ТЕХНОЛОГИЯ «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте»
методическая разработка

Смирнова Лариса Анатольевна

Развитие игровой деятельности дошкольников - одна из актуальнейших проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.docx55.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №50

ТЕХНОЛОГИЯ

«Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте»

Автор:

Воспитатель Смирнова Лариса Анатольевна

                           

                                       

г.о. Химки, 2021 г.

Актуальность. Развитие игровой деятельности дошкольников - одна из актуальнейших проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Актуальность данной проблемы на современном этапе обусловлена постепенным вытеснением игры - одного из ведущих видов деятельности из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка.

Л.С. Выготский  подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом она может быть названа ведущей, так как определяет развитие, потеря или резкое уменьшение игры для ребенка трудно восполнимы, т.к. и воображение, и способность к общению, к совместным действиям развиваются в игре и учеба в процессе игры - самая эффективная»

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В.Черкова, П.Г.Саморуковой, Н.В.Королевой Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.П.Усова и др) показали, что сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций. Таких как: отражение ребенком окружающей реальности; импровизация;    самостоятельная деятельность ребенка; школа воспитания чувств дошкольников; средство интеллектуального развития ребенка; действенное средство коррекции нарушений; способ развития детского воображения и творческих способностей; подготовка ребенка к взрослой жизни; работа ребенка над самим собой.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.

Проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели:

- несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

- нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

- занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка.

         Результаты анкетирования родителей нашей группы показали, что более 40% родителей предпочитают, чтобы в детском саду был надежный присмотр и уход, отдают приоритет развитию познавательной сферы ребенка, его подготовке к школе и ставят на второй план социально-личностное развитие.

Проблемы современной игры дошкольников:

- интеллектуальная загруженность детей. Игры стали превращаться несвойственную дошкольникам учебную деятельность;

- недостаточность знаний у педагогов. Слабая подготовка педагогов по руководству поведением детей в игре и развитием сюжета, приводит к тому, что игры становятся малосодержательными;

- СМИ. Значительную часть сведений, впечатлений, необходимых для игры, сегодняшние дети получают из СМИ, а не из окружающей жизни (отрицательные, агрессивные герои, которые проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет);

- отсутствие игры дома. Причины - занятость родителей, увлечение компьютерными играми, телевидением, отсутствие партнеров для игры (в большинстве семей один ребенок).

Цель технологии: развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста через модель взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Задачи:

- разработать модель взаимодействия педагогов и семей воспитанников ОУ, обеспечивающую развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста;

- разработать комплекс сюжетно-ролевых игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста;

- создать условия для развития игровой деятельности дошкольников;

- включить родителей в воспитательно-образовательную деятельность, построить с семьями воспитанников партнёрские отношения;

- проанализировать результаты технологии, сделать выводы, разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Теоретические основы технологии:

Отечественной дошкольной педагогикой и детской психологией накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леоктьев, Б.Г. Ананьев), генезис разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразие (Ф.И. Фрадкина, Н.С. Пантина, С.Л. Новоселова), социально-психологические основы игровых объединений (Т.А.Репина, Л.В. Артемова), методы педагогического руководства игрой на разных ступенях дошкольного возраста, воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности на дошкольника (Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Н. Литвинова).

Критерии эффективности технологии        

1.Положительные изменения в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей младшего и старшего дошкольного возраста.

2.Повышение педагогической компетентности родителей.

3.Повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах развития игровой деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты технологии

Для детей

Повышение уровня игровой деятельности, познавательного развития, социально-коммуникативного развития; формирование детского сообщества.

Для педагогов

Повышение знаний и опыта в вопросах развития игровой деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Для родителей

Развитие партнёрских отношений, включение родителей в образовательно-воспитательную деятельность, повышение педагогической компетентности в вопросах социально-коммуникативного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Модель взаимодействия педагогов, детей и родителей по развитию сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте

Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет

Сентябрь

Тема месяца «Мой дом детский сад»

Способствовать формированию представлений о детском саде как о социально-значимом объекте

неделя

название игры

задачи

1

«Кукольный детский сад»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

2

«Детский сад»

Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада. Развивать сюжет игры, способность подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать желание детей посещать детский сад.

