Развитие речи дошкольника в семье
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Карпова Елена Николаевна

Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?

-в общении с ребёнком следите за своей речью;

-говорите не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности;

-не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами;

-своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка;

- не смейтесь над речью малыша;

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnika_v_seme.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи  дошкольника в семье

«Навык правильной речи,

как все добрые навыки,

приобретается в семье»

                                                                                                 (Е. И. Тихеева)

Благоприятная языковая среда в семье – условие развития речи детей. Чем чаще ребёнок общается с родителями, тем качественнее происходит его речевое развитие.

Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?

-в общении с ребёнком следите за своей речью;

-говорите не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности;

-не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами;

-своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка;

- не смейтесь над речью малыша;

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Как развивать связную речь?

Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста (сначала предлагайте пересказать такие сказки, в которых сюжет рассказывается последовательно, с часто повторяющимися действиями, персонажами). Например, при пересказе сказки «Репка» задаются вопросы: «Что посадил дед? Какая выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал дед?» и т.д. Такие вопросы облегчают пересказ текста.

Ребёнок с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки. При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребёнку вставить нужное слово(получается как бы совместное чтение).

Звуковая культура речи – что это?

Способность ребёнка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: малыш учится правильно произносить звуки родного языка, внятно и отчётливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом, употреблять интонационные средства выразительности.

Развитию слухового восприятия помогут разного рода звуковые игры, например: «Угадай, что звучит». Подберите 3-4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек), заводную машинку.

Сначала дайте малышу послушать, какой «голос» у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизвести звуки. Ребёнок должен отгадать, какая игрушка звучала.

Занимательная грамматика для малышей

Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования существительных с разными частями речи. Скажите: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?». Ребёнок должен дать полный ответ: «К нам  в гости приехала кукла (кошка, собака)», но: «Приехал медвежонок (слон)». Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова «один», «много».

Во время уборки игрушек необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда «разбежались» игрушки (что, (кто) где находится): кубики лежат на полу, зайчик спрятался за шкаф, машина заехала под стол и т.д. Взрослый говорит: «Давай всё расставим по местам: кубики сложи в коробку, зайчика посади между куклой и медведем, машину поставь на полку» Затем спрашивает: «Что ты убрал? Куда поставил (положил)?»

Как знакомить дошкольника с окружающим миром?

Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку из чего состоит дерево (ствол, корни, ветки, листья),  научите его узнавать наиболее распространённые породы деревьев (берёзу, липу,…)

Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки продукт, задайте малышу вопросы: «Что это?», «Какой он по цвету, по форме, по размеру?», «Что можно приготовить из этого продукта?», «Как назвать одним словом?»

После возвращения малыша с прогулки можно спросить: кого или что он видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши? Добивайтесь, чтобы он давал полные, развёрнутые, подробные ответы.

Закладывая семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях, стройте планы на будущее, при этом вопросы задаёт не только взрослый ребёнку, но и ребёнок взрослому. Во время беседы с ребёнком демонстрируйте культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи "Моя семья"

Занятие подготовлено для аттестации на 1-ю кв. к с использованием ИКТ...

Родительское собрание " Создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ"

В данном материалы представлена информация о проведении общего родительского собрания в октябре 2011 года. К данному материалу прилагается презентация работы ДОУ в данном направлении....

Доклад "Единые цели и разные подходы к развитию речи в семье. Подготовка ребенка к школе"

Доклад по развитию речи., в котором приведены дидактические игры, упражнения, памятка для родителй при подготовке ребенка к школе. Как правильно готовить руку к письму, воспитывать усидчивость и внима...

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Условия для музыкального развития ребенка в семье

Именно в раннем возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности....

Развитие речи детей 6-7 лет. Рекомендации по развитию речи в семье.

Материал содержит краткое описание характеристики речи детей 6-7лет в норме, а также рекомендации по развитию речи в домашних условиях....

Изучение взаимоотношений в семьях воспитанников в рамках проекта «Формирование и развитие воспитательского потенциала семьи и улучшение детско-родительских отношений».

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плох...