Развитие речи дошкольников в семье.
статья

Мингалиева Гульшат Шарипзяновна
Рекомендации по развитию речи ребенка в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации по развитию речи 9.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников в семье.

«Навык правильной речи,

как все добрые навыки,

приобретается в семье».

(Е.И.Тихеева)

Каждый ребенок индивидуален. Один в год с небольшим говорит без умолку, а другой предпочитает молчать до трех лет – у каждого свой темп развития. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Правильное речевое развитие – одно из важных условий формирования личности ребенка. Благодаря речи дети познают окружающий мир, расширяют словарный запас и накапливают знания, общаются и овладевают нормами общественного поведения.

В настоящее время очень часто у детей встречаются речевые нарушения. Возникнув, они не исчезнут самостоятельно. Проблема достаточно серьезная и требует безотлагательного решения. Многие родители задаются вопросом, возможно ли исправить недостатки речи в домашних условиях? Возможно, даже необходимо!

Что же нужно для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал правильно и своевременно? Какие условия необходимо создать в семье для этого?

Самое основное условие развития речи детей – благоприятная языковая среда в семье. Чем больше ребенок общается с родителями и близкими людьми, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. Дети должны испытывать удовлетворение от общения с взрослыми.

В общении с ребенком родители должны следить за своей речью: разговаривать с ним не торопясь, звуки и слова произносить четко и ясно, не искажая их. Особенно четко должны произноситься незнакомые, новые для ребенка и сложные слова. Обязательно объясняйте их значение! Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка (и свои тоже, если они имеются). Не оставляйте без ответа вопросы своих детей, отвечайте вежливо, полным ответом. И не поленитесь уточнить, понял ли ребенок ваше объяснение.

Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: он учится правильно произносить звуки, внятно и отчетливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, интонационно выразительно, правильно пользоваться темпом.

Обогащение словаря, расширение кругозора, развитие грамматически правильной фразовой и связной речи – вот задачи, которые родители могут и должны решать ежедневно. Для этого ничего не нужно организовывать специально. Стоит только настроиться на ежедневную работу и просто посмотреть вокруг себя.

Пора убирать игрушки? Сделайте это вместе! Скажите ребенку, что игрушки решили поиграть в прятки, а его назначили ведущим. Пусть ребенок «ищет» игрушки и рассказывает вам, где они нашлись: машинка заехала под кровать, зайчик (мишка, кукла) спрятался за шкаф, мячик укатился под стол… Давайте четкие инструкции, куда убирать игрушки (поставь машинку на нижнюю полку, убери кубики в коробку, посади зайчика между мишкой и клоуном), а впоследствии попросите ребенка самому прокомментировать свои действия.

Собираетесь гулять? Замечательно! Наблюдайте за погодой, изменениями в природе, растениями, животными, птицами, людьми. Побеседуйте на различные лексические темы: «Весна, «Лето», «Осень», «Зима», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Игры», тем самым знакомя ребенка с окружающим миром и обогащая его словарный запас. Вслушивайтесь в звуки улицы, развивая при этом слуховое внимание и восприятие.

Пора готовить обед или ужин? Еще одна прекрасная возможность для развития речи (словаря, грамматики и фразовой речи)! Рассказывайте ребенку, как называются продукты, вместе с ним называйте их свойства (форму, цвет, вкус, размер). Расскажите, что вы собираетесь приготовить и какие действия при этом совершаете. Обсудите, что еще можно приготовить из имеющихся продуктов.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут служить материалом для развития речи.

В общении с ребенком не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ему все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы ребенок запоминал и повторял их за вами. Предоставьте ему возможность увидеть, услышать, потрогать руками, попробовать на вкус и попросите прокомментировать. Поручайте посильную помощь. И пусть ребенок рассказывает вам о том, что он делает, в деятельности речевой материал усваивается намного быстрее и естественнее. Посоревнуйтесь с ребенком (в подборе примет, качеств, свойств, в сравнении и различении, в подборе предметов по определенным характеристикам), ведь если занятия доставляют удовольствие, они станут гораздо успешнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольника в семье»;

laquo;Развитие речи дошкольника в семье»...

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»

В консультации размешены материалы по теме...

Консультация для родителей "Развитие речи дошкольника в семье"

Благоприятная языковая среда в семье - условие развитие речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людбми и родителями, тем интенсивнее и качественее происходит его речевое развитие....

Развитие речи дошкольника в семье

Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?-в общении с ребёнком следите за своей речью;-говорите не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о...

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»

quot; Навык правильной речи, как все добрыенавыки, приобретается в семье".(Е. И. Тихеева)Благоприятная языковая среда в семье - условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близким...

«Развитие речи дошкольника в семье»

Консультация для родителей«Развитие речи дошкольника в семье»" Навык правильной речи, как все добрыенавыки, приобретается в семье".(Е. И. Тихеева)Благоприятная языковая среда в с...