Коллаж: первые шаги к творчеству
статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Традиционно считается, что на втором году жизни начинать работу с аппликацией рано. Если рассматривать классический вариант подобной деятельности, это, несомненно, верно. Однако существуют другие виды изобразительной деятельности, которые доступны малышам..  Одна из разновидностей  аппликации - коллаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollazh.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Коллаж: первые шаги к творчеству

Традиционно считается, что на втором году жизни начинать работу с аппликацией рано. Если рассматривать классический вариант подобной деятельности, это, несомненно, верно. Однако существуют другие виды изобразительной деятельности, которые доступны малышам..  Одна из разновидностей  аппликации - коллаж. Что это такое? Коллаж (от фр. collaqe - наклеивание) - это такой прием в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от нее по цвету и фактуре. Этот вид деятельности может предшествовать аппликации в работе с детьми раннего возраста.

Подготовка рабочей поверхности

для коллажа. Изобразительные

средства

Ребенку второго года жизни не следует предлагать клей - он может вызвать аллергическую реакцию. К тому же ему достаточно сложно выполнить цепочку строго последовательных действий: взять деталь, обмакнуть ее в клей, наметить место для приклеивания, при ложить к нему деталь и слегка придавить ее. Столь трудоемкий алгоритм действий можно упростить: достаточно изготовить планшет с липкой поверхностью. Для этого необходимо приобрести три вида скотча: двусторонний, обычный (можно цветной, тогда цвет скотча будет служить фоном будущего коллажа) и малярный. На картонную основу с боков наклейте двусторонний скотч, а к нему горизонтально прикрепите плотно прилегающие друг к другу полоски малярного скотча. Пусть рабочая по верхность выглядит неприглядно - поле деятельности для юного художника готово. Главный принцип устройства такого планшета - липкая поверхность, а технологию изготовле ния можно усовершенствовать.

Для первых коллажей малышей используйте простые и доступные материалы: цветные ватные (косметические) шарики, вырезанные из цветного поролона шарообразные формы (диаметр 3 см), каштаны, желуди. Основное требование: ребенку должно быть удобно брать предмет в щепотку всеми (или тремя) пальцами. По мере развития ловкости пальцев в качестве изобразительных средств предлагайте малышу ватные диски, бумажные розетки из-под печенья (начните собирать их заранее), крупные фасолины, толстые коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета. Их ребенок будет брать пинцетным захватом, т.е. двумя пальцами. Выбор изобразительных средств зависит от сюжета картины. Для придания коллажу художественной завершенности взрослый может «припорошить» свободное пространство на основе любой крупой, обрезками цветного поролона, бумаги или сухоцветом (саше) и т.п. Поэтому, вырезая шарики из поролона, складывайте обрезки в небольшие прозрачные баночки. Важно помнить: используемый материал должен быть удобен и безопасен для малыша, а мелкие детали картины - прочно укреплены на рабочей поверхности, чтобы они не попали в его руки.

Сюжеты коллажей

Определить замысел, выбрать яркий образ будущей картины, понятный и близкий ребен ку, задача непростая. Здесь необходимо учитывать и жизненный опыт малыша, и его наст роение, интересы, пристрастия, и время года.

Самые доступные для детей этого возраста темы коллажа: поляна или клумба с цветами, разбросанные на берегу реки камешки, листо пад, ковер из разноцветных листьев, летящие снежинки, упавшие с яблони и раскатившиеся яблоки, падающие на ладошку капли дождя. Все это во время совместных наблюдений на прогулке откроет для малыша мама: обратит внимание, покажет, объяснит. Например, зи мой, ловя рукой ребенка снежную крупу, весе ло прочтите одно из стихотворений:

Сыпься, сыпься,

Снег, снег.

Посыпай всех, всех!

B. Левин

Снег кружится, снег ложится.

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь, и птица,

И, конечно, человек.

