Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию (лепка и аппликация) по ФГОС
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Давыдова Милена Васильевна

Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию (лепка и аппликация) по ФГОС

Срок реализации программы: с 1 сентября 2016 г. по 31 мая 2017 г.

 

 

 

 

 

Составлена на основе

примерной общеобразовательной

программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ruchnomu_trudu_na_god.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОАНО Детский сад «ЛУЧИК»

Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию (лепка и аппликация) по ФГОС

Срок реализации программы: с 1 сентября 2016 г. по 31 мая 2017 г.

Составлена на основе

примерной общеобразовательной

программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Программу составили:

Воспитатель средней группы

Давыдова М.В.

Москва, 2016


Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  1. Актуальность Программы…………………….....…………………3
  2. Цели и задачидеятельности средней группы по реализации образовательной программы по ручному труду…………………..3
  3. Принципы и подходы к формированию программы…………..…4
  4. Возрастные особенности детей средней группы………………….5
  5. Планируемые результаты освоения воспитанниками средней группы рабочей программы по ручному труду………………………………………………………….……….5
  1. Перспективное планирование……………………………………….…6
  2. Календарно-тематическое планирование…………………………….. 7


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность рабочей программы.

Рабочая программа по ручному труду определяет содержание и организацию образовательного процесса художественно-эстетического направления средней группы детского сада «Лучик».  Учебно-образовательный процесс строится на основе общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2010 г.).

Цели и задачи деятельности средней группы по реализации образовательной программы по ручному труду.

Лепка

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Упражнять в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.).

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Поощрять проявления активности и творчества.

Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

Принципы и подходы к формированию программы.

 Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

    Программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Возрастные особенности детей среднего возраста.

 Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала.

Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.

Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая.

Планируемые результаты освоения воспитанниками средней группы рабочей программы по ручному труду

Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

«В гости осень к нам пришла» (2 лепки и 2 аппликации)

4

Лепка «Пирамидка»

1

Аппликация «Красивые флажки»

1

«Дары осени» (лепка и аппликация)

2

«Лесные жители» (2 лепки)

2

Аппликация «Лодки плывут по реке»

1

Аппликация «Украсим шапочку узором из квадратиков»

1

Лепка «Рыбка»

1

«Смешной снеговик» (Лепка и аппликация)

2

Аппликация «Праздничная елочка»

1

Лепка «Девочка в длинной юбке»

1

Аппликация «Рукавичка-невеличка»

1

«Птички-невелички» (аппликация и лепка)

2

«Домашние птицы» (2 лепки)

2

«Готовимся к 23 февраля» (аппликация)

1

«В магазине игрушек» (2 лепки и 2 аппликации)

4

«Разноцветные рыбки» (аппликация и лепка)

2

«Продолжаем учиться лепить животных» (2 лепки)

2

Лепка «Автобус»

1

«Мы – фантазеры» (3 аппликации и 1 лепка по замыслу)

4

Общее количество часов в год

Лепка

Аппликация

Количество часов в месяц

Лепка

Аппликация

Продолжительность занятия

36 часов

13 часов

13 часов

4 часа

2 часа

2часа

20 минут


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

Тема

Цель

Лепка «Осеннее дерево»

Учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью, отделять от целого куска пластилина части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета.

Аппликация «Осенний дождик»

Учить детей нарезать узкие полоски бумаги, вызывать у них интерес к процессу вырезывания. Уметь сравнивать свою работу с образцом. Воспитывать интерес к познанию природы.

Лепка «Грибы»

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами). Подводить к образной оценке работ. Развивать мелкую моторику, воображение, воспитывать усидчивость.

Аппликация «Осенние листья» (мозаичная техника)

Учить детей работать в технике мозаичной аппликации, заполняя готовый шаблон обрывками или обрезками бумаги разного цвета, размера и формы. Учить выбирать для себя приемлемый способ работы. Развивать глазомер и мелкую моторику. Воспитывать эстетические чувства, помогать детям замечать красоту природы даже в мелочах.

