"Психологические особенности народного творчества"
консультация

Буш Маргарита Николаевна

В современном мире в мире постоянных перемен увеличивается число тревожных родителей и детей, характерной чертой которых является неуверенность в завтрашнем дне, эмоциональная неустойчивость, беспокойство, пониженная адаптивность к изменениям. Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности детей дошкольного возраста, так как способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы родного языка, подражание которым позволяет ребёнку не только успешнее овладевать им, но адекватно адаптироваться в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности народного творчества

В современном мире в мире постоянных перемен увеличивается число тревожных родителей и детей, характерной чертой которых является неуверенность в завтрашнем дне, эмоциональная неустойчивость, беспокойство, пониженная адаптивность к изменениям. Единение человека с природой через образы устного народного творчества привносят в жизнь дошкольника гармоничность психоэмоционального развития. Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности детей дошкольного возраста, так как способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы родного языка, подражание которым позволяет ребёнку не только успешнее овладевать им, но адекватно адаптироваться в социуме.

Используя народные традиции (потешки, скороговорки, дразнилки, считалки), мы не просто знакомим с фольклором, приобщая к культуре, но и тем самым спасаем детей от болезней, критических и кризисных состояний, с которыми они сами справиться не могут, деградации, которые нависли над человечеством.

Рассмотрим народное творчество с психологической точки зрения – фольклоротерапия. Фольклоротерапия – метод превентивной и актуальной психотерапии, представляет собой систему способов отношений, способов жизни, способов деятельности, способов переживаний, закрепленных в произведениях фольклора. Фольклор является моделью жизни, которая и сохраняет опыт человечества и обновляется вместе с обновлением этого опыта, при этом он не теряет своей первоначальной фундаментальной основы.

 Профилактические (превентивные) меры, как известно, являются эффективными во всех сферах деятельности, связанных с сохранением, нормальным развитием и поддержкой жизнедеятельности человека.

Рассматривая психологические особенности народного творчества, можно отметить, что оно направлено на профилактику и коррекцию эмоционально-волевой сферы в период возрастных кризисов ребенка дошкольного возраста: это кризис трех лет, кризис семи лет, а Занятия с использованием искусства народного творчества (фольклором) – оказывают положительное психофизиологическое воздействие на человека, и что самое важное, на его духовное здоровье.

Рассмотрим Функции фольклоротерапии:

1. Психологическая функция

Фольклор способствует раскрепощению, самоидентификации, социализации, ценностному самоопределению детей, принятию ими нравственных норм и норм этического поведения, осуществляется коррекция нежелательных черт личности, эффективные эмоциональные сбросы, которые оказывают качественное воздействие на тело и душу, создают ощущение равновесия, дают точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, эмоциональную устойчивость.

2. Физиологическая функция.

Народный фольклор, вызывает у детей сильнейшие эмоциональные переживания. Их воздействие на растущий организм активизирует в большей или меньшей степени, работу буквально всех органов, всей сложной системы желёз внутренней секреции и оказывает этим глубочайшее и продолжительное воздействие на всё поведение и развитие детей.

3. Развивающая функция.

Под воздействием фольклора развиваются все психические процессы и функции и прежде всего

- способность к разносторонней мыслительной деятельности, основанной на общих познаниях о действительности, понимании нравственных аспектов, что стимулирует активную личностную позицию, способствуют выработке у ребят умений смотреть и видеть, слушать и слышать мир.

- музыкально-образное мышление, т. е. особенность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков, их комплексов, а также способность слышать и узнавать разную фактуру.

- эмоциональное мышление, которому присущи захваченность объектом, неутомимость, расположение к творческому подъёму. При этом эстетические переживания детей, связанные с освоением русской фольклора, реализуются через осознание собственных эмоций

- воображение. Оно обогащается различными образами фольклорных произведений. Само по себе восприятие фольклора располагают ребёнка к свободному полёту фантазии, к мечтанию.

