Психологические основы детского изобразительного творчества
статья на тему

Вязьмина Светлана Валерьяновна

Психологические основы детского изобразительного творчества

 

Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря им ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей.

Выделяются общие группы важных психических процессов, составляющих основу творческих способностей.

Восприятие предметов, явлений действительности и их индивидуальных свойств. Художественная деятельность детей с самого начала должна быть связана с жизнью. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.

Такие знания и представления об окружающем мире следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения, рассматривая предметы.

Необходимо день за днем наблюдать с детьми за явлениями природы, их изменениями. Образное эстетическое восприятие детей обогащается в тех случаях, когда взрослый использует эпитеты, образные выражения, поэтические строки. Сам процесс восприятия должен быть эмоционально-радостным, вызывать у ребенка положительное отношение к действительности, желание насладиться красотой, изобразить увиденное.

Образные представления. Образное мышление. Выделяются стадии развития мышления у детей: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Первое опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей в детском саду, как изобразительная и конструктивная. Обязательным составным компонентом художественно-творческой деятельности, а также условием роста соответствующих способностей является интерес ребенка к тому или иному занятию.

Воображение. Конечно, первые опыты ребенка в художественной деятельности, и прежде всего в рисовании как более доступном ее виде, не являются в полном смысле изобразительными. Ребенок чиркает по бумаге карандашом — это случайно получившиеся штрихи и линии. И, если спросить малыша, что за рисунок получился, он, как правило, не ответит, так как сознательного замысла еще нет. Но постепенно приобретая опыт восприятия окружающих предметов и явлений, всматриваясь в остащиеся на бумаге следы, ребенок начинает соотносить получившиеся линии и конфигурации с приобретенными знаниями и называть тот или иной предмет. Накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения и мышления малыша.

Воображение связано с образным мышлением, и оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира.

Активизируя фантазию детей, педагог помогает развитию их воображения, самостоятельности,творческих способностей.

Эмоции и творчество. Известно, что эмоции играют важную роль в жизни человека и осуществлении любой деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, зависят характер их решения и достижения результатов.

Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребенок испытывает разные чувства и ко всему выражает свое отношение. Это отношение имеет положительный или отрицательный характер и связано с чувствами человека: радостью, грустью, восхищением, возмущением, любовью, ненавистью. Человек эмоционально реагирует на поступки и поведение других людей, а также на свои собственные высказывания и результаты деятельности.

Ученые выделяют активные переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу и энергию, и пассивные переживания, влияющие на человека обратным образом. Активные переживания связаны с положительными эмоциями, пассивные — с отрицательными. Положительные эмоции и чувства проявляются в случае удовлетворения в процессе деятельности потребностей и интересов человека.

Как добиться того.ю что занятия изобразительным искусством вызывали у детей радостные положительные эмоции и чувства?

В процессе творческой деятельности ребенок испытывает различные переживания. Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка-дошкольника и для младшего школьника, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и продуктивно в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления детей данного возраста; наглядно-действенному и наглядно-образному его характеру. Ребенок, даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией, он не только активно и самостоятельно действует, но и создает сюжетные и предметные картинки, декоративные композиции, скульптуру. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.

Другая значимая потребность — познавательная. Искусство, в том числе и изобразительное, - специфическая сфера познания. Занимаясь деятельностью, сходной с искусством, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.

Необходимо организовать изобразительную деятельность детей так, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс творчества. Целесообразно включать в процесс занятий образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты.

Развитие моторики руки ребенка. Формирование ручной умелости.

Изобразительная деятельность может успешно осуществляться лишь только тогда, когда дети постепенно овладевают способами рисования, лепки, аппликации. Приобретая знания, навыки, дети чувствуют себя комфортно и их радуют собственные умения. Обучение должно выызвать интерес, не быть сухим и формальным.

От степени развития моторики руки детей в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические основы детского изобразительного творчества

Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря им ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей.

Выделяются общие группы важных психических процессов, составляющих основу творческих способностей.

Восприятие предметов, явлений действительности и их индивидуальных свойств. Художественная деятельность детей с самого начала должна быть связана с жизнью. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.

Такие знания и представления об окружающем мире следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения, рассматривая предметы.

Необходимо день за днем наблюдать с детьми за явлениями природы, их изменениями. Образное эстетическое восприятие детей обогащается в тех случаях, когда взрослый использует эпитеты, образные выражения, поэтические строки. Сам процесс восприятия должен быть эмоционально-радостным, вызывать у ребенка положительное отношение к действительности, желание насладиться красотой, изобразить увиденное.

Образные представления. Образное мышление. Выделяются стадии развития мышления у детей: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Первое опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей в детском саду, как изобразительная и конструктивная. Обязательным составным компонентом художественно-творческой деятельности, а также условием роста соответствующих способностей является интерес ребенка к тому или иному занятию.

Воображение. Конечно, первые опыты ребенка в художественной деятельности, и прежде всего в рисовании как более доступном ее виде, не являются в полном смысле изобразительными. Ребенок чиркает по бумаге карандашом — это случайно получившиеся штрихи и линии. И, если спросить малыша, что за рисунок получился, он, как правило, не ответит, так как сознательного замысла еще нет. Но постепенно приобретая опыт восприятия окружающих предметов и явлений, всматриваясь в остащиеся на бумаге следы, ребенок начинает соотносить получившиеся линии и конфигурации с приобретенными знаниями и называть тот или иной предмет. Накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения и мышления малыша.

Воображение связано с образным мышлением, и оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира.

Активизируя фантазию детей, педагог помогает развитию их воображения, самостоятельности,творческих способностей.

Эмоции и творчество. Известно, что эмоции играют важную роль в жизни человека и осуществлении любой деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, зависят характер их решения и достижения результатов.

Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребенок испытывает разные чувства и ко всему выражает свое отношение. Это отношение имеет положительный или отрицательный характер и связано с чувствами человека: радостью, грустью, восхищением, возмущением, любовью, ненавистью. Человек эмоционально реагирует на поступки и поведение других людей, а также на свои собственные высказывания и результаты деятельности.

Ученые выделяют активные переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу и энергию, и пассивные переживания, влияющие на человека обратным образом. Активные переживания связаны с положительными эмоциями, пассивные — с отрицательными. Положительные эмоции и чувства проявляются в случае удовлетворения в процессе деятельности потребностей и интересов человека.

Как добиться того.ю что занятия изобразительным искусством вызывали у детей радостные положительные эмоции и чувства?

В процессе творческой деятельности ребенок испытывает различные переживания. Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка-дошкольника и для младшего школьника, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и продуктивно в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления детей данного возраста; наглядно-действенному и наглядно-образному его характеру. Ребенок, даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией, он не только активно и самостоятельно действует, но и создает сюжетные и предметные картинки, декоративные композиции, скульптуру. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.

Другая значимая потребность — познавательная. Искусство, в том числе и изобразительное, - специфическая сфера познания. Занимаясь деятельностью, сходной с искусством, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.

Необходимо организовать изобразительную деятельность детей так, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс творчества. Целесообразно включать в процесс занятий образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты.

Развитие моторики руки ребенка. Формирование ручной умелости.

Изобразительная деятельность может успешно осуществляться лишь только тогда, когда дети постепенно овладевают способами рисования, лепки, аппликации. Приобретая знания, навыки, дети чувствуют себя комфортно и их радуют собственные умения. Обучение должно выызвать интерес, не быть сухим и формальным.

От степени развития моторики руки детей в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

Консультация для воспитателей "Психологические основы детской игры"

Игра является основным видом деятельности ребёнка. В чём заключаются психологические основы? Рассмотрим этот вопрос в консультации....

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

«Основы детского изобразительного творчества»

Говоря об эстетическом воспитании, стоит отметить три группы средств восприятия: окружающая реальность, искусство, художественно-творческая деятельность. Благодаря этому, ребенок приобщается к созидат...