Сюжетно-ролевая игра, как средство нравственного воспитания дошкольников
учебно-методический материал

Ирина Александровна Громыко

Уважаемые коллеги. Тема моего сообщения: Сюжетно-ролевая игра, как средство нравственного воспитания дошкольников. В современном мире эта тема остается одной из актуальных. Как известно, игра – ведущий тип деятельности у дошкольников. Поэтому решению вопроса нравственного воспитания в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Речь:

Уважаемые коллеги. Тема моего выступления: Сюжетно-ролевая игра, как средство нравственного воспитания дошкольников. В современном мире эта тема становится одной из актуальных. Как известно, игра – ведущий тип деятельности у дошкольников. Поэтому решению вопроса нравственного воспитания в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые игры. Об этом говорили еще великие педагоги прошлого В.А. Сухомлинский Н. К. Крупская. Игра важна для приобретения ребенком социальных навыков общения, так как в игре происходит взаимодействие со сверстниками, проникновение ребенка в мир взрослых людей. В процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих отношений, происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в обществе; что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать эти отношения, постепенно формируя в себе необходимые качества личности. Игра – источник развития моральных качеств ребенка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на всестороннее развитие ребенка, - это зависит от взрослых.  

   Педагогическое руководство играми детей требует знания структурных компонентов сюжетно-ролевой игры:

          Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх.

Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

    На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

    Так же, воспитателю следует знать, что переход внешних этических представлений ребенка во внутренние этические инстанции обусловлен следующими факторами:

  1. представление определенного нравственного содержания ребенку, знакомство с ним ребенка;
  2. раскрытие нравственного смысла (подразумевает умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении);

 Переход этических представлений ребенка во внутренние мотивы поведения происходит путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, а для ребенка-дошкольника наиболее значимой является именно игровая ситуация.

 Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Повторение привычной игровой формы поведения в других видах деятельности постепенно способствует формированию нравственной стороны личности, так как, побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек — привычных способов нравственного поведения. Следовательно, при организации игр следует выбирать игры с хорошим нравственным содержанием, многократное повторение которых должно привести  к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать такие игровые ситуации в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления. Именно через сюжет игры воспитатель должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.

    Из этого следует, что основной путь воспитания в игре – влияние на ее сюжет и содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте.  Поэтому для эффективного использования сюжетно-ролевой игры как средства нравственного воспитания личности важно накопление детьми педагогически организованного опыта. Этому могут способствовать следующие приемы педагогического влияния на содержание: рассматривание, показ иллюстраций, фотоальбом, совместное изготовление альбомов для рассматривания, наблюдение за окружающим, трудом взрослых, различные экскурсии, чтение художественной литературы, беседы и рассказы воспитателя.     Одним из интересных примеров разговора может быть беседа воспитателя с детьми об играх, в которые он играл в своем детстве. Темы бесед чрезвычайно разнообразны. Формы проведения бесед могут быть коллективными, групповыми и сугубо индивидуальными. В беседе об игре можно затронуть и вопросы нравственности (понятия честности, справедливости, долга и т. д.).

    Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.  

    Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры, необходимо во время игры привлекать внимание детей не только к воображаемому смыслу игровых ролевых действий например «пограничники охраняют границу», но и к реальным усилиям, проявленным в игре («пограничник (Сережа) долго в лесу простоял один, хотя было страшно»). Для этого можно использовать такой приемы, как оценка отдельных персонажей и исполнителей.

 В руководстве сюжетно-ролевыми играми воспитатель должен широко использовать методы и приемы, как предложение темы игры, непосредственное участие воспитателя в игре, подбор игрового материала,  совет, реплика, указание в игровой форме, оценка отдельных персонажей и исполнителей, вопрос, напоминание о том, что наблюдали. Весьма положительное влияние на развитие игр оказывают совместные игры младших и старших детей, а главное — внимание воспитателя к ним.     Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а следовательно, добиться гораздо более высокого уровня нравственно-волевой воспитанности дошкольников.

 Для выбора методов и приемов, помогающих развитию сюжетно-ролевой игры важно знать, что расцвет ролевой игры начинается с четырехлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает в средине дошкольного возраста (5—6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.

      В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад») Детям четвертого года жизни уже доступно понимание нравственного смысла деятельности людей по уходу за малышами в семье. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки).

     В средней группе Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей возрастает интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде В группе детей пятого года жизни продолжается обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе («семья», «детский сад», «шоферы», «строители», «магазин» и др.). Наряду с этим появляются и новые сюжеты («железная дорога», «летчики», «больница», «зоопарк», доктор), которые свидетельствуют о расширении кругозора детей, о появлении у них новых игровых интересов. Объединяясь в игре, дети должны научиться распределять роли, учитывая желание ровесников; оказывать посильную помощь товарищам, уступать игрушку; играть вместе; приглашать нерешительных и застенчивых детей в общую игру, предлагая им интересную и доступную роль.

   В старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («завод», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие» и т. д.). Появление новой тематики не снижает интереса к старым, развиваемым раньше бытовым играм, но с каждым годом содержание их становится разнообразнее, полнее. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность, проявляются нравственные чувства (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

    Таким образом, смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего — в отношениях этого лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых. Таким образом, мы видим, что в основу игровых взаимоотношений у старших дошкольников принимаются уже реальные ценности и, несмотря на игровое основание, речь идет о серьезных образованиях нравственного порядка у детей.

      Итак.   Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников

Ведущей  деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а одним из видов - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в общес...

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом связано как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольн...