Психологические особенности детского творчества
статья по аппликации, лепке по теме

Ефремова Ирина Владимировна

Психологические особенности, на которые следует опираться, при развитии у детей творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detskogo_tvorchestva.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детского творчества

Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает взгляд другого. Это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему. Чтобы сформировать свои желания и потребности, ребенок может выразить это с помощью своего творчества. Многие методики психологов с детьми основаны на анализе детского творчества. Рисунки, аппликация и другие детские поделки могут многое рассказать о детях: что тревожит ребенка, что ему нравится, кого он любит, как относятся к нему в семье, как он ощущает себя в этом мире и другую полезную информацию, ведь творчество ребенка – это отображение его внутреннего мира.

Детское творчество можно назвать «натуральным», подобно тому, как Л. С. Выгодский различал натуральные, то ест данные от рождения, природные, и высшие психические функции. Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно.

Характерная особенность детского творчества – его всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество несводимо к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет. Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление», когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного. Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат. Ребенок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Он абсолютно уверен, что, глядя на его рисунок, все видят то, что видит он сам, смотрящего на всё необычное, всё знающего и уверенного в своей непогрешимости.

Важной психологической особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Однако дети испытывают большой душевный подъем, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребенка. Творчество является обязательным элементом развития личности ребенка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития.

Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта деятельности субъективна. Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта доставляет ему больше удовольствия, чем результат. Третья особенность детского творчества, безусловно связана с первыми двумя и особенно со второй. Ребенок приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование с ним.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

В статье описаны психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома,  с различными формами депривации....

Реферат по детской психологии. Тема: "Психологические особенности освоения образовательной области "Коммуникация"

Реферат по детской психологии. Тема: "Психологические особенности освоения образовательной области "Коммуникация"...

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ТВОРЧЕСТВА»

В статье уделено внимание рассмотрению психологической характеристике детей дошкольного возраста, а так же рассмотрены психологические особенности дошкольников как предпосылки творчества....

Психологические основы детского изобразительного творчества

Психологические основы детского изобразительного творчества Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художестве...

Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения.

Дети дошкольного возраста, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности. Это сказывается на по...

"Психологические особенности народного творчества"

В современном мире в мире постоянных перемен увеличивается число тревожных родителей и детей, характерной чертой которых является неуверенность в завтрашнем дне, эмоциональная неустойчи...