Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность. Лепка и аппликация» для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Рабочая учебная программа-лепка и аппликация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_uchebnaya_programma-lepka_i_applikaciya.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ДЮЙМОВОЧКА»

Принята:

Педагогическим советом

МДОУ

«Детский сад «Дюймовочка»

Протокол №________

От «___» ___________2011 г.

Утверждена:

Приказом №__________

От «___»_____________2011 г.

заведующим МДОУ

«Детский сад «Дюймовочка»

_______________

        

Рабочая учебная программа

по разделу «Изобразительная деятельность. Лепка и аппликация»

для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

                                         

                                                                       Составитель:

                                                   Воспитатель    Шадрина Е.В.

г.Вуктыл

2011 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Основой для разработки данной рабочей программы  является программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой.  Эффективность данной педагогической технологии определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.

Дополнительный уровень обеспечивается обогащением работы по данному направлению методикой обучения изобразительной деятельности Т. С. Комаровой.

Коми – региональный компонент – реализуется через включение в занятия изучения старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов, декоративно – прикладного искусства, игр и игровых упражнений коми народа. Основой для регионального компонента является авторская программа по формированию основ этнокультуры у детей  на занятиях иллюстрирования коми народных сказок Е.Л. Егоровой.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности  позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, природой, музыкальными и физкультурными занятиями и др.

Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Ва-сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
  • Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада : программа и метод, рекомендации / сост. Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. Комарова Т. С. Изд.  3-е, перераб. и доп. - М.:«Просвещение», 1991, 176 с.
  • Рисуем сказки Севера: Программа и методическая поддержка системы работы по формированию основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях иллюстрирования коми народных сказок. Егорова Е.Л. Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2005, 56 с

Организация обучения

 Занятия  по изобразительной деятельности (лепка и аппликация) проводятся поочередно 1 раз в неделю по 2 часа.

Всего 36 занятий.

Педагогический анализ:   2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Форма работы групповая, в группах по 20 человек.

Подготовительная группа является завершающей. В подготовительной группе должно продолжаться решение тех изобразительных задач, которые были поставлены в старшей группе: передача пространственных и цветовых отношений, характерной формы и строения предметов, выражения сюжетного содержания. Вместе с тем частично решаются те задачи, которые ставятся школой: передача конкретных свойств натуры, знакомство с элементарными закономерностями декоративного искусства. Важно, чтобы в этой группе ознакомление с произведениями изобразительного и декоративного искусства и отдельными художниками носило систематический и планомерный характер. Творчество детей седьмого года жизни приобретает более индивидуальный характер, и его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности, на всех занятиях.

Цель программы:

Программа ставит перед собой цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия изобразительным искусством, пластикой, художественным конструированием.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
  • Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение.
  • Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
  • Развивать у детей творческую активность и инициативу.
  • Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Воспитательные:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
  • Формировать умение работать в коллективе.

Одна из важных задач детского сада — подготовка детей к школе. Эта задача решается на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду, однако в подготовительной группе она осуществляется наиболее концентрированно и полно. Рисование входит в школьную программу по изобразительному искусству, а лепка и занятия с бумагой — в программу обучения ручному труду (с первого класса). Овладевая этими видами деятельности в детском саду, ребенок избавляется от беспомощности, которая характерна для детей, не умеющих рисовать, лепить, работать с бумагой. Но умение рисовать нужно детям не только для того, чтобы увереннее чувствовать себя на специальных уроках; с необходимостью рисовать ребенок сталкивается на уроках природоведения, истории и др. На занятиях изобразительной деятельностью осуществляется также психологическая подготовка детей к школе. Она заключается в воспитании у малышей желания учиться в школе, в стремлении узнавать новое, овладевать навыками и умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять требования взрослого. Для успешной учебы в школе, выполнения домашних заданий необходимо умение планировать свои действия. Данное умение также формируется у детей на занятиях изобразительной деятельностью. (Этому способствуют вопросы воспитателя: «С чего начнем лепить? А потом что будем делать?»). Важным моментом в подготовке детей к школе является оценка детских работ после каждого занятия. Анализируя свои рисунки, лепку, аппликацию, дети учатся видеть, что удалось, а что получилось неудачно, что можно исправить, дополнить, сделать лучше. Таким образом, изобразительная деятельность в детском саду, как и все другие, должна быть не только направлена на узкую подготовку детей к овладению соответствующим школьным предметом, но и способствовать их всестороннему развитию, необходимому для успешного обучения в школе.

Показатели результативности реализации программы

Ожидаемые результаты программы. К концу реализации программы дети могут:

  • Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства.
  • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.

В лепке:

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
  • Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
  • Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

В аппликации:

  • Изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
  • Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).

Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение (см. приложения).

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ;
  • открытые занятия для родителей;
  • участие в мероприятиях разного уровня.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

занятия

Формы организации педагогического процесса, тематика

Задачи

Развивающая среда

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми

Материалы

к занятию

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

Занятие 1 Лепка.

 «Фрукты»

Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр. Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как она передана в лепке.

