Рисование пластилином
статья по аппликации, лепке по теме

Приземина татьяна Алексеевна

Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак
Ю.Мориц

Рисование пластилином– это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Пластилин – благодатнейший материал для художника, но, кажется, еще недостаточно оцененный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рисование пластилином.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад № 4 «Крепыш»

Составитель: Приземина Татьяна Алексеевна

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 4 «Крепыш»

РИСОВАНИЕ  ПЛАСТИЛИНОМ

Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак
Ю.Мориц

Джеймс Мэй (James May), известный у себя на родине – в Великобритании, ведущий телешоу, вылепил из пластилина целый сад для традиционной выставки цветов, что ежегодно проходит в пригороде Лондона – местечке Челси.

Это шокировало критиков, но изумило и по-детски обрадовало публику, которая по традиции собирается раз в год в Челси, чтобы поглазеть на чудеса, выращенные британскими мисс Марпл у себя на окне в горшочках и прикупить рассады.

На свой сад Мэй истратил 2,5 тонны пластилина 24-х оттенков. Он признается, что любит цветы, но ничего о них не знает и даже не имеет собственного сада. Джеймс утверждает, что никогда не играл с пластилином в детстве. Может быть, именно поэтому он с таким энтузиазмом лепит пластилиновые яблоки и тюльпаны, став взрослым?

И научившись уже будучи взрослым дядей работать с этим детским материалом для творчества, он показал совсем не детские результаты…

Так вылепить, скажем, капустный лист, может только настоящий художник и очень увлечённый человек. Смотрите этот прекрасный сад.

Пешеходы, водители и инспекторы дорожного движения были удивлены, увидев на одной из улиц Лондона, копию автомобиля, сделанную в натуральную величину из пластилина Play-Doh.

Автомобиль был изготовлен за две недели командой из восьми человек специально к началу продаж нового семейного семиместного кроссовера Chevrolet Orlando в Великобритании.

Что касается Барбары Рейд (Barbara Reid), художницы из Торонто, то она с детства мечтала стать детским писателем. Но как-то не сложилось.

Зато она отучилась в академии искусств на книжного иллюстратора и теперь иллюстрирует детские романы и повести. Вот только делает она это не красками, а раскатывая пластилин. Во время учебы в колледже она ради шутки попробовала сделать иллюстрацию из пластилина. Шутка удалась: все окружающие смеялись, а Барбара поняла, что нашла свой стиль. Которому с тех пор не изменила ни разу. Картинки Барбары выразительны и эмоциональны, и дело тут не только в цвете пластилина: техника пластилиновой иллюстрации и талант художницы позволяют ей сочетать графические приемы живописи и передавать фактуру, как в настоящей скульптуре.

Барбара иллюстрирует книги для детей. Сама она говорит, что пластилиновые иллюстрации должны быть, в первую очередь, приятны детям. Ведь, если живописная картинка не ясно, как сделана, то с пластилиновой все просто и наглядно. Тем более, дети сами могут сделать почти такие же в садике или дома.

Барбара объясняет выбор материала тем, что техника пластилина намного ближе и понятнее детям, чем работа со сложной акварелью. Конечно, взрослые понимают, что эта «простота» кажущаяся. С пластилином работать по-настоящему так же трудно, как и с красками. Но мысль – интересная. Барбара обладатель множества профессиональных призов. Ее книги публикуются в Канаде, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Голландии, Финляндии, Норвегии, Китая, Германии и Таиланде.

Сто коробок  пластилина ушло у оренбурженки Анастасии Волковой на создание необычных картин. Если поставить эти коробки друг на друга, получится столб высотой в три метра! Проиллюстрировать сказку Аксакова “Аленький цветочек” - таким было дипломное задание Насти, студентки архитектурно-строительного факультета ОГУ. Можно было нарисовать картины красками или выполнить композицию на компьютере, как сделало большинство её сокурсниц. Но делать плоские рисунки - это так скучно! И девушка решила быть оригинальной. И вот что из

этого получилось!.

