«Основы детского изобразительного творчества»
статья по рисованию

Говоря об эстетическом воспитании, стоит отметить три группы средств восприятия: окружающая реальность, искусство, художественно-творческая деятельность. Благодаря этому, ребенок приобщается к созидательному опыту поколений. Все эти средства взаимосвязаны между собой...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osnovy_detskogo_izobrazitelnogo_tvorchestva.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 407

Пушкинского района города Санкт-Петербурга

(дошкольное отделение)

Воспитатели:

Наумова Надежда Александровна

Гладкая Татьяна Викторовна

«Основы детского изобразительного творчества»

Представление о предметах и явлениях на основе восприятия.

Говоря об эстетическом воспитании, стоит отметить три группы средств восприятия: окружающая реальность, искусство, художественно-творческая деятельность. Благодаря этому, ребенок приобщается к созидательному опыту поколений. Все эти средства взаимосвязаны между собой. Самостоятельно овладеть художественной деятельностью ребенку не под силу. Необходимо, чтобы педагог направлял его и учил. Но для педагога важно понимать не только средства и методы художественного творчества, но и психические процессы ребенка, оказывающие влияние на развития этого вида деятельности. Сами эти процессы тоже развиваются в период художественно-творческой деятельности, что помогает ее усовершенствовать.

Художественная деятельность неразрывно связана с реальной жизнью человека. Чтобы понимать, что хочет изобразить ребенок, ему необходимо иметь впечатление о мире, окружающей жизнью, предметов, явлений. Чтобы ребенок имел представление об этом, необходимо развивать восприятие: зрительное, слуховое, тактильное, осязательное. У детей младшего возраста эти явления недостаточно отчетливы. Чтобы узнать на рисунке ребенка, что он хотел изобразить, надо развивать в нем понятие основных свойств предметов и явлений. Знания об этом формируются с помощью специальных наблюдений, целенаправленно, включая ребенка в процессы явлений объектов.

Процесс восприятия основан на анализе. Анализ содержит выделение свойств предметов или явлений. К примеру: говоря о предмете следует учитывать его форму, размер, качество, структуру и т.п.  Дети должны уметь сравнивать предметы, улавливать сходства и различия, объединять их по: форме, качеству, цвету и т.п., (колечко-круг, похоже на мячик, серединку цветка, копеечку, шарик и т.д.) Эти процессы способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствует уровень изобразительной деятельности.

Если говорить о дошкольном возрасте, не все дети посещают детский сад, где воспитатель проводит творческие занятия. А те, кто приходит в детский сад не располагают богатым опытом окружающего мира. Следовательно, это необходимо развивать.

Ребенку будет интересно изображать предмет (явление), если он красивый. Не все дети могут увидеть художественные достоинства предмета, оценить самостоятельно его красоту. В этом им помогает педагог, воспитатель.  Для того, чтобы ребенок смог увидеть прелесть предмета или явления, педагогу необходимо самому видеть это в предметах и явлениях, в жизни. Достичь этого возможно только за счет постоянной работы, наблюдений за явлениями природы, за изменениями, за предметами, за действиями. И все это важно делать с ребенком. Можно наблюдать за красивыми облаками, сравнивая их с лошадками или с любыми другими проявлениями; можно сравнивать деревья на ветру с танцем или представлять их, как живое сказочное существо и многое другое. Предметы выглядят по-разному в течение дня. Это зависит от освещения, от соседства с другими предметами. Все эти методы наблюдений должны фиксироваться воображением ребенка, они должны видеть разницу, характеризовать ее, описывать. Умение видеть красоту и восхищаться ей важно для развития ребенка и детского творчества. Объектом для наблюдения может быть любой предмет или явление. В помощь ребенку педагог может использовать эпитеты, образные выражения. Это обогащает эстетическое восприятие ребенка. Процесс восприятия ребенком должен быть эмоционально-радостным, вызывая у него только положительные эмоции и желание изобразить увиденное.

2. Образное мышление и представление у ребенка.

Мышление важно для человека в любом возрасте.  У детей младшего возраста, по мнению психолога, отмечают три формы мышления:наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Влияние окружающего мира и его восприятие ребенком формирует у него мышление, взаимодействие с предметами и явлениями. Восприятие-один из основных процессов развития психики. От этого процесса зависит сознание и поведение ребенка в данный момент. Все эмоции, переживания основаны на предметах и явлениях, которые окружают его.

