Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Червякова Марина Васильевна

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chervyakova_mv.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Червякова,

воспитатель  

МБДОУ «Детский сад №1»

(Г.Бийска)

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными

 возможностями здоровья.

В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в реализации программ и создании условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с ОВЗ» будет зависеть первичная социализация личности ребенка.

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях.

Центральным моментом преобразований является, психологизация системы образования, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.

Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно – педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско - родительских отношений в семьях, имеющих ребенка в ОВЗ, является особенно актуальной сегодня. Результаты исследования в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только и не столько дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско – родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Это определило поиск новых подходов и методов в работе с семьей.

Совместная работа специалистов МБДОУ «Детский сад №1» (учитель - логопед, педагог -психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно участниками образовательного процесса.

Поставив перед собой цель – разработать эффективную модель психологического сопровождения дошкольников, способствующую сохранению и укреплению психологического здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок – родитель – педагог».

В своей практической работе выделили направления по психолого – педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:

  1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
  2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
  4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
  5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
  6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Используем активные формы и методы работы с родителями:

  • общение и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • совместная подготовка и проведение утренников;
  • выставка детских работ;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар – практикум;
  • игровое моделирование с выполнением домашнего задания;
  • психолого - педагогический практикум
  • участие педагогов ДОУ и родителей в городских конференциях, посвященных вопросам семьи и детства;
  • проведение детско – родительских групп.
  • Такая форма работы, как проведение детско – родительских групп, стала наиболее востребованной и эффективной.

Программа предусматривает несколько этапов работы:

  • выявление семей, нуждающихся в особой поддержке;
  • проведение серий занятий с использованием авторских игр с участием детей и родителей;
  • анализ эффективности проведенных мероприятий с помощью ряда методик.

По завершению работы по программе получили следующие результаты:

  • дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее эмоционально восприимчивы  и не боятся новых видов деятельности;
  • у них повысилась самооценка, появилось чувство уверенности в собственных силах;
  •  у родителей – повысилась активность участия в жизни группы, вовлеченность в детские праздники, участие в семейных клубах,  в различных творческих конкурсах совместно с детьми.

Кроме того, в нашем детском саду осуществляется поиск новых форм работы с родителями. Одной из таких форм стало проведении проведение акции «Цветик – семицветик». Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся  замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша. Идею акции мы почерпнули в книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».

В раздевалке на кабинке ребенка закрепляется «Цветик – семицветик», вырезанный из картона. На лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребенка, которыми он гордится. «За что его хвалить? Он ни чего не умеет» - недоумевают родители, когда им объясняют, правили проведения акции. Им, вечно спешащим, занятым, не приходит в голову, что достижение – это не обязательно победа на Олимпийских играх. Это и первая самостоятельно застегнутая пуговица, и убранные после себя игрушки, и многое другое, что так важно для ребенка.

Еще одной формой работы с родителями стала музыкально – литературная гостиная, цель работы которой развитие музыкально – художественной деятельности, обогащение музыкальных впечатлений, развитие литературной речи.

Педагоги, музыкальный руководитель и родители активно вовлечены в подготовку данного мероприятия.

Одна из продуктивных форм обучения взрослых – совместные психологические тренинги педагогов и родителей. Они развивают у взрослых важное для сотрудничества, сотворчества эмпатическое слушание.

Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет  представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

На базе нашего ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка, который посещают родители и  дети с диагнозом  ДЦП. Для них организованы консультации специалистов, игры в сухом бассейне и с мягкими модулями, а так же различные виды гимнастик с использованием специальных тренажеров.

В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка, что, в свою очередь является не просто модной тенденцией сегодня, а заботой о безопасности каждого растущего человека, безопасности нации завтра.

Литература:

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей.- 2-е изд.- М., 1993.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб., 2006.
  3. Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра детства, семья. Т.1.- М., 2005.
  4. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы.- М.,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая система взаимодействия ДОУ с семьей с введением ФГОС

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федераль...

: «Школа современных родителей – как эффективная система взаимодействия «Детский сад – семья».

Данный материал предназначен для методистов, старших воспитателей. Раскрыта инновационная форма работа с родителями «Школа современных родителей». Цель, задачи, условия проведения, предлагается план р...

Система взаимодействия педагогов в рамках ППМС сопровождения детей с ОВЗ

Данный материал наглядно представляет собой систему взаимодействия педагогов детского сада в рамках сопровождения воспитанников с ОВЗ (детей-инвалидов), цели, дозировку и направления работы с учетом с...

Проект "Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников"

Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников....

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание в детском саду  необходимых условий для  развития ответственных и взаимозависимых отношений с  семьями воспитывающими  ребенка с ОВЗ, обеспечивающих  целостное всесто...