3

«День рождения»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

4

«Обед»

Расширять представления о профессиях воспитателя и помощника воспитателя, формировать бережное отношение к окружающим предметам, воспитывать культурно-гигиенические навыки

Октябрь

Тема месяца «Мой город»

Формирование представлений о родном городе; чувство гордости и восхищения за свой город, за его красоту, его достопримечательности.

Синтезировать представления детей о городе, его людях и приблизить к пониманию статуса жителя определенной местности.

1

«Семья»

Продолжать развивать умение объединяться в небольшие группы, отражать впечатления от окружающей действительности,  расширять представления о различных профессиях, формировать бережное отношение к окружающим предметам .

2

«Идём в театр»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

3

«В автобусе»

Расширять представления о профессии водитель, формировать навыки поведения в транспорте

4

«Идём в детский сад»

Расширять представления о городе, о безопасном поведении на улицце

Ноябрь

Тема месяца «Я житель  Земного шара»

Способствовать развитию интереса и уважения к народам других стран и континентов через овладение элементарными представлениями о пространстве Земли.

1

«Поезд»

Расширять представления о профессии  машинист, проводник, формировать навыки поведения в транспорте

2

«Семья»

Закрепить знания детей о членах семьи. Развивать умение употреблять знакомые потешки в различных режимных моментах в игре. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

3

«Детский сад»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы.

4

«Магазин»

Расширять представления  об окружающем мире. Расширять знания об овощах и фруктах, о профессиях. Развивать сюжет игры. Воспитывать желание объединяться для игры.

Декабрь

Тема месяца «Волшебные подарки»

Развитие представлений о природных особенностях зимы, зимних

праздниках (Новый год, Рождество), традициях празднования.

1

«Семья»

Закреплять знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

2

«Подарки»

Продолжать формировать у детей первоначальные основы праздничной культуры. Воспитывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

3

«Кондитерская»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«В цирке»

Расширять представления о труде взрослых. Закреплять знания детей об увиденном в окружающем мире и переносить эти знания в игру. Воспитывать интерес к игре.

Январь

Тема месяца «Мальчики и девочки»

Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения норм поведения в обществе сверстников соответственного пола.

Способствовать формированию личностных качеств у детей в соответствии с гендерной принадлежностью

1

«Семья»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы.

2

«Парикмахерская»

Продолжать развивать приёмы предметно – игрового взаимодействия, расширять представления о профессии парикмахера, обогащать арсенал игровых действий.

3

«Строители»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«Поликлиника»

Продолжать развивать умения детей придумывать несложный сюжет, брать на себя определённые роли,   играть дружно, поощрять желание использовать в играх предметы – заместители , умение переносить знакомые действия в новые игровые ситуации.  

Февраль

Тема месяца «Моя семья, мои корни»

Формирование представлений ребенка о себе и близких людях.

1

«Семья»

Продолжать знакомить с определёнными действиями – убирать комнату, протирать пыль и т.д. Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

2

«Едем в гости»

Развивать способность организовывать игровое пространство, распределять роли. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

3

«В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом.

4

«День рождения»

Продолжать расширять представления детей об обязанностях членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье, дружеские взаимоотношения между членами семьи.

Март - апрель

Тема месяца «Космос. Я часть Вселенной»

Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с многообразием растительного мира на Земле со значением растений в жизни человека.

1

«В парке»

Закреплять знания детей о природе. Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

2

«Магазин овощей и фруктов»

Продолжать формировать у детей умение объединять игровые действия в развёрнутый игровой сюжет, понимать и поддерживать игровые действия других детей, развивать навыки культурного общения, воспитывать вежливое, доброе отношение друг к другу.  

3

«Космонавты»

Развивать умение распределять роли, обыгрывать игровое пространство. Воспитывать желание овладевать средствами общения в игре и способами взаимодействия со взрослыми.