C.  Михалков

А если снежинки медленно кружатся в воз духе, можно, подставив рукавицу темного цве та, просто наблюдать за тем, что происходит.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится...

И. Суриков

Явление природы одно, а воспринимается оно по-разному: какое настроение мама передала малышу, такое состояние он и ощущает. А во время дождя, прячась под зонтом, прочитайте такое стихотворение:

- Дождик, дождик,

Что ты льешь,

Погулять нам не даешь?

- Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою...

С. Погореловский

Обратите внимание малыша на капли дождя, лужи, мокрые скамейки.

Если вы живете в городе, можете вместе с ребенком покормить крошками воробьев, голубей, подзывая их «гули-гули», а затем сделать ручками «кыш!» - полетели птички. Малыш, живущий в сельской местности, может ухаживать за домашними птицами. Всем детям независимо от того, где они живут, одинаково доступны для понимания классические обра зы пушистых желтых цыплят и серо-голубых зайчат. Да и их самих не раз так называла ма ма, напевая потешки и песенки и ласково гла дя по головке.

Так постепенно малыш накапливает жиз ненный опыт, а вместе с ним различные эмо циональные переживания. Это и отразится в сюжетах его будущих картин.

Ребенку еще только предстоит освоить про странство планшета, поэтому главный компо зиционный принцип первых коллажей - хао тичность, разбросанность художественных объектов: листиков, снежинок, цветочков и т.п. Располагая их на поверхности всего ли ста, малыш осваивает протяженность прост ранства, его объем, и оно постепенно «раскры вается» перед ним.

Ребенок растет и каждый день узнает, как связаны предметы между собой, что их связы вает, где они могут находиться.

Теперь, выбирая сюжеты для коллажа, об ратите его внимание на птичек у кормушки, ягодки на тарелке, яблоки в корзинке, котят рядом с кошкой.

Кошка с котятами            Всему обучает:

Вместе играет.                 Клубок покатать,

Кошка котяток                 Молочко лакать.

В. Степанов

Такой опыт наблюдений позволит от сюжетов с хаотичным расположением объектов перейти к сюжетам с локализацией предметов в опреде ленном замыслом месте: «Цыплята рядом с ма мой-курочкой», «Идет дождь - капельки соби раются в лужицы», «Яблоки около корзинки», «Ягодки на тарелке». Именно в таких сюжетах можно увидеть настоящую композицию.

На прогулке обратите внимание малыша на солнышко: «Где солнышко? Покажи. Вот как высоко солнышко! Солнце - в небе, вверху, и птички летят высоко-высоко». А в другой раз покажите, как снежинки кружатся и падают на землю, вниз. Помогайте ребенку познавать, как устроено пространство. «Плюх! Камешек упал в лужу! Плюх!» - это уже настоящий экс перимент с практическим действием. Посте пенно малыш усвоит разные варианты распо ложения предметов: вверху, внизу, потом - сбоку, рядом.

Над домами

И над печками

В небо дым

Идет колечками.

Дым из маленьких колечек

Превращается в овечек.

Н. Красильников

Как такой сюжет не использовать в коллаже?!

Если малыш уже освоил два типа компози ции (хаотичное расположение и группировка вокруг центра), можете предложить ему более сложное задание - украсить изображение ка кого-либо предмета: новогоднюю елку, шапоч ку для куклы, шарфик, рамочку для фотогра фии, веточку, на которую надо приклеить лис тики и ягодки. Это сложное задание: малыш использует ограниченное пространство, ему приходится действовать в границах контура предмета - елочки или шапочки. Поэтому по заботьтесь, чтобы изображения были крупны ми, занимали максимальную площадь планше та. Для придания положительного заряда дея тельности малыша мотивируйте ее: предложи те сделать сюрприз для папы, бабушки и т.п.

Предварительно рассмотрите с малышом сам предмет, потрогайте его, прочитайте о нем стихотворение.