К наглядно-действенной форме относятся мыслительные процессы, характеризующие внешние ориентировочные действия. Возраст детей до 3-4 лет. Эта форма мышления опирается на зрительные представления и их трансформацию.  С помощью этой связи ребенок открывает для себя различные связи себя с предметами и явлениями окружающего мира. Опыт, так необходимый ребенку для развития любой его деятельности, в том числе и творческой, приходит, когда ребенок начинает воспроизводить элементарные действия, повторяющиеся и получает ожидаемый результат. Это в дальнейшем послужит основой для развития детского мышления. Вначале наглядно-действенное мышление неосознанно у ребенка. Действия, которые совершает ребенок в процессе зрительного мышления формирует зрительные образы. На этом этапе важно понимание ребенком не столько цвета, сколько формы, контуры и величины предметов. Ребенок подражает, производит те действия, что и взрослый. Для развития наглядно-действенного мышления надо, чтобы ребенок самостоятельно учился выделять особенности предметов. Этот вид формируется почти самостоятельно. От взрослого важная помощь состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка предметом, т.е. вызвать его (ребенка) желание взаимодействия с ним. Форма наглядно-действенного мышления самая ранняя в развитии ребенка. Ее основа-это знакомство ребенка с предметами: изучение их, разглядывание, устройство кнопок, ручек и т.п. Особенно полезны для этой формы-конструктор.

Наглядно-образная формау детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется представлением ситуаций и изменений в них. Возраст детей от 4 до 7лет. С помощью наглядно-образного мышления воссоздаются различные фактические характеристики предмета.Форма переходит от практического использования предмета. В данном случае очень подходит изобразительная деятельность, рисование. Рисуя предмет, ребенок не заостряет внимание на деталях, он изображает образ. Лепка, также, подходит для развития этой формы мышления. Ребенок ищет образы по схеме, рисунку. Эта форма важна не только для изобразительной деятельности, но и для дальнейшего его развития при обучении в школе, а также далее для развития творческой деятельности в любой профессии.  Именно на период дошкольного и младшего школьного возраста приходится формирование этого вида мышления. Низкий уровень образного представления у ребенка может быть причиной трудностей в учебе. Надо внимательно относиться к наличию образного представления у ребенка и стараться, при наличии проблемы, как можно раньше это компенсировать. Изобразительная деятельность очень подходит для развития у детей образных представлений и образного мышления.

Словесно-логическое мышление происходит на основании осмысления ребенком накопленного «материала», его переработка. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он может самостоятельно обобщать.  Примерно с 7 лет ребенок переходит на следующий этап словесно-логический. Ребенок мыслит понятиями, а не просто образами, он в состоянии структурировать информацию. Он самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, формируют общие характеристики явлений и предметов. В этот период ребенок способен воспроизводить действия, не опираясь на образ. Для формирования словесно-логического мышления ребенку необходимо насладиться игрой с образами. Без этого этапа учить ребенка мыслить логически не получится, т.к. он пока не будет готов к этому. При слишком раннем развитии ребенка результат может получится обратный. Слабое мышление, безынициативность и подобные качества могут проявиться в этом случае. В дошкольном возрасте на этапе еще наглядно-действенного, а потом чуть позже и образного мышления, мозг ребенка готов к восприятию ярких образов. Поэтому надо следить за тем, чтобы на этих этапах не было сухих схем. Ребенку необходимо давать возможность радоваться и наслаждаться яркими красками, богатством внешнего мира.

Ребенок обязательно пройдет все стадии. Главное помнить, что всему свое время. И каждая из стадий мышления даст ему тот опыт и преимущества, которые полезны и необходимы дляребенка в конкретный период.

           Можно, также, обратить внимание и на пространственно-временную форму мышления детей. Она характеризует отношение ребенка ко времени, периодам. Для ребенка, по мнению психолога, ориентир по отношению ко времени является какое-либо яркое событие, впечатление, ожидание. Маленький ребенок в состоянии ориентироваться во времени дня, т.е. понимать утро, день, вечер, ночь. Особенно, если в этом ему помогают взрослые, желая «Доброго утра» или «Спокойной ночи». Время относится к абстрактному понятию. Для ребенка делать это самостоятельно пока сложно. Это то, что невозможно увидеть или почувствовать в отличии от наглядно-образного мышления.  В рисунке это может выражаться в изображении времени дня, погоды и т.п.

Варианты развития образного мышления у дошкольников и младших школьников можно доступными способами:

1. Наблюдение за природой.

2. Экскурсии в музеи и на выставки.

3. Изучение памятников природы, культуры.

4. Рисование по памяти и с натуры.

5.Творческие занятия лепкой (пластилин, глина, гипс) по памяти и с натуры.

6. Сравнительный анализ работ по форме, размерам, цвету и т.п.

