Главные вкладки

    04.02.2020 Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Яковлева Снежана Васильевна

    Конспект НОД по развитию речи

    «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detstvo.docx26.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию речи

    «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

    (с использованием мнемотаблиц)

    Тема НОД: Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

    Образовательная область: «Речевое развитие»

    Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»

    Задачи НОД:

    Образовательные:

    1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на картинки.

    2. Активизировать словарный запас детей о зиме.

    4. Упражнять в подборе прилагательных к слову зима, в подборе рифмы к слову.

    Развивающие:

    1. Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.

    2. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать стихотворный текст.

    3. Развивать память. внимание.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе через восприятие картин художников и музыки композитора П. И. Чайковского:

    2. Формировать взаимопонимание и доброжелательность.

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

    Формы организации: фронтальная.

    Формы реализации детских видов деятельности: погружение в игровую ситуацию, общение.

    Технологии: технология моделирования (мнемосхемы, здоровьесберегающие образовательные технологии (физминутка)

    Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворений, игры «Какая зима», «Подбери рифму», «Собери картинки», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки схемы

    Ход НОД:

    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

    Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не бояться и не стесняться.

    У меня в руках снежинка. Она необычная, а волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:

    «Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки,

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила»

    - Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)

    -Как догадались, что это зима? (слова из загадки)

    - Молодцы!

    Воспитатель: Да, эту снежинку подарила зима. Зима – не только красивое время года, но и волшебное…

    Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.

    «Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»

    Воспитатель: - Спасибо, Зимушка! Ребята, давайте поиграем со снежинкой!

    Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная)

    Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники рисуют картины зимней природы.

    А вы хотите попасть в зимний лес и увидеть красоту зимней природы, которую изображают художники в своих картинах? Что-то мне подсказывает, что с волшебной снежинкой всё можно.

    «Снежинку в руки я возьму,

    Волшебство я призову,

    Чудо в гости к нам придет,

    В зимний лес нас унесет».

    (дети закрывают глаза, а воспитатель расстилает на полу «зимний ковёр» и ставит рядом с ним ёлочку в снежном уборе)

    Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на этот волшебный лёгкий пушистый зимний ковёр. (Дети рассаживаются полукругом перед телевизором)

    Воспитатель: Красоту зимнего леса нам помогут увидеть картины художников: - Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния на картине И. Шишкин «Зима». - На картине Васнецова А. М. «Зимний сон (Зима)» стройные березы стоят как невесты. -На зимних пейзажах Алексей Адамова, воздух морозный и холодный в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки. Торжественно светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом. - На картине художника Эдуарда Панова природа зимой в лесу удивительно красива, чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой. Зима - волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами. Ни одно время года так ни волшебно как - зима.

    Композиторы тоже восхищались Зимой и передавали это в своей музыке! Вот посмотрите эти картины ещё раз и послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Зима» и вы убедитесь, как же эта музыка подходит к описанию этих картин и к вашим словам – определениям, которые вы сегодня назвали о зиме.

    ( после прослушивания спросить детей, подходит ли музыка для времени года)

    Воспитатель: О чём вы думали, когда слушали музыку и смотрели картины о зиме?

    Воспитатель: Мы посмотрели, как художники изображают красоту зимней природы в картинах, послушали, какую музыку о зиме сочиняли композиторы. А ещё красоту зимней природы воспевали в стихах. Кто из вас знает стихотворение о зиме?

    (Даша прочтёт стихотворение «Белая берёза» С. Есенина)

    Белая берёза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит берёза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром

    Воспитатель: Молодец! Мне бы тоже хотелось прочесть для вас небольшое стихотворение о зиме, с которым мы с вами когда то уже знакомились. Автор этого стихотворения Иван Захарович Суриков «Зима»

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    И под утро снегом

    Поле забелело,

    Точно пеленою

    Всё его одело.

    Тёмный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно.

    Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?

    Давайте расскажем об этом в нашей пальчиковой гимнастике:

    Что зимой мы любим делать? (сжимаем и разжимаем пальчики на обеих руках)

    В снежки играть, (начинаем на каждую зимнюю забаву загибать по одному пальчику)

    И снежный ком катать.

    На лыжах бегать,

    На коньках кататься,

    Вниз с горы на санках мчаться.

    Да ещё в снегу валяться! (переворачивать ладони, показывая, как в снегу валяешься)

    О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением. Сейчас мы попросим волшебную снежинку перенести нас в нашу литературную гостиную.

    Снежинку в руки я возьму,

    Волшебство я позову.

    Ты на помощь к нам приди,

    В группу нас скорей веди.

    (воспитатель убирает ковёр. В это время кто-то раскладывает снежинки дорожкой, которая ведёт в ту часть группы, которая оформлена как «литературная гостиная»)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта дорожка приведёт нас в нашу литературную гостиную. Но вход туда по билетикам. Билетик можно получить у кассира, но не просто так, а выполнив одно непростое задание. Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа?

    (в нём есть рифма)

    Вот и сейчас я буду задавать вам задание – подобрать рифму. Подскажу, что все слова - рифмы зимние, относятся к зиме и зимним забавам.

