РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность» кружка «Пальчиковая живопись» для детей 5– 6 лет
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Рахмаева Екатерина Александровна

 

Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)

Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  • Музыка. Использование музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

  • Коммуникация. Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

  • Познание. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Программа рассчитана на 35 занятий в год, (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 20-25 мин.

Программой предусмотрено проведение подгрупповых занятий, выставок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_izo.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

заместитель заведующего по ВМР

______        /ПаймоловаЖ.В.        /

                        «Утверждено»                            

              Заведующий МДОУ

        «Детский сад №3 «Капелька»

         _____        /_Заседателева И.В./

          Приказ №____от________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования по разделу:

 «Изобразительная деятельность»

кружка «Пальчиковая живопись»

для детей 5– 6 лет

Автор: Рахмаева Екатерина Александровна

Вольск, 2015г

Пояснительная записка

Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И.  А.Лыкова)

Данная программа используется в работе с детьми старшей  группы.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  • Музыка. Использование музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  • Коммуникация. Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
  • Познание. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Программа рассчитана на 35 занятий в год, (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 20-25 мин.

Программой предусмотрено проведение подгрупповых занятий,  выставок.

Цель программы:

Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, обогащение художественного опыта ребёнка через упражнения, освоение базовых способов для их свободного применения в новых условиях. Расширение эстетического опыта ребёнка через взаимосвязь литературного и визуального опыта. Систематизация, обобщение способов действий и обобщенных представлений в разных видах творчества.

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. В дошкольном возрасте ставятся следующие задачи:

  • Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
  • Знакомство детей с народной игрушкой для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов.
  • Учить находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
  • Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевич В., Лебедева В., Рачёва Е., Репкина П.
  • Организовать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также обогащения и уточнения зрительных впечатлений.
  • Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.
  • Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности в их единстве.
  • Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приёмы.
  • Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество. Адекватно применять полученные представления о конкретных творческих ситуациях.
  • Воспитывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
  • Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

Прогнозируемые результаты реализации программы.

Дети могут:

  • Различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, дизайн).
  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знать особенности изобразительных материалов.
  • Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Работа с родителями:

Оформление наглядной информации, проведение консультаций, рекомендаций, организация выставок.

Координационная работа с воспитателями и специалистами предполагает:

  • проведение консультаций, выступление на педсоветах, проведение праздников.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:  

  • организация выставок для родителей, детей, не участвующих в работе кружка,
  • участие в тематических мероприятиях, учрежденных городом.

                           Расписание кружковой работы.

Название кружка, Ф.И.О. руководителя

День недели

Время проведения

«Пальчиковая живопись»

Руководитель: Рахмаева Екатерина Александровна

         четверг

  1 раз в неделю

       16.00-16.25

Список детей, посещающих кружок «Умелые ручки».

  • Григорян Наре
  • Ембекова Лиза
  • Куклин Семен
  • Митрофанов Андрей
  • Нестеров Саша
  • Тихонов Саша
  • Северюхина Ангелина
  • Туманов Артем
  • Шкарин Илья
  • Яковлева Александра

Список используемой литературы:

Лыкова И.А.  Программа  художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки» М., 2006

Лыкова И.А.   Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий. Старшая группа. М., 2007.

Лыкова И.А.  дидактические игры и занятия. Интеграция познавательной и художественной деятельности. М., 2009.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Капелька» г.Вольска Саратовской области»

ОТЧЕТ

О результатах кружковой работы за 2014г. – 2015г.

руководителя кружка Рахмаева Екатерина Александровна

Название кружка: «Пальчиковая живопись».

Начало кружковой работы:  сентябрь 2014г. по май 2015г.

Кружковая работа включает в себя занятия по «Программе художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой по изобразительной деятельности (рисование)».

За отчетный период были:

  • проведены подгрупповые занятия с детьми;
  • оформлена наглядная информация для родителей «Рисуем акварелью», «Формирование способности  к рисованию»;
  •  организованы  выставки  детских работ «Осенняя пора»  

            «Зимняя сказка», «Весне привет!»;

  • координационная работа с педагогами:                                                          прослушивание музыкальных произведений; проведение праздников; рассматривание картин и составление рассказов; проведение наблюдений на прогулках; выступление на педсовете «Особенности построения натюрморта».

По результатам проведения занятий, получены следующие данные мониторинга:

Рисование

Сентябрь 2014г.

Высокий –35,7%

Средний –43,4%

Низкий -20,9%

Май 2015г.

