Сюжетно-ролевая игра, как средство нравственного воспитания дошкольников
учебно-методический материал
Уважаемые коллеги. Тема моего сообщения: Сюжетно-ролевая игра, как средство нравственного воспитания дошкольников. В современном мире эта тема остается одной из актуальных. Как известно, игра – ведущий тип деятельности у дошкольников. Поэтому решению вопроса нравственного воспитания в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь:
Уважаемые коллеги. Тема моего выступления: Сюжетно-ролевая игра, как средство нравственного воспитания дошкольников. В современном мире эта тема становится одной из актуальных. Как известно, игра – ведущий тип деятельности у дошкольников. Поэтому решению вопроса нравственного воспитания в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые игры. Об этом говорили еще великие педагоги прошлого В.А. Сухомлинский Н. К. Крупская. Игра важна для приобретения ребенком социальных навыков общения, так как в игре происходит взаимодействие со сверстниками, проникновение ребенка в мир взрослых людей. В процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих отношений, происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в обществе; что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать эти отношения, постепенно формируя в себе необходимые качества личности. Игра – источник развития моральных качеств ребенка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на всестороннее развитие ребенка, - это зависит от взрослых.
Педагогическое руководство играми детей требует знания структурных компонентов сюжетно-ролевой игры:
Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх.
Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.
На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.
Так же, воспитателю следует знать, что переход внешних этических представлений ребенка во внутренние этические инстанции обусловлен следующими факторами:
- представление определенного нравственного содержания ребенку, знакомство с ним ребенка;
- раскрытие нравственного смысла (подразумевает умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении);
Переход этических представлений ребенка во внутренние мотивы поведения происходит путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, а для ребенка-дошкольника наиболее значимой является именно игровая ситуация.
Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Повторение привычной игровой формы поведения в других видах деятельности постепенно способствует формированию нравственной стороны личности, так как, побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек — привычных способов нравственного поведения. Следовательно, при организации игр следует выбирать игры с хорошим нравственным содержанием, многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать такие игровые ситуации в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления. Именно через сюжет игры воспитатель должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.
Из этого следует, что основной путь воспитания в игре – влияние на ее сюжет и содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Поэтому для эффективного использования сюжетно-ролевой игры как средства нравственного воспитания личности важно накопление детьми педагогически организованного опыта. Этому могут способствовать следующие приемы педагогического влияния на содержание: рассматривание, показ иллюстраций, фотоальбом, совместное изготовление альбомов для рассматривания, наблюдение за окружающим, трудом взрослых, различные экскурсии, чтение художественной литературы, беседы и рассказы воспитателя. Одним из интересных примеров разговора может быть беседа воспитателя с детьми об играх, в которые он играл в своем детстве. Темы бесед чрезвычайно разнообразны. Формы проведения бесед могут быть коллективными, групповыми и сугубо индивидуальными. В беседе об игре можно затронуть и вопросы нравственности (понятия честности, справедливости, долга и т. д.).
Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.
Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры, необходимо во время игры привлекать внимание детей не только к воображаемому смыслу игровых ролевых действий например «пограничники охраняют границу», но и к реальным усилиям, проявленным в игре («пограничник (Сережа) долго в лесу простоял один, хотя было страшно»). Для этого можно использовать такой приемы, как оценка отдельных персонажей и исполнителей.
В руководстве сюжетно-ролевыми играми воспитатель должен широко использовать методы и приемы, как предложение темы игры, непосредственное участие воспитателя в игре, подбор игрового материала, совет, реплика, указание в игровой форме, оценка отдельных персонажей и исполнителей, вопрос, напоминание о том, что наблюдали. Весьма положительное влияние на развитие игр оказывают совместные игры младших и старших детей, а главное — внимание воспитателя к ним. Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а следовательно, добиться гораздо более высокого уровня нравственно-волевой воспитанности дошкольников.
Для выбора методов и приемов, помогающих развитию сюжетно-ролевой игры важно знать, что расцвет ролевой игры начинается с четырехлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает в средине дошкольного возраста (5—6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.
В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад») Детям четвертого года жизни уже доступно понимание нравственного смысла деятельности людей по уходу за малышами в семье. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки).
В средней группе Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей возрастает интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде В группе детей пятого года жизни продолжается обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе («семья», «детский сад», «шоферы», «строители», «магазин» и др.). Наряду с этим появляются и новые сюжеты («железная дорога», «летчики», «больница», «зоопарк», доктор), которые свидетельствуют о расширении кругозора детей, о появлении у них новых игровых интересов. Объединяясь в игре, дети должны научиться распределять роли, учитывая желание ровесников; оказывать посильную помощь товарищам, уступать игрушку; играть вместе; приглашать нерешительных и застенчивых детей в общую игру, предлагая им интересную и доступную роль.
В старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («завод», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие» и т. д.). Появление новой тематики не снижает интереса к старым, развиваемым раньше бытовым играм, но с каждым годом содержание их становится разнообразнее, полнее. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность, проявляются нравственные чувства (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).
Таким образом, смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего — в отношениях этого лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых. Таким образом, мы видим, что в основу игровых взаимоотношений у старших дошкольников принимаются уже реальные ценности и, несмотря на игровое основание, речь идет о серьезных образованиях нравственного порядка у детей.
Итак. Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубанские игры как средство нравственного воспитания дошкольников
Роль игр в становлении личности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/30/picture-411698-1396206053.jpg)
Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/30/picture-411698-1396206053.jpg)
Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/16/picture-267048-1371404287.png)
Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников
Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/02/picture-942452-1504379282.jpg)
Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а одним из видов - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в общес...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1187955-1573660740.jpg)
Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом связано как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольн...