для педагоговМетоды и приемы работы со сказкой...

Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой.

Методика Л.Б.Фесюковой включает в себя много разных направлений творческого подхода к сказке. Мы остановимся на одном из них - на ее специальной  универсальной схеме....

Методы и приемы работы со сказкой.

Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой. Цель: познакомить педагогов с методами и приемами работы с детьми         Существует огромное количество методов и приемов работы со с...

Статья "Методы и приемы работы со сказкой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Данную статью можно использовать в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста. Также она может пригодиться тем, кто учится на курсах профессиональной переподготовки....

Консультация для воспитателей: «Педагогические методы и приемы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитииребенка. Поэтому своевременное выявление и коррекция нарушения должныосуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктив...