Методические рекомендации для педагогов по теме: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через организацию работы по краеведению
методическая разработка

Елена Щербакова

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  

средней общеобразовательной школы № 6 имени Героя Советского Союза В.Н.Банцекина городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы

дошкольного образования – «Детский сад № 69»

Методические рекомендации для педагогов  по теме:

Нравственно        –        патриотическое        воспитание        дошкольников через организацию работы по краеведению

Выполнил:

методист СП

СП «Детский сад №69»

ГБОУ СОШ №6

Щербакова Е.В.

Актуальность

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Дмитрий Сергеевич Лихачев

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

        ФГОС ДО определяет задачи нравственно-патриотического воспитания, которые        направлены        на формирование        в        ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально – коммуникативное и познавательное развитие.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Данные рекомендации составлены в помощь педагогам для повышения компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания через организацию краеведческой работы в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Благодаря методическим рекомендациям, педагоги смогут создать систему условий, обеспечивающую всю полноту развития личности ребенка.

Понятие, принципы, цели и задачи работы краеведческой работы в СП.

В Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области дается следующее определение патриотическому воспитанию – это

«систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие».

Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому «краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического»

Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край». Любой край, область, город неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город, родной край.

Родной край… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формировать любовь к малой и большой Родине.

Реализация работы по краеведению у детей старшего дошкольного возраста предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельного подхода и эмоционального восприятия. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Важно не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца».

Принципами патриотического воспитания подрастающего поколения являются: принцип системности, принцип адресности и принцип активности и наступательности.

Принцип системности подразумевает организацию межведомственного взаимодействия различных структур Самарской области и объединение мер по обеспечению: научно-теоретического, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения; методико-педагогического, материально-технического и информационного обеспечения реализации регионального компонента.

Принцип адресности предполагает использование особых форм и методов патриотического воспитания в рамках регионального компонента с учетом каждой возрастной группы.

Принцип активности и наступательности  предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения и ценностных установок детей и родителей, их ориентирования на национальные интересы.

Цель работы по краеведению: формирование у дошкольников основ патриотизма в процессе нравственно-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников начальных представлений о родном крае, его особенностях, истории и культуре, знаменитых людях Самарской области.
  2. Развитие у дошкольников положительных чувств к родному краю, гордости за достижения родного края, способствующих возникновению чувств любви к Родине.

Данные задачи могут решаться во всех видах детской деятельности. В соответствии с ФГОС ДО для детей ведущие виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями). При этом               должно        быть рациональное сочетание        разных        видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок на ребенка.

Специфика организации образовательной деятельности по краеведению.

Планирование работы по краеведению у детей старшего дошкольного возраста целесообразно разделить на следующие блоки:

  1.  «История родного Края »;
  2. «Достопримечательности родного Края»;
  3. «Дружба народов родного Края»
  4. «Знаменитые люди родного Края»
  5. «Природа родного Края»
  6. «Легенды и сказания родного Края»

Примерные  виды и содержание деятельности по ознакомлению детей старшей группы с родным городом Сызранью и Самарской областью.

Вид        деятельности        и        формы

активности

Содержание деятельности

Игровая

Дидактические игры: «Знатоки Сызрани»,«Собери достопримечательность», «Убери  лишнее», «Сызранское лото», «Юный краевед».

Подвижные        игры        народов Поволжья

Сюжетно-ролевые игры по мотивам  легенд и былей.

Электронные        образовательные ресурсы. Лука онлайн. Легенды Жигулей Родина моя – Тольятти. Легенды Жигулей

Познавательно исследовательская

НОД.

Примерные темы проектов: «Знай и люби свой город», «Дружба народов г.Сызрани области», «Деревья родного Края» Примерные темы   проектов:   «Заповедные

места Самарской области», «Жить – Родине служить» , «Сказки из бабушкиного  сундука», «Кто на Волге живет», «Природная кладовая», «Сказ о славном городе», «С них берем пример» (почетные люди Самарской области)

Электронный ресурс.

Литературное наследие Самарской области. Музей        истории        Самарского        края и муниципальных образований        в Самарской области. Мультимедийные презентации «7 чудес города Сызрани»; «Сызрань – мой город родной»; «Памятники г. Сызрани»;   «Памятники   природы»;

«Реки Сызрани»; «Твои люди, Сызрань», «Течет река Волга»

Литературное наследие Сызранского района. Сызранский Краеведческий музей.

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Чтение        произведений        сызранских

писателей, самарских писателей.

Сказки и предания Самарского края. Сказки и легенды Жигулей

История,        мифы        и        реальность Сызранского района.

История, мифы и реальность Самары.

Конструирование

Изготовление макетов, улиц

Изобразительная

Конкурс        рисунков        «Сызрань город

любимый»,        «Улица,        на        которой        я

живу», «Профессии моих родителей»

«Самара космическая.

Музыкальная

Разучивание        песен        о        Самарской

области, прослушивание

Театральные        постановка произведений Сызранских авторов

Двигательная

Подвижные игры народов Поволжья.

Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо продумать, какие элементы развивающей предметно пространственной среды группы, детского сада будут вовлечены. Это могут быть мини-музеи, выставки (детских рисунков на тему  «Мой любимый детский сад», литературы о г.Сызрани и Самарской области, коллаж на тему «Моя Родина»,  центры по патриотическому воспитанию  и т. п. В центрах могут быть представлены семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В центре по патриотическому воспитанию  присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб); карты края, адаптированные для детей. Также хорошим начинанием, несомненно, будет открытие мини-музеев на базе групп детского сада. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей.

