Программа по экологии
рабочая программа (старшая группа)

Юлия Петровна Шамрай

Дополнительная рабочая программа по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940)2-09-50, raduga-taz@mail.ru.

Конкурсное испытание «Защита программы»

Шамрай Юлия Петровна

Тазовский

2023

Слайд 1 Название Программы

Добрый день, уважаемые члены жюри и педагоги!

Представляю вашему вниманию Программу по естественнонаучному направлению детей дошкольного возраста «Юный эколог».

Рабочая программа разработана в соответствии с парциальной программой "Добро пожаловать в экологию! Ольги Алексеевны Воронкевич и ФГОС дошкольного образования.

Слайд 2 Актуальность

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием. На сегодняшний день у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что на мой взгляд обуславливается низким уровнем экологической культуры – люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.

Слайд 3 Цель, задачи

В связи с этим:

Цель программы. Формирование у ребёнка основ экологической культуры.

Достижению данной цели способствуют следующие Задачи:

Задачи: 

  • Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать)
  •  Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей).
  • Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты.
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников, бережное отношение к ней.

Слайд 4 Принципы

Принципы, используемые при планировании и проведении мероприятий по программе:

Работа строится на основе комфортности — ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками и взрослыми.

Создание рационального режима для каждого ребенка по правилу «Не навреди здоровью».

Каждый вид деятельности должен иметь определенную цель, а форма деятельности — отвечать этой цели.

Построение универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.

Так же необходимо построение познавательного содержания Программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.  

Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.  

Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение). Благодаря региональному компоненту образования дети получают возможность включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в регионе. 

Слайд 5 Планируемые результаты

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:  

  • Знает представителей животного мира, разделяет по видам; аргументирует выбор.
  • Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними.
  • Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы.
  • Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Слайд 6 Новизна Программы

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Новизной данной дополнительной программы является то, что подбор материалов ориентирован на формирование основ экологического воспитания дошкольников, с использованием инновационных форм, эти формы представлены на слайде.

Слайд 7 Методы и приемы экологического образования

На слайде Вашему вниманию представлены Методы экологического образования по Программе, но

Особо важное значение имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Игровое проблемное обучение - включает в себя все виды экологических игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные.

Метод наглядного моделирования – разработанный на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путём исследований пришёл к выводу, что в основе развития умственных способностей ребёнка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Метод проекта, который помогает активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.

Слайд 8 Региональный компонент

Содержанием программы предусмотрено формирование патриотических чувств.  Через изучение природы родного края, сохранение и приумножение ценностей родной страны.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Ямало-Ненецкого Автономного округа. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через беседы, проекты, игры, экскурсии и как часть образовательной деятельности.

Слайд 9 Сотрудничество с родителями

Программой предусмотрено взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, которое происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность посредством создания совместных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Очень важно, чтобы родители могли быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе воспитания, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Слайд 10 Работа с педагогами

Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Слайд 11 Диагностика

Оценка результативности образовательной деятельности по программе осуществляется в форме входного и итогового контроля. Для этого используются: анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование, практическое задание. Они представлены в Приложениях к программе.

Учитывается участие и победы в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, концертах. Результаты фиксируются в личной карте достижений учащегося. Имеющиеся диагностические методики эффективны, позволяют выявить уровень усвоения каждым учащимся учебного материала, отследить сформированность и развитие умений и навыков, необходимых по Программе.

Воронкевич Ольга Алексеевна, автор парциальной Программы «Добро пожаловать в экологию!».

Слайд 12 Риски и пути преодоления рисков

  1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами

Минимизация. Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков, интерактивных досок и столов, проекторов, микроскопов).

  1. Нехватка заинтересованных, инициативных родителей

Минимизация. Посещение родительских собраний, с целью просвещения родителей о деятельности дополнительного образования, памятки, буклеты. Наглядная информация в родительских уголках о работе с детьми.

  1. Отсутствие поддержки со стороны педагогов, заинтересованных организаций, общественных организаций в сотрудничестве.

Минимизация. Высокий уровень показателей воспитательно-образовательного процесса. Открытость деятельности ДОУ

Слайд 13 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.

2.3 Риски и пути преодоления рисков

Основные риски программы

Пути их минимизации

1

Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами

Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков, интерактивных досок и столов, проекторов, микроскопов)

2

 Нехватка заинтересованных, инициативных родителей

Посещение родительских собраний, с целью просвещения родителей о деятельности дополнительного образования, памятки, буклеты. Наглядная информация в родительских уголках о работе с детьми

3

Отсутствие поддержки со стороны педагогов, заинтересованных организаций, общественных организаций в сотрудничестве

Высокий уровень показателей воспитательно-образовательного процесса. Открытость деятельности ДОУ

4

Формальный подход к реализации программы со стороны участников

Обеспечение качественного контроля за ходом реализации программы, уровнем подготовки, ответственности координаторов и коммуникаторов проекта. Мотивация

Слайд 7

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности организации предметно-пространственной среды.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы.

 

Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится мониторинг: первичный  -  с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговый мониторинг с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.

 Основная задача мониторинга заключается в оценке индивидуального развития дошкольника, связанной с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежащей в их основе дальнейшего планирования.

Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в спонтанной и специально организованной деятельности, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в Карту наблюдений детского развития.

Анализ Карт наблюдений  позволяет оценить эффективность  педагогических  действий, индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей.

Основные диагностические методы  наблюдение;  

проблемная (диагностическая) ситуация;  беседа.  

Формы проведения педагогического мониторинга :  

индивидуальная;  подгрупповая;  групповая.  

Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, (приложение 1)

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940)2-09-50, raduga-taz@mail.ru.

Конкурсное испытание «Защита программы»

Шамрай Юлия Петровна

Тазовский

2023

Слайд 1 Название Программы

Добрый день, уважаемые члены жюри и педагоги!

Представляю вашему вниманию Программу по естественнонаучному направлению детей дошкольного возраста «Юный эколог».

Рабочая программа разработана в соответствии с парциальной программой "Добро пожаловать в экологию! Ольги Алексеевны Воронкевич и ФГОС дошкольного образования.

Слайд 2 Актуальность

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием. На сегодняшний день у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что на мой взгляд обуславливается низким уровнем экологической культуры – люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.

Слайд 3 Цель, задачи

В связи с этим:

Цель программы. Формирование у ребёнка основ экологической культуры.

Достижению данной цели способствуют следующие Задачи:

Задачи: 

  • Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать)
  •  Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей).
  • Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты.
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников, бережное отношение к ней.

Слайд 4 Принципы

Принципы, используемые при планировании и проведении мероприятий по программе:

Работа строится на основе комфортности — ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками и взрослыми.

Создание рационального режима для каждого ребенка по правилу «Не навреди здоровью».

Каждый вид деятельности должен иметь определенную цель, а форма деятельности — отвечать этой цели.

Построение универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.

Так же необходимо построение познавательного содержания Программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.  

Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.  

Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение). Благодаря региональному компоненту образования дети получают возможность включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в регионе. 

Слайд 5 Планируемые результаты

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:  

  • Знает представителей животного мира, разделяет по видам; аргументирует выбор.
  • Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними.
  • Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы.
  • Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Слайд 6 Новизна Программы

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Новизной данной дополнительной программы является то, что подбор материалов ориентирован на формирование основ экологического воспитания дошкольников, с использованием инновационных форм, эти формы представлены на слайде.

Слайд 7 Методы и приемы экологического образования

На слайде Вашему вниманию представлены Методы экологического образования по Программе, но

Особо важное значение имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Игровое проблемное обучение - включает в себя все виды экологических игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные.

Метод наглядного моделирования – разработанный на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путём исследований пришёл к выводу, что в основе развития умственных способностей ребёнка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Метод проекта, который помогает активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.

Слайд 8 Региональный компонент

Содержанием программы предусмотрено формирование патриотических чувств.  Через изучение природы родного края, сохранение и приумножение ценностей родной страны.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Ямало-Ненецкого Автономного округа. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через беседы, проекты, игры, экскурсии и как часть образовательной деятельности.

Слайд 9 Сотрудничество с родителями

Программой предусмотрено взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, которое происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность посредством создания совместных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Очень важно, чтобы родители могли быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе воспитания, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Слайд 10 Работа с педагогами

Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Слайд 11 Диагностика

Оценка результативности образовательной деятельности по программе осуществляется в форме входного и итогового контроля. Для этого используются: анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование, практическое задание. Они представлены в Приложениях к программе.

Учитывается участие и победы в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, концертах. Результаты фиксируются в личной карте достижений учащегося. Имеющиеся диагностические методики эффективны, позволяют выявить уровень усвоения каждым учащимся учебного материала, отследить сформированность и развитие умений и навыков, необходимых по Программе.

Воронкевич Ольга Алексеевна, автор парциальной Программы «Добро пожаловать в экологию!».

Слайд 12 Риски и пути преодоления рисков

  1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами

Минимизация. Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков, интерактивных досок и столов, проекторов, микроскопов).

  1. Нехватка заинтересованных, инициативных родителей

Минимизация. Посещение родительских собраний, с целью просвещения родителей о деятельности дополнительного образования, памятки, буклеты. Наглядная информация в родительских уголках о работе с детьми.

  1. Отсутствие поддержки со стороны педагогов, заинтересованных организаций, общественных организаций в сотрудничестве.

Минимизация. Высокий уровень показателей воспитательно-образовательного процесса. Открытость деятельности ДОУ

Слайд 13 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.

2.3 Риски и пути преодоления рисков

Основные риски программы

Пути их минимизации

1

Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами

Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков, интерактивных досок и столов, проекторов, микроскопов)

2

 Нехватка заинтересованных, инициативных родителей

Посещение родительских собраний, с целью просвещения родителей о деятельности дополнительного образования, памятки, буклеты. Наглядная информация в родительских уголках о работе с детьми

3

Отсутствие поддержки со стороны педагогов, заинтересованных организаций, общественных организаций в сотрудничестве

Высокий уровень показателей воспитательно-образовательного процесса. Открытость деятельности ДОУ

4

Формальный подход к реализации программы со стороны участников

Обеспечение качественного контроля за ходом реализации программы, уровнем подготовки, ответственности координаторов и коммуникаторов проекта. Мотивация

Слайд 7

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности организации предметно-пространственной среды.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы.

 

Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится мониторинг: первичный  -  с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговый мониторинг с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.

 Основная задача мониторинга заключается в оценке индивидуального развития дошкольника, связанной с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежащей в их основе дальнейшего планирования.

Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в спонтанной и специально организованной деятельности, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в Карту наблюдений детского развития.

Анализ Карт наблюдений  позволяет оценить эффективность  педагогических  действий, индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей.

Основные диагностические методы  наблюдение;  

проблемная (диагностическая) ситуация;  беседа.  

Формы проведения педагогического мониторинга :  

индивидуальная;  подгрупповая;  групповая.  

Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, (приложение 1)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Программа по экологии "Путешествие в природу"

Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...

Программа по экологии

   Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней береж...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Программа по экологии "Юные экологи"

программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...