Методы и приемы коррекции агрессивности
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Абдукадырова Елена Владимировна

В материале представлены  общие и эффективные  способы изменения поведения взрослого в зависимости от непредсказуемых и предсказуемых изменений поведения агрессора, жертвы и свидетелей случаев притеснения и насилия. Основные приемы коррекции - это игровые задачи, время жизни которых от 2-3 до 10-15 минут, направленные на:

- снижение беспричинных, импульсивных, малоосознаваемых через слово, немотивированных проявлений агрессии;

- снижение аффективной, эмоциональной окраски агрессивного поведения адекватное ситуации и провоцирующей агрессивность причине, стимулу;

- снижение частоты агрессивных реакций вне семьи; при посторонних; на других людей; на фрустрацию (неудачу и неуспех) и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_korrektsii_agressivnosti_vospitatelyam.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы коррекции агрессивности

Консультация для воспитателей

Методы коррекции агрессивности – это наиболее общие и эффективные (игровые и неигровые) способы изменения поведения взрослого в зависимости от непредсказуемых и предсказуемых изменений поведения агрессора, жертвы и свидетелей случаев притеснения и насилия.

Приемы коррекции - это игровые задачи, время жизни которых от 2-3 до 10-15 минут и более. Игровые задачи.

Снижение беспричинных, импульсивных, малоосознаваемых через слово, немотивированных проявлений агрессии;

Снижение аффективной, эмоциональной окраски агрессивного поведения адекватное ситуации и провоцирующей агрессивность причине, стимулу;

Снижение частоты агрессивных реакций вне семьи; при посторонних; на других людей; на фрустрацию (неудачу и неуспех) и другие.

Факторы снижения агрессивности

Это медикаментозные и немедикаментозные средства и условия ее коррекции. • Стратегии (методы) и тактики (приемы) коррекции взрослым агрессивного поведения ребенка в игре - это немедикаментозные средства.

Это:

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств и способов поведения

-   У агрессивного ребенка по отношению к жертве, обиженному («Миша, неужели тебе на жалко других детей?»  Ребенок толкнул другого ребенка. А взрослый подходит к обидчику и спрашивает, как будто ничего не видел: «Ты не знаешь, почему ребенок плачет? Пойдем пожалеем его?»).

-  У агрессивного ребенка со сниженной способностью сопереживать, входить в резонанс с эмоциональным состоянием сверстника, другого человека («Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).

-  К притесняемому ребенку в единстве с ориентацией других детей на положительные качества притесняемого ребенка («Посмотрите, ребята, а ведь Ира умеет прощать, хотя Петя поступил плохо!»).

-  У свидетелей случая насилия или притеснения к обиженному «здесь и теперь» («А кто может помочь Ире справиться с обидой?»).

Стратегия на осознание

Это стратегия взрослого на понимание агрессивным ребенком, жертвой или свидетелями случившегося причин, ближайших и отдаленных последствий поведения. Например:

-   Осознание агрессором причин собственного агрессивного поведения («Ты стукнул Веру потому, что..., а еще почему?»).

-   Осознание обиженным ребенком причин агрессивности обидчика («Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему?»).

-   Осознание жертвой особенностей и причин собственного поведения («Я вижу что, тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?», «Когда тебя обижают, ты отвечаешь сразу или молчишь и долго помнишь обиду?»).

-   Осознание свидетелями случившегося особенностей поведения агрессора, жертвы или собственного: взрослыми («Ваш Коля часто бывает таким враждебным, сердитым, обиженным, подавленным, нерешительным?»);- детьми («Что же произошло с Колей и Петей? Кто может объяснить?»).

Стратегия ориентации на состояние

Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

-  Ориентация жертвы агрессии и притеснения на собственное состояние или состояние другого («Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»).

-   Ориентация агрессора на состояние другого или собственное («Ты чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь»?).

Стратегия на отреагирование

Стратегия на отреагирование отличается от стратегии на осознание (понимание того, что случилось) тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас». Рассмотрим:

-   отреагирование пострадавшим обиды, подавленности (Взрослый спрашивает ребенка: «Расскажи, что случилось?», «Кто тебя обидел?»).

-   отреагирование агрессором физической агрессивности через предметно-практические игровые действия (Взрослый предлагает ребенку: «Давай, разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» и т. п.).

-   отреагирование, например враждебности, целесообразно в том случае, если не провоцирует увеличение выраженности агрессии у ребенка «здесь и теперь».

Стратегия на переключение

Имеет сходство со стратегией на стимуляцию чувства удивления (инсайта) у ребенка. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение. Например:

-   обидчика с физической или вербальной агрессии на иное поведение.

-   переключение ребенка-жертвы притеснения на иное состояние.