Беседы о том, что осенью в садах собирают урожай фруктов, рассматривание разных фруктов. Провести обследование выбранных для лепки фруктов. Спросить детей о названии формы, исходной для лепки (шар, цилиндр). Предложить вспомнить и объяснить приемы лепки. В процессе лепки обращать внимание на необходимость точно передавать натуру. Вместе с детьми сравнить изображения с натурой, отметить, что получилось хорошо, а что не удалось.

Груша, банан, яблоко или другие фрукты.  Пластилин, стеки, доски для лепки

Сентябрь

Занятие 2 Аппликация

«Поезд, в котором мы ездили на дачу (за грибами, в другой город)»


Закреплять умение вырезывать части вагона, передавая их форму и пропорции. Учить навыкам коллективной деятельности. Развивать пространственные представления, умение продумать расположение своей части работы.

Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций. Предложить детям вспомнить, куда они ездили с папой и мамой на поезде, что это был за поезд. Рассмотреть игрушку или картинку, уточнить форму и пропорции частей. Кому-то из детей, хорошо владеющих ножницами, предложить вырезать и наклеить паровоз. Для занятия поставить столы в 3—4 сплошных ряда, на каждый положив по длинному листу бумаги, куда дети будут наклеивать вырезанные части. Все работы вывесить на доске — получится несколько поездов.

Длинные листы бумаги размером 80x20 см, бумага цветная, клей, ножницы. На каждый стол для поездов дать бумагу разного цвета, тогда получится на одном столе синий поезд, на другом — желтый, на третьем — голубой и т. п.

Сентябрь

Занятие 3 Лепка.

 «Корзинка с грибами»


Упражнять в передаче формы разных грибов, используя приемы лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину, уточнить знание формы (диск). Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Беседы о лете. Разговоры с детьми о лете, прогулках в лес. Чтение рассказа В. Катаева «Грибы». Рассматривание иллюстраций. Вспомнить, какие грибы дети знают. Уточнить приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание. В процессе занятия направлять внимание детей на лепку грибов разной формы.

Пластилин, стеки, доски для лепки. Игрушки, муляжи разных грибов.

Сентябрь

Занятие 4 Аппликация.

 «Осенний ковер»


Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое: цветы, листья. Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-желтый и др.) Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.

. Наблюдения на прогулках, экскурсиях, рассматривание декоративных изделий с осенней расцветкой (платки, ткани и т.п.). Предложить детям вспомнить, как располагать узор на предметах квадратной формы. Вызвать 2—3 детей для показа приемов вырезывания из бумаги, сложенной вдвое. В процессе занятия направлять внимание детей на подбор бумаги по цвету, на расположение деталей узора. Напомнить об аккуратности в работе. В конце занятия всем вместе выбрать лучшие композиции, украсить ими вестибюль детского сада.

Квадрат из бледно-желтой бумаги, цветная бумага для вырезывания элементов ковра. Ножницы.

Октябрь

Занятие 5 Лепка.

«Овощи,и фрукты для игры в «магазин»

. Закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки), учить создавать выразительную композицию (красиво размещать грибы на подставке).

Знакомство с осенними сельскохозяйственными работами по сбору овощей, фруктов. Разговоры с детьми о лете, работе на огороде. Знакомство с работой продавца в овощном магазине. Предложить вспомнить, какие овощи и фрукты знают дети, вылепить разные для игры (каждый должен слепить несколько разных, чтобы получилось всего много). В процессе занятия добиваться выразительности формы. По окончании предоставить детям возможность разложить отдельно овощи и фрукты.

Пластилин, стеки. доски для лепки. Игрушки, муляжи разных овощей и фруктов.

Октябрь

Занятие 6 Аппликация.

Декоративная композиция «Вазы с фруктами, ветками и цветами»


Закреплять умение вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе бумаги, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

Беседа о натюрморте по репродукциям с картин художников. Рассматривание ваз с цветами, ветками, украшающими групповую комнату, зал. Сказать, что дети будут создавать красивую картинку, вырезав и наклеив вазы, а потом цветы, овощи, фрукты. Предложить вспомнить, как нужно вырезывать вазы. Сказать, что на первом занятии каждый должен вырезать 2—3 разные по форме вазы, а затем на другом занятии вырезать ветки, цветы, овощи, фрукты, расставить и разложить их так, чтобы было красиво. Предложить подумать, какого цвета бумагу взять каждому для фона. Подобрать подходящую к фону по цвету бумагу для ваз. По окончании отобрать вместе с детьми лучшие работы и повесить их в групповой комнате, вестибюле.

Листы бумаги мягких тонов, цветная бумага разных оттенков. Ножницы.

