Картотека игр по исследовательской деятельности
картотека (средняя группа)

Авьерино Анна Михайловна

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.           

 Задачи:                                                                                                                            

 *Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.                               

 *Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.                                                                                                              

*Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.                                               

 *Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по исследовательской деятельности

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Задачи:                                                                                                                             *Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.                                 *Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.                                                                                                              *Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.                                                *Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру

ИГРЫ С ВОДОЙ

 

"Умная галка"

Цель: определить, что уровень воды поднимается, если в воду класть предметы.

Содержание:

1.Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Умная галка".

2.Дети наливают неполную емкость воды и опускают в него камешки или монеты, доводя уровень воды до края.

 

"Водяная мельница"

Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды (сила воды).

Содержание: Дети льют воду на вертушку и ли подставляют её под струю воды под краном и наблюдают за вращением вертушки.

 

"Цветные льдинки"

Цель: Обобщить знания детей о двух агрегатированных состояниях воды - жидкой и твердой, о свойствах воды (способность замерзать принимать форму емкости в которой она находится, холодная вода замерзает быстрее, чем теплая).

Содержание: Дети наливают в формочки теплую и холодную воду и замораживают её.

 

"Фильтрование воды"

Цель: Закрепить умение фильтровать воду различными способами (вата, песок, крахмал, фильтровальная бумага).

Содержание: Дети фильтруют воду, используя различные приемы.

 

ИГРЫ С ВОЗДУХОМ

"Сухой из воды"

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воздуха( воздух занимает место)

Содержание: Дети помещают сухую салфетку в стакан и прямо опускают его в банку с водой. Вынимают из воды - салфетка сухая. Дети опускают стакан с салфеткой с наклоном - салфетка намокает.

 

"Что быстрее?"

Цель: Обнаружить атмосферное давление.

Содержание: Дети одновременно опускают 2 листа бумаги (вертикально и горизонтально; и наблюдают, какой из них быстрее приземлится)

 

"Упрямый воздух"

Цель: Обнаружить, что сжатый воздух занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой.

Содержание: Дети набирают воду при помощи шприца (без иголки) и пробуют отжать поршень, зажав отверстие пальцем.

 

"Надуем шарик"

Цель: Закрепить с детьми знание о работе легких.

Содержание: Дети надувают и сдувают воздушные шарики, закрепляя знания о работе легких. Шарик надут - вдох. Воздух выпускаем - выдох.

 

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

 "Угадай на ощупь"

Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка (сыпучесть, непрозрачность).

Содержание: Дети находят на ощупь предметы в песке и узнают их.

 

"Спасатель"

Цель: Развивать у детей умение обобщать, продолжать знакомить с качествами песка (непрозрачность, шершавость).

Содержание: Дети отгадывают загадки и находят отгадки в песке.

 

"Кто быстрее наполнит бутылку песком?"

Цель: Закрепить знания детей о том, что сырой и сухой песок обладают разными свойствами.

Содержание: Дети наполняют бутылочки сухим и сырым песком, используя различные приемы (с помощью лопаточки, воронки, бумажного кулька).

 

"Где вода?"

Цель: Определить, что глина и песок по разному впитывают воду.

Содержание: Дети наливают воду в прозрачные емкости  наполненные глиной и песком.

 

ИГРЫ С ДЕРЕВОМ

 "От какого дерева кора?"

Цель: Развивать у детей умение, находить дерево по кусочку коры.

Содержание: Игра проводится и на улице, и в группе. Дети по кусочку коры находят  нужное дерево или ветку от дерева.

 

"Что сделано из дерева?"

Цель: Закреплять у детей умение обобщать и находить среди окружающих предметов, предметы сделанные из дерева.

Содержание: Дети находят предметы из дерева и группируют их (созданные природой и созданные руками человека).

 

"Назови дерево по описанию"

Цель: Обобщать знания детей о деревьях, их отличительных признаках.

Содержание: Дети называют дерево по описанию, находят дерево его на картинках или на участке.

 

"Тонет - не тонет"

Цель: Закрепить знания детей о свойстве дерева( не тонет в воде).

Содержание: Дети из предложенных предметов, выбирают предметы сделанные из дерева и погружают их воду.

 

ИГРЫ С БУМАГОЙ

 "Бумажные снежки"

Цель: Закрепляем у детей знания о свойствах бумаги (легко мнется) и о качествах (легкость)

Содержание: Дети делают из бумаги снежки и стараются ими попасть в корзину.

 

"Вертушка"

Цель: Развивать стремление к преобразованию объекта

Содержание: Дети делают из бумаги вертушку, стараются добиться, чтобы она вращалась различными способами (стоя на месте, дуя на вертушку, во время бега, держа вертушку перед собой).

 

"Волшебная бумага"

Цель: Способствовать усвоению детьми свойств копировальной бумаги (точное копирование рисунка).

Содержание: Дети рисуют, используя копировальную бумагу, подкладывая попеременно матовую и глянцевую стороны к рисунку.