-   переключение свидетелей притеснения на менее отрицательное оценочное отношение к поведению и состоянию ребенка-жертвы.

Стратегия на положительное подкрепление, похвалу

Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью, другим избегающим поведением. Например, положительное подкрепление, похвала:

-   притесняемого и нерешительного ребенка, если уверенное поведение ребенка-жертвы тормозит и не провоцирует агрессора на совершение агрессивных действий («Молодец, ты не боишься забияк!»).

-  обидчика в случае овладения, торможения, задержки собственного агрессивного поведения по отношению к притесняемому ребенку («Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!»).

-  детей - свидетелей случаев притеснения, проявляющих гуманные чувства, поддержку притесняемому и пр.

Стратегия на отрицательное подкрепление

Это стремление взрослого уменьшить вероятность, частоту проявления ситуационно-личностных реакций агрессии или неуверенности у детей. Рассмотрим примеры отрицательного подкрепления:

-   ребенка-агрессора в случае проявления агрессивного поведения через лишение игровой активности («Кто обидно других называет, тот в игре ход пропускает» и т. п.).

-   ребенка-жертвы в случае проявления неоправданно нерешительного поведения («Если будешь ты бояться, - буду лаять и кусаться!»).

-   свидетелей случаев притеснения при проявлении равнодушия по отношению к случаям притеснения других детей (Взрослый говорит, обращаясь к детям: «Ребята, я не ожидал, что вы поступите как холодные ледышки»).

Стимуляция чувства удивления

Через необычность, неожиданность, новизну действий и поведения взрослого или ребенка. Например:

-   у агрессора с целью переключения с агрессивного на иное состояние (Кубик уроню и поднять попрошу!).

-   у ребенка-жертвы и агрессора с целью переключения на иное состояние или поведение, когда взрослый задает агрессору вопрос в поле внимания жертвы («Ты всех так сильно толкаешь, а себя сможешь? И, пытается толкнуть ребенка его же собственной рукой»).

-   у детей - свидетелей притеснения к агрессору, когда взрослый говорит в поле внимания агрессора: «А, вы знаете, ребята, Юра сегодня обещал мне больше никогда не обижать детей! Как Вы думаете, это правда или неправда? Поднимите руки, кто считает, что правда» и т. п.

Стимуляция положительных эмоций

Это самостоятельная стратегия, когда ребенок переживает эмоции радости> смеется, улыбается, хохочет, но может рассматриваться и как вариант стратегии на положительное подкрепление и похвалу. Например: стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора («Давай-ка обиду возьмем и обидчику незаметно под рубашку засунем», - взрослый берет мелкий предмет, бумажку и стремится это сделать совместно с обиженным ребенком).

Стимуляция чувства юмора

-  У агрессора к собственному состоянию или состоянию другого («Тебе неловко, что ты обидел Иру или «ловко?» «Ой, у тебя уши позеленели? Так бывает. Один мальчик дрался много, у него точно так же позеленели!»).

-   У жертвы к агрессору (Взрослый, обращаясь к жертве в поле внимания агрессора, говорит: «Посмотри, сейчас Коля будет плакать и просить у тебя прощения»).

-   У свидетелей притеснения к агрессору («Ребята, Петя всех подряд колотит, сейчас и за Вас примется?» Взрослый предлагает всем детям и ребенку-жертве представить, как выглядит «зло». Для этого, бросая мяч, задает вопросы, требующие дополнения: «У зла глаза... (зеленого цвета); а уши... (большие, сморщенные); руки злого человека... (с длинными когтями)...; злые мысли похожи на... (сосульки с иголочками)» «Ребенок вас разозлил, а вы к нему подойдите и все, что думаете, без голоса скажите. Ребенок удивится и безобразничать остановится!-»... и т. д.).

Стимуляция соревнования, соперничества

Это стратегия на стимуляцию у детей желания испытать собственные силы и способности выиграть, сделать быстрее или лучше всех. При этом важно приучать ребенка не бояться неудач и т. п. Вот пример использования стратегии: между агрессором и взрослым или свидетелями притеснения (Взрослый предлагает агрессору: «Раз, два, три! Быстрее меня к обиженному подбеги и руку пожми! Кто вторым прибегает, тот щелчок по лбу или по руке получает!»).

Стратегия на осознание особенностей поведения или состояния

-  Ребенком-агрессором или жертвой притеснения. Листок возьму и злое лицо изображу. Это волк! Скажу: «Эй, ребенок, ластик возьми и злое лицо у волка сотри или незлое изобрази!» При этом, ребенка спрошу: «А почему это у волка злое лицо?».

