«Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая группа)

Гордиенко Галина Николаевна

Программа дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель программы - Приобщать детей к художественному слову.  

Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_govorushki.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа

Дополнительного образования

«Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»  

 «Говорушки»

в младшей группе

 

Воспитатель:

 Гордиенко Галина Николаевна

Содержание

.1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………3

1.2.Принципы и подходы к формированию программы................................4

1.3.Возрастные особенности ...…………................………………………….4

1.4. Планируемые результаты освоения Программы………………………5

2.Содержательный раздел

2.1 Задачи  речевого развития…………………………………………….6

 2.2 Тематическое планирование ………………………………………..…...7

Список литературы………………………………………………..……...  8

 

1.Целевой раздел

1.Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и 
хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, 
героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.

Устное народное творчество — это произведения всех родов и жанров. Дети имеют возможность познакомиться с глубокими корнями жизни народов России с его образным языком. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки и прочая стихотворная «шумиха» которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания.  

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, а развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».

 

Рабочая программа дополнительного образования «Говорушки» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ детский сад №23, в соответствии с в ФГОС дошкольного образования,   программой  О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Рабочая программа предназначена для детей в возрасте от 3-х до 4-х  лет, с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей по речевому развитию.

Реализуемая программа строится на принципе личностно - развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении  Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

 Цель программы - Приобщать детей к художественному слову.  

Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.

Задачи:

Расширять и активизировать словарный запас

 Развивать интонационную выразительность речи.

Вырабатывать правильный ритм и темп речи.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

Знакомить детей с устным народным творчеством.

Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.

Знакомство с русскими народными играми.

Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.

Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.

1.2 Основные принципы программы:

 ► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания

программы с учётом народных культурных традиций;

► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

► принцип активности и посильной самостоятельности.

Принцип познавательной активности-  с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

В работе используются различные методы и приемы: 

наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

эвристический (развитие находчивости и активности);

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

мотивационный (убеждение, поощрение)..

1.3 Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.

На четвертом году жизни у детей заметно улучшается произношение, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире используют, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.

 К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам.

-ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, использует простые распространенные предложения;

 -речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.  

-проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки),  

-умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

-проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.

 

 Программа рассчитана на детей 3-4лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 15 минут

 Срок реализации:1год

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывается в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, что бы проводимая работа способствовала решению общих задач.  

1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора,3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.

2.Содержательный раздел

 

2.1 Задачи:

 

- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

-Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.

-Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

-Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

-Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

 Мониторинг

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. П.)).

Освоение умений монологической речи  совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение

 Обогащение активного словаря Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду ), объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.  .

 Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие умений:  слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы  спать — «а-а-а», песенка ветра спать — «а-а-а», песенка ветра — «у-у-у», колокольчика — «з-з-з», жука — «ж-ж-ж», мотора — «р-р-р», насоса — «с-с-с»).  

Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать.

 Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

 

                               

    Календарно – тематическое планирование кружка

 

месяц

                                                Тема занятия

сентябрь

Потешка  «Ой, лады, лады, лады»

Песенка-закличка « Осень, осень, в гости просим».

Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

 «Чудесный сундучок»( Загадывание загадок об овощах)

октябрь

Потешка «Варись – варись, кашка»

Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)
Пальчиковая игра «Засолка капусты»\

ноябрь

Потешка «Зайка серенький сидит»

Потешка «Сидит белка на тележке»

Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

Пальчиковая игра «Кролик»

декабрь

Потешка  «Кот на печку пошел»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).  

«Сундучок Деда Мороза»         Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»         Знакомство детей с Рождеством.

Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»

Пальчиковая игра «Варежка

февраль

Потешка «Пекла кошка пирожки»

Загадывание загадок о зиме

«Масленица дорогая -  наша гостьюшка годовая»         Знакомство детей с масленицей.

Пальчиковая игра «Блины»

март

Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Разучивание заклички «Весна, весна красна»

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

Пальчиковая игра «Моя семья»

апрель

Потешка «Солнышко»

Потешка « Курочка-рябушечка»

Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

Пальчиковая игра «Дом»

май

Потешка «На дубочке» 

Песенка «Жили у бабуси»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)

Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»  

                       

 Используемая литература:

 Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957. – 224 с.

Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996 г.

Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. — М.: Просвещение, 1985. — 399с.

Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.

Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987 г.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. – 79 с.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987. — 240с.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972. –78 с.

Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988 г.

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...

Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора....

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

Кружок "Веселый Язычок" «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность кружка.Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в о...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование устного народного творчества в развитии речи детей     младшего дошкольного возраста...