4

«Магазин игрушек»

Продолжать совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Май

Тема месяца «Мы живем в России»

Способствовать моделированию позиции патриота своей страны через упорядочивание представлений детей о России.

1

«Праздник»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Экскурсия на автобусе»

Закрепить знания детей видов транспорта. Уточнить знания о сигналах светофора и действиях пешеходов. Развивать умение использовать в игре дорожные знаки. Развивать желание соблюдать правила поведения на улице города.

3

«Идём в кино»

Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

4

 «В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом

Июнь

Тема месяца «Таинственный остров»

Способствовать развитию позиции исследователя.

1

«Семья отдыхает на природе»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Мы идем в поход»

Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

3

«Лесная история»

Продолжать формировать знания детей о труде взрослых. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

4

«Строители»

Помочь детям самостоятельно и развёрнуто отображать сюжет игры, использовать различные атрибуты и материал, продолжать формировать умение договариваться.                

Взаимодействие с педагогами и родителями

С педагогами

 С родителями

сентябрь

2. Консультация для педагогов «Технология развития игры дошкольников».

1. Анкетирование «Родители об игровой деятельности детей».

2. Консультация «Закономерности психического развития детей дошкольного возраста».

октябрь

1.Выступление на круглом столе «Что такое совместная игровая деятельность в дошкольном возрасте».

1. Консультация «Позитивная социализация дошкольников».

2. «Наша семья на фоне достопримечательностей Москвы» - фотовыставка.

ноябрь

1.«Тренинг педагогической осознанности».

1.Родительское собрание «Растём, играем, развиваемся».

2.Стендовая информация:

 «Законы родительской истины».

декабрь

1.Выступление на педсовете  «Основные задачи воспитателя-профессионала».

1.Консультация для родителей «Новогодний праздник в жизни семьи».

2. Выставка семейного творчества «Новогодние традиции».

январь

1.Круглый стол «Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ в организации   взаимодействия с семьями воспитанников».  

1.Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника».

2.День открытых дверей «Мы играем»

февраль

1. Выступление на семинаре «Концепция организации процесса взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников «Детский сад и семья: психология доверия».

1.Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

2.Выставка работ семейного творчества «Семейные поделки»

март

1.Круглый стол «Разработка системы мониторинга по проблеме взаимодействия педагогов с семьями воспитанников».

1. «Мамины уроки» - организация совместной деятельности с мамами воспитанников.

2.Консультация ««Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

апрель

1.Педагогический форум «Профессиональное мастерство и педагогический опыт»

2.Консультация «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

3.Выставка работ семейного творчества «Любимые игры»

май

1.Педагогический совет. Представление результатов внедрения технологии.

1.Анкетирование родителей «Родители о самостоятельности детей».

2.Консультация ««Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет

Сентябрь

Тема месяца «Мой дом детский сад»

Способствовать формированию представлений о детском саде как о социально-значимом объекте

неделя

название игры

задачи

1

«Кукольный детский сад»

Учить детей объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

2

«Детский сад»

Учить детей выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

3

«День рождения»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

4

«Сладкий час»

Актуализация знаний детей о том, какие бывают магазины, что в них продают, помощь детям в подборе предметов-заместителей, денег.

Октябрь

Тема месяца «Я живу в Химках»

Формирование представлений о родном городе; чувство гордости и восхищения за свой город, за его красоту, его достопримечательности.

Синтезировать представления детей о городе, его людях и приблизить к пониманию статуса жителя определенной местности.

1

 «Транспорт на улицах города»

Расширять представления о профессии водитель, формировать навыки поведения в транспорте

2

«Туристическое бюро»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

3

«Едем в Москву»

Продолжать развивать умение объединяться в небольшие группы, отражать впечатления от окружающей действительности,  расширять представления о различных профессиях, формировать бережное отношение к окружающим предметам.

4

«Магазин»

Расширять представления о магазинах, профессиях, формировать навыки поведения в общественных местах

Ноябрь

Тема месяца «Я житель  Земного шара»

Способствовать развитию интереса и уважения к народам других стран и континентов через овладение элементарными представлениями о пространстве Земли.

