«Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи»
консультация (средняя группа)

 

 

                                                      Воспитатель

 Филимонова Елизавета Владимировна

 

 

« Нетрадиционные формы работы с
 родителями как эффективный способ
взаимодействия ДОУ и семьи»

 

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо - как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это «общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

Каков же портрет современного родителя?    Современный родитель  он ни хороший, ни плохой - он просто соответствующий своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть свое безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству.  Большинство родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми.

С другой стороны можно отметить и то, что современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным  умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике.

            Специалисты отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. И именно педагоги ДОУ способны прийти на помощь родителям. Но, к сожалению, не все воспитатели могут оказать такую помощь.

На сегодня смене авторитарности со стороны детского сада проявляется также противоречие между потребностью семьи в психолого-педагогической поддержке и недостаточной подготовленностью педагогов к осуществлению взаимодействия с родителями (педагоги говорят об ответственности семьи за воспитание детей, а родители в свою очередь еще не готовы к такому повороту событий).          

Причин здесь несколько:

  • недооценка в обществе роли воспитателя детского сада. Исследования последних лет констатируют, что воспитатели, даже опытные, испытывают неуверенность в общении с родителями, не ощущают свою позицию как авторитетную;
  • сами педагоги признают, что не всегда способны найти индивидуальный подход к каждому родителю;
  • различие ценностных ориентаций у воспитателей и родителей;
  • «закрытость» многих детских садов для родителей;
  • недостаточный уровень компетентности воспитателей.

 

 

 

Имеются проблемы и в непосредственном привлечении родителей на мероприятия просветительского характера (собрания, консультации):

 

  1. Педагоги не всегда обращают внимание  родителей на объявления (вывесили информацию по собранию, а личное  сообщение отсутствует (что из бесед с родителями является важным моментом для них ), родитель в силу своей занятости, спешки может не заметить новую информацию
  2.  Позднее информирование родителей о предстоящем мероприятии (конкурсе, собрании, празднике) за два-три дня.
  3. «Сухое» изложение материала (имеется в виду в объявлении), в приглашении на мероприятие.
  4. Самое главное – педагоги не запрашивают темы интересующие родителей, или не преподносят информацию, так, как безусловно важный фактор в воспитании и развитии детей данного возрастного периода.

Значит, необходимо оказать помощь самим педагогам, отобрать актуальное содержание для работы с родителями каждой возрастной группы, разработать современные формы взаимодействия, найти адекватные им методы. Это и стало целью опыта.

 

Целью данного выступления является - разработка технологии новых форм работы с родителями, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагога и родителей детей дошкольного учреждения.

 

Для того, чтобы реализовать поставленную цель я сформулировала задачи:

 

 

  • Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу в детском саду.

 

  • Разработать, обосновать и в ходе опытной работы апробировать нетрадиционное проведение родительских собраний, собраний по интересам и проблемам родителей, вне зависимости от возрастной группы ребенка, технологию подготовки и выпуска газеты для родителей, проведения проектной деятельности совместно с родителями, подготовка информации и внедрение в работу «Родительского клуба» …

 

 

 

Организация процесса взаимодействия педагогов

и семей воспитанников

 

         Я ознакомилась с методическими разработками определяется таких авторов, как  О.И. Давыдова, Е.П. Арнаутова.

 По их мнению основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя, строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

 

         Исходя из  выше сказанного, можно прийти к выводу: для того, чтобы мероприятие прошло успешно, воспитателю необходимо заинтересовать родителей или узнать интересы и вопросы самих родителей, привлечь их внимание к проблеме,  качественно подготовить собрание, что нетрудно сделать, используя все выше перечисленные методы.

 

 

 

I.  Родительское собрание.

 

1.Оригинальное название и приглашение на мероприятие имеют большое значение в привлечение родителей к самому мероприятию, чем интересней оно будет называться и чем эмоциональней будет продуман текст приглашения, тем больше шансов, что мероприятие посетят наибольшее количество родителей. Придумать название не сложно, главное, чтобы оно затрагивало современные запросы общества, запросы родителей, завуалировав тем самым скучную по меркам родителей педагогическую тему. Например, тема общего родительского собрания «Мой ребенок будущий миллионер», цель показать родителям, что у ребенка миллион возможностей, задатков, талантов нужно их только помочь раскрыть, а поможет в этом игра. Следующее собрание «Искусство самопрезентации. Ребенок и общество». Цель: помочь родителям понять важность развития речи в дошкольном возрасте, научить родителей некоторым приемам развития речи.