7. Занятия с цветной бумагой, картоном, природными материалами (аппликации).

Для творческих занятий рекомендуется использовать следующий подход:

1. Демонстрация.

2. Рассказ.

3. Совместная деятельность.

4. Самостоятельная работа детей по предложенному образцу.

5. Самостоятельная работа детей по их собственному замыслу.

          Развитию образного мышления у ребенка способствует, как ранее уже говорилось, рисование. Ребенок может вспомнить какого-либо персонажа из сказки (книги, фильма), нарисовать его и, придумав, дорисовать к нему нового персонажа, обстановку и т.д.  

.

3. Воображение ребенка.

Ребенок удивительный! Этот период развития и становления его как личности характеризуется множеством действий и поступков, что у взрослого человека уже невозможно представить. Одно из главных мест занимает воображение ребенка. Дети любят фантазировать, рассказывать, сочинять. Можно предложить им придумать что-то и вмиг активно заработает их воображение.  Педагог должен понимать, что этот процесс необходимо контролировать и развивать, направлять целенаправленно. От опыта, приобретенного ребенком до начала занятий в студии, группы зависит умение воображать и фантазировать. Часто дети изображают в своем воображение и, соответственно, на рисунке что-то не понятное, бессвязное, не имеющее замысел и смысл. Взрослые привыкли думать, что ребенок не способен изобразить что-то реальное, поэтому не ждут от него особенного рисунка. Для устранения этой ситуации и привлечения ребенка к изобразительной деятельности, раскрыть его возможности, потенциал, привить интерес к творческим занятиям педагогу необходимо бережно анализировать и оценивать детские работы: видеть в рисунке не просто хаотичные линии и смешение цвета, а видеть необычность этих линий и красивое сочетание цветов, необходимо хвалить ребенка и стимулировать на самостоятельные действия.

Изначально ребенок не вкладывает в свой рисунок смысл и просто чертит, проводит линии, штрихует цветом и т.п. Постепенно, узнавая окружающий мир, мир явлений и предметов, он начинает более осознанно относиться к своему изображению и пытается приблизить эти линии к тому образу, который он видит в жизни.  Вопросы: «Расскажи, что ты нарисовал?», «Как ты думаешь, на что это похоже?» и т.п. послужат «толчком» для ребенка в его видении и сравнении с реальностью. Главное не говорить ему о том, что он нарисовал что-то не понятное. Важно увидеть в его рисунке схожесть с чем-либо, предположить это. Иногда дети, называя свое изображение, могут «привязать» его по одной линии лишь ему заметной. Постепенно ребенок начинает искать сходства, задумываться, сравнивать и, как результат, стараться воспроизвести то, что он называет.

Можно научить ребенка пользоваться изобразительными средствами (краски, карандаши) и постепенно, не сразу прививать ему форму предметов. Ребенок сам начнет приобретать опыт изображения предметов, их форм, а позже педагог это подкорректирует.

Способность фантазировать, сочинять, придумывать связана именно с развитием воображения ребенка. По мнению психологов, воображение-это создание новых образов на основе прошлых восприятий. Воображение играет важную роль в разных областях творчества, но именно в художественном творчестве воображение имеет особое значение. Воображение тесно связано с образным мышлением. Основа воображения - это сочетание полученных образов в новые, не существующие в реальности или приобретающие новый смысл. Воображаемые образы изменяются, комбинируются с ранее образованными, переходят в новые. Опыт жизни человека напрямую зависит от развития воображения. Чем больше и богаче этот опыт, тем активнее и разнообразнее строится воображение, фантазии, т.к. больше материал для этого. Воображение необходимо развивать. Для этого существуют различные способы: упражнения (загадки, сказки и т.п.), изобразительная деятельность. Это может выражаться в конкретных заданиях. К примеру: придумать и нарисовать сказочный замок или какого-либо героя. Широко используются игры на воображение. Они сопровождаются вопросами: «Что это? На что или кого это похоже?». Из предложенной фигуры педагог предлагает детям пофантазировать и предложить детям изобразить то, что они воображают. Как пример, педагог совместно с детьми, или дети с родителями могут придумывать сказки, истории и иллюстрировать их, собирая в книги. Это очевидно будет стимулом для развития изображения. Разнообразные творческие задания, направленные на фантазию детей, будут стимулировать их воображения. Для младших школьников такие задания будут вызывать большую фантазию и разнообразие, чем у дошкольников. Причина в этом-разный жизненный опыт того или иного детского возраста. Но постепенно это развивается и совершенствуется.