Процесс создания экспонатов очень кропотливый и длительный. Построение музейной экспозиции требует соблюдения принципов предметности, принципа научности, коммуникативно-информационного принципа. Организация работы с дошкольниками с использованием элементов музейной педагогике требует большой подготовки от воспитателей: это и изучение научной литературы, обращение к историческим фактам, рассматривание огромного количества фотографий и рисунков, сопоставление исторических фактов, изучение мировой культуры, краеведения.

Важно, чтобы они были доступны и понятны детям. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной деятельности.

Так же важно взаимодействие с социум, окружающим детский сад, в работе  по краеведению у детей старшего дошкольного возраста. Проведение экскурсии (в том числе виртуальные), которые позволят ярко представить историю, природу Самарского края:

МБУ "Краеведческий музей г.о. Сызрань" http://www.skm-1923.ru/;

 Выставочный зал — особняк Чернухина http://syzran-gorod.ru/vystavochnyj-zal/ 

Самарский        областной        художественный        музей        

 http://www.artmus.ru/; 

Самарский областной историко-краеведческий музей имени П. В. Алабина – http://www.alabin.ru/;

военно-исторический музей краснознаменного Приволжско-Уральского               военного округа; детская картинная галерея;

музей-усадьба Алексея Николаевича Толстого; музей трамвайно-троллейбусного управления.

Семья

Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям родной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей и т.д..

 Социальные акции

  Социальные акции дошкольников - это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Праздник «День России», «Победа глазами детей», «Мы выбираем спорт», экологическая акция «Чистый город», «Покорми птиц»,  «Бабушкин сундук» (пошив мягкой куклы); «Сочиняем сказку вместе» (создание авторских сказок); «Игра моего детства» (изготовление и проведение игр родителями) и т.д.

Заключение

Таким образом, систематически правильно организованная работа по краеведению у детей старшего дошкольного возраста поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Дети становятся открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям- труженикам, проявляют желание узнавать историю родного города, края. У детей развивается умение сравнивать и сопоставлять события и явления. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей

обогащается и активизируется словарь, формируется интерес к исследованию природы родного края, значительно расширяется представление об окружающем мире.

Так же у дошкольников происходит становление определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается.

Таким образом, решаются поставленные задачи работы по краеведению у воспитанников формируются знания о родном городе, крае, о природе родного края, дети знакомятся с традициями и бытом народов, проживающих на территории Самарского области.

Литература

  • Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. – 210 с. : обл.
  • Матова В. Н., Краеведение в детском саду. — СПб. : ООО «Издательство

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 176 с.

  • Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 32-34.
  • Богатеева, З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья [Текст] / З.А. Богатеева. – Чебоксары, 2001.
  • Логинова, Л.В. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова. – М. : Скрипторий, 2006.– 72 с.

-Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ [Текст] : учеб.-метод. пособие / Под ред.О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Василевич, 2013. –214 с.

  • Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром исоциальной действительностью. Старшая группа. Конспект занятий / Н.В.Алешина. – М. : УЦ Перспектива, 2014.
  • Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] /Н.В. Алешина. – М. : Перспектива, 2013. – 248 с.
  • Грибова, Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет [Текст] / Л.Ф.Грибова, Н.Г. Комратова. – М. : Сфера, 2007. – 224 с.

Примерное перспективное планирование работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через      организацию работы по краеведению»

                                   блок «История родного края» для детей старшей группы

Тема

месяца

Неделя

Темы недели

Краткое содержание работы по теме

Развивающая предметно-пространственная среда

«Истор ия родного  края»

1неделя

«История Самарской Губернии»

«Сызрань – город крепость»,

Ознакомление с историей, символикой Самарской Губернией, крупнейшими городами

Самарской Губернии

Конспекты бесед.

Игровой центр: конспект и атрибуты к с/р играм: «Мы гуляем по городу», «Молокозавод», «Автоваз» «Хлебзавод»,СНПЗ, «Тяжмаш» и др.

Центр художественно-творческого развития: материалы и инструменты для продуктивной деятельности: - иллюстративный материал с изображением улиц, памятны мест, зданий города; - иллюстративный материал с изображением заводов, фабрик, предприятий города; - иллюстративный материал из жизни  старой Самары, Сызрани и др.

 Речевой центр: Д/игры: «Сложи и назови», «В каком районе находится эта достопримечательность», «Чья эта продукция?» и др.  Литературный центр:выставка книг о Сызрани.

 Центр патриотического воспитания: карта, герб, гимн Сызрани, наборы открыток о Сызрани, Д/и «Собери герб», «Профессии», «Кому, что нужно для работы» и др.

Познавательный центр: цикл бесед о родном городе, альбомы:«История рождения Сызрани», «Наши заводы», «Районы города». Коллекция

сувенирной продукции с символикой города, познавательные презентации, «Символы

2 неделя

«Символика»

Ознакомление с символикой Самарской Губернией

3 неделя

«Районы города»

Ознакомление детей с районами города: название и история

возникновения

родного города». Центр конструирования и моделирования: разнообразные виды конструктора, строительная игра: «Сызрань -

крепость»

 4 неделя

«Промышленность

Самарской области»

Ознакомление с

промышленностью города (какие заводы были в городе и какие функционируют в настоящее время)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ: «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ» ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКО...

Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».

laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....

Методические рекомендации для педагогов по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию работы по краеведению"

ФГОС ДО определяет задачи нравственно-патриотического воспитания, которые направлены на формирование в ребѐнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного кра...