2. Конечно, немаловажным является и то, когда и как вы пригласите родителей на собрание или другое мероприятие информационного, просветительского характера.

Начнем со времени «когда», под понятием времени в данном случае  подразумевается насколько заранее, вы приглашаете родителей за день, два или неделю до собрания. За две недели до собрания это оптимальный период времени, когда родители могут скоординировать свои планы. Вы можете в течение этого времени готовить их к мероприятию посредством приглашений, объявлений, индивидуальных бесед и др. Раньше, чем за  две недели возможно родитель передумает из – за длительной отсрочки мероприятия, а позже не успеет проникнуться идеей. Во все нужна мера.

 

3. Как пригласить на собрание? Есть некоторые тонкости и в этом вопросе. Можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность. Включить в приглашение текст, который  заинтересовал бы родителей темой собрания, это могут быть выдержки из актуальности темы, например,

«Дорогие наши мамы и папы!

В преддверии праздника «День семьи» приглашаем Вас посетить конференцию на тему «Ребенок и компьютер или ребенок и книга».

Бесконечное сидение у телевизора, компьютера может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье.

Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в «кинозал».

 Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, - все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз.

Однако периодические просмотры телевизионных передач, работа с компьютером не могут принести так уж много вреда…

Какие плюсы и минусы СМИ и книг для семьи вы можете узнать на конференции. Приглашаем Вас, будем очень рады, обещаем интересную форму проведения.

Конференция состоится 14 мая 2010 года

в музыкальном зале (III этаж) в 17.30»

 

4.  Также посещаемость собрания возрастет во много раз, если вы включите в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям.

 

Например, собрание «Искусство самопрезентации. Ребенок и общество».

Уважаемые родители!

      Все родители без исключения хотят видеть своих детей здоровыми и успешными. Чтобы они шли  по жизни с гордо поднятой головой и были уверены в себе.

        А для этого необходимо овладеть искусством самопрезентации. Что же такое самопрезентация, какие ее главные составляющие вы можете узнать на родительском собрании, которое пройдет …..в……

       Также для вас выступят дети со сказкой…..

        Приходите, будем рады встрече с вами!!!

 

 

 

 

II. Родительский клуб.

 

      Это одна из интересных форм работы, которая может иметь большой успех у родителей детей  разных возрастных групп. Клуб может начать работу с сентября. Можно запустить опросники с перечнем тем на выбор родителям. Затем составлялся план работы по актуальным темам для родителей и готовился материал информационного и практического характера. Вот некоторые из тем родительского клуба: «Страна пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики руки», «Права детей. Кто их защитит», «Досуг семьи - как его проводить».

Родители во время таких встреч узнавали новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также могли обсудить некоторые трудности в общении с детьми по данной теме друг с другом. Также большое удовольствие родители получали при выполнении какого-либо практического занятия, которое потом могли дома применить вместе с ребенком (бумажная пластика в изо деятельности, пальчиковые игры, игры- забавы своими руками и многое другое

 

III. Дни открытых дверей.

 

По мнению авторов О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец,  А. А. Майер появление у родителей желания разобраться, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проделанной с ними работы. Проанализируем наиболее распространенные виды проведения  Дней открытых дверей, практикуемые в нашем ДОУ. Основной критерий анализа - цель, поставленная коллективом педагогов. Одна из них – ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, деятельностью детей, требованиям к ним.

Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду («Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться»). Другой, напротив, побуждает этот интерес («Я и не думал, что с малышом столько проблем»).

     Дни открытых дверей -  самая популярная форма  среди родителей взаимодействия с ДОУ. Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в детском саду. Так как в основном родители работают, то могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу.  Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, на музыкальном, творческом (рисование, лепка) занятии.  В игровой деятельности, когда можно увидеть, как взаимодействует ребенок со сверстниками. И просто узнать, чем живет ребенок в детском саду.

Рассчитывая на результат, о чем говорилось выше, педагогический коллектив стремится «озадачить», а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими. Данная форма работы с родителями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку-это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.

Подготовка к открытому занятию для родителей включает не только моменты, предусмотренные методическими рекомендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются в начале (вступительная беседа) и в конце как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.

Наиболее рациональна следующая структура вступительной беседы: вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить.

Анализ должен касаться особенностей деятельности успеха или неуспеха. Примерная схема анализа поведения ребенка вложена в Приложение 3.

Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями и умениями. Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное творчество, ручные поделки и т.д.) помогут ему достичь лучших результатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений). Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольников сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.

 

IV. Наглядно-педагогическая пропаганда

 

      Данная форма работы также имеет место быть в нашем ДОУ, и 50% родителей считают, что данная форма просвещения также актуальна, хотя и является традиционной формой работы, но на «современный лад».

      Оформляя информацию в вестибюле группы, мы придерживаемся следующих требований.

      Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели информация должна обновляться.

            При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.

Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но и плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2: 6 (2 части – текста, 6 – иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем доносить до них нужную информацию.

Следует создать резерв для обмена информации между группами.

Разделы

  1. Родительский уголок содержит информацию о возрастных особенностях детей вашей группы. В течение года материал обновляется, включая  требования по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года).
  2. «Наша жизнь день за днем». Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например, «Сегодня Сережа спросил: почему сахар сладкий?»), текста песенки, выученной на занятии или прогулке, названия прослушанного музыкального произведения, книги прочитанной детям и т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: «Мама, выучи со мной скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»; «Папа, загадай мне загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает?» и т.д.
  3. «Наши родители советуют» (название произвольное). В этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на экскурсию по городу). Поделиться опытом (например, профилактика простуды: советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительское собрание.
  4. «Права детей». Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы. Данный раздел оформляется социальным педагогом.
  5. Режим возрастной группы. Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например: занятие, тема, задачи, дата проведения. Если занятие в художественно-эстетическом направлении (рисование, аппликация, лепка), то обязательно организуется выставка работ для родителей.
  6. После проведения прогулки, экскурсии воспитатели оформляли фотомонтаж, «репортаж с прогулки».
  7. Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга и другое.
  8. Меню. Обязательно заполняется воспитателем ежедневно в утренний отрезок времени, до прихода родителей.
  9. Специалисты в ДОУ. Каждому специалисту отведено место для информации о занятиях, мероприятиях проведенных с детьми, а также возможных заданиях для детей и родителей, особенно в группах компенсирующей направленности.

 

V. Газета для родителей.

 

  Ещё одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей -  родительская газета. Выпуском газеты «Здоровый образ жизни  детей в детском саду и дома» нам хотелось придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада в направлении «Физическое воспитание», обеспечить единства физического воспитания в детском саду и дома. Задачи, способствующие реализации данной цели: оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста; обеспечение своевременной информации об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

Газета поможет сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. И это удалось сделать.

            Групповая родительская газета стала эффективным способом педагогического информирования родителей о возможных мероприятиях с детьми дома и в саду по проблеме укрепления здоровья дошкольников, развитии их двигательной активности.

            Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о наших детях, их достижениях и их проблемах. Газета читается родителями.             

Газета для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.

Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки, ведь нужно продумать саму форму, т.к. наша газета не традиционная как из типографии, а сделанная своими руками.  Все педагоги, работавшие над выпуском газеты, искренне стремились выполнить это дело компетентно и качественно. Основные критерии, на которые ориентировался педагог при выпуске газеты:

 -наличие информации о мероприятиях группы с детьми в данном направлении;

-наличие информационных рубрик с привлечением специалистов, ст. медсестры;

- эстетичность, оригинальность оформления газеты;

-размещение в уголке для родителей;

- отзывы родителей о газете.