 

"Листок в воде"

Цель: Закрепить с детьми знания о свойствах бумаги (разные виды бумаги намокают по-разному).

Содержание: Дети помещают в прозрачную  ёмкость с водой разного вида, но одинаковые по размеру листики бумаги (обои, газетная, туалетная, ватман, салфетка и т.д.).

 

ИГРЫ С МЕТАЛЛОМ

"Что звучит?"

Цель: Закрепить умение определять по издаваемому звуку металлические предметы.

Содержание: Дети играют на металлических и неметаллических музыкальных инструментах, сравнивают, где звук был звонче.

 

"Не замочи рук".

Цель: Развивать у детей умение выделять свойства металлических предметов(металл тонет, притягивается магнитом).

Свойства: Дети погружают в прозрачную емкость металлические и неметаллические предметы и достают их с помощью магнита.

 

"Металл - неметалл"

Цель: Определить предметы металлические и неметаллические предметы по их качественным характеристикам (блеск, гладкость, непрозрачность)

Содержание: Дети раскладывают предметы, сделанные из разных материалов на разные подносы.

 

"Найди и назови".

Цель: Закреплять умение находить в окружающем пространстве металлические предметы.

Содержание: Дети ищут в групповой комнате предметы, сделанные из металла.

 

ИГРЫ С МАГНИТАМИ

"Рисуем магнитами"

Цель: закрепить знание о взаимодействии магнита и металлической стружки

Содержание: Дети на картоне рассыпают металлическую стружку, и с помощью магнита создают различные узоры и рисунки.

 

"Волшебная рукавичка"

Цель: Развивать у детей знания о способности магнита  притягивать предметы.

Содержание: Дети надевают рукавичку, внутрь помещают магнит и пробуют притянуть металлические и неметаллические предметы.

 

"Веселые рыболовы"

Цель: Обобщать знания о свойствах магнита (способности проходить магнитным силам через воду).

Содержание: Дети опускают на веревочке магнит в воду и достают предметы, лежащие на дне.

 

"Необычный гвоздь".

Цель: Определять способность металлических предметов намагничиваться.

Содержание: дети магнитом притягивают гвоздь (намагничивают), соединяют его от магнита, примагничивая к гвоздю более мелкие предметы.

 

ИГРЫ С ЗЕРКАЛАМИ И УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СТЕКЛАМИ

"Разведчики"

Цель: Развивать у детей понимание того, как многократно можно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Содержание: "Разведчик " становится за угол, и с помощью зеркала, путем многократного отражения, не показывая себя, смотрит что происходит.

 

"Волшебный круг"

Цель: закрепить у детей знания об образовании белого цвета на слиянии семи цветов спектра. Содержание: Дети вращают волчок (на волчке 7 цветов спектра), рассматривают его, выясняют, какой цвет они видят.

 

"Двойное отражение"

Цель: Определять особенности зеркального отражения( обратная ориентация)

Содержание: дети рисуют, глядя в зеркало.

 

"Посмотри через лупу".

Цель: Закрепить знания у детей о том, что увеличивать предметы простое стекло не может, только вогнутое стекло лупы.

Содержание: Дети рассматривают мелкие рисунки через простое стекло и через увеличительное.

 

ЧЕЛОВЕК

"Проверка зрения»

Цель: Выявить зависимость видения объекта от расстояния.

Содержание: Дети рассматривают картинки с изображением предметов с разного расстояния.

 

"Звуки в воде".

Цель: Выявить особенности распространения звуков через твердые и жидкие тела.

Содержание: Дети опускают камешки в воду , слушают, как они опускаются на дно, наблюдая со стороны и приложив ухо к емкости с водой

 

"Угадай по запаху"

Цель: Закрепить с детьми умение узнавать знакомые запахи.

Содержание: Дети нюхают кусочки поролона,  пропитанные различными составами и определяют запах вещества.

 

"Съедобное-несъедобное".

Цель: Закрепить умение находить, называть и классифицировать съедобное и несъедобное.

Содержание: дети учатся находить по картинкам съедобное и несъедобное и делить их по группам (продукты, инструменты, одежда и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников

В данном материале представлена подборка проведения экспериментов для познания окружающего мира...

Картотека по познавательно-исследовательской деятельности в уголке природы

Картотека по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеЗнакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений;Опыты с предметами неживой природы;Опыты с животными -...

Картотека игр по исследовательской деятельности детей раннего возраста

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, экспериментирование с вещами, в ходе которого  возникает простейшая катег...

Картотека по познавательно-исследовательской деятельности.

Опыты и эксперименты. Познавательно-исследовательская деятельность. 2-младшая группа...

Картотека игр по исследовательской деятельности для детей 5-7 лет

Игра - это огромное светлое окно, с помощью которого ребенок знакомится с живительным потоком представлений и понятий. Игры исследовательского характера способствуют созданию у детей эмоционального на...

Картотека по познавательно- исследовательской деятельности детей в младшей группе.

laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...