Художественное творчество основано на развитии образов, представлений, мышления, воображения. Формируясь, эти процессы развивают творческие способности ребенка, в том числе и в изобразительной деятельности. Природа является, по мнению специалистов, одним из главных источников вдохновения. Познание природы стимулирует у ребенка развитие воображения. Для педагога важно активизировать фантазию детей в любых направлениях. Это поможет развитию воображения и творческих способностей.

4. Детское творчество и эмоции.

Эмоции играют важнейшую роль в жизни человека. Под воздействием эмоций человек действует, принимает решение, совершает поступки, попадает в различные ситуации. Решение человека и результат этого, также, зависит от его эмоций, переживаний или радости. Эмоции тесно взаимодействуют с внутренним миром человека, окрашивая психологические процессы, происходящие в нем.

В художественном творчестве эмоции занимают одно из основных мест. У ребенка чувства, которые он испытывает, познавая мир, выражаются по- разному. Они могут иметь и положительный и отрицательный характер. Это может быть грусть, радость, удивление, восхищение, злость и т.д. Необходимо, чтобы занятия изобразительной деятельностью вызывали бы у ребенка чувство радости и положительные эмоции деятельность. Для дошкольников и младших школьников интересна изобразительная деятельность. Она удовлетворяет желание ребенка к деятельности, его потребность выражать свои впечатления от того, что он видит, отношения к тому или иному предмету, явлению. Каждому ребенку интересно новое. Занимаясь рисованием, ребенок создает новые сюжеты, картинки, композиции, радуется возможности создать своими руками изображение.  Искусство-это средство эстетического познания мира. Процесс создания ребенком изображения по замыслу, по собственной фантазии связан с развитием познания и развитием интеллекта. Овладение знаниями, умениями, навыками в изобразительной деятельности удовлетворяет познание ребенка, понимание им действительности.  Ребенок может много раз повторять одно и тоже, слушать одну и туже сказку, песенку. Это помогает ему запомнить. Интерес к знаниям и умениям проявляется у детей в процессе самостоятельности.

Для детей характерно отношение к своей работе с учетом ее освоения. Т.е. получилось или не получилось у ребенка сделать поделку, нарисовать рисунок и т.п. Часто случается, что нежелание ребенка идти в детский сад, или на школьные уроки связано именно с его оценкой и отношением к своей деятельности. Не удается справиться с лепкой, а сегодня планируется именно такое занятие, ребенок проявляет нежелание посещать в этот день школу (сад), но объясняя это плохой погодой, плохим настроением, плохим самочувствием и т.п. Здесь важно понять истинную причину и, по возможности, устранить или исправить отношение ребенка к ней.

Если педагог предлагает детям дополнить, обогатить свое изображение, направляет детей на активизацию их творческой фантазии, помогает достичь более интересного, выразительного изображения, что вызывает у детей положительные эмоции и чувства, то это поспособствует их положительному отношению к своему творчеству и позитивным эмоциям.  Позитивные эмоции для ребенка также могут рождаться и в следствии положительного общения, взаимодействия детей на интересные темы их деятельности, обсуждение результатов. Для этого, к примеру, может быть использованы коллективные работы по созданию произведений (рисунков).  Эти задания вызовут интерес у дошкольников и младших школьников. Детям необходимо общаться, обмениваться впечатлениями, обсуждать свои работы, показывая их друг другу.  Если этого не происходит, дети лишена радости этого общения и, соответственно, положительных эмоций.

Если деятельность ребенка радует его, у него получается справиться с заданием, или свой замысел получается удачно, он справляется с возникающими сложностями, успешно идет к цели, то эта деятельность доставляем ему удовольствие и радость и, соответственно, ребенок получает положительные эмоции. Т.е. можно говорить, что эмоциональное отношение к деятельности у ребенка (да и у взрослого человека) связано с успехом или неудачей в этой деятельности, свозникающими трудностями и результатами их решения, т.е. сам процесс деятельности вызывает устойчивое эмоциональное отношение. Для ребенка часто бывает, что благодаря успехам в творчестве, он чувствует себя комфортно и хорошо, что помогает ему в общении, стремлении развиваться, обучаться. У детей всегда возникают радостные эмоции, если им предоставляется самостоятельный выбор темы для их творчества. Важно использовать игровые методы, это значительно повышает интерес детей. На творческих занятиях атмосфера должна быть свободной, без жестких правил, дисциплин. Это сковывает свободу ребенка. Искусство захватывает воображение и чувства ребенка. Детское творчество благотворно влияет на ребенка, затрагивая все аспекты и процессы его жизни. Он должен получать радость и удовольствие от самого действия и от полученного результата.

