"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" - консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Анисимова Наталия Николаевна

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Формирование у детей патриотического отношения и чувства своей семье, станице, стране. Воспитание собственного достоинства как представителя своего  народа, уважения к прошлому, настоящему и будущего родного края.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности  близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Воспитать у ребенка любовь к Родине должны родители и взрослые, которые наделены подобными полномочиями. Это – учителя, воспитатели, наставники и др. Но в воспитании у ребенка любви к Родине главную роль играют родители. Именно от их отношения к Родине, как они демонстрируют свои чувства к родным местам, и будет зависеть, какие чувства могут зародиться в ребенке. В ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы. Вот тогда у него могут проявиться и другие чувства, например, сопричастность и уважение к своему краю. Любовь к Родине, привязанность к месту рождения, уважение к своему языку, традициям и культуре – эти понятия включаются в один термин «патриотизм».

Воспитание маленького патриота  начинается с самого близкого для него родного дома, улицы, где он живет, детского сада:

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор, прежде всего!
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина – Россия. В ней живет много людей разных национальностей, но любой из них вправе сказать: «Я – русский!». Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства своей страны. Но главное, мы должны научить этому наших детей.

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4-5 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы. В данном возрасте можно уже решить следующие задачи:

●​ вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому;

●​ знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, городами-героями: Москвой, Санкт-Петербургом (Ленинградом), Волгоградом (Сталинградом);

●​ воспитывать у детей чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться его красотами, но и жителями, их поступками»;

●​ развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края;

●​ формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов;

●​ воспитывать у детей такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений;

●​ закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества; воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа;

●​ развивать у детей воображение, наблюдательность, способность сопереживать другим людям.

 Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как берегли и защищали ее наши предки, наши деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Наша обязанность – помочь сохранить память об исторических фактах, героических поступках защитников нашей Родины.

Основываясь на требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, воспитатель решает задачу воспитания в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – велика страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Основная цель работы по патриотическому воспитанию на основе событий Великой Отечественной войны – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это — результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка.

Проводя работу по патриотическому воспитанию, воспитатель должен руководствоваться следующими принципами построения образовательного процесса:

  • проводить связь от близкого к отдаленному, от общего к частному;
  • опираться на собственный опыт детей, реальные дела и события в их семьях, детском саду, городе, стране;
  • привлекать к работе родителей воспитанников;
  • материал, подобранный педагогам для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у него проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста.

В гражданском воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Народные праздники – это многогранное общественное явление, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося из поколения в поколение, вызывающее в душе человека радости и веселье.

Одним из воспитательных средств, которое позволяет сплотить национальные (государственные) интересы ребёнка, являются народные праздники и обряды. Вопросами воспитания детей дошкольного возраста на народных праздниках занимались и занимаются многие современные белорусские и российские ученые (Г. Н. Волков). Как подчёркивают учёные, народные праздники и обряды имеют свои отличия: коллективизм, переживание людьми одинаковых эстетических чувств, выявление и показ способностей, яркая, игровая форма проведения, эстетическое оформление и другое. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, получить разностороннее воспитание.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Литературные произведения, которые можно почитать с детьми старшего дошкольного возраста:

  • Солдатская сказка К. Паустовского «Похождение жука – носорога». Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил, наконец, старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!
  • Пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил» о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.
  • Повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
  • Рассказы о войне» – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Таким образом воспитание патриотических чувств – это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

Детям необходимо показать хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет и рассказать сыновьям и дочерям, за что получены награды: ребенок должен гордиться ими, тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. Надо рассказать ребенку, что все, кто воевал на фронте, трудился для фронта в тылу, совершил героический подвиг и этих людей надо уважать, стараться помогать им, когда нужно, не забывать поздравлять их с праздником.

Обязательно посмотрите вместе с ребенком праздничный парад в честь Победы (по телевидению), объясняя ему при этом, что происходит на самой главной площади нашей страны. Вечером посмотрите праздничный салют. Можно увидеть салют и по телевидению, и над родным городом, заранее расскажите ребенку, для чего устраивают салют в День Победы, разучите стихотворение о салюте, чтобы усилить эмоциональное восприятие этого необыкновенного зрелища.

Праздничный салют.

Алые букеты в небе расцветают,

Искорками света лепестки сверкают.

Вспыхивают астрами голубыми, красными,

Синими, лиловыми – каждый раз все новыми!

А потом рекою золотой текут. Что это такое?

Праздничный салют!

                                                          (Т. Шарыгина)

День Родины.

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной

Той великою весной.

Победителю – солдату

Сотни раз поклон земной!

                                                                   (С. Михалков)

Приобретите в свою домашнюю фонотеку песни военных лет, песни о Победе, слушайте их вместе с детьми, пойте их вместе с бабушками и дедушками – это очень сближает поколения:

  • «Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова;
  • «Синий платочек», муз. Е. Петербургского, сл. Я.Галицкого; «Землянка», муз. К.Листова. сл. А Суркова;
  • «Катюша», муз. А.Блантера, сл. М.Исаковского;
  • «Смуглянка», муз. А.Новикова, сл. Я. Шведова;
  • «День Победы», муз. Д.Тухманова. сл. В. Харитонова

И другие песни, и знаменитые марши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей.

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движе...

Патриотическое воспитание дошкольника. (Консультация для родителей)

Патриотическое воспитание дошкольника.(Консультация для родителей)...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Консультация для родителей и воспитателей

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Консультация для родителей и воспитателей...

"Роль семьи в воспитании дошкольника" (консультация для родителей)

quot;Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей" (В.А. Сухомлинский)...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...