Традиции группы, которые помогут в воспитательной работе с детьми
статья

Голендухина Лариса Владимировна

В статье – примеры традиций, которые помогут педагогам решать воспитательные задачи в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиции группы, которые помогут в воспитательной работе с детьми

Елена Соловьева, руководитель образовательных программ Психологического центра поддержки семьи «Контакт» г. Москвы, научный руководитель основной общеобразовательной программы «Радуга», к. п. н., доцент

В статье – примеры традиций, которые помогут педагогам решать воспитательные задачи в группе.

Традиции – один из важных компонентов воспитывающей среды в группах и в детском саду в целом. В каждой группе должны быть свои традиции с учетом возраста детей. Они могут быть разными, но обязательно с воспитательным компонентом. Педагоги часто не знают, какие традиции создать в своей группе.

Еженедельные традиции группы

Если педагоги решили создать еженедельную традицию, важно не забывать о ней и проводить традиционное мероприятие каждую неделю. Например, воспитатели могут устраивать с воспитанниками особую встречу после выходных, чтобы они быстрее входили в ритм группы, настраивались на позитив, чувствовали себя в безопасности. На такой встрече воспитатель и все дети рассказывают, что им больше всего понравилось на выходных. Педагог делится с воспитанниками кратким планом дел группы на неделю. Старшие дошкольники могут предложить скорректировать этот план и предложить другие дела по своим интересам.

Показать детям равенство помогут еженедельные маленькие подарочки от воспитателя. Для этого подарочки должны быть одинаковыми.

Потренировать умение рассуждать поможет еженедельное чаепитие со свободной беседой. Поначалу дети могут быть не очень разговорчивы. Однако традиционность такой беседы поможет им в будущем свободнее включаться в диалог.

Ежедневные традиции группы

Традиции группы могут быть ежедневными. Настроить детей на хороший день поможет традиция-ритуал утреннего приветствия. Задача педагога – придумать одинаковое приветствие на пару минут, чтобы здороваться со всеми детьми. Завершать день рефлексией, закреплять уважительное и доброе отношение детей друг к другу и воспитателя к детям поможет круг хороших воспоминаний.

Примеры

Eженедельная традиция

«Начинаем новую неделю вместе»

В чем суть традиции. Это традиция встречи после выходных дней, которые дети и воспитатель провели дома.

Как организовать. После завтрака воспитатель с детьми рассказывают друг другу о том, как провели выходные дни, делятся переживаниями и впечатлениями. Педагог заранее продумывает, как поприветствовать детей, что им рассказать. У каждого ре6енка должна быть возможность поделиться своими впечатлениями от прожитых выходных дней. В конце 6еседы воспитатель может рассказать детям, что им предстоит сделать, какие книги прочитать, что они 6удут рисовать в течение недели. Когда планируете жизнь группы на неделю, о6язательно учитывайте пожелания и предложения детей.

Чем полезна. Традиция помогает восстановить чувство целостности коллектива после того, как дети и воспитатель не виделись на выходных. Ребенку важно знать и чувствовать, что его рады видеть воспитатели и дети, и всем интересно, что с ним произошло за это время. Это дает чувство безопасности, принадлежности к коллективу, принятия, что укрепляет психологическое здоровье воспитанников.

Eжедневная традиция-ритуал утреннего приветствия

В чем суть традиции. Перед началом дня воспитатель со6ирает детей вместе в круг и приветствует каким-то повторяемым спосо6ом.

Как организовать. Сначала нужно придумать приветствие, которое легко 6удет повторять каждый день. Для этого подойдет несложная игра, стишок. Можно попро6овать зарифмовать имена всех детей в группе и просить поднимать руки тех, кого воспитатель называет.

С детьми старшего дошкольного возраста после приветствия педагог о6суждает план жизни группы в предстоящий день. Сначала педагог предлагает свой план, с кем дети встретятся, какие 6удут занятия, о чем педагог хочет поговорить с ними. Затем педагог внимательно выслушивает пожелания детей, по возможности вносит в план идеи детей. Замены в плане должны 6ыть равноценными: например, на прогулке дети идут не только проверить птичьи кормушки, но и покататься на горке.

Чем полезна. Так воспитатель поделится с детьми радостью от встречи, настроит их провести вместе приятный и интересный день в детском саду. Также традиция заложит основу для навыков планировать свой день

Eжедневная традиция-ритуал«Вечерний круг хороших воспоминаний»

В чем суть традиции. Дети и педагог мысленно возвращаются к прошедшему дню, что6ы порефлексировать и вспомнить что-то хорошее.

Как организовать. Во второй половине дня, например, перед прогулкой, воспитатель предлагает всем детям сесть в круг и рассказать, что каждому 6ольше всего понравилось за день, что приятного, веселого, радостного произошло. После этого воспитатель коротко говорит что-ни6удь хорошее о каждом ре6енке, лучше о хороши делах за этот день.

Чем полезна. Каждый ре6енок услышит про се6я что-то положительное, остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это сформирует в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей. Также дети научатся говорить на пу6лику, что в дальнейшем поможет им выступать на праздниках.

Традиция поможет наладить доверительные отношения с детьми, позволит воспитателю принять всех воспитанников в группе на псиxологическом уровне – в том числе тех, кто не всегда хорошошо се6я ведет. Это, в свою очередь, выравнивает отношения детей между со6ой и 6удет препятствовать появлению в группе «звезд» и «изгоев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа с детьми. Преемственность в работе воспитателя и логопеда.

Педагоги группы: логопед, воспитатели рабтают в тесном содружестве, стемятся к созданию единого подхода в коррекцинно-воспитательной работе....

Циклограмма воспитательной работы с детьми 1 младшей группы

Циклограмма разработана с учетом возраста согласно программе воспитания и обучения Васильевой....

Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.

1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Книги, которые помогут психологу в работе в ДОУ

Книги, которые можно использовать в работе в ДОУ как рабочие программы для занятий с группами....

Топ 10 книг,которые помогут выстроить здоровые отношения с детьми

Предлагаем вашему вниманию подборку книг, которые доступным языком расскажут о детстве и родительстве.Надеемся, что список будет вам полезен и вы найдете себе литературу по вкусу!А время, потраченное ...