1

«Путешествие»

Расширять представления о профессиях, формировать навыки поведения в транспорте, развивать интерес к другим странам и народам.

2

«Семья»

Закрепить знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

3

«Туристическое бюро»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания фотографий, иллюстраций, чтения художественной литературы.

4

«Готовим обед»

Расширять представления  об окружающем мире. Расширять знания о профессиях, кухнях народов мира. Развивать сюжет игры. Воспитывать желание объединяться для игры.

Декабрь

Тема месяца «Волшебные подарки»

Развитие представлений о природных особенностях зимы, зимних

праздниках (Новый год, Рождество), традициях празднования.

1

«Семья готовится к Новому году»

Закреплять знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

2

«Подарки к Новому году»

Продолжать формировать у детей первоначальные основы праздничной культуры. Воспитывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

3

«Кондитерская»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«Семейный праздник»

Расширять представления о труде взрослых. Закреплять знания детей об увиденном в окружающем мире и переносить эти знания в игру. Воспитывать интерес к игре.

Январь

Тема месяца «Мальчики и девочки»

Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения норм поведения в обществе сверстников соответственного пола.

Способствовать формированию личностных качеств у детей в соответствии с гендерной принадлежностью

1

«Семья»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы.

2

«Парикмахерская»

Продолжать развивать приёмы предметно – игрового взаимодействия, расширять представления о профессии парикмахера, обогащать арсенал игровых действий.

3

«Строители»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«Поликлиника»

Продолжать развивать умения детей придумывать несложный сюжет, брать на себя определённые роли,   играть дружно, поощрять желание использовать в играх предметы – заместители , умение переносить знакомые действия в новые игровые ситуации.  

Февраль

Тема месяца «Моя семья, мои корни»

Формирование представлений ребенка о себе и близких людях.

1

«Семья»

Продолжать знакомить с определёнными действиями – убирать комнату, протирать пыль и т.д. Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

2

«Едем в гости»

Развивать способность организовывать игровое пространство, распределять роли. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

3

«В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом.

4

«День рождения»

Продолжать расширять представления детей об обязанностях членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье, дружеские взаимоотношения между членами семьи.

Март - апрель

Тема месяца «Космос. Я часть Вселенной»

Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с многообразием растительного мира на Земле со значением растений в жизни человека.

1

«В парке»

Закреплять знания детей о природе. Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

2

«Магазин овощей и фруктов»

Продолжать формировать у детей умение объединять игровые действия в развёрнутый игровой сюжет, понимать и поддерживать игровые действия других детей, развивать навыки культурного общения, воспитывать вежливое, доброе отношение друг к другу.  

3

«Космонавты»

Развивать умение распределять роли, обыгрывать игровое пространство. Воспитывать желание овладевать средствами общения в игре и способами взаимодействия со взрослыми.

4

«Магазин игрушек»

Продолжать совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Май

Тема месяца «Мы живем в России»

Способствовать моделированию позиции патриота своей страны через упорядочивание представлений детей о России.

1

«Праздник»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Экскурсия на автобусе»

Закрепить знания детей видов транспорта. Уточнить знания о сигналах светофора и действиях пешеходов. Развивать умение использовать в игре дорожные знаки. Развивать желание соблюдать правила поведения на улице города.

3

«Идём в кино»

Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

4

 «В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом

Июнь

Тема месяца «Таинственный остров»

Способствовать развитию позиции исследователя.

1

«Семья отдыхает на природе»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Мы идем в поход»

Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

3

«Лесная история»

Продолжать формировать знания детей о труде взрослых. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

4

«Строители»

Помочь детям самостоятельно и развёрнуто отображать сюжет игры, использовать различные атрибуты и материал, продолжать формировать умение договариваться.                