Октябрь

Занятие 7 Лепка

 «Серебристое звучание черно-белых линий»

Познакомить детей с особенностью передачи образов сказочного медведя художниками-иллюстраторами. Обратить внимание детей на средства выразительности художников, с помощью которых они передают различные состояния и настроения медведей в иллюстрациях к сказкам. Учить детей лепить фигуру медведя, соблюдая пропорциональное соотношение частей, самостоятельно выбирать приемы лепки. Воспитывать интерес детей к персонажам сказки, вызвать эстетические оценки, суждения

Рассматривание иллюстраций с изображением медведя. Чтение коми сказки «Оша-Миша и три сестры». Инсценирование сказки «Оша-Миша и три сестры». Образ сказочного медведя в иллюстрациях к народным сказкам. Чтение отрывков из русских и коми сказок с описанием внешнего вида и поведения медведя в сказке. Соотнесение словесного портрета с изображением в иллюстрации. Особенности передачи образа медведя разными художниками. Лепка фигуры медведя с передачей характерных движений животного

Иллюстрации Т.Мавриной ккниге «Плетень». Иллюстрации Ю.Васнецова, Е.Рачева к сказке «Колобок». Иллюстрации Ю.Васнецова, Е.Рачева, В.Лосина к сказке «Маша и медведь». Иллюстрации А Мошева к сказкам «Оша-Миша и три сестры», «Медвежьи няньки». Иллюстрации Г.Шарипкова. Пластилин, стеки, доски для лепки.

Октябрь

Занятие 8 Аппликация.

«Рыбки в аквариуме»


Учить детей силуэтному вырезыванию на глаз простых по форме предметов. Развивать координацию движений руки и глаза. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины, из которых вы резается изображение. Приучать добиваться отчетливой формы, развивать чувство композиции.

Наблюдения в уголке природы, уход за рыбками. Уточнить форму тела рыбки, предложить обвести по контуру (игрушку), затем нарисовать контур в воздухе, глядя на игрушку, при этом объяснить, какую часть изображают. Затем сказать, что, когда будут вырезывать рыбок, надо внимательно следить за тем, как режут ножницами. Предложить подобрать для рыбок бумагу красивых цветов и оттенков, хорошо сочетающихся с фоном.

Бумага размером в писчий лист бледно-голубого, бледно-зеленого или сиреневого цвета (аквариум) на выбор, бумага для вырезывания разного цвета и оттенков. Ножницы.

Ноябрь

Занятие 9 Лепка

Фигура человека в движении


Учить передавать относи тельную величину частей фигуры и изменения их положения при движении (бежит, пляшет и пр.). Учить лепить фигуру из целого куска  пластилина. Закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке.

Наблюдение за движениями детей на прогулке, во время игр, рассматривание скульптуры малых форм. Рассмотреть скульптуры из глины и фарфора, изображающие человека в движении. Показать их позы на детях. Взять комок глины и показать, как следует его формировать для получения всей фигуры из одного куска. Рассказать детям о последовательности действий и просить их повторить, что за чем следует лепить. Позу фигуры каждый может определять сам.

Фарфоровые или керамические фигуры человека в движении.
Пластилин, стеки, доски для лепки.

Ноябрь

Занятие 10 Аппликация.

 «Праздничный хоровод»


Учить составлять изображение человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать хорошо сочетающиеся по цвету. Развивать чувство композиции, чувство цвета.

Танцы и хороводы на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в повседневной жизни и на празднике. Каждый из детей вырезывает и склеивает одну фигуру в нарядном платье, затем из них составляется коллективная композиция. В начале занятия уточнить представление детей о форме частей одежды и тела человека, их расположении, вспомнить приемы вырезывания. Предложить детям подобрать яркую бумагу, чтобы вырезать нарядные платья, тогда хоровод получится красивым.

Большой лист бумаги для коллективной композиции, цветная бумага. Ножницы.

Ноябрь

Занятие 11 Лепка.

 «Ребенок с котенком» (или с другим животным)


Учить детей изображать в лепке несложную, сценку — ребенок играет с животным, передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки.

Ознакомление детей с животными, их внешним видом, повадками. Чтение сказок, рассказов о животных, об их дружбе с человеком. Поговорить с детьми о том, что они будут лепить, как ребенок играет с животным; спросить, кто кого из животных хотел бы слепить, в какой позе. Предложить детям вспомнить последовательность лепки фигуры ребенка. В процессе работы обращать внимание на передачу пропорций фигур, на использование правильных приемов лепки. В конце занятия рассмотреть с детьми все работы, выбрать разнообразные решения (как девочка по-разному играет с котенком и как различны позы фигур).

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Ноябрь

Занятие 12 Аппликация

«Рубаха и штаны у Фомы хороши»

Познакомить детей с элементами мужского костюма коми. Формирование представлений о декоре мужского костюма коми. Закреплять знания о традиционных узорах и мотивах в орнаменте коми. Закреплять умения детей в составлении орнамента и декора одежды коми. Учить подбирать цветовую гамму для орнамента и декора одежды. Воспитывать у детей аккуратность в выполнении работы.

Дидактическая игра «Сложи узор» (авт. Л.Д. Вавилова). Изготовление атрибутов для инсценировки сказки «Фома» Рассматривание элементов мужской одежды: рубахи (дорбм), штанов (гач), пояса, сапог; беседа об увиденном, Особенности элементов декоративного узора коми на мужской одежде. Составление из элементов коми орнамента декоративного узора на силуэте штанов и рубахи

Наглядный материал, демонстрирующий элементы мужского костюма (предметы одежды, картины, фото). Шаблоны силуэтов штанов и рубахи, цветная бумага, ножницы, клей, кисть, карандаш, салфетки

Декабрь

Занятие 13 Лепка.