-   Детьми с агрессивным, неагрессивным поведением: «Глаза закройте, дети, и руку с указательным пальцем вверх поднимите! Глаза не открывайте и палец положите туда, где у Вас зло прячется? В коленках, в руках, в голове, животе?» (См. с. 34-35, «1, 2, 3 - где зло ...»).

-   Ребенком-агрессором и отреагирование обиды ребенком -жертвой: К агрессивному ребенку подойду и письмо о том, что случилось обиженному диктовать предложу. А потом к обиженному вместе подойдем и зачитаем письмо. Обиженный, конечно, не согласится, тут и разговор о том, что было может получиться (см. с. 42-43, «Ты диктуй, а я буду писать...»).

-   Ребенком-агрессором, жертвой или свидетелями притеснения. Детям мяч бросаю, на вопросы отвечать предлагаю: «Что такое злость (обида)?», «Какого она цвета (синего, серого, желтого, красного)?», «Когда чаще бывает: утром, днем, вечером?», «Дома или в садике?»

Стратегия на установление телесного контакта

С агрессивным ребенком. Ребенок стукнул кого-то, а я к обидчику подойду, за ладонь возьму и двумя руками потрясу. При этом спокойным голосом скажу: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся», или «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись!»

И, стимуляции чувства юмора у агрессивного ребенка. К ребенку подойду, ладонь в руку возьму и «гадать» начну: «Если будешь драться, то эта линия приведет тебя в угол; а если будешь говорить обидные слова детям, то эта линия жизни заведет тебя в лес дремучий» и т. п.

ПОЛОТЕНЦЕМ ВКРУГОВУЮ МАШУ, - ЗЛЫМ ВЕТРОМ СЕБЯ НАЗОВУ!

Используйте чаще стратегию на отреагирование ребенком и взрослым агрессивного состояния в игре

Условное название игры. Полотенцем вкруговую машу, — злым ветром себя назову! Вы - мухи, а я - мухолов (мухобойка, мухошлеп).

Поведение ребенка. Ребенок на момент выполнения задания находится в нормальном состоянии, но в повседневной жизни часто бывает раздраженным, обидчивым, нерешительным, конфликтным, двигательно расторможенным и т. п.

Содержание игры. Взрослый предлагает детям: «Я буду злым ветром, а вы мухами; я буду вас осаливать, а вы бегайте и дразните меня; кого я осалил полотенцем, считает до 10 и снова в игру играть начинает».

Правила-ограничения в игре. Нельзя продолжать игру, если тебя осалили и ты не досчитал до 10; нельзя толкать других детей, если увертываешься от водящего; нельзя выходить из круга, вставать со стула, падать со стула, когда стоишь на нем, если ты водящий (злой ветер); нельзя дразнить водящего слишком обидными словами.

Используйте стратегии провокации и отреагирования агрессивности, нерешительности, обидчивости и гиперактивности у детей

Условное название игры. Мы будем мячом бросаться, а вы - защищаться! Ты нападаешь - я защищаюсь. Я буду защищаться, а ты мячом бросаться! Ты «Нападайка», а я «Небояйка!»

Поведение ребенка. Ребенок на момент выполнения задания находится в нормальном состоянии или часто бывает агрессивным, раздраженным, конфликтным или наоборот, нерешительным и обидчивым.

Содержание игры. Взрослый говорит ребенку: «Я дощечку возьму; буду защищаться, а ты пытайся в меня мячом попасть; я буду увертываться и даже дразнить, а ты не обижайся и не раздражайся...».

Возможные правила-ограничения в игре. Нельзя бросать мяч раньше условленного сигнала; нельзя выходить из круга или условленного пространства, если ты защищаешься; нельзя метиться мячом в лицо, если договорились защищать грудь, ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Дано описание методов и приемов коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Презентация на тему: "Нарушение коммуникативного поведения у дошкольников с РАС и основные методы и приемы коррекции"

Презентация отражает особенности коммуникативной функции речи у детей с РАС. Направления в системе психолго-педагогической коррекции по обучению навыкам коммуникации. Методы психолого-педагогической к...

Методические рекомендации «Методы и приемы коррекции ротацизма»

В данной статье описаны способы коррекции ротацизма у детей с нарушениями речи....

Инклюзивная практика.Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПРР.

Показаны основные направления и методы  работы  коррекции эмоционально-волевых нарушений у  ребенка с ЗПРР....

Акватерапия как метод профилактики и коррекции агрессивного поведения

В работе раскрыты основные особенности акватерапии как метода коррекции и профилактики агрессивного поведения дошкольников. Материал дополнен подборкой аква-игр различной направленности....

Методы и приемы коррекции произносительной стороны речи у детей с речевой патологией

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие:  ...

Акватерапия как метод профилактики и коррекции агрессивного поведения детей с ОВЗ

Акватерапия,  как  метод коррекции и профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ....