Тема НОД Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»
Задачи:
- Вызвать интерес детей к стихотворению И. Сурикова «Детство».
- Закрепить навык использования мнемотаблиц при заучивании стихотворения.
- Упражнять в подборе прилагательных и рифмы к словам.
- Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
- Развивать психические процессы (память, внимание, воображение)
- Воспитывать любовь к поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_nod_chtenie_stihotvoreniy_o_zime._razuchivanie_stihotvoreniya_i._surikova_detstvo.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Образовательная область: «Речевое развитие»
подготовила воспитатель группы № 10 Мещерякова И.А.
Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»
Задачи:
- Вызвать интерес детей к стихотворению И. Сурикова «Детство».
- Закрепить навык использования мнемотаблиц при заучивании стихотворения.
- Упражнять в подборе прилагательных и рифмы к словам.
- Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
- Развивать психические процессы (память, внимание, воображение)
- Воспитывать любовь к поэзии.
Ход НОД:
Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не бояться и не стесняться.
У меня в руках снежинка, она волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила»
- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)
-Как догадались, что это зима? (слова из загадки)
- Молодцы!
Воспитатель: Да, эту снежинку подарила зима. Зима – не только красивое время года, но и волшебное…
Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.
ИГРА
«Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»
Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная)
Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники рисуют картины зимней природы.
(рассматриваем картинки о зиме)
Воспитатель: Красоту зимнего леса нам помогут увидеть картинки:
- Великолепен вид зимней природы!
Зима - волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами. Ни одно время года так ни волшебно как - зима.
Воспитатель: Мне бы хотелось прочесть для вас небольшое стихотворение о зиме, с которым мы с вами, когда то уже знакомились. Автор этого стихотворения Иван Захарович Суриков
«Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?
Давайте расскажем об этом в нашей пальчиковой гимнастике:
Что зимой мы любим делать?
(сжимаем и разжимаем пальчики на обеих руках)
В снежки играть,
(начинаем на каждую зимнюю забаву загибать по одному пальчику)
И снежный ком катать.
На лыжах бегать,
На коньках кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Да ещё в снегу валяться!
(переворачивать ладони, показывая, как в снегу валяешься)
О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением.
Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа?
(в нём есть рифма)
Вот и сейчас я буду задавать вам задание – подобрать рифму. Подскажу, что все слова - рифмы зимние, относятся к зиме и зимним забавам.
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
2. С неба все летят пушинки - серебристые. (снежинки)
3. Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
4. Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
5. Купили девочке Оксанке с горы кататься… (санки)
6. Настали зимние деньки, скорее надевай (коньки)
7. Вот свернули санки – хлоп, все попадали в. (сугроб)
8. Колючие иголочки у новогодней ….(ёлочки)
9. На деревьях, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
10. Помчимся с горки мы не на подушке, нам для этого нужна … (ватрушка)
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Суриковым. Вот перед вами его портрет. Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. С одним из его стихотворений вы уже знакомы. Это стихотворение «Зима», которое я сегодня вам читала. Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы (тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием
«Детство»
Вот моя деревня, вот мой дом родной!
Вот качусь я в санках по горе крутой.
Вот свернули санки, и я на бок_- хлоп!
Кубарем качусь я под гору в сугроб.
И друзья мальчишки, стоя надо мной,
Весело хохочут над моей бедой.
- Всё лицо и руки залепил мне снег,
- Мне в сугробе горе, а ребятам смех
Воспитатель: Стихотворение называется «Детство», потому что поэт Иван Суриков вспоминает своё детство. О чём именно вспоминает поэт? (как он катался с горки)
Я предлагаю вам, ребята, выучить это стихотворение наизусть. Помогут нам в этом картинки – подсказки.
Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.
Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение? Где жил поэт? (в деревне)
- Вот моя деревня, Вот мой дом родной (зачитать строчку из стихотворения и поставить картинку на доску)
- Что делает мальчик? - Катается на санках с горки. (картинку)
- Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? - Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем качуся. Под гору, в сугроб.
- Что делают друзья мальчишки? - Весело хохочут.
- Какая беда случилась с мальчиком - Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей). Выслушивает мнения детей
- Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.
Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной картинке)
Воспитатель: Я принесла с собой эту красивую снежинку, которую дала нам Зимушка - зима. Она волшебная, будет помогать вам запомнить строки из стихотворения. Вы будете передавать снежинку из рук в руки по цепочке и воспроизводить по картинке строчку из стихотворения, затем передавать другу, а он будет проговаривать следующую строчку. И так до конца стихотворения. Давайте попробуем.
Рассказывание стихотворения по цепочке с использованием мнемотаблиц.
- В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на весёлую прогулку!
ФИЗ МИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять
(дети шагают)
Бабу снежную лепили
(изображают рука снеговика)
Птичек крошками кормили
(сыпят крошки)
С горки мы потом катались
(приседание)
Все в снегу домой пришли
(стряхивают снег)
Сьели суп и спать легли
(имитируют движения по тексту)
Воспитатель: - Ох, весело нам всем было! Садимся на места, ребята Ребята, пока мы с вами были на весёлой прогулке, налетел зимний ветерок и все картинки наши, которые помогали нам выучить стихотворение рассыпал. Нужно собрать его. А вы помните немного его содержание? Поможете мне собрать все картинки в определённой последовательности? (да)
Дети собирают картинки схемы и возвращают их на место на мольберт вспоминают и проговаривают по ней строчки из стихотворения
Воспитатель: - Молодцы! Кто хочет рассказать стихотворение сам от начала до конца?
Итог:
Воспитатель: Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?
- О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)
Воспитатель: -С каким произведением мы познакомились (Произведение называется-«Детство»)
- Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)
Что помогло нам запомнить стихотворение? (мнемотаблица)
Воспитатель: - Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?
Воспитатель: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!
Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД на тему «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».
...
04.02.2020 Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Конспект НОД по развитию речи«Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»...
Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"
Данное занятие разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик ...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1. Приобщать детей к восприятию поэти...
Конспект ООД по развитию речи "Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Цель: приобщение детей к восприятию поэтических произведений....
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Цель: Познакомить детей со ст...
Тема ООД: Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова "Детство"
Цель: приобщить детей к восприятию поэтических произведений. Помочь выразительно читать и з-апомнить стихотворение И.Сурикова "Детство"...
- Мне нравится (1)