Взаимодействие с педагогами и родителями

С педагогами

 С родителями

сентябрь

1.Выступление на совещании педагогов «Игровые технологии в детском саду»

1.Анкета для родителей: «Ваше отношение к познавательному развитию»

3.Консультация «Возрастные способности детей 4-5 лет»

октябрь

1.Учасие в круглом столе «Игры современных дошкольников»

1. «Законы родительской истины» - стендовая информация. 2. Консультация «Результаты диагностики,  успехи детей»  

ноябрь

1.Анализ своего стиля педагогического взаимодействия педагога с детьми.

1. Выставка детского творчества «Удивительное рядом» (в рамках недели игры и игрушки).

2. Консультация «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

декабрь

2. Участие в практикуме «Современное образование для современного детства»

1.Консультация для родителей «Новогодний праздник в жизни семьи».

2. Выставка семейного творчества «Новогодние традиции».

3.«В новогоднюю сказку – вместе» - День открытых дверей для родителей.

январь

1.Участие в семинаре «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения».

1.Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника».

2. «Моя маленькая Вселенная» - оформление семейных газет по итогам праздников.

февраль

1. Участие в семинаре «Детский сад и семья: психология доверия».

1.Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

2. «Папины уроки» - организация совместной деятельности в группе с отцами воспитанников.

март

2. Консультация для педагогов «Сотрудничество с родителями как условие качества современного дошкольного образования».  

1. «Мамины уроки» - организация совместной деятельности с мамами воспитанников.

2. «Семейный круг» - мероприятия с родителями.

апрель

2.Участие в педагогическом форуме «Профессиональное мастерство и педагогический опыт»

1.Консультация «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

2.Выставка работ семейного творчества «Любимые игрушки»

май

1.Педагогический совет. Презентация результатов технологии.

1.Анкетирование родителей «Родители о самостоятельности детей».

2.Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей 5-6 лет

Сентябрь

Тема месяца «Мой дом детский сад»

Способствовать формированию представлений о детском саде как о социально-значимом объекте

неделя

название игры

задачи

1

«Кукольный детский сад»

Учить детей объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

2

«Детский сад»

Учить детей выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

3

«День рождения»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

4

«Сладкий час»

Актуализация знаний детей о том, какие бывают магазины, что в них продают, помощь детям в подборе предметов-заместителей, денег.

Октябрь

Тема месяца «Я живу в Химках»

Формирование представлений о родном городе; чувство гордости и восхищения за свой город, за его красоту, его достопримечательности.

Синтезировать представления детей о городе, его людях и приблизить к пониманию статуса жителя определенной местности.

1

 «Транспорт на улицах города»

Расширять представления о профессии водитель, формировать навыки поведения в транспорте

2

«Туристическое бюро»

Формировать умение выполнять правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения.

3

«Едем в Москву»

Продолжать развивать умение объединяться в небольшие группы, отражать впечатления от окружающей действительности,  расширять представления о различных профессиях, формировать бережное отношение к окружающим предметам.

4

«Магазин»

Расширять представления о магазинах, профессиях, формировать навыки поведения в общественных местах

Ноябрь

Тема месяца «Я житель  Земного шара»

Способствовать развитию интереса и уважения к народам других стран и континентов через овладение элементарными представлениями о пространстве Земли.

1

«Путешествие»

Расширять представления о профессиях, формировать навыки поведения в транспорте, развивать интерес к другим странам и народам.

2

«Семья»

Закрепить знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

3

«Туристическое бюро»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания фотографий, иллюстраций, чтения художественной литературы.

4

«Готовим обед»

Расширять представления  об окружающем мире. Расширять знания о профессиях, кухнях народов мира. Развивать сюжет игры. Воспитывать желание объединяться для игры.

Декабрь

Тема месяца «Волшебные подарки»

Развитие представлений о природных особенностях зимы, зимних

праздниках (Новый год, Рождество), традициях празднования.

1

«Семья готовится к Новому году»

Закреплять знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю.

2

«Подарки к Новому году»

Продолжать формировать у детей первоначальные основы праздничной культуры. Воспитывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

3

«Кондитерская»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«Семейный праздник»

Расширять представления о труде взрослых. Закреплять знания детей об увиденном в окружающем мире и переносить эти знания в игру. Воспитывать интерес к игре.

