Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников. Рекомендации для родителей
консультация

Мигунова Наталья Васильевна

Мы часто сталкиваемся с тем, что наши дети мало знают о своей малой родине, стране, особенностях народных традиций. Часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.  Главная задача для нас, взрослых, как можно раньше пробудить в детях интерес к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, улице, развить интерес к доступным для ребенка, явлениям общественной жизни. Идея патриотического воспитания в наше время, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie.docx757.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Рекомендации для родителей

  1. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а  это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
  2. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днѐм, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребѐнок.
  3. Когда вы общаетесь со своим ребѐнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)
  4. Поддерживайте у ребѐнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
  5. Если вы хотите вырастить ребѐнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живѐте.
  6. Рассказывайте своему ребѐнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  7. Знакомьте своего ребѐнка с памятными и историческими местами своей          Родины.
  8. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  9. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, села...
  10. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  11. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  12. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  13. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  14. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях,

прославивших нашу страну, в которой вы живѐте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

  1. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребѐнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребѐнок ещѐ маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  2. Расширяйте собственный кругозор.
  3. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  4. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
  5. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.
  6. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

"Известные люди о воспитании любви к Родине"

  • "В вашей семье и под вашим руководством  растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)
  • "Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)
  • "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)
  • "Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)
  • «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

 «Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста»

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека

естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую

Родину» Д.С. Лихачев

Проблема                патриотического                воспитания                подрастающего                поколения сегодня                                одна                        из                                наиболее                        актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному        достоянию        своего                народа,                своей                нации,        толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле,        защитникам        Отечества,                государственной        символике,                традициям государства                                        и                                                общенародным                                праздникам.

В        системе        образования        России        складывается        особая        культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе

– психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего        поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов        деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Принципы реализации работы по патриотическому воспитанию.

Для реализации работы по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

  1. Принцип        личностно-ориентированного        общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнѐрство, соучастие и взаимодействие

– приоритетные формы общения педагога с детьми;

  1. Принцип        тематического        планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
  2. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  3. Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определѐнной системе;
  4. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Основные задачи патриотического воспитания

дошкольников:

  1. Формирование любви к родному краю (своей семье, родному дому, детскому саду, улице, городу).
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  3. Формирование духовно-нравственных отношений.
  4. Формирование любви к культурному наследию своего народа.
  5. Воспитание любви уважения к своим национальным особенностям.
  6. Формирование чувств собственного достоинства как представителя своего народа.
  7. Формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, другим людям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена

следующим образом:

СЕМЬЯ       ДЕТСКИЙ САД       РОДНАЯ УЛИЦА;

РАЙОН       РОДНОЙ ГОРОД      РОДНОЙ КРАЙ       СТРАНА;

СТОЛИЦА        –        СИМВОЛИКА        (ГЕРБ,        ФЛАГ,        ГИМН)       ПРАВА        И ОБЯЗАННОСТИ.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, жизнь дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Формы работы по патриотическому воспитанию

  • создание развивающей среды по нравственно–патриотическому воспитанию;
  • тематические занятия;
  • беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов,

телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;

  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом.

Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:

 комплексный подход;

 знание педагогом истории и культуры своего народа;

 правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

 тематическое построение материала;

 совместная работа детского сада и семьи;

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую

обстановку.

  1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
  2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
  3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
  4. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
  5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь

механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем)

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет его ближайшее окружение.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той на которой находится детский сад.
  • Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, аптеке, магазинах и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Объяснить детям, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Так же объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

Работая над формированием нравственно - патриотических чувств, предлагаем использовать занятия следующих циклов:

«Моя семья», «Моя улица, мой дом», «Мой детский сад», «Мой город»,

«Мой край», «Моя страна», «Москва – столица России». Работа по каждой теме должна включать занятия, беседы, игры, экскурсии, по некоторым темам – праздники. Причем, темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание и объем познавательного материала, длительность и

сложность изучения.

Преимущества патриотизма

Патриотизм даѐт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.

Патриотизм даѐт ответственность – за семью, народ и Родину.

Патриотизм даѐт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.

Патриотизм придаѐт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

Патриотизм даѐт свободу – действовать во благо своей стране.

Патриотизм даѐт уважение – к истории, традициям и культуре страны. Фундамент        будущего        человека        закладывается        в        раннем        детстве.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и

окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям. Если у дошкольника эти качества не будут сформированы надлежавшим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется трудным, а подчас и невозможным! Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.C:\Users\Пользователь\Downloads\php8UoZre_proekt-gr1_html_d1bdac1a988622dd.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Рекомендации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Рекомендации для родителей«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»...

Рекомендации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (анкета для родителей)

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (анкета для родителей)...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" - консультация для родителей

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...