Пух на шапках, пух на шубках...

Как щекотно, ух! Что щекочет?

Пух!

В. Лукичева

Итак, от первых сюжетов, в которых пред меты располагаются произвольно по всему пространству планшета, не спеша переходите к следующему типу сюжетов: предметы в зави симости от замысла располагаются то рядом с чем-то, то вверху или внизу. Постепенно осва ивая пространство, приступайте к более слож ным сюжетам, к работе на еще более ограни ченном пространстве (в контуре предмета).

Так, двигаясь от простого к сложному, вы способствуете поступательному развитию ре бенка, помогаете проявлять активность и пе реживать чувство успешности.

Создание коллажа. Приемы работы

Приготовленный для работы планшет мож но расположить по-разному: прикрепить к мольберту, доске, двери. Важно, чтобы его центр был на уровне лица ребенка: так легче дотянуться до любой части рабочей поверхно сти. Можно разместить планшет на столе, а ря дом положить материал для работы - усидчи вому малышу будет удобно. Но не пытайтесь усадить за стол непоседу. Предоставьте ему свободу: он может творить стоя у мольберта или присев на пол у дивана (кресла). Свобода в движениях снимет напряжение, которое он испытывает за столом, поможет наиболее пол но реализовать творческие замыслы.

Итак, рабочее место готово. Теперь главное - заинтересовать ребенка предстоящей рабо той, зарядить эмоционально, поделиться за мыслом. Вам помогут песенки, стихи, игры, сюрпризы, например появление игрушки. Каждый раз в зависимости от замысла необхо димо продумывать сюрпризный момент. Он может быть лирическим, озорным, веселым, загадочным, но обязательно непродолжитель ным («резерв» внимания малыша еще неве лик, а впереди - творческий процесс).

Например, вы решили изобразить дождик. Используйте металлофон, звуки которого ими тируют звон капель (если у вас нет металлофо на, постучите пластмассовой палочкой по стек лянной банке). Звуки привлекут внимание ма лыша. Прочтите короткий ритмический стишок:

Так ли?

Так ли?

Так ли?-

Спрашивают капли.

Сыплются горошком

По крышам, по окошкам.

В. Бардадым

«Смотри, какие капельки!» - говорите вы, показывая синие поролоновые шарики. Звуки капели, ритм стихотворения, цветные мягкие шарики-капельки создают привлекательный образ дождика. «Кап!» - прикрепляете поро лоновый шарик на клейкую поверхность план шета. «А где Ванина капелька?» - и если ребе нок сам не может повторить действие, его рукой выполняете нужное движение: «Кап! И у Вани "кап"!». Так, прикрепляя капельки и приговари вая «кап» при каждом действии, вы создаете ху дожественный образ дождя. Движения совер шаются легче, если с помощью стихотворения задать определенный ритм, удобный для малы ша («Так ли? Так ли? - Спрашивают капли»).

Вы заметили, что у малыша начинает пропа дать интерес? Покажите заранее приготовлен ный сюрприз - красочный зонтик. Скажите: «Какой сильный дождик! Мы промокнем! Быс трее прячься!» - и раскройте зонт. Это обра дует ребенка: какое счастье посидеть, обняв шись с мамой, под зонтом! «Дождик кончился! Не капают капельки. Закроем зонтик». Малы шу, конечно же, захочется еще посидеть под зонтиком. Предложите ему снова сделать дож дик, «кап-кап». Так вы не спеша вместе с ним завершите работу

Обычно малыши, которые еще не умеют ис пользовать пространство планшета, кучно при крепляют детали: у них пока мало опыта, они

только учатся видеть пространство перед собой. Поэтому по мере необходимости помогайте ре бенку, направляйте его внимание в нужную точ ку. Например, скажите: «Вот сюда капелька по ка не упала», - и покажите место на планшете, куда можно приклеить голубой шарик.