    На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

    2. С неба все летят пушинки - серебристые. (снежинки)

    3. Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

    4. Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

    5. Купили девочке Оксанке с горы кататься… (санки)

    6. Настали зимние деньки, скорее надевай (коньки)

    7. Вот свернули санки – хлоп, все попадали в. (сугроб)

    8. Колючие иголочки у новогодней ….(ёлочки)

    9. На деревьях, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

    10. Помчимся с горки мы не на подушке, нам для этого нужна … (ватрушка) (Если дети затрудняются, то кассир показывает билетик, на котором нарисована картинка – отгадка)

    Воспитатель: найдите место в гостиной, на которое указывает ваш билетик и присаживайтесь. (на спинке стула нарисована картинка такая же, как на билетике)

    Дети рассаживаются.

    Воспитатель: Вот вы и на месте, в нашей уютной литературной гостиной. Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Суриковым. Вот перед вами его портрет. Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. С одним из его стихотворений вы уже знакомы. Это стихотворение «Зима», которое я сегодня вам читала. Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы (тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».

    Вот моя деревня, вот мой дом родной!

    Вот качусь я в санках по горе крутой.

    Вот свернули санки, и я на бок_- хлоп!

    Кубарем качусь я под гору в сугроб.

    И друзья мальчишки, стоя надо мной,

    Весело хохочут над моей бедой.

    - Всё лицо и руки залепил мне снег,

    - Мне в сугробе горе, а ребятам смех

    Воспитатель: Стихотворение называется «Детство», потому что поэт Иван Суриков вспоминает своё детство. О чём именно вспоминает поэт? (как он катался с горки)

    Я предлагаю вам, ребята, сегодня не просто так уйти из литературной гостиной, а выучить это стихотворение наизусть. Помогут нам в этом картинки – подсказки.

    Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.

    Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение? Где жил поэт? (в деревне)- Вот моя деревня, Вот мой дом родной (зачитать строчку из стихотворения и поставить картинку на доску) - Что делает мальчик? - Катается на санках с горки. (картинку) - Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? - Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. - Что делают друзья мальчишки? - Весело хохочут. - Какая беда случилась с мальчиком - Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей). Выслушивает мнения детей - Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.

    Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной картинке)

    Воспитатель: Я принесла с собой эту красивую снежинку, которую дала нам Зимушка- зима. Она волшебная, будет помогать вам запомнить строки из стихотворения. Вы будете передавать снежинку из рук в руки по цепочке и воспроизводить по картинке строчку из стихотворения, затем передавать другу, а он будет проговаривать следующую строчку. И так до конца стихотворения. Давайте попробуем.

    Рассказывание стихотворения по цепочке с использованием мнемотаблиц.

    - В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на весёлую прогулку! (Фонограмма)

    Наши детки в санки сели

    Громко песенку запели,

    Покатились далеко,

    Не догонит их никто.

    За веревочку взялись

    Помчались с горки вниз.

    И вдруг салазки на бок - хлоп!

    — Все попадали в сугроб.

    Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

    Все попадали в сугроб.

    Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,

    Все попадали в сугроб.

    Вставай, дружок,

    Отряхивай снежок.

    И снова в саночки садись,

    С горки весело катись.

    Воспитатель: - Ох, весело нам всем было! Садимся на места, ребята Воспитатель: Ребята, пока мы с вами были на весёлой прогулке, налетел зимний ветерок и все картинки наши, которые помогали нам выучить стихотворение рассыпал. Нужно собрать его. А вы помните немного его содержание? Поможете мне собрать все картинки в определённой последовательности? (да)

    Дети собирают картинки схемы и возвращают их на место на мольберт вспоминают и проговаривают по ней строчки из стихотворения

    Воспитатель: - Молодцы! Кто хочет рассказать стихотворение сам от начала до конца?

    [b]Итог[/b]:

    Воспитатель: - Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?

    - О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)

    Воспитатель: -С каким произведением мы познакомились (Произведение называется-«Детство»)

    - Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)

    - Где мы с вами сегодня побывали? (в гостях у Зимы, в лесу, в литературной гостиной)

    Что помогло нам запомнить стихотворение? (мнемотаблица, мнемоквадраты)

    Воспитатель: - Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?

    Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -то грустное солнышко (подносит 2 тарелочки с солнышками или снежинками)

    Воспитатель: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!

    Сегодня из нашей гостиной вы не уйдете с пустыми руками. Вы получите в подарок книги со стихами о зиме. Пусть ваши мамы читают вам эти замечательные стихи. А скоро вы и сами научитесь читать.

    Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи Чтение стихотворения "Снегирек" в первой младшей группе

    Конспект комплексного занятия для самых маленьких. Чтение стих-я (немецкой песенки) В. Викторова и лепка ягодок. Дети знакомятся через художественное слово со снегирем, рассматриваем картинку, беседуе...

    Конспект занятия по развитию речи : Чтение стихотворения «Федорино горе»

    Цель: Продолжать формировать умение слушать, слышать и запоминать читаемое произведение;упражнять в умении  отвечать полным и точным ответом на вопросы по теме; продолжить формирование у...

    Конспект НОД по развитию речи "Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек".

    Цель: приобщать детей к восприятию поэтической речи; активизировать словарь детей; вызывать в детях желание рассказывать стихи....

    Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц".

    Использование  мнемотехники в работе по развитию речи со старшим дошкольным возрастом. Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Заучивание отрывка стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

    Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение. Задачи: 1. Учить детей выразительно читать наизусть отрывок стихотворения И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотабл...

    Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Разучивание стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало...""

    Данный конспект разработан с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей подготовительной к школе группы при чтении стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышал...

    Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворения З.Н. Александровой "Дозор"

    Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворения З.Н. Александровой "Дозор" .для детей старшей группы ....