Лепка «Пирамидка»

Учить лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде шарика. Показать приемы планирования работы (выкладывание комочков пластилина в ряд от самого большого к самому маленькому).  Развивать чувство цвета, формы и величины. Воспитывать уверенность в результате собственного труда.

Аппликация «Красивые флажки»

Учить работать ножницами, правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображение по цвету.

Лепка «Огурец и свекла»

Познакомить с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета.

Закреплять умение катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить оттягивать пальцами, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Аппликация «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»

Учить детей вырезанию закругленных форм; продолжать учить составлять симметричную композицию из нескольких предметов; наклеивать предметы в указанной последовательности; закреплять в речи детей название цветов: оранжевого, серого, коричневого и умение различать темные и светлые оттенки красного цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Лепка «Вот ежик – ни головы, ни ножек…»

Познакомить детей с новой исходной формой для лепки животных – овоидом; передавать в лепке характерные особенности внешнего вида ежа; пользоваться стекой для прорисовки иголок короткими штрихами в одном направлении; закреплять известные детям приемы лепки и их названия.

Аппликация «Лодки плывут по реке»

Учить создавать изображение предметов (лодок) разрезая квадраты и круги пополам, срезая угол у треугольника. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.

Лепка «Зайчик»

Продолжать учить лепить животных, используя форму овоида (туловище, голова); передавать в лепке характерные особенности внешнего вида зайца (длинные уши, короткий хвост), разное состояние зверька (прислушивается или спокойно отдыхает) через разное положение его ушей; закреплять приемы лепки овоида и примазывания деталей друг к другу.

Аппликация «Украсим шапочку узором из квадратиков»

Продолжать учить разрезать разными способами широкие и узкие полоски по сгибам; учить составлять узор из квадратов, чередуя элементы по величине и цвету, самостоятельно выбирать цвет для элементов узора; располагать узор в определенном месте изделия (на отвороте шапочки); закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Лепка «Рыбка»

Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами); приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбки.

Аппликация «Снеговик с метлой»

Продолжать учить срезать углы у квадрата, закругляя их; учить составлять изображение снеговика от большего круга к меньшему (вверх), развивать композиционные умения в составлении изображения, чувство формы и пропорций; закреплять навык аккуратного наклеивания; вызвать радость в ожидании новогоднего праздника.

Лепка «Мы слепили снеговиков»

Учить рассматривать снеговика на иллюстрациях, игрушке, выделять основные части, дополнения и описывать образ (веселый, смешной, печальный и пр.); лепить фигуру снеговика из трех шаров разной величины, плотно соединять части, руки из столбика; передавать характерные признаки (глаза, нос, рот, шляпу и пр.), создавать образ веселого снеговика.

Аппликация «Праздничная елочка»

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из треугольников. Применять для решения новой творческой задачи освоенный способ получения треугольников из квадратов, разрезанных пополам по диагонали. Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приемы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом  кружочков). Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Лепка «Девочка в длинной юбке»

Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями; лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживая места скрепления.

Аппликация «Рукавичка-невеличка»

Продолжать учить вырезать круг из квадрата путем плавного срезания уголков, получать треугольники из квадратов путем разрезания пополам; учить составлять узор из треугольников, располагая их в определенном месте (на краю рукавички); закреплять навык аккуратного наклеивания.

Лепка «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки»

Учить лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру; учить передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз, крылья приподняты; объединить свою работу с работами других детей, чтобы передать сюжет. Закреплять технические приемы лепки. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Аппликация «Вот на ветках птички-невелички»

Продолжать учить срезать уголки у квадратов и прямоугольников для получения кругов и овалов  (туловище и грудка птицы), разрезать прямоугольники по диагонали на два треугольника; развивать внимательность и композиционные навыки при расположении деталей изображения по образцу; закреплять навык  аккуратного наклеивания.

