: «Школа современных родителей – как эффективная система взаимодействия «Детский сад – семья».
методическая разработка на тему

Едокова Оксана Владимировна

Данный материал предназначен для методистов, старших воспитателей. Раскрыта инновационная форма работа с родителями «Школа современных родителей». Цель, задачи, условия проведения, предлагается план работы на учебный год, отражены результаты работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edokova_o.v_shkola_sovremennykh_roditeley.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Едокова  Оксана Владимировна  - методист  высшей квалификационной категории, «Почётный работник общего образования   РФ»

ГБОУ СОШ №10 г СПДС «Ягодка» г. Жигулевск

Тема: «Школа современных родителей – как эффективная система взаимодействия «Детский сад – семья».

  • Актуальность. Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективностью взаимодействия детского сада и семьи. Система работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье, выстраивания внутрисемейных отношений.
  •  Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью  воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе. Специалисты дошкольного учреждения при условии грамотного построения взаимодействия имеют уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья – ребенок – детский сад».
  • Педагогический коллектив СПДС «Ягодка» постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, которые родители поглощают пассивно, сегодня нельзя.
  • Наш многолетний опыт показывает, что воспитательный потенциал семьи можно значительно оптимизировать, организовав в детском саду «Школу современных родителей».
  • Цели деятельности «Школы современных родителей»:
  • Всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей, посещающих учреждение;
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Основными задачами  «школы»  являются:
  • Обеспечение эффективного взаимодействия между д/с и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях д/с  и семьи;
  • Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, посещающим д/с в обеспечении всестороннего гармоничного развития.
  • Участниками являются все желающие родители наших воспитанников. Тематика встреч в школе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем, с тем, чтобы каждый родитель сам мог выбрать семинар,  совместное занятие, которое ему важно посетить. Занятия проводят сотрудники ОУ:  педагоги, методист,  психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, мед. сестра.
  • Школа современных родителей функционирует в д/с три года. Каждая из «школ» ежегодно имеет свою программу, которая содержит блок соответствующей научной информации  родительские практикумы, обмен опытом семейного воспитания, консультации по интересующим проблемам.

2011-2012 учебный год -  «Здоровый образ жизни семьи. Физическая активность и здоровье ребенка-дошкольника».

2012-2013 учебный год – «Ум на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики руки  дошкольника».

2013-2014 учебный год – «Играем, учимся, растем (как, с чем и во что играют дети)».

  • Большой популярностью среди родителей нашего д/с пользуются проведение семинаров-практикумов, они и  являются основной формой психолого-педагогической деятельности «Школы современных родителей».  Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать – отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе «родитель-ребенок».  В то же время он помогает тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.
  • Основными условиями проведения семинаров-практикумов являются:  

- ведущий семинара должен обладать базовыми знаниями в области педагогики и психологии;

- оптимальное число участников: 20-25 человек;

- просторное и хорошо проветриваемое помещение;

- наличие стульев по числу участников;

-наличие экрана и проектора;

- наличие доски;

- наличие ТСО;

- заранее подготовленные бейджи с именами участников;

-заранее подготовленный раздаточный материал по теме.

План работы «Школы современных родителей» по блоку:  

 «Ум на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики руки  дошкольника»

на учебный год.

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Семинар «Что такое мелкая моторика. Причины речевых нарушений дошкольников»

Руководитель СПДС, методист, педагог-психолог, воспитатели

Октябрь

Семинар-практикум «Методы и приемы развития мелкой моторики руки в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».

 Игровой практикум с родителями:

- пальчиковая гимнастика «Забавные узелочки»

-логосказка «Репка» с использованием логоритмических  упражнений.

Методист, учитель-логопед, воспитатели

Ноябрь

Практикум «Игры и упражнения по подготовке руки ребенка  к письму».

Практикум с родителями:

- графический диктант  «Слон»;

-выполнение штриховки

Методист, педагог-психолог, воспитатели

Декабрь

Семинар-практикум «Дидактические игры и пособия  по развитию мелкой моторики руки».

Игровой практикум с родителями:

- рисунки из крышек;

-«сухой бассейн»;

-счетные палочки;

-шнуровка

Методист, воспитатели

Январь

Семинар-практикум «Продуктивные виды деятельности для  развития мелкой моторики руки».

Практикум с родителями:

- поделка в технике оригами «Кошелек»;

- поделка в технике квиллинг «Завитки для овечки»;

-рисование пластилином «Зимний лес»

Методист, воспитатели

Февраль

Семинар-практикум «Игры с предметами домашнего обихода».

 Игровой практикум с родителями:

- массаж расческой «Колючий ежик»;

- игра «Разноцветные резинки»;

-игра с губками и водой «Была лужа  - и нет ее».

-  игра «Веселые прищепки»;

- игра с платочком «У меня живет проглот»;

- игра с фольгой «Погладь для мамы салфетку».

-«бассейн» для рук  с гидрогелевыми шариками.

Методист, воспитатели

Март

Семинар-практикум «Развивающие игры для самых маленьких» с родителями детей раннего возраста.

Методист, педагог-психолог, воспитатели

Апрель

Обмен опы   Обмен опытом  семейного воспитания по данной теме.

теме  теме.

Методист, педагог-психолог, воспитатели

Май

«Ярмарка  - распродажа» поделок, изготовленных руками родителей и детей.

Методист,  воспитатели

  • Из опыта общения с педагогами других дошкольных учреждений мы знаем, что наших коллег «пугают» подобные формы работы с родителями, поскольку «родителей на такие занятия не заманишь». Это заблуждение, которое исчезло  после первой же встречи, первого  интересного семинара. На  первую встречу пришли всего 10 человек, но потом «родительское радио» сообщило  другим родителям, как было интересно, как много нового они узнали, как помогли советы воспитателя, педагога-психолога в построении отношений с ребёнком в семье, решении детско-родительских проблем. И результат такой работы не заставил себя ждать.
  • С набором умений и способностей, характеризующих родительскую компетентность, связан выбор формы проведения занятий семинара-практикума. Семинар-практикум может состоять из нескольких занятий, каждое отдельное занятие имеет определенную практическую ценность и является логическим продолжением предыдущего.

        Результат работы «Школы современных родителей» за 2013-2014 учебный год:  

  • Оценка состояния мелкой моторики рук  детей 4-6 лет после проведенной работы показала следующие результаты: 52% - В.у., 38% - С.у., 10% - Н.у. Результаты проведенного мониторинга овладения  техническими и изобразительными навыками в продуктивных  видах  деятельности детьми выявил  значительное увеличение высокого и среднего уровня.  
  •  Активность родителей в «Школе» к концу года увеличилась на 40%. Систематическая организация  тематических выставок совместных работ родителей и детей, высокий уровень мастерства   представляемых работ,   говорит о большой заинтересованности и увлеченности родителей данной темой.
  • Цель каждого семинара-практикума всегда ориентирована на практический результат: «обучить родителей…», «сформировать навыки…», «повысить эффективность организации родителями…», «повысить эффективность использования…», «познакомить  родителей с новыми…» и др.
  • Считаем,  что семинары-практикумы – наиболее эффективная форма работы с родителями. Если семинар хорошо подготовлен (тема отобрана в соответствии с запросами родителей, составлен подробный план, рационально определено время работы, продуманы задания родителям), то конечные результаты очень высоки.

Вывод: Независимо от того, какие формы взаимодействия с семьей выбраны, важно учитывать, что осознание человеком себя в новом статусе родителя сопровождается  пересмотром жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Поэтому необходимо, чтобы рядом с родителем оказался  грамотный педагог, на компетентную помощь которого он мог бы рассчитывать в любой ситуации.

Используемая литература:

1.Осипова Л.Е. «Родительские собрания в детском саду». Подготовительная группа. ООО «Издательство Скрипторий», 2008г.

2. ж. «Справочник старшего  воспитателя ДОУ» №2,  2011г.стр.62 ст. «Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи»

3. ж. «Работа с родителями в ДОУ», приложение к журналу «Управление ДОУ», О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.  Майер, ТЦ «Сфера», Москва 2005г.

Описание. Данный материал предназначен для методистов, старших воспитателей. Раскрыта инновационная форма работа с родителями «Школа современных родителей». Цель, задачи, условия проведения, предлагается план работы на учебный год, отражены результаты работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи "

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценност...

Методическая разработка на тему: «Семейная гостиная как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях»

Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...