 «Птица

(по дымковской игрушке)»


Закреплять умение лепить из целого куска по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя при этом разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие.

Провести беседу о работе дымковсих мастеров. На занятиях рассмотреть с детьми красивую птицу, выполненную народными мастерами, отметить ее характерные особенности. Уточнить приемы и последовательность

Красивая птица с красочным развернутым хвостом (дымковская). Пластилин, стеки, доски для лепки.

Декабрь

Занятие 14 Аппликация.

 «Вырежи и наклей любимую игрушку»


Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, соразмерять изображения с величиной листа (не слишком большое и не слишком мелкое), красиво располагать их. Воспитывать вкус в подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения. Совершенствовать координацию движении рук. Развивать воображение, творчество.

Игры с игрушками, рассматривание, уточнение их формы, характерных особенностей. Выставляя на стол игрушки так, чтобы всем хорошо было видно, сказать, что эти игрушки знакомы детям, они любят с ними играть, но есть и другие игрушки, которые дети любят. Пусть каждый подумает, какую игрушку он вырежет и наклеит. Приемы вырезывания уточнять индивидуально и по мере необходимости. Всем напомнить, что нужно решить, какой величины игрушку надо вырезать, чтобы не была слишком крупной и слишком мелкой. При анализе детских работ предложить детям выбрать наиболее интересные, объяснить, что понравилось и почему.

5—6 игрушек для напоминания. Цветная бумага, листы белой бумаги размером 1/2 писчего листа. Ножницы.

Декабрь

Занятие 15 Лепка.

 «Дед Мороз»


Учить передавать в лепке образ Деда Мороза. Закреплять умение лепить полую форму (шубу Деда Мороза), передавать детали, используя такие приемы лепки, как прищипывание, оттягивание.

Подготовка к новогоднему празднику, разучивание песен, стихов. Напомнить о приближающемся празднике. Рассмотреть игрушечного Деда Мороза, уточнить форму, и строение. Предложить детям вспомнить приемы лепки. В процессе занятия обращать внимание на передачу образа Деда Мороза. По окончании выбрать наиболее вырази тельные фигуры. Предложить детям объяснить, почему они выбирает ту или иную фигуру.

Игрушка Дед Мороз. Пластилин, стеки, доски для лепки.

Декабрь

Занятие 16 Аппликация.

 «Уточки плавают в пруду»


Продолжать учить детей силуэтному вырезыванию. Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительный контроль за движением. Упражнять в вырезывании уточек. Учить создавать композицию в аппликации, дополнять основные изображения подходящими деталями. Добиваться наиболее полного решения темы.

Предложить детям создать картинку «Уточки плавают в пруду». Обследовать игрушку уточку, включая движение руки по контуру, следить за движением глазами. Затем показать, как надо вырезывать, предложить детям поупражняться в вырезывании на глаз. Когда будет получаться, можно наклеивать. После наклеивания уточек предложить дополнить картинку соответствующими деталями: тpaвa, песок на берегу, камыши и т.п.

Бумага голубая размером в писчий лист для фона, белая и цветная для вырезывания. Ножницы.

Январь

Занятие17 Лепка.

 «Лыжники


Учить лепить фигуру человека в движении, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции.

Наблюдение на прогулках, рассматривание иллюстраций, скульптур. Рассмотреть фигурку лыжника или ребенка в лыжном костюме. Обратить внимание на положение тела и частей при ходьбе на лыжах.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Январь

Занятие 18 Аппликация.

 «Сказочная птица»

Закреплять умение вы резать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, умение выделять красивые работы.

Наблюдения за птицами на прогулке, лепка больших и маленьких птиц, рассматривание иллюстраций, дымковских глиняных птиц. Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные птицы. Отметить, что общего у всех птиц (у настоящих и у сказочных). Уточнить, какие части птицы надо вырезывать. Показать разные варианты вырезывания красивого хвоста из бумаги, сложенной вдвое. Поощрять украшение птицы. В конце занятия все работы выставить на доске, рассмотреть. Предложить детям выбрать самых красивых сказочных птиц, объяснить свой выбор,

Бумага для фона бледного тона, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, конверты с обрезками. Ножницы.

Январь

Занятие 19 Лепка.

 «Как мы играем зимой на участке»


Закреплять умение лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей. Поговорить о том, как играют дети зимой на прогулке, предложить напомнить (вызывая для этого детей) их позы и движения. По окончании предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные фигурки, объяснить выбор, рассказать об изображенном движении.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Январь

Занятие 20 Аппликация.

«Корабли на рейде»


Закреплять умение создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали. Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества своего изображения.