Средства, которые можно используются на занятиях с педагогом- психологом :

1. Народные игры – универсальный способ общения, формирующий у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью, источник радости, удовольствия, развития инициативы и находчивости.

2. Песенный фольклор, который позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, опираясь при этом не на разум, а на сердечное восприятие. А работа со звуком, ритмом, дыханием формирует и корректирует личность человека.

3. Народные танцы. Народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т. к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации.

На занятиях фольклором могут участвовать дети, имеющие, например, психофизические проблемы : двигательная расторможенность, мышечные блоки и зажимы, характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, неумением строить позитивное взаимодействие с окружающими, низкой самооценкой

Цель занятий с использованием народного творчества как психологического направления:

Развитие нравственных качеств личности, формирование русского менталитета через знакомство и исполнение русского фольклора,  что дает детям возможность прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

В современной педагогике большое внимание уделяется фольклоротерапии как средству сохранения и формирования социального здоровья. Все средства фольклоротерапии направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности.

Необычайно важно создать условия для психологического комфорта ребенка и для его быстрой адаптации к условиям детского сада. Здесь на помощь тоже приходит народное творчество (фольклор). Детям очень нравятся потешки, прибаутки, маленькие песенки.

В работе психолога с детьми можно использовать следующие виды фольклора:

• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге,

деревьям).

• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

• Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Речевой материал понятен, доступен, соответствует данному возрасту.

Детский фольклор может использоваться в играх на развитие мелкой моторики.

 (Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, можно учить на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отводится также шутке, веселью. Для этого применяются дразнилки, шутливые диалоги.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Фольклор, как и другие виды традиционной народной культуры, всесторонне воздействует на человеческий организм, способствуя его развитию, а также располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

Традиционные правила народной педагогики прошли многовековую проверку и удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей.

Психологическая эффективность использования фольклоротерапии определяется рядом факторов:

1. (способствует)снижение скрытой или явной психологической проблемы, проявляющееся в мышечных зажимах или в двигательной расторможенности). Разумеется, снятие мышечного зажима не ликвидирует психологическую проблему, но в ряде случаев способствует этому.

2. Коррекция и терапия средствами народного творчества предоставляют возможность невербального выражения внутренней проблемы. В процессе фольклоротерапии, при занятии психогимнастикой, в играх можно выразить и «сформулировать» проблему через рисунок, движение, изображение кого-либо (чего-либо). Это дает возможность работы с символически выраженной проблемой без захода в травмирующую ситуацию.

3. Коррекция и терапия средствами народного творчества, а именно занятия психогимнастикой, игры позволяют проявить негативные эмоции в социально приемлемой форме. В значительном ряде случаев подавляемые негативные чувства, эмоции и переживания являются одним из значимых факторов в возникновении невротических состояний.

4. В процессе данного рассматриваемого направления происходит расширение сферы потребностей и возможностей личности, что свидетельствует об актуализации резервов личности. Участник группы не только решает психологические проблемы, но одновременно становится субъектом творческого процесса (процесса создания культурного продукта).

Таким образом, все эти методы народного творчества способны в значительной степени решить проблему выявления и актуализации скрытых ресурсов личности и создать предпосылки, как для успешного разрешения психологической проблемы, так и для самореализации личности в целом.

Использование народных традиций дает возможность ребенку расти здоровой, полноценной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детского творчества

Психологические особенности, на которые следует опираться, при развитии у детей творческих способностей....

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Особенности волшебной сказки как жанра устного народного творчества

Народное поэтическое творчество (фольклор)  представляет собой искусство устного слова и является предметом коллективного творчества. В фольклоре существуют три рода произведений: эпос, лирика и ...

«Детский фольклор – это особенная область народного творчества»

Детский фольклор-это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приrоворки, за...

ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ТВОРЧЕСТВА»

В статье уделено внимание рассмотрению психологической характеристике детей дошкольного возраста, а так же рассмотрены психологические особенности дошкольников как предпосылки творчества....

статья "Детский фольклор- особенное народное творчество"

Родительский всеобуч о ценности детского фольклора....