Январь

Тема месяца «Мальчики и девочки»

Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения норм поведения в обществе сверстников соответственного пола.

Способствовать формированию личностных качеств у детей в соответствии с гендерной принадлежностью

1

«Семья»

Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы.

2

«Парикмахерская»

Продолжать развивать приёмы предметно – игрового взаимодействия, расширять представления о профессии парикмахера, обогащать арсенал игровых действий.

3

«Строители»

Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения.

4

«Поликлиника»

Продолжать развивать умения детей придумывать несложный сюжет, брать на себя определённые роли,   играть дружно, поощрять желание использовать в играх предметы – заместители , умение переносить знакомые действия в новые игровые ситуации.  

Февраль

Тема месяца «Моя семья, мои корни»

Формирование представлений ребенка о себе и близких людях.

1

«Семья»

Продолжать знакомить с определёнными действиями – убирать комнату, протирать пыль и т.д. Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

2

«Едем в гости»

Развивать способность организовывать игровое пространство, распределять роли. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

3

«В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом.

4

«День рождения»

Продолжать расширять представления детей об обязанностях членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье, дружеские взаимоотношения между членами семьи.

Март - апрель

Тема месяца «Космос. Я часть Вселенной»

Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с многообразием растительного мира на Земле со значением растений в жизни человека.

1

«В парке»

Закреплять знания детей о природе. Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

2

«Магазин овощей и фруктов»

Продолжать формировать у детей умение объединять игровые действия в развёрнутый игровой сюжет, понимать и поддерживать игровые действия других детей, развивать навыки культурного общения, воспитывать вежливое, доброе отношение друг к другу.  

3

«Космонавты»

Развивать умение распределять роли, обыгрывать игровое пространство. Воспитывать желание овладевать средствами общения в игре и способами взаимодействия со взрослыми.

4

«Магазин игрушек»

Продолжать совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Май

Тема месяца «Мы живем в России»

Способствовать моделированию позиции патриота своей страны через упорядочивание представлений детей о России.

1

«Праздник»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Экскурсия на автобусе»

Закрепить знания детей видов транспорта. Уточнить знания о сигналах светофора и действиях пешеходов. Развивать умение использовать в игре дорожные знаки. Развивать желание соблюдать правила поведения на улице города.

3

«Идём в кино»

Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким.        

4

 «В супермаркете»

Продолжать   формировать у детей игровые навыки, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет,  стимулировать желание выбирать  определённую  роль в соответствии с сюжетом

Июнь

Тема месяца «Таинственный остров»

Способствовать развитию позиции исследователя.

1

«Семья отдыхает на природе»

Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей.  

2

«Мы идем в поход»

Развивать сюжет игры, учить подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре.

3

«Лесная история»

Продолжать формировать знания детей о труде взрослых. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

4

«Строители»

Помочь детям самостоятельно и развёрнуто отображать сюжет игры, использовать различные атрибуты и материал, продолжать формировать умение договариваться.                

Взаимодействие с педагогами и родителями

сентябрь

1.Выступление на совещании педагогов «Игровые технологии в детском саду»

1.Анкета для родителей: «Ваше отношение к инновационной деятельности»

2.Анкета для родителей: «Родители о самостоятельности детей»

3.Консультация «Закономерности психического развития детей дошкольного возраста»

октябрь

1.Учасие в круглом столе «Эффективные формы работы с семьёй»

1. «Законы родительской истины» - стендовая информация. 2. Выставка рисунков и поделок «Самое красивое место в нашем районе»

3. Консультация «Результаты диагностики,  успехи детей».   

1.Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду»

1. «Законы родительской истины» - стендовая информация. 2. Выставка рисунков и поделок «Самое красивое место в нашем районе»

3. Консультация «Результаты диагностики,  успехи детей».

ноябрь

1.Конскльтация для педагогов  «Секреты интересного занятия» (приемы концентрации и переключения внимания детей; обогащение взрослым детской деятельности; правильная постановка вопросов; создание ситуации успеха; как развивать у детей основы рефлексии своей деятельности).

2.Анализ своей педагогической деятельности по критериям современного дошкольного образования.  

1. Выставка детского творчества «Удивительное рядом» (в рамках недели игры и игрушки).

2. Консультация «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

декабрь

1. Участие в практикуме «Игры ТРИЗ»

1.Консультация для родителей «Новогодний праздник в жизни семьи».

2. Выставка семейного творчества «Новогодние игрушки».

январь

1.Консультация «Народная игрушка».  

1.Консультация для родителей «Народная игрушка».

2. «Секретный мир мальчиков и девочек» - выставка детских рисунков и поделок.  

февраль

1.Участие в практикуме «Зачем общаться с родителями воспитанников?».

1.Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

2. «Папины уроки» - организация совместной деятельности в группе с отцами воспитанников.

3. Организация участия воспитанников и родителей в военно-спортивной игре «Зарница».  

март

1. Выступление на педсовете «Сотрудничество с родителями как условие качества современного дошкольного образования».  

1. «Мамины уроки» - организация совместной деятельности с мамами воспитанников.

2. «Семейный круг» - мероприятия с родителями.

апрель

2.Участие в круглом столе «Профессиональное мастерство и педагогический опыт»

1.Консультация «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

2.Выставка работ семейного творчества «Любимые игрушки»

май

1.Педагогический совет. Презентация результатов технологии.

1.Анкетирование родителей «Родители о познавательном развитии детей».

2.Консультация «Сюжетно-ролевая игра. Играем вместе».

Список литературы

1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.

2. Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с.

3. Белова С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. - 2004. - № 3. - С. 102-109.

4. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.

5. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232 с.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2002. - 283 с.

7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2006. - С. 62-76.

8. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

9. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 316 с.

10. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2003. - 286с.

11. Игра и развитие личности дошкольника / НИИ дошкольного воспитания. - М.: Изд-во АПИ, 2003. - 152с.

12. Кошелева А.С. Эмоциональное развитие дошкольника / А.С. Кошелева. - М.: Феникс, 2007. - 200 с.

13. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. - М.: Юрайт, 2010. - 288 с.

14. Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах / М.В. Кузин. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 253 с.

15. Кузнецова Л.В. Занятия, игры, упражнения / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2002. - 190 с.

16. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 2001. - № 1. - С. 30-42.

17. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры - В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 2003. - 456 с.

18. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - 338 с.

19. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. - СПб., 2008. - 126 с.

20. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. - М.: Просвещение, 2001. - 136 с.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 357 с.

22. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Слово, 2008. - 312 с.

23. Шашина В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.

24. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - М.: «Феникс», 2005. - 456 с.

25. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 41-46.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2009. - 360 с.

27. Эльконин Д.Б. Символика игры и ее функции в игре детей / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 56-60.

Приложение

Приложение 1

Сюжетно-ролевой игра в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры — процесс довольно эмоциональный.

В старшем дошкольном возрасте выполнение смысла игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли, которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношений к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры.

Исполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

Необходимо воспитывать уважительное отношение к сверстникам и противоположному полу. Необходимо создавать зоны в соответствии с гендерными различиями.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных.

В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра — дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

Воспитатель должен раскрыть перед ребенком значение роли, которое могло бы заинтересовать ребенка или предложить дополнительную роль.

В работах Д. Б. Эльконина и его последователей доказано, что в сюжетно-ролевой игре межличностные отношения детей развиваются в двух главных направлениях: как ролевые и реальные. Ролевые отношения требуют построения взаимоотношений детей на основе взаимосвязи между ролями, определенными в игре. Игра в больницу разворачивается на основе отношений врача и пациента; в магазин - продавцы и покупатели; в семью - дочери и матери или отца т.д. Речь и невербальные компоненты общения детей приобретают соответствующее содержание, жесты, интонации.

Ролевые отношения определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, высказанных согласно выбранной роли и в соотношении с другими ролями. Распределение ролей - важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер, навязывает товарищам, неинтересны роли, а сам берет на себя привлекательную, несмотря на желание других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается, или кто-то из детей выходит из нее.