Познакомить детей с тем, что в нашей стране много портовых городов, большой флот. Читать об этом, показывая иллюстрации, диафильмы. Объяснить слово «рейд». Напомнить детям, что они рассматривали картинки, на которых нарисованы разные корабли. Сказать, что они будут вырезывать и наклеивать общую картину «Корабли на рейде». Каждый должен вырезать и склеить корабль, а затем поместить его на общий лист. В процессе работы направлять внимание на правильную передачу основной формы. Помочь в составлении общей композиции, не лишая детей самостоятельности.

Цветная бумага для вырезывания, лист голубой или серой бумаги для коллективной композиции. Иллюстрации, изображающие разные корабли. Ножницы.

Февраль

Занятие 21 Лепка.

 «Пограничник с собакой»


Закреплять умение лепить человека и животного, передавать характерные черты образа. Упражнять в применении разнообразных технических приемов: лепить из целого куска, сглаживать, оттягивать и т.д. Продолжать учить устанавливать фигуры на подставке.

Чтение рассказов, стихотворений о пограничниках, рассматривание иллюстраций, скульптур. Вспомнить о службе пограничников, об использовании собак. Предложить слепить пограничника с собакой. Напомнить приемы лепки, спрашивая об этом отдельных детей. В процессе занятия следить за правильным изображением фигуры человека и животного, за соблюдением пропорций.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Февраль

Занятие 22 Аппликация.

 «Радужный хоровод»


Учить детей вы резать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и еще пополам. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность.

Показать вырезанные фигурки людей, затем показать и объяснить, как вырезать несколько рядом стоящих людей: для этого надо сложить полоску бумаги гармошкой, а затем еще пополам. Сказать, что сначала надо поупражняться в вырезывании на любой бумаге, а когда будет получаться, взять полоски розовой бумаги. На первом занятии дети вырезывают и наклеивают хоровод, а на втором — платья и платочки для фигурок. В ходе работы напоминать о подборе цветов в соответствии с цветами спектра и их последовательностью.

Бумага белая длиной в писчий лист, но уже; цветная бумага, бумага для упражнения и розовая для вырезывания хоровода, набор цветной бумаги всех цветов спектра. Ножницы.

Февраль

Занятие 23 Лепка

«В нашей Парме северной какой только зверь не живет!»

Продолжать знакомить детей с обитателями животного мира пармы. Формировать представления об особенностях внешнего вида, о приспособлении к жизни в северных лесах. Продолжать учить детей лепить фигуру лисы, передавая характерные движения и достигая выразительности поз (сидит, стоит, бежит). Способствовать развитию мепкой моторики рук. Воспитывать терпеливость, усидчивость, аккуратность

Отгадывание загадок о животных Севера. Закрепление представлений на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологии. Ознакомление детей с обитателями животного мира северных лесов. Рассматривание внешнего вида лисы на картинах, фото и иллюстрациях Е. Чарушина. Рассказ воспитателя о повадках, питании, заботе животного о потомстве. «Лиса в сказках» — подбор эпитетов. Лепка фигуры лисы в разных позах

Картины, открытки, фото с изображением лисы. Иллюстрации Е. Чарушина.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Февраль

Занятие 24 Аппликация.

«Новый район города»


Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать в пространстве изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, эстетическое восприятие.

Рассказы о строительстве в нашей стране. Наблюдения на прогулках и экскурсиях, рассматривание иллюстраций. На занятии можно объединить детей по двое и дать им большой лист бумаги. Поговорить с детьми о том, каким может быть новый район города, какие там дома. Предложить подумать, как изобразить картину нового города, как расположить на листе бумаги. Напомнить о красивом цветовом сочетании домов, окон, дверей. При рассматривании работ Выбрать наиболее красивые по цветовому и композиционному решению.

Набор цветной бумаги, белая бумага размером в писчий лист. Ножницы.

Март

Занятие 25 Лепка.

Сценка из сказки «По щучьему велению»


Продолжать учить детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки, передавать пропорциональные отношения между персонажами. Закреплять умения передавать фигуры в движении, располагать фигуры на подставке. Продолжать развивать умение оценивать работы.

Чтение и рассказывание сказки, разговоры с детьми о сказке. Вспомнить кратко содержание сказки. Вместе с детьми отобрать некоторые сценки, которые можно передать в лепке. Предложить детям изобразить любую из названных сценок. Напомнить о передаче движений фигур. В ходе занятия направлять внимание детей на выразительную передачу образов. По окончании все работы рассмотреть, предложить выбрать наиболее выразительные.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Март

Занятие 26 Аппликация.

 «Поздравительная открытка для мамы»


Учить придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности ребенка.

Подготовка к празднику 8 Марта, разучивание песен, стихотворений, беседа о трудящихся женщинах. Показать несколько художественных открыток. Предложить каждому решить, какую он вырежет и наклеит картинку на свою поздравительную открытку. Напомнить, чтобы картинка была подходящего pазмеpa и красиво расположена. Сказать о возможности сделать изображение в какой-то определенной гамме (теплой, холодной, в разных тонах одного цвета).

 5—6 поздравительных открыток для показа детям на занятии, бумага чуть больше обычной открытки: белая и цветная, мягких тонов (на выбор). Ножницы.