Вывод: таким образом, видна положительная динамика развития детей в изобразительной деятельности.

Работа с родителями:

  • наглядная информация:  «Рисуем акварелью», «Формирование способности  к рисованию»;
  • организация выставок: «Осенняя пора», «Зимняя сказка», «Весне привет! ».

Совместная работа с педагогами:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • проведение праздников;
  • рассматривание картин и составление рассказов;
  • проведение наблюдений на прогулках
  • выступление на педсовете «Особенности построения натюрморта».

                       

                                                   

                                           

 

                     

                    Календарно-тематическое планирование 2014-2015г

                                                     Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Пргограммное

содержание

Оборудование

1

Осенний

лес

примакивания

Познакомить с техникой примакивания

Лист бумаги желтого цвета, акварель,

кисть, гуашь.

2

Дары леса

примакивания

Совершенствовать

умение в данной

технике. Развивать

чувство ритма,

композиции.

Лист бумаги,

гуашь, кисти,

.

3

Пернатые друзья

 рисование тычком

Познакомить с техникой рисование тычком

Лист бумаги, акварельные краски, гуашь.

4

Птичий двор

 Печатание ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошкой

Лист бумаги светлого оттенка,

акварельные краски. Гуашь. кисть.

                                              Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное

содержание

Оборудование

1

Осеннее дерево

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Жесткая кисть,

гуашь в

мисочках,

салфетки.

2

Подсолнухи

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании

пальчиками. Учить рисовать стебель и листья

подсолнуха.

Листе нарисованнымкругом и лепестками,черная и зеленая гуашь, кисти.

3

Цветочная поляна

Примакивание

Совершенствовать умение в данной

технике.

Развивать чувство

композиции.

Лист бумаги,

тонированным

зеленым цветом,

кисти, гуашь разных цветов.

4

Укрась платочек

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование

пальчиками.

Развивать чувство

композиции и

ритма.

Цветной лист

треугольной

формы, гуашь,

пробка.

                                                     

                                                        Ноябрь

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

1

Мои игрушки

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками

Упражнять в рисовании предметов

круглой формы. Закреплять

умение украшать предметы.

Гуашь, кисти,

пробка, простой

карандаш.

2

Нарисуй воздушные

шарики и украсить их.

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками.

Учить рисовать

предметы

овальной формы.

Упражнять в

украшении

рисунков.

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка.

3

Рыбки в аквариуме.

Рисование

ладошкой,

пальчиками.

Учить рисовать

ладошкой,

совершенствовать

технику

рисования

пальчиками.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь,

кисти.

4

Первый снег.

Рисование пальчиками.

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью рисования пальчиками.

Лист бумаги

тонированный

синим и серым

цветом, белая

гуашь, кисти.

                                                     Декабрь

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное обеспечение

Оборудование

1

Домик

Оттиск пенопластом

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции.

Мисочка с

гуашью, кусочки

пенопласта,

кисточка.

2

Ежик

Оттиск смятой бумагой

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции.

Мисочка с

гуашью,

кисточка, смятая

бумага.

3

Веселый снеговик

Тычок жесткой

полусухой

кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью.

Вырезанный из

бумаги

снеговичок

серого цвета,

белая гуашь,

жесткая кисть.

4

Украсить ёлочку бусами

Рисование

пальчиками,

оттиск пробкой.

Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных предметов.

Готовые ёлки из цветной бумаги,

гуашь в мисочках,

пробка.

                                                           Январь

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное обеспечение

Оборудование

1

Елочные игрушки

Восковой мелок

и акварель, оттиск пробкой

Упражнять в

рисовании

восковыми

мелками ёлочных

игрушек.

Закрепить умение

тонировать

рисунок.

Вырезанные из

бумаги ёлочных

игрушек (шары,

сосульки, месяц и

др.), восковые

мелки, акварель,

кисточки

2

Елочные игрушки

Обрывание бумаги

Упражнять в

технике

обрывания

бумаги. Развивать

чувство ритма и

композиции.

Цветная бумага,

клей ПВА, кисть,

елочные

игрушки,

вырезанные из

бумаги.

3

Красивые снежинки

Свеча + акварель

Совершенствовать

умение в данной

технике.

Свеча, акварель, кисти.

4

Ёлочка пушистая, нарядная

Оттиск поролоном

Совершенствовать умение в данной

технике. Развивать чувство

композиции.