А еще можно поиграть так. Ярким платочком накройте большое игрушечное яйцо, в которое заранее положите желтые поролоновые шари ки - цыплят. Сколько восторга и удивления бу дет, когда малыш сдернет платочек, откроет яйцо и оттуда «побегут цыплята»: «Цыплята вышли погулять, свежей травки по щипать!». Подуйте на желтые ша рики - «цыплята» разбегутся в разные стороны. Уточните жестом и словом: «Разбежались цыплята по полянке в разные стороны». Вот и образец будущего коллажа. Вместе соберите шарики в кучку, приговаривая: «Иди, цыпа». А те перь подуйте вместе: «Побежали! Ой, как быстро побежали цыпля та!». Скорее всего, направленно подуть у крохи не получится, по этому лучше делать это вместе.

Раз от разу предоставляя ре бенку самостоятельность (он сам в игре создавал образец коллажа), вы поддерживаете в нем чувство уверен ности в собственных силах. Теперь, когда он хорошо знаком с сюжетом «Цыплята гуляют по полянке», попробуйте усложнить задачу - за интересуйте его, словесно описывая будущую картинку, обращаясь к имеющемуся у него опыту.

-  Как пищат у нас цыплятки?

-  Пик-пик-пик! Пик-пик-пик!

-  Как они играют в прятки?

-  Прыг-прыг-прыг! Прыг-прыг-прыг!

-  Как по лужицам шагают?

-  Плюх-плюх-плюх! Плюх-плюх-плюх!

-  Как на солнце загорают?

-  Ух-ух-ух! Ух-ух-ух!

Л. Станчева

Положите рядом с планшетом желтые поро лоновые шарики. Возможно, ребенок самосто ятельно разместит цыплят на полянке. «Жел тые цыплята пищат: пик-пик-пик! Разбежа лись по всей полянке! Как красиво Саша сде лал! Папе покажем цыплят, он обрадуется: вот какие желтые цыплята у Саши!» - так эмоцио нально можно не только описать осуществлен ный замысел, но и подчеркнуть значимость то го, что сделал малыш. Приговаривая слова одобрения, можете «посадить на полянке травку» - приклеить обрезки зеленого поро лона, бумаги или сухоцвет (фото 2).

Следующий коллаж можно сделать для ба бушки: «Бабушка хочет, чтобы цыплята и к ней прибежали». Дайте для творчества другой мате риал - желтые ватные шарики: «Смотри, Са шенька, сегодня другие цыплятки в яйце сидят».

А когда решите сделать коллаж для люби мой тети, пусть юный художник сам выбирает шарики - ватные или поролоновые.

Готовый коллаж поместите на видное, но недоступное для ребенка место: искушение сразу же видоизменить шедевр у него очень велико.

Малыш уже может сам расположить по все му листу разбежавшихся цыплят, цветы на по лянке, снежинки, парящие в воздухе, капельки дождя? Тогда усложните творческую задачу. Предложите новый тип сюжета: цыплята уви дели маму-курочку и прибежали к ней. Нари сованную курочку заранее приклейте на план шет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Кто к нам пришел?».

Курочка моя, умница моя,

Вот зерно, водичка,

Ты снеси яичко!

Беленькое!

Ой, снесла яичко.

А в скорлупке - трак!

Половинки - крак!

Побежали, побежали

Желтые цыплятки!

- Вы куда, куда, куда?

Ну-ка, все сюда, сюда!

К курочке под крылышко!

В. Лукичева, Е. Ларечина

Спросите: «Поможем курочке? Позовем цыплят?». Малышу еще трудно произносить «цып-цып-цып», подзывая цыплят, - можно позвать «пик-пик-пик». И вот он уже разминает желтые мягкие комочки вокруг курочки . «Сашенька помог курочке: позвал цыплят. Как звал?». «Пик-пик-пик», - снова повторяет малыш. «Быстро-быстро прибежа ли к маме-курочке цыплята. Теперь они рядом с мамой, все около нее». С подвижным малы шом можно побегать, показывая, как быстро бежали цыплята. Возьмите на себя роль ку рочки-пеструшки, а кроха будет цыпленком. «Как курочка зовет цыпленка?» - «Ко-ко-ко!». - «Цыпленок торопится к маме. Как он кричит?» - «Пик-пик-пик!». «Ах ты, мой птенчик пушистенький!» - обнимите своего доро гого «цыпленка».