Лепка «Уточка с утятками (коллективная композиция)»

Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы; лепить фигурки, передавая разницу в величине предметов и отдельных частей, делить материал в соответствии с пропорциями. Закреплять приемы промазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки). Продолжать знакомить с дымковскими изделиями (уточка с утятками, петух, индюк и другие). Вызвать желание лепить игрушки.

Аппликация «Летящие самолеты»

Учить детей создавать изображение самолета из бумажных деталей разной формы и размера. Показать возможность видоизменения деталей (срезание, загибание и отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам поперек и по диагонали). Показать аналогию между аппликативной техникой и конструированием из бумаги (свободный перенос освоенных техник). Развивать творческое мышление. Вызвать радость при создании изображения самолета в преддверии праздника 23 февраля. Воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных представлений в изодеятельности

Лепка «Курочка и петушок»

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетического вкуса. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.  Закрепить способ лепки птички на основе овоида или цилиндра. Уточнить представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Развивать воображение. воспитывать интерес к народному искусству.

Аппликация «В магазин привезли красивые пирамидки»

Упражнять детей в вырезании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому.

Лепка «Игрушечный мишка»

Учить лепить животное из трех разных по форме частей, соблюдать приблизительные пропорции между частями; передавать несложное движение лап мишки; закреплять приемы скатывания, раскатывания, расплющивания, соединения частей приемом примазывания; использовать стеку для прорисовки деталей и разрезания пластилина.

Аппликация «Ракеты»

Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник – нос ракеты, два маленьких – крылья). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Лепка «Посуда для кукол»»

Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит чайную пару). Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (например, налепы, процарапывание, отпечатки). Развивать мелкую моторику, глазомер.  Синхронизировать движения обеих рук.  Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Аппликация «Рыбки играют, рыбки сверкают»

Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).  Активизировать способы вырезания кругов и овалов – из квадратов или прямоугольников путем закругления уголков.  Развивать комбинаторные и композиционные умения: составлять варианты изображений (рыбок) из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе (аквариум круглой или прямоугольной формы).  Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции.

Лепка «Разные рыбки»

Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки.

Аппликация «Автобус»

Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузовок автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

Лепка «Козленочек»

Учить лепить четвероногое животное (овальная голова, тело, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному туловищу, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.п. способствовать приобретению и накоплению сенсомоторного опыта.

Аппликация «Волшебный сад»

Учить детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения (волшебные деревья, цветы). Учить резать ножницами по прямой; закруглять углы квадрата, прямоугольника. Развивать образное восприятие, воображение.

Лепка «Черепаха»

Учить рассматривать предметы, выделять их основные части, форму, характерные признаки; учить лепить черепашку, передавая форму  туловища (сплющить овальную форму – овоид), головы, ног; стекой передавать детали (рот, глаза), рисунок на панцире, оттянуть хвост; учить дополнять изображение (слепить маленькую черепашку или любое дополнение)

Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь постройку»

Развивать творческие способности детей – учить самостоятельно изображать постройку из квадратов, прямоугольников и треугольников, располагать симметрично части постройки; прикреплять (располагать) друг к другу вплотную части постройки; закрепить способы преобразования фигур: треугольники из квадрата, квадраты из полосы; закрепить навык аккуратного наклеивания изображения.

Лепка «Лепка по замыслу»

Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки.

Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь игрушку»

Развивать воображение и творческие способности (умение самостоятельно составлять животное из кругов и полукругов разной величины и цвета); продолжать упражнять в вырезании кругов из квадратов и полукругов путем разрезания кругов пополам по сгибу; составлять изображение из частей в определенной последовательности, располагая посередине листа сначала крупные части, затем мелкие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»

Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...

Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию для детей 4 - 5 лет

Программа по рисованию, лепке и аппликации для дошкольников 4 - 5 лет....

Рабочая образовательная программа курса художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки» для детей дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год

   Пояснительная запискаДошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлен...

Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".

Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки"....