Март

Занятие 27 Лепка.

 «Петух» (или «Индюк»)


Учить детей передавать характер образа дымковской игрушки: овальное туловище, изогнутый с волнистыми краями хвост и т. д. Упражнять в лепке основной формы из целого куска, используя усвоенные ранее приемы лепки. Развивать эстетическое восприятие.
Методика проведения занятия. Материалы к занятию. Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы

. Рассматривание дымковских изделий, иллюстраций. Обследовать игрушку, уточнить характер формы и особенности деталей, привлекать детей к образному описанию Деталей: «волнистые края у хвоста», «веерообразный гребешок». Уточнить пропорции, приемы лепки. В конце занятия все работы рассмотреть, предложить детям выбрать наиболее похожих на игрушку.

Дымковский петух или другая красивая птица.
Пластилин, стеки, доски для лепки.

Март

Занятие 28 Аппликации

 «Праздничный наряд для Марпиды»

Расширить представления детей о национальной одежде коми. Познакомить с отличительными особенностями орнаментального украшения праздничного женского костюма коми от повседневного. Продопжать учить детей составлять орнамент на силуэте одежды по мотивам коми орнамента и вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое. Воспитывать положительное отношение к декоративно- прикладному искусству коми народа

«Храни меня мой амулет» — беседа о ритуальных функциях украшений коми. Знакомство с женскими украшениями коми (серьги, бусы, кольца, нагрудные цепи, застежки — запонки) Особенности элементов праздничной одежды женщин коми, Декоративный орнамент женского наряда. Аппликация по мотивам коми орнамента «Праздничный наряд для Марпиды»

Альбом «Народное искусство коми». Лист картона (или плотной бумаги), цветная бумага, ножницы, клей, кисточка для клея, салфетки, клеенка

Апрель

Занятие 29 Лепка.

«Зоопарк»


Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности разных животных, их относительную величину. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорций частей, используя усвоенные приемы лепки. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений. Упражнять в создании коллективных работ.

Экскурсии в зоопарк (если нет возможности сделать это в детском саду, то поговорить с родителями, чтобы они с детьми побывали в зоопарке). Чтение книг о животных, беседы. Рассматривание игрушек, иллюстраций в книгах. Воспитание любви к животным. Напомнить детям об экскурсии в зоопарк, спросить, каких зверей они там видели. Уточнить характерные особенности названных животных, приемы, которые нужно использовать для их лепки (из целого куска, по частям). В конце занятия рассмотреть все вылепленные фигуры. Если есть большие и маленькие изображения одного и того же животного, объединить их (родители и детеныши).

Несколько игрушек (на случай, если кто-нибудь будет затрудняться в передаче характерных особенностей того или иного животного).
Пластилин, стеки, доски для лепки.

Апрель

Занятие 30 Аппликация

 «Белка под елью»


Учить детей составлять композицию по мотивам сказки. Закреплять умение вырезывать разнообразные предметы, используя знакомые приемы. Развивать воображение, творчество.

Наблюдения за белкой в живом уголке, рассматривание иллюстраций. Прочитать отрывок из «Сказки о царе Салтане»: «Ель растет перед дворцом...» Предложить детям наклеить такую картинку, спросить, как они будут вырезывать елку. Уточнить приемы вырезывания. Тем, кто будет затрудняться в процессе занятия, нужно помочь, показав некоторые приемы на отдельном листе.

Изображения ели и белки. Лист картона (или плотной бумаги), цветная бумага, ножницы, клей, кисточка для клея, салфетки, клеенка

Апрель

Занятие 31 Лепка

 «Леший —Вбрса»

Продолжать знакомить детей с образами фантастических и сказочных персонажей в коми сказках. Совершенствовать технические умения детей лепить из целого куска. Развивать воображение детей при создании сказочного образа

Дидактическая игра «Угадай сказочное чудище». Чтение отрывков из сказки, характеризующих внешний вид и поведение персонажа Вбрсы. Беседа о лешем Вбрсе: где может жить, чем питаться, как выглядит. Составление детьми словесного портрета персонажа — чудища. Лепка по воображению сказочного чудища — Вбрсы

Бросовый материал: кусочки меха, замши, кожи, ткани, ваты, веточки и др.

Глина или пластилин, стеки, общая подставка для размещения вылепленных фигур.

Апрель

Занятие 32 Аппликация.

 «Полет на Луну»


Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, располагать ракету так, чтобы было понятно, куда она летит. Учить вырезывать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое, закреплять умение дополнять картинку подходящим и по смыслу предметами. Развивать чувство композиции, воображение.
.

Беседы с детьми о наших достижениях в космосе, о космонавтах и ракетах. За некоторое время до занятий рассматривать снимки и рисунки ракет, Луны, земного шара. Соответственно подобрать цвета бумаги для вырезывания. Побеседовать с детьми об их замысле, показать разные способы вырезывания ракеты, космонавта в скафандре. Сказать детям, чтобы они подумали, куда летит их ракета (на Луну, другие планеты, вокруг Земли), где находятся космонавты (на Луне, в космическом пространстве). Поощрять дополнения основного изображения. По окончании все работы рассмотреть вместе с детьми, выбрать наиболее интересные, чтобы повесить в группе, в зале или вестибюле к празднику.