Воспитывать

аккуратность.

Вырезанные из бумаги ёлочки, гуашь, поролон.

                                                    Февраль

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное обеспечение

Оборудование

1

Нарисуй

какую

хочешь

чашку и

укрась ее.

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками

Учить рисовать чашки различной

формы

(прямоугольной,

полукруглой),

украшать их

узором. Развивать

чувство

композиции

ритма.

Лист бумаги,

гуашь, кисть,

пробки, чашки

различной

формы.

2

Кораблики в море.

Чёрный маркер и акварель

Учить рисовать

кораблики,

используя в

качестве шаблона

для обведения

ступню. Закрепление

умения

закрашивать

рисунок.

Лист бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы.

3

Украсить свитер

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной

технике.

Развивать чувство

ритма.

Вырезанные из

бумаги свитера.

Жесткая кисть,

гуашь в

мисочках.

4

Цветочек для папы.

Оттиск

печатками из

картофеля

(цветочек)

Упражнять в

печатании с

помощью печаток.

Закреплять

умение

дорисовать цветы.

Лист бумаги,

гуашь, кисть,

печатки из

картофеля.

                                                               Март

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное обеспечение

Оборудование

1

Открытка для мамы.

Скатывание бумаги

Совершенствовать

умение в данной

технике. Развивать

чувство ритма.

Салфетки, клей

ПВА, цветной

картон.

2

Весеннее солнышко

Рисование

ладошками

Закрепить умение рисовать ладошкой.

Лист бледно-голубого цвета, акварель, кисть

3

Нарисуй и укрась вазу для цветов

Примакивание

Совершенствовать

умение в данной

технике. Закреплять

умение обводить по

трафарету.

Лист формата

А4

тонированный,

гуашь, кисти,

трафарет.

4

По замыслу

Разные

Совершенствовать

умение и навыки в

свободном

экспериментировании

с материалами,

необходимыми для

работы в разных

техниках.

Все имеющиеся

в наличии, лист

бумаги.

                                                          Апрель

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное обеспечение

Оборудование

1

Звездное небо

Набрызг

Учить создавать

образ звездного неба,

используя набрызг.

Развивать цветовосприятия.

Бумага, кисти, гуашь, жесткая кисть, картонка

для набрызга, эскиза,

иллюстрации звездного неба.

2

Цыплята

Комкание бумаги

Закрепить умение

комкать салфетки и

делать из них цыплят,

дорисовать детали

гуашью

Лист бумаги,

желтые

салфетки, клей

ПВА, гуашь,

кисточки.

3

Божьи

коровки на

лужайки

Рисование пальчиками

Закреплять умение рисовать пальчиками.

Вырезанные

божьи коровки,

гуашь,

кисточка.

4

На что похоже

Кляксаграфия обычная

Совершенствовать

данную технику.

Развивать

воображение.

Два листа бумаги, гуашь,

пластиковая ложечка, кисть.

                                                          Май

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное обеспечение

Оборудование

1

Одуванчики

Восковые мелки и акварель

Закрепить умение

детей в данных

техниках. Учить

создавать

выразительный образ

одуванчиков.

Лист бумаги бледно-зеленого цвета, восковые

мелки,

акварель,

кисть, гуашь.

2

Весеннее дерево

Оттиск

печатками из

ластика

Совершенствовать

умение в данной

технике. Развивать

чувство ритма,

композиции.

Лист бумаги,

гуашь, кисти,

печатки из

ластика в

форме

листика.

3

Рисуем что хотим

Разные

Совершенствовать

умение и навыки в

свободном

экспериментировании

с материалами,

необходимыми для

работы в разных

техниках.

Все

имеющееся в наличии.

4

Итоговая

выставка

рисунков за

год

 

Учить рассматривать

рисунки. Поощрять

эмоциональные

высказывания.

Рисунки детей

за год

(несколько

работ каждого

ребенка за год)

         

   Табель посещаемости детей кружка: «Пальчиковая живопись»

п\п

Фамилия,имя ребенка

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Григорян

Наре

2

Ембекова Лиза

3

Куклин Семен

4

Нестеров Саша

5

Туманов Артем

6

Тихонов

Саша

7

Северюхина Ангелина

8

Шкарин Илья

9

ЯковлеваСаша

10

Митрофанов Андрей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-экспериментальной деятельности «Маленькие почемучки»

Цель программы: создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи программы: 1. ...