После такой игры можно с новыми силами продолжать творческий процесс.

По такому же принципу из капелек собери те лужицу . Оживите коллаж фигур кой малыша, вырезав ее из фотографии. Полу чится настоящая сюжетная картина с узнавае мым главным героем!

Малыш все полнее и свободнее осваивает пространство планшета. Помогайте ему: при думывайте сюжеты, в которых предметы нуж но располагать то вверху, то внизу листа, то у одного края, то у другого. Например, приклей те голубую (синюю) ленточку, разделив план шет на две части: верхнюю и нижнюю. Скажи те: «Вот река! В ней много капелек воды». Вместе с малышом  наполняйте капельками речку, произвольно приклеивая поролоновые шарики ниже уров ня   ленточки   и   приговаривая «плюх» или «кап». А вот и сюр приз - кораблик, выполненный способом оригами (можно выре зать картинку из журнала).

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека...

Д. Хармс

«А где же солнышко? Здесь, вверху!» - дайте малышу бумаж ную розетку из-под печенья, за ранее выкрашенную в желтый цвет , пусть он прикле ит ее в верхнем углу планшета. Яркий коллаж украсит комнату. А вечером можно будет рассказать папе о пу тешествии по реке.

Следующий этап освоения пространства ли ста - украшение предметов.

Меняется сам принцип расположения дета лей, сужаются рамки возможных действий. Это потребует от ребенка определенной организа ции внимания, а также опыта владения прост ранством листа.

Малыш помогал вам наряжать новогоднюю елку, а потом вы вместе любовались ее наря дом. Вновь переживите яркие праздничные эмоции - создайте новогодний коллаж. Пусть малыш снова наряжает елочку, но уже другую - на планшете.

Заранее заготовьте силуэт елочки (из зеле ного скотча) и разнообразные украшения для нее: разноцветные ватные и поролоновые ша рики-огоньки, короткие толстые макароны-хлопушки и т.д. Накройте планшет легким платком, спойте песенку.

Ах, какой хороший,

Добрый Дед Мороз:

Елку нам на праздник

Из лесу принес!

Снимите платок и начинайте украшать елоч ку: «Огоньки сверкают - красный, голубой!». Пусть малыш присоединяется к этому увлека тельному делу. А вы продолжайте петь: «Хоро шо нам, елка, весело с тобой!». Если карапуз прикрепил украшение за силуэтом елки, неза метно переклейте его. Напевая новогоднюю песенку, восхищаясь красотой елочки, созда вайте у малыша радостное настроение, помо гайте вспомнить веселый новогодний празд ник. Не спешите заканчивать работу. Дайте ребенку возможность выразить свои эмоции - потанцуйте рядом с елочкой. А потом завер шите коллаж и прочтите стихотворение:

Наша елка                        А на ней

Высока,                            Висят игрушки,

Достает                            От подставки

До потолка.                     До макушки!

Е. Ильина

Показывайте, какая елка высокая; детским пальчиком слегка прикасайтесь к приклеен ным елочным украшениям. Дедушка и бабуш ка, конечно же, захотят украсить и свою ком нату такой же красивой картиной. Желание сделать приятное близким людям придаст по вторному занятию интерес. Обновите новогод ний песенный репертуар, подберите другие стихи - праздник продолжится! Благодаря ху дожественному слову и предыдущему опыту (эмоциональному и практическому) образ но вогодней елки снова возникнет у малыша.