Чем старше ребенок, тем больше стремится к совместной со сверстниками игре, и может согласиться выполнять неприглядную роль ради того, чтобы войти в игровое объединение. Ребенок сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей.

В выборе партнеров для совместных игр дошкольники руководствуются своими симпатиями, этическими качествами ровесника, его игровыми умениями. Важное значение имеет наличие привлекательных игровых предметов.

Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил.

Так, один из детей выполняет роль учителя и дает указания «ученику», однако в реальных отношениях «ученик» выступает с замечаниями в адрес неправильного, по его мнению, поведения «учителя». Между детьми часто возникают конфликтные ситуации о распределении ролей.

Старшие дошкольники соглашаются и на выполнение нежелательной для себя роли ради сохранения отношений с ровесником. По ходу игры преобладают ролевые взаимоотношения детей, а реальные происходят на этапе организации игры и в ее ходе как отдельные фрагменты-включения в содержание ролевых взаимоотношений детей.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до десяти, из которых два-три становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так как хочет, а так как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно-одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

Вживание в роль, овладение почерком движений, мимикой, спектром эмоций, поиск неожиданных решений, умение совладать с ситуацией – все это способствует социально-личностному развитию ребенка (растет его социальный интеллект). Снимается страх перед публичными выступлениями, многие телесные зажимы, речь становится интонационно богаче, движения пластичны.

Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Невыполнение правил приводит к распаду игры.

Включение ребенком того или иного тематического содержания в игру, по мнению Н.Я. Коротковой и Н.А. Михайленко, определяют реальные жизненные ситуации, в которых оказываются ребенок-дошкольник. Эти реальные жизненные ситуации различаются по степени его активности и характеру включенности в них.

Все эти ситуации разделили на 3 типа:

- ситуация, в которой ребенок активно действует наравне с взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается);

- ситуация, в которой ребенок непосредственно включен, но является объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет парикмахер, везет на машине шофер и т. п.);

- ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в ней непосредственного участия, а либо наблюдают ее со стороны (строители строят дом, библиотекарь выдает книги т. п.), либо узнает о ней из рассказов, сказок телепередач.

Все три типа ситуации дают пищу для детской игры. Однако в большей мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуации второго типа. С одной стороны, эти ситуации непосредственно представлены ребенку как в плане действий, так и в плане отношений между включенными в нее людьми (т. е. он хорошо знает эту реальность), а с другой стороны, действия взрослого в этих ситуациях реально ему не доступны (он не может сам водить машину, как папа, лечить как врач), но вместе с тем привлекательны и интересны. Складывающиеся противоречия между возможностями и желаниями ребенка и находит свое разрешение в игре.

Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:

- ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью - главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;

- знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;

- в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.

Приложение 2

Консультация для родителей:  «Сюжетно - ролевая игра»

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Макаренко А. С.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности  вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Невозможно  представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции,  включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть,  в игре ребенок там, где ему хочется быть, он  - участник интересных и привлекательных событий.

В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами.

Через сюжетно-ролевую игру ребенок  овладевает  духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой  организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации  в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Дети играют в «дочки-матери», в водителей и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно.

Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ».

Вот так, например...

— Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова...

Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.

         Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, Мишу наедине с соседским  Петей и через 10—15 минут войдя в комнату, вы, скорее всего, застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.

Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей, и решить ее можно уже известным способом — приняв участие в происходящем.

— Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть, ты, Петя, согласишься быть водителем? Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша? У вас в магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста...

Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.

Детям, конечно, нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной папочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое умение помогут специальные упражнения.

—Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще? Самолетом...

—Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще?

Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде — лошадка, ружье и многое-многое другое.

Сюжетно-ролевые игры  учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход  к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные  особенности...

"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

«Планирование сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Октябрь.»

Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Планирование сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в детс...

Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рекомендации Беседы: «Моя семья», «Кем работает папа, мама», «Моя родословная», «Традиция Вашей семьи», «Ка...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...