 Я убеждена, что газета хоть и не главная, но важная форма взаимодействия детского сада и родителей. Она и способ педагогического информирования семьи, и средство развития творческих способностей педагогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель

Филимонова Елизавета Владимировна

« Нетрадиционные формы работы с
родителями как эффективный способ
взаимодействия ДОУ и семьи»

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо - как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это «общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

Каков же портрет современного родителя? Современный родитель он ни хороший, ни плохой - он просто соответствующий своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть свое безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству. Большинство родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми.

С другой стороны можно отметить и то, что современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике.

Специалисты отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. И именно педагоги ДОУ способны прийти на помощь родителям. Но, к сожалению, не все воспитатели могут оказать такую помощь.

На сегодня смене авторитарности со стороны детского сада проявляется также противоречие между потребностью семьи в психолого-педагогической поддержке и недостаточной подготовленностью педагогов к осуществлению взаимодействия с родителями (педагоги говорят об ответственности семьи за воспитание детей, а родители в свою очередь еще не готовы к такому повороту событий).

Причин здесь несколько:

  • недооценка в обществе роли воспитателя детского сада. Исследования последних лет констатируют, что воспитатели, даже опытные, испытывают неуверенность в общении с родителями, не ощущают свою позицию как авторитетную;
  • сами педагоги признают, что не всегда способны найти индивидуальный подход к каждому родителю;
  • различие ценностных ориентаций у воспитателей и родителей;
  • «закрытость» многих детских садов для родителей;
  • недостаточный уровень компетентности воспитателей.

Имеются проблемы и в непосредственном привлечении родителей на мероприятия просветительского характера (собрания, консультации):

  1. Педагоги не всегда обращают внимание родителей на объявления (вывесили информацию по собранию, а личное сообщение отсутствует (что из бесед с родителями является важным моментом для них ), родитель в силу своей занятости, спешки может не заметить новую информацию
  2. Позднее информирование родителей о предстоящем мероприятии (конкурсе, собрании, празднике) за два-три дня.
  3. «Сухое» изложение материала (имеется в виду в объявлении), в приглашении на мероприятие.
  4. Самое главное – педагоги не запрашивают темы интересующие родителей, или не преподносят информацию, так, как безусловно важный фактор в воспитании и развитии детей данного возрастного периода.

Значит, необходимо оказать помощь самим педагогам, отобрать актуальное содержание для работы с родителями каждой возрастной группы, разработать современные формы взаимодействия, найти адекватные им методы. Это и стало целью опыта.

Целью данного выступления является - разработка технологии новых форм работы с родителями, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагога и родителей детей дошкольного учреждения.

Для того, чтобы реализовать поставленную цель я сформулировала задачи:

  • Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу в детском саду.

  • Разработать, обосновать и в ходе опытной работы апробировать нетрадиционное проведение родительских собраний, собраний по интересам и проблемам родителей, вне зависимости от возрастной группы ребенка, технологию подготовки и выпуска газеты для родителей, проведения проектной деятельности совместно с родителями, подготовка информации и внедрение в работу «Родительского клуба» …

Организация процесса взаимодействия педагогов

и семей воспитанников

Я ознакомилась с методическими разработками определяется таких авторов, как О.И. Давыдова, Е.П. Арнаутова.

По их мнению основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя, строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

Исходя из выше сказанного, можно прийти к выводу: для того, чтобы мероприятие прошло успешно, воспитателю необходимо заинтересовать родителей или узнать интересы и вопросы самих родителей, привлечь их внимание к проблеме, качественно подготовить собрание, что нетрудно сделать, используя все выше перечисленные методы.

I. Родительское собрание.

#1054;ригинальное название и приглашение на мероприятие имеют большое значение в привлечение родителей к самому мероприятию, чем интересней оно будет называться и чем эмоциональней будет продуман текст приглашения, тем больше шансов, что мероприятие посетят наибольшее количество родителей. Придумать название не сложно, главное, чтобы оно затрагивало современные запросы общества, запросы родителей, завуалировав тем самым скучную по меркам родителей педагогическую тему. Например, тема общего родительского собрания «Мой ребенок будущий миллионер», цель показать родителям, что у ребенка миллион возможностей, задатков, талантов нужно их только помочь раскрыть, а поможет в этом игра. Следующее собрание «Искусство самопрезентации. Ребенок и общество». Цель: помочь родителям понять важность развития речи в дошкольном возрасте, научить родителей некоторым приемам развития речи.