Изображения ракет и Луны на рисунках. Темные и цветные листы бумаги для фона, наборы цветной бумаги.
Ножницы.

 Май

Занятие 33 Лепка.

 «Доктор Айболит и его друзья»


Закреплять умение передавать в лепке образы литературных героев. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Развивать образное представление, воображение.

Вспомнить с детьми доктора Айболита, его друзей. Предложить каждому вылепить 1—2 фигуры для общей композиции. В ходе занятия направлять внимание детей на передачу сходства изображения с литературным персонажем, добиваться более точного соблюдения пропорций.

Пластилин, стека, тряпочка, клеенка.

Май

Занятие 34 Аппликация

 «Цветы в вазе»


Учить детей передавать характерные особенности цветов и листьев в аппликации: их форму, цвет, величину. Закреплять приемы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое, и т. д.

Рассматривание весенних цветов. Обратить внимание детей на то, какие красивые цветы, какие у них крупные ярко-желтые лепестки. Уточнить строение цветка, форму середины, лепестков, предложить вспомнить, как надо вырезывать цветы, вазу, напомнить о красивом расположении изображения на листе бумаги.

Калужница или другие растения с четкой формой цветка. Альбомный лист бумаги, про-тонированный светло-желтой или светло-зеленой акварелью, набор цветной бумаги нужных цветов. Ножницы.

Май

Занятие 35 Лепка

 «Черепаха»


Учить детей лепить животных с натуры, передавая характерные особенности формы, частей тела, пропорций. Закреплять умение применять знакомые приемы лепки.

Наблюдения за животными в уголке природы, уход за ними. Рассмотреть черепаху, уточнить форму тела, форму и величину отдельных частей, их положение. Активизировать детей, направляя их ответы. Предложить детям рассказать, какими приемами они будут лепить черепаху. В конце занятия предложить сравнить изображения с натурой, отобрать наиболее удачные.

Пластилин, стека, тряпочка, клеенка.

Май

Занятие 36 Аппликация.

 

«Весенний ковер»

Закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в раз личных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие.

Рассматривание цветов на прогулке, букетов в группе, декоративных композиций ковров, тканей. Предложить детям всем вместе создать весенний ковер. Посоветовать на полоске наклеить цветок нарцисса, а по бокам листочки; на квадратах цветы мать-и-мачехи и листья (каждый ребенок выполняет аппликацию на какой-то одной форме). Предложить детям вспомнить, как можно быстро вырезать несколько одинаковых частей. В процессе работы добиваться более точного вырезывания формы цветов (мать-и-мачехи круглые с надрезами, лепестки нарциссов овальные с заострением на одном конце). Добиваться красивого расположения и аккуратного наклеивания. Лучшие работы вместе с детьми расположить на большом квадрате, подчеркнуть, что ковер получился очень красивый.

Квадраты размером 16Х16 см, полосы — 10X16 см, бумага для фона бледно-желтого или бледно-зеленого цвета, большой квадратный лист для ковра, белая и желтая бумага двух оттенков для цветов и зеленая для листьев.
Ножницы.

ЛЕПКА
Диагностические задания

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Учить детей передавать форму, строение, пропорции и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание и др.

Лепка

«Фрукты»

Материалы: груша, банан, яблоко или другие фрукты.  Пластилин, стеки, доски для лепки

Беседы о том, что осенью в садах собирают урожай фруктов, рассматривание разных фруктов. Провести обследование выбранных для лепки фруктов. Спросить детей о названии формы, исходной для лепки (шар, цилиндр). Предложить вспомнить и объяснить приемы лепки. В процессе лепки обращать внимание на необходимость точно передавать натуру. Вместе с детьми сравнить изображения с натурой, отметить, что получилось хорошо, а что не удалось.

Согласно таблицы «Критерии оценки»

Учить детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.


Лепка

«Как мы играем зимой на участке»

 Материалы: пластилин, стеки, доски для лепки.

Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей. Поговорить о том, как играют дети зимой на прогулке, предложить напомнить (вызывая для этого детей) их позы и движения. По окончании предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные фигурки, объяснить выбор, рассказать об изображенном движении.

ЛЕПКА

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ДОУ   «Дюймовочка»

Воспитатели:____________________________________________________________________

Дата проведения диагностики: начало года______________        конец года________________

п/п

Ф. И. ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Итого баллов

Средний балл/ уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Характеристика оценки детей имеет три уровня.

Высокий уровень 3 -2.4 балла – в процессе лепки ребёнок создает образ разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию, точно передает формы в соотношением частей по величине, использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, оттягивание). Стремится украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Средний уровень 2.3 – 1.8 балла – в процессе лепки не всегда передает форму соотношение предметов по величине. В создании коллективных композиций обращается за помощью к педагогу. Ребёнок владеет основными способами лепки, но нуждается в отработке приемов (оттягивания, прищипывания), для украшения использует стек.

