Консультация «Система взаимодействия ДОУ с семьей, ориентированная на неформальное общение и сотрудничество».
консультация (младшая группа)

В последние годы взаимодействие педагогических коллективов ДОУ с родительской общественностью значительно усложнилось. Управление процессом взаимодействия с семьями стало необычайно трудным. К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству,  сниженность социальной установки на воспитание детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияют на стабильность молодой семьи и полноценного становления личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_mo_vospitateley.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Система взаимодействия ДОУ с семьей, ориентированная на неформальное общение и сотрудничество».

В последние годы взаимодействие педагогических коллективов ДОУ с родительской общественностью значительно усложнилось. Управление процессом взаимодействия с семьями стало необычайно трудным. К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству,  сниженность социальной установки на воспитание детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияют на стабильность молодой семьи и полноценного становления личности ребенка.

Как организовать педагогическую работу с родителями в детском саду?

Современная семья требует профессионального, строго дифференцированного подхода в работе с ней. Каждая категория семей требует специализированной помощи в соответствии с их проблемами и запросами.

Основной целью при взаимодействии с семьей мы ставим – повышение уровня семейного воспитания, тем самым, выделяя следующие задачи:

  1. показать значимость семейного воспитания в развитии ребенка, помочь родителям осознать свою ответственность за будущее детей.
  2. дать родителям необходимый объем медицинских, педагогических, психологических знаний о развитии и воспитании ребенка.
  3. научить родителей приемам общения и ухода за ребенком, его воспитания и развития.

Целый комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие с семьей, можно поделить на:

  • Сбор аналитического материала по изучению семьи
  • Изучение образовательных потребностей родителей с целью организации дополнительных образовательных услуг детям
  • Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам общения, способствующим укреплению семьи (проведение педагогических бесед, тематических консультаций, проблемных семинаров)
  • Создание системы партнерского сотрудничества с семьями дошкольников (организация совместной творческой работы детей, родителей, педагогов; проведение открытых мероприятий для родителей, проведение обзоров литературы по вопросам семейного воспитания; включение родителей в воспитательскую работу дошкольного учреждения; организация и проведение конкурсов).

Сотрудничество с родителями предоставляет право на открытое общение, знание того, чем живет детский сад, группа, которую посещает ребенок. Гибкость, оперативность, открытость отношений воспитателей с отцами и матерями, подчас даже опережающее их негативные реакции, препятствует созданию конфликтного общения родителей. Открытость, доверчивость отношений вселяет в родителей уверенность, ощущение неотстраненности от жизни детского сада, значимости их родительского мнения, его уважения. Опора на него создает ситуацию заинтересованности каждого жизнью ребенка в детском саду.

Практика показывает, что эффективность построения системы сотрудничества с родителями определяется умением выделить актуальные проблемы сторон, привлечь внимание к насущным вопросам, найти приемлемые способы взаимодействия.

Кто может быть заявителем проблемы?

Родители

Воспитатели

Младшие воспитатели

Руководитель ДОУ

Врач

Специалисты

Проблема бывает явной, осознаваемой всеми сторонами (например, проблема взаимоотношений детей и родителей, требования к подготовке к школе), или скрытой, выявляющейся только в результате какого-либо исследования (опрос, анкетирование).

Выявленная проблема требует планового подхода:

- определение цели

- составление плана мероприятий

- прогнозирование ожидаемых результатов

- подбор методов изучения эффективности работы.

Именно с помощью плана мы можем добиться системности в своих действиях, отследить их результативность и, следовательно, целесообразность (в каждой группе нашего дошкольного учреждения есть план работы по разделу «Сотрудничество с семьей», который может пополняться в результате выявления какой-либо проблемы).

Мы уже отмечали, что важным является подбор наиболее приемлемых форм взаимодействия с семьей.

Одной из таких форм работы с семьей  - наглядная информация, которая включает в себя информационные стенды, папки-передвижки, консультации и т.д.

Мы не отвергаем традиционные формы работы с родителями, но вносим в них новое содержание. Используются в работе с родителями родительские собрания. Постоянными участниками этих собраний являются дети, а их родители – активными помощниками педагогов в поиске приемлемых путей воспитания ребенка в семье и детском саду. Многие собрания предваряются просмотром родителями занятий и игр детей. Наблюдение своего ребенка в процессе общения со сверстниками позволяет лучше понять его, оценить уровень его развития, увидеть успехи и выбрать наиболее эффективные методы и приемы воспитания. Подготавливаясь к проведению родительского собрания, можно написать приглашения родителям. Приглашение родителям, в котором содержалось бы 2 – 3 вопроса, активизирующих внимание к обсуждаемой теме; желание придти, задать вопрос, принять участие в обсуждении. В условиях семейного воспитания у родителей возникает много типичных трудностей и общих педагогических ошибок, вызванных неопытностью, незнанием потребностей детей, возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Активные формы обучения родителей целесообразно сочетать с сообщениями о ребенке, о методах его воспитания и обучения. Беседа является наиболее благополучной и результативной возможностью воспитателя убедить родителей в обоснованности своей педагогической позиции с тем, чтобы согласились с его точкой зрения, поддержали ее. Во многих группах дошкольного учреждения стали традиционными вечера отдыха для родителей и детей: «День именинника», «Давай поиграем» и др., формы их проведения различны. Эти вечера позволяют решать многие вопросы: общение детей и взрослых разных поколений, организация деятельности детей в выходные и праздничные дни, обмен опытом.

Популярной формой работы по педагогическому просвещению стало создание в группах «Читалки» (библиотек для родителей), подбор литературы по вопросам воспитания в семье.

Учитывая степень занятости родителей, используются такие формы общения с семьей, как «Почтовый ящик», «Телефон доверия», игротека (библиотека игр), аукцион детских работ, памятки.

Памятки, с которыми родители могут познакомиться, приводя ребенка в детский сад или забирая малыша домой. Памятки посвящены различным темам. Для того, чтобы оценить эффективность информации, мы продумали вариант «обратной связи» с семьями – на оборотной стороне памятки помещаем анкету, которую родители заполняют после прочтения и возвращают воспитателю группы (на основании полученных данных делаем выводы о значимости, проведенной работы).

Еще одной из наиболее эффективных форм работы с родительской общественностью мы считаем проведение Дня открытых дверей. Он позволяет познакомить родителей как организованных, так и неорганизованных детей с жизнью дошкольного учреждения, дать практические советы по вопросам семейного воспитания, увидеть своих детей в учебной деятельности и реально оценить уровень его развития и т.д.  План проведения дня открытых дверей составляется по результатам опроса родителей, где выявляется наиболее значимые и приоритетные направления (например, физическое развитие ребенка по средствам подвижных игр, развитие речи). На открытых занятиях, которые включены в день открытых дверей,  воспитатели не только демонстрируют свой профессионализм, но и дают рекомендации родителям, подбирают дидактический материал, предлагают родителям принять участие в педагогическом процессе, а главное - заставляют родителей задуматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ....

Новая система взаимодействия ДОУ с семьей с введением ФГОС

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федераль...

: «Школа современных родителей – как эффективная система взаимодействия «Детский сад – семья».

Данный материал предназначен для методистов, старших воспитателей. Раскрыта инновационная форма работа с родителями «Школа современных родителей». Цель, задачи, условия проведения, предлагается план р...

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ и СЕМЬИ

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи склад...

Протокол Педагогического совета "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"

В материале представлен протокол педагогического совета "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"...

Проект "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"

В материале представлен проект "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи", матрица управления проектом, а также презентация к проекту....

Программа взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства «СОТРУДНИЧЕСТВО»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а...