2. Конечно, немаловажным является и то, когда и как вы пригласите родителей на собрание или другое мероприятие информационного, просветительского характера.

Начнем со времени «когда», под понятием времени в данном случае подразумевается насколько заранее, вы приглашаете родителей за день, два или неделю до собрания. За две недели до собрания это оптимальный период времени, когда родители могут скоординировать свои планы. Вы можете в течение этого времени готовить их к мероприятию посредством приглашений, объявлений, индивидуальных бесед и др. Раньше, чем за две недели возможно родитель передумает из – за длительной отсрочки мероприятия, а позже не успеет проникнуться идеей. Во все нужна мера.

3. Как пригласить на собрание? Есть некоторые тонкости и в этом вопросе. Можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность. Включить в приглашение текст, который заинтересовал бы родителей темой собрания, это могут быть выдержки из актуальности темы, например,

«Дорогие наши мамы и папы!

В преддверии праздника «День семьи» приглашаем Вас посетить конференцию на тему «Ребенок и компьютер или ребенок и книга».

Бесконечное сидение у телевизора, компьютера может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье.

Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в «кинозал».

Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, - все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз.

Однако периодические просмотры телевизионных передач, работа с компьютером не могут принести так уж много вреда…

Какие плюсы и минусы СМИ и книг для семьи вы можете узнать на конференции. Приглашаем Вас, будем очень рады, обещаем интересную форму проведения.

Конференция состоится 14 мая 2010 года

в музыкальном зале (III этаж) в ;

4. Также посещаемость собрания возрастет во много раз, если вы включите в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям.

Например, собрание «Искусство самопрезентации. Ребенок и общество».

Уважаемые родители!

Все родители без исключения хотят видеть своих детей здоровыми и успешными. Чтобы они шли по жизни с гордо поднятой головой и были уверены в себе.

А для этого необходимо овладеть искусством самопрезентации. Что же такое самопрезентация, какие ее главные составляющие вы можете узнать на родительском собрании, которое пройдет …..в……

Также для вас выступят дети со сказкой…..

Приходите, будем рады встрече с вами!!!

II. Родительский клуб.

Это одна из интересных форм работы, которая может иметь большой успех у родителей детей разных возрастных групп. Клуб может начать работу с сентября. Можно запустить опросники с перечнем тем на выбор родителям. Затем составлялся план работы по актуальным темам для родителей и готовился материал информационного и практического характера. Вот некоторые из тем родительского клуба: «Страна пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики руки», «Права детей. Кто их защитит», «Досуг семьи - как его проводить».

Родители во время таких встреч узнавали новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также могли обсудить некоторые трудности в общении с детьми по данной теме друг с другом. Также большое удовольствие родители получали при выполнении какого-либо практического занятия, которое потом могли дома применить вместе с ребенком (бумажная пластика в изо деятельности, пальчиковые игры, игры- забавы своими руками и многое другое

III. Дни открытых дверей.

По мнению авторов О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А. А. Майер появление у родителей желания разобраться, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проделанной с ними работы. Проанализируем наиболее распространенные виды проведения Дней открытых дверей, практикуемые в нашем ДОУ. Основной критерий анализа - цель, поставленная коллективом педагогов. Одна из них – ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, деятельностью детей, требованиям к ним.

Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду («Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться»). Другой, напротив, побуждает этот интерес («Я и не думал, что с малышом столько проблем»).

Дни открытых дверей - самая популярная форма среди родителей взаимодействия с ДОУ. Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в детском саду. Так как в основном родители работают, то могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу. Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, на музыкальном, творческом (рисование, лепка) занятии. В игровой деятельности, когда можно увидеть, как взаимодействует ребенок со сверстниками. И просто узнать, чем живет ребенок в детском саду.

Рассчитывая на результат, о чем говорилось выше, педагогический коллектив стремится «озадачить», а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими. Данная форма работы с родителями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку-это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.

Подготовка к открытому занятию для родителей включает не только моменты, предусмотренные методическими рекомендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются в начале (вступительная беседа) и в конце как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.

Наиболее рациональна следующая структура вступительной беседы: вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить.

Анализ должен касаться особенностей деятельности успеха или неуспеха. Примерная схема анализа поведения ребенка вложена в Приложение 3.

Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями и умениями. Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное творчество, ручные поделки и т.д.) помогут ему достичь лучших результатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений). Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольников сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.

IV. Наглядно-педагогическая пропаганда

Данная форма работы также имеет место быть в нашем ДОУ, и 50% родителей считают, что данная форма просвещения также актуальна, хотя и является традиционной формой работы, но на «современный лад».

Оформляя информацию в вестибюле группы, мы придерживаемся следующих требований.

Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели информация должна обновляться.

При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.

Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но и плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2: 6 (2 части – текста, 6 – иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем доносить до них нужную информацию.

Следует создать резерв для обмена информации между группами.

Разделы

  1. Родительский уголок содержит информацию о возрастных особенностях детей вашей группы. В течение года материал обновляется, включая требования по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года).
  2. «Наша жизнь день за днем». Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например, «Сегодня Сережа спросил: почему сахар сладкий?»), текста песенки, выученной на занятии или прогулке, названия прослушанного музыкального произведения, книги прочитанной детям и т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: «Мама, выучи со мной скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»; «Папа, загадай мне загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает?» и т.д.
  3. «Наши родители советуют» (название произвольное). В этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на экскурсию по городу). Поделиться опытом (например, профилактика простуды: советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительское собрание.
  4. «Права детей». Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы. Данный раздел оформляется социальным педагогом.
  5. Режим возрастной группы. Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например: занятие, тема, задачи, дата проведения. Если занятие в художественно-эстетическом направлении (рисование, аппликация, лепка), то обязательно организуется выставка работ для родителей.
  6. После проведения прогулки, экскурсии воспитатели оформляли фотомонтаж, «репортаж с прогулки».
  7. Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга и другое.
  8. Меню. Обязательно заполняется воспитателем ежедневно в утренний отрезок времени, до прихода родителей.
  9. Специалисты в ДОУ. Каждому специалисту отведено место для информации о занятиях, мероприятиях проведенных с детьми, а также возможных заданиях для детей и родителей, особенно в группах компенсирующей направленности.

V. Газета для родителей.

Ещё одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей - родительская газета. Выпуском газеты «Здоровый образ жизни детей в детском саду и дома» нам хотелось придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада в направлении «Физическое воспитание», обеспечить единства физического воспитания в детском саду и дома. Задачи, способствующие реализации данной цели: оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста; обеспечение своевременной информации об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

Газета поможет сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. И это удалось сделать.

Групповая родительская газета стала эффективным способом педагогического информирования родителей о возможных мероприятиях с детьми дома и в саду по проблеме укрепления здоровья дошкольников, развитии их двигательной активности.

Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о наших детях, их достижениях и их проблемах. Газета читается родителями.

Газета для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.

Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки, ведь нужно продумать саму форму, т.к. наша газета не традиционная как из типографии, а сделанная своими руками. Все педагоги, работавшие над выпуском газеты, искренне стремились выполнить это дело компетентно и качественно. Основные критерии, на которые ориентировался педагог при выпуске газеты:

-наличие информации о мероприятиях группы с детьми в данном направлении;

-наличие информационных рубрик с привлечением специалистов, ст. медсестры;

- эстетичность, оригинальность оформления газеты;

-размещение в уголке для родителей;

- отзывы родителей о газете.

Я убеждена, что газета хоть и не главная, но важная форма взаимодействия детского сада и родителей. Она и способ педагогического информирования семьи, и средство развития творческих способностей педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы сродителями

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непони...

Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи "

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценност...

Нетрадиционные формы работы с родителями по экологии как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи.

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности педагога. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем це...

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"

      Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...