Вы заметили: он уже в состоянии проявить большую самостоятельность при изготовлении коллажа? Теперь можете обратить его внима ние на «елочную игрушку», которая «упала» с ветки. Пусть он сам исправит это досадное не доразумение.

В следующий раз предложите на выбор бо лее широкий набор украшений. Возможно, юный художник отдаст предпочтение одной цветовой гамме, или его привлекут только твердые украшения: фигурные макароны, же луди. Расширяя круг художественных матери алов, предлагая самостоятельно выбрать укра шения, взрослый создает условия для перво начального экспериментирования. Так малыш из послушного исполнителя замысла мамы превращается в творца, создателя произведе ния: характер и настроение картины во мно гом определяются выбором изобразительных средств.

Лирическое настроение создают коллажи-натюрморты: в них нет экспрессии, динамики. Обычно их делают в подарок кому-либо из близких: маме, ба бушке, сестренке.

Придумывая тему будущего коллажа, привлекайте малыша к наблюдениям. Вот ваза с пыш ными яркими хризантемами - на каждой веточке цветок, да не один. Гуляя во дворе, шаловли вые пальчики трогали веточки и, конечно же, успели сорвать не сколько листиков. «Были листи ки на веточке, а теперь - в ла дошке у Антошки! Зеленые лис тики где были? Здесь, на веточ ке!» - по крупинкам мама соби рает впечатления малыша.

Можно предложить украсить шарфик или шапочку для куклы или мишки. Всю поверх ность шапочки малышу будет несложно укра сить: он уже украшал елку. Заранее приго товьте планшет с силуэтом шапочки из цветно го скотча. «Какая красивая шапочка у Лены! Здесь красная, а тут синяя», - рассматривают мама и дочка головной убор, собираясь на прогулку. «И кукла Катя хочет красивую ша почку! Чтобы и красная была, и синяя, и жел тая». А может быть и другой мотив - кукла со бралась на прогулку, а шапочки или шарфика у нее нет.

Выбираем основу коллажа:

планшет, магнитную доску или

фланелеграф

Поддержать и развить у малыша интерес к коллажу помогут разнообразные техники его изготовления на магнитной доске или фланелеграфе.

Имеющиеся в продаже магниты разнообраз ных форм, цветовой гаммы, тематики (фрукты, машинки, животные) позволят создать настоя щую картину, а недостающие детали или фон вы можете дорисовать маркером . Используйте те же приемы, что и при создании коллажа на планшете: сюрпризный момент, по каз способа действия, чтение стихов или испол нение песенок, обыгрывание сюжета.

Иногда малыши затрудняются: какой же стороной приложить магнит к поверхности, чтобы он «приклеился»? Предоставьте ребёнку возможность самому совершить «откры тие», а если он все же не сможет справиться самостоятельно, придите на помощь: вместе найдите магнитную «кнопочку». Некоторым детям трудно брать магниты «щипком» - боль шим и указательным пальцами; с ними лучше пока создавать коллажи на планшете с помощью поролоновых или ватных шариков.

Как только пальчики станут более послушны ми, вновь предложите магниты. В качестве магнитной доски можно использовать любую металлическую поверхность, безопасную для ребенка. К сожалению, коллажи, выполнен ные с помощью магнитов, недолговечны - ма лыш почти сразу принимается разбирать про изведение по частям. Поэтому устроить верни саж из таких коллажей невозможно. К несо мненным плюсам магнитных коллажей можно отнести доступность, простоту использования и возможность предоставить магниты для сво бодной деятельности.

Не ждите, что, манипулируя магнитами, ре бенок сам создаст картину. Помогите разгля деть ее в хаотично разбросанных предметах. Например, малыш произвольно расположил на доске магниты-«машинки», а вы прочтите сти хотворение:

У нас машины разные,

Би-би, би-би!

И желтые, и красные,

Би-би, би-би!