5. Способы развития детской моторики в изобразительном искусстве.

Успешно развиваться изобразительная деятельность может при условии, если ребенок владеет способами рисования (лепки, аппликации). Этим способам надо учить ребенка. Не у всех возможно раскрыть способности к рисованию, учитывая возможности и развития детей. Можно столкнуться с отсутствием или низкой одаренностью к рисованию у ребенка. К примеру, работая над этим вопросом немецкий психолог Э.Мейман (конец ХIХ в.) отмечал, что это может зависеть от таких причин, как: отсутствие правильного видения и недостаточная искусность руки. Он отмечал, что часто, приступая к изображению, рисующий видит, что его рисунок совершенно не соответствует его представлению образа и это смущает человека. Психолог, как одну из версий, отмечал неспособность (непослушность) руки, отсутствие навыков ее подчинения движению для изображения образа. Проблему он указывал в том, что внутреннее видение не может контролировать и управлять рукой.

Овладевая творчеством, ребенок радуется своим успехам. Но важно помнить, что необходимо усвоить необходимые умения для занятий творчеством. Если педагоги и взрослые будут только восхищаться работами ребенка не прививая, ему общих приемов изображения, то в результате детская непосредственность перерастет в графическую несостоятельность и безграмотность. Ребенок почувствует это и может в дальнейшем отказаться от своего творчества. Обобщенные приемы создания изображения помогут ему быть более свободным в своих работах, воплощать больше реальных образов. В период изобразительной деятельности у дошкольников и младших школьников важно привить ребенку формообразующие движения руки. Ребенок стремиться изобразить похожесть форм предметов, но не имея соответствующих умений ему далеко не всегда это удается. Для передачи форм различных предметов необходимо овладеть движениями руки, которые помогут передать эту форму. Условно предметы можно разделить на три раздела:

1. Предметы, состоящие из линий (куст, дерево, дорога и т.п.).

2. Предметы, имеющие форму круга или овала.

3. Предметы прямолинейной формы (квадрат, прямоугольник и т.п.).

При изображении плоскостного рисунка у ребенка форма предметов –это их контур. Это похоже на форму руки, если бы ребенок вел сам по форме (контуру) предмета. Если просто повторять за учителем то, что он изображает на доске (листке), то получается механическое действие, повторение. Если ограничиться на этом, то развития не последует. Ребенок будет изображать только подобные предметы. Т.е. круг-колечко, баранка, колесо и т.д. Необходимо применять обобщенные способы изображения. А именно: овладение формообразующими движениями при условии изображения одного предмета так, чтобы изобразить любой предмет, схожий с ним по форме. Начинается это восприятие с движения руки по предмету, его форме. Лучше двумя руками последовательно, закрепляя образ. Это моторика рук ребенка и ее развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляется в дальнейшем его (ребенка) развитии и определяет уровень изобразительной деятельности детей. Занятие по изображению предмета стоит начинать именно с обследования объекта изображения. Если, к примеру, на уроке изображают кружок (баранку), то ребенок должен определить и почувствовать его форму, проведя движением рук по ней. Если времени для этого нет, то надо ранее провести это в виде игры.  Наблюдая за педагогом, ребенок мысленно производит те же движения, что активно принимает его восприятие.  Все действия необходимо сопровождать словами. Дети могут потренироваться на доске, на листочках, воспроизвести в воздухе форму. Если у ребенка что-то не выходит, педагог может в свою руку взять руку ребенка и помочь справиться с формой, произвести нужное движение.

Использование в рисовании какого-либо формообразующего движения для воспроизведения предметов и его пространственных свойств вытекает из анализа формы предмета. Дети должны учиться самостоятельно определять формообразующее движение. Эти действия подведут ребенка к осознанному рисованию. Он сможет изображать тот предмет, который ему понравился. Рука ребенка становится уверенней и более умелой. Использование различных изобразительных средств не менее важно в моторике. К примеру, дошкольники часто рисуют фломастером. При различном нажиме у ребенка получаются линии разной ширины и насыщенности, цвета могут быть более яркими или приглушенными. Так же и с карандашами. При различном нажиме цвет дает разный результат, форму предмета.  Простой карандаш может при определенном нажиме и движениях использоваться как для набросков, так и для более точных изображений предмета. При работе с гуашью и акварелью есть множество способов изображения. Ребенок должен знать их и уметь применять.

Главное во всем этом-помогать ребенку развиваться, справляться с разными ситуациями, видеть, воображать, уметь работать руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Психологические основы детского изобразительного творчества

Психологические основы детского изобразительного творчества Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художестве...