ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио дошкольника»
методическая разработка

Смирнова Лариса Анатольевна

Технология портфолио призвана помочь дошкольнику раскрыть себя, показать свою индивидуальность и способности. Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_portfolio_1.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 7 им. Д.П. Уланова

ТЕХНОЛОГИЯ

«Портфолио дошкольника»

Автор:

Воспитатель Смирнова Лариса Анатольевна

                           

                                       

г.о. Химки, 2023г.

Технология портфолио призвана помочь дошкольнику раскрыть себя, показать свою индивидуальность и способности. Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. 

Анализ понятия «портфолио» показал, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период. Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив, на конкретную семью.

 Портфолио дошкольника - это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.

Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника. Страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было всё понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы, фотографии картинки.

Особенности «Портфолио дошкольника»

- портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях»;

- портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности достижений конкретного воспитанника.

- использование такой формы представления достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию успеха;

- в виду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.

Цель портфолио: целенаправленный сбор, систематизирование информации о достижениях дошкольника.

Портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И. Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной образовательной траекторией развития ребенка.

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании.

Преимуществом технологии «Портфолио» в детском саду является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. А также можно использовать электронный портфолио и портфолио - раскраску.

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

В своей практике мы объясняем ребенку, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. С 3х лет все без исключения малыши любят яркие книги, особенно о них самих. Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей, детей и педагогов:

- электронное портфолио. Это вид систематизации информации на гаджете и именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов;

- портфолио-раскраска. Это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, а запись рассказа сделает взрослый.

- печатное портфолио - одно из традиционных и создаётся в виде папок, картотек.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов:

  • Раздел 1. «Это я» (фамилия, имя и отчество ребёнка, домашний адрес, медицинские противопоказания, происхождение имени, знак зодиака).
  • Раздел 2.  «Я расту» («Динамика роста» - информация о росте ребенка).
  • Раздел 3. «Это моя семья» (фото: «Моя семья состоит», «Любимое занятие нашей семьи», «Семейное древо»).
  • Раздел 4. «Я познаю мир» (фото: «В зоопарке», «В музее», «На прогулке»; «Я люблю летом», «Я люблю зимой»).
  • Раздел 5. «Мой детский сад» (общая групповая фотография, моменты из жизни дошкольника в детском саду: «В садике моём родном» (фото: «Мы танцуем и поём», «Рисуем, играем, занимаемся»).
  • Раздел 6. «Мои награды и достижения» (грамоты, дипломы).
  • Раздел 7. «Моё творчество» (творческие работы: рисунки, стихи, проекты).
  • Раздел 8. «Мои занятия» (фото: кружки и секции; свободное время провождение: лыжи, коньки и т.п.).
  • Раздел 9. «Наши праздники» (фото: «День рождения», «Новый год», «Масленица» и т.п.).
  • Раздел 10. «Мои друзья» (фото: «Мои весёлые друзья», «Мои друзья»).                                                                                                                                
  • Раздел 11. «Я люблю» («Мои любимые мультики», «Мои любимые песни», «Мои любимые сказки», «Мои любимые блюда», «Мои любимые книжки).
  • Раздел 12. «Мой питомец» (фото: домашних животных, рисунки, рассказы).

Условия достижения цели при создании портфолио:

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Спортивные достижения» и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль   в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся консультации, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением.

Таким образом, технология портфолио  позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, сформировать личностные качества, развить способности. Это способ фиксирования, накопления, оценки индивидуальных достижений ребенка за определённый период развития, которые показывают его старания и прогресс. Оно дает возможность ещё раз пережить удивительные моменты жизни и успеха. Портфолио дошкольника вручается при выпуске ребёнка из детского сада как подарок самому ребенку и его семье. Это воспоминания о счастливом детстве.

Список  литературы:

  1. Новикова Т.Г. и др. «Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся» //Профильная школа. 2004, № 2. С. 48 – 56.
  2. Белая К.Ю., Кочкина Н.А., Чернышева Н.А. «Портфолио в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие». М.: АО ИППК РО, 2009.
  3. Руденко И. «Портфолио дошкольника» //Обруч. – 2005. - N6
  4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 80 с.
  5. Меттус Е.В. «Я росту. Портфолио дошкольника»//Учитель.2012
  6. Ткачук Л. В. Консультация на тему: «Педагогическая технология портфолио дошкольника». 2015. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/11/pedagogicheskaya-tehnologiya-portfolio-doshkolnika (23.02.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология "Портфолило дошкольника"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6850784","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"219","width":"480"}}]]...

Технология портфолио дошкольника

Технология портфолио дошкольника...

технология "Портфолио дошкольника"

Материал предназначен для педагогов ДОУ...

«Педагогическая технология портфолио дошкольника»

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальны...

Технология "Портфолио дошкольника"

Для родителей и педагогов...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...