Машины за машинами,

Би-би, би-би!

Шуршат своими шинами,

Би-би, би-би!

Л. Миронова

«Посадите» деревья вдоль дороги или «по ставьте домики», нарисовав их маркером, - это улица . Так раз за разом сюжет можно развивать, выясняя: кто едет? Куда на правляется? Где это происходит? Главное - те матических магнитов должно быть много, что бы юному художнику было с чем работать.

Еще один вариант основы коллажа - фла нелеграф. Раньше фланелеграфы изготавли вались в домашних условиях из ворсистой фланели, натянутой на лист фанеры; сегодня можно приобрести фабричный вариант. В ка честве фланелеграфа также можно использо вать однотонные шерстяные шарфы или мах ровые салфетки. Не забудьте ко всем объем ным деталям будущего коллажа прикрепить «липучки», которые позволят деталям крепко держаться на поверхности фланелеграфа.

Предлагая ребенку разные основы для со здания коллажа (планшет, магнитную доску, фланелеграф), разнообразные изобразитель ные средства (поролон, вату, каштаны, магни ты, ткань и т.д.), вы обогащаете его чувствен ный опыт, даете возможность эксперименти рования с различными материалами, тем са мым создавая предпосылки для развития творческого воображения. Повторим, важно соблюдать последовательность освоения сю жетов - от простых к более сложным - неза висимо от того, что используется в качестве основы коллажа: планшет, магнитная доска или фланелеграф.

С какого возраста коллаж доступен малышу

 Малышу исполнился год - с ним уже можно заниматься коллажем. Начинайте с са мого простого, с незамысловатых сюжетов: капли дождя, летящий снег, разбежавшиеся цыплята или разлетевшиеся птички.

Как только он научится самостоятельно приклеивать детали, располагая их по всей поверхности планшета, - смело переходите к следующему этапу. Обычно это происходит к 1,5 годам, если делать коллажи вы начали с 1 года - 1 года 2 месяцев. Таким образом, ког да малышу исполнится 1 год 7 месяцев, можно уже «собирать цыплят вокруг курицы» - создавать сюжеты с более сложной организаци ей пространства .

А к 2 годам можно украсить елочку или шарфик для куклы.

Повторим, какого бы возраста ни был ваш ребенок, помните: начинать заниматься колла жем необходимо с самого простого, постепенно усложняя задачи. Если малыш начинает де лать самостоятельно то, что еще недавно вы делали только вместе, смело предлагайте ему задание посложней, с которым вы совместно справитесь с большим успехом.

Своевременное уменьшение вашей актив ности в творческой деятельности не означает, что вы оставляете малыша одного, вы всегда рядом, ваше внимание, одобрение, вопросы помогают ему организовать свои действия, ос мысливать их, поддерживают интерес и жела ние создавать коллаж.

значимость, его увлека ет творческий процесс?



КОЛЛАЖ

ПЕРВЫЕ ШАГИ К ТВОРЧЕСТВУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Первые шаги к творчеству"

Консультация для родителей с целью повышения компетентности по  вопросам развития изобразительного творчества дошкольников...

КОЛЛАЖ: ПЕРВЫЕ ШАГИ К ТВОРЧЕСТВУ (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Любознательность, творческая активность, доброта и отзывчивость, пожалуй, самые главные, самые значимые и самые желательные для родителей личностные качества детей. Когда и как можно не только научить...

первые шаги в творчестве

Художественное творчество включает в себя, в том числе, рисование, лепку, аппликацию, оно является одним из самых любимых видов деятельности детей   в детском саду....

Первые шаги к творчеству детей 2–3 лет посредством пластилинографии

Лепка - один из наиболее актуальных и эффективных способов развития творческих способностей ребенка. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Она может дать гораздо больше, чем ...

Консультация для педагогов "Коллаж: первые шаги к творчеству"

Консультация для педагогов "Коллаж: первые шаги к творчеству"...