Низкий уровень 1.7 -1 балл – в процессе лепки не всегда точно передает форму и образ предметов игрушек, не владеет основными приемами лепки, не использует стек для украшения. В процесс работы обращается постоянно за помощью к воспитателю.

Начало года:

Высокий уровень______________        детей___________        %

Средний уровень______________        детей___________        %

Низкий уровень_______________        детей___________        %

Конец года:

Высокий уровень______________        детей___________        %

Средний уровень______________        детей___________        %

Низкий уровень_______________        детей___________        %

Анализ, комментарии

АППЛИКАЦИЯ
Диагностические задания

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Учить детей силуэтному вырезыванию предметов, соблюдая их форму, строение и пропорции, развивать чувство композиции.


Аппликация

«Рыбки в аквариуме»

Материал: бумага размером в писчий лист бледно-голубого, бледно-зеленого или сиреневого цвета (аквариум) на выбор, бумага для вырезывания разного цвета и оттенков. Ножницы.

Наблюдения в уголке природы, уход за рыбками. Уточнить форму тела рыбки, предложить обвести по контуру (игрушку), затем нарисовать контур в воздухе, глядя на игрушку, при этом объяснить, какую часть изображают. Затем сказать, что, когда будут вырезывать рыбок, надо внимательно следить за тем, как режут ножницами. Предложить подобрать для рыбок бумагу красивых цветов и оттенков, хорошо сочетающихся с фоном.

Согласно таблицы «Критерии оценки»

Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать в пространстве изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, эстетическое восприятие.


Аппликация

 «Новый район города»

Материал: набор цветной бумаги, белая бумага размером в писчий лист. Ножницы.

Рассказы о строительстве в нашей стране. Наблюдения на прогулках и экскурсиях, рассматривание иллюстраций. На занятии можно объединить детей по двое и дать им большой лист бумаги. Поговорить с детьми о том, каким может быть новый район города, какие там дома. Предложить подумать, как изобразить картину нового города, как расположить на листе бумаги. Напомнить о красивом цветовом сочетании домов, окон, дверей. При рассматривании работ Выбрать наиболее красивые по цветовому и композиционному решению.

Характеристика оценки ответов детей имеет три уровня.

Высокий уровень 3 -2.4 балла – правильно держит ножницы в руке, сжимает и разжимает их при резании бумаги, самостоятельно вырезает короткие и длинные полоски по прямой. Создает простые изображения путем наклеивания полосок – травка, деревья, елочки, лесенка, заборчик и др. Умеет вырезать круг и овал упрощенными способами (закругление углов квадрата и прямоугольника), также преобразовывать геометрические фигуры способом разрезания фигуры по диагонали и пополам (квадрат -  на треугольники, круг  - на полукруги и четверти). Самостоятельно и правильно пользуется клеем и наклеивает готовые формы.

Средний уровень 2.3 – 1.8 балла – знает правило работы с ножницами, но с трудом сжимает и разжимает их. Может вырезать короткие и длинные полоски по прямой обозначенной линией. С помощью педагога вырезает круг и овал из готовых геометрических форм. Умеет создавать простые композиции (узоры) из геометрических фигур. Под контролем педагога пользуется наклееванием изображений предметов.

Низкий уровень 1.7 -1 балл – не знает правил и не умеет держать и пользоваться ножницами. С помощью педагога и под его контролем выполняет аппликацию.

АППЛИКАЦИЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ДОУ   «Дюймовочка»

Воспитатели:____________________________________________________________________

Дата проведения диагностики: начало года______________        конец года________________

п/п

Ф. И. ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Цвет

Итого баллов

Средний балл/ уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

22

2

23

3

4

18

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Начало года:

Высокий уровень______________        детей___________        %

Средний уровень______________        детей___________        %

Низкий уровень_______________        детей___________        %

Конец года:

Высокий уровень______________        детей___________        %

Средний уровень______________        детей___________        %

Низкий уровень_______________        детей___________        %

Анализ, комментарии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)

Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креат...

Перспективное планирование по художественной деятельности.Лепка и аппликация с использованием нетрадиционных техник в подготовительной группе.

перспективное планирование на год в подготовительной группе по лепке и аппликации с использованием нетрадиционных техник....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность» кружка «Пальчиковая живопись» для детей 5– 6 лет

Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.Программа сос...

Рабочая учебная программа по разделу "Безопасность" подготовительная группа

Рабочая учебная программа по разделу "Безопасность" подготовительная группа...

Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию (лепка и аппликация) по ФГОС

Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию (лепка и аппликация) по ФГОССрок реализации программы: с 1 сентября 2016 г. по 31 мая 2017 г.     Составлена ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность - Лепка» на тему «Петя-петушок» для детей средней группы (4–5 лет)

Цель: создать условия для выполнения работы в технике пластилинография.Задачи:Образовательные: закреплять умения и навыки в работе с пластилином – отщипывание, сплющивание, размазывание на основ...