1



Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Пластилин – благодатнейший материал для художника, но, кажется, еще недостаточно оцененный.

 Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов. Каковы же секреты пластилина?

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно: художник имеет дело с необычайно послушным материалом. Но пластичность – это только первый из секретов пластилина.



Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».

Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе даёт широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается.

При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков. 

Но и это еще не все секреты пластилина.

 Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони художника – главный инструмент при рисовании пластилином. Некоторые художники почти всю работу выполняют пальцами, размазывая материал по поверхности будущей картины из пластилина.


Однако, помимо чисто ручной работы, у художника в распоряжении множество инструментов для
рисования пластилином: разнообразные стеки (некоторые мастера делают самодельные стеки удобной для них формы: заостренные, плоские, в форме лопаточек и т.п.), да и любые подручные средства. Годятся гвозди, иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности – шестерёнки, крышки от бутылок и т.д. Но главный инструмент – всё равно руки. Приёмы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке, они известны даже детям: раскатывание «колбасок» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее.


Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.



Кроме того (вспомним про секреты пластилина!), материал можно поместить в одноразовый шприц и, подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» – так на картину из пластилина можно наносить стебли, ветки и другие линейные детали. Шприц для рисования пластилином можно брать и кондитерский (для более толстых «колбасок» или для деталей с определенным сечением). «Взрослые», «настоящие» художники предпочитают рисование пластилином путём размазывания его по «холсту».


«Холст» для картины из пластилина годится не всякий. Пластилин – материал жирный (еще один секрет пластилина). На обычной бумаге или картоне от него могут оставаться жирные разводы.



Конечно, если вся поверхность
картины покрывается пластилином сплошь, то это не страшно. Если же оставляется фон, тогда лучше брать иную поверхность: стекло, фанеру, пластик; очень яркие и весёлые картины из пластилина можно создавать, заклеив предварительно лист картона самоклейкой любого выбранного вами цвета. А дальше – дело вашей фантазии! Когда картина из пластилина готова, лучше поместить ее в раму под стекло для сохранности. И еще одно необходимое предупреждение: для детского рисования выбирайте пластилин экологически безвредных марок.

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 способ.

      Работа на картоне.  Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

        Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ.

    Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем –  фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

4 способ.

Рисование   “жгутиками”. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

 На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

5 способ.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

Обучение дошкольников технике рисования пластилином

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей. О том, как организовать занятия  пластилинографией с дошкольниками, мы с вами сейчас и поговорим..

 

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.

 

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

  1. формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
  2. освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
  3. обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
  4. развитие мелкой моторики;
  5. ознакомление с окружающим миром;
  6. развитие эмоций и фантазии.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

 

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

  1. во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
  2. предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
  3. устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
  4. покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:

  1. сначала важно научить надавливать на пластилин,
  2. затем размазывать его от центра к краям контура
  3.  сочетать оба приема.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 

Материалы для создания пластилиновой картины:

  1. картон с контурным рисунком;
  2. набор пластилина;
  3. салфетка для рук;
  4. стеки;
  5. бросовый и природный материалы.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации.Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.
 

Вывод:

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Попробуем выполнить несколько упражнений и вам понравится эта новая техника.

Для начала,  подведем итоги, что же  необходимо, чтобы создать пластилиновую картину?

 

  1. Основа: картон, оргстекло, фанера, клеенка.

 

  1. Инструменты: набор стеков, ножницы (для вырезания деталей), канцелярский нож или скальпель, шило или зубочистки, скалка, расческа, металлическое ситечко, чеснокодавилка  или специальный пресс для пластилина, обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек и  шприцы для пластилина.

 

  1. Чернографитовый карандаш для рисования эскиза. Для самых маленьких очень удобны треугольные чернографитовые карандаши.

 

  1. Доска для лепки. Можно взять кусок обычного линолеума.

 

  1. Стакан с водой ( для смачивания рук, чтобы пластилин не лип)

 

  1. Салфетки для рук. Очень удобно пользоваться обычной кухонной влажной салфеткой из микрофибры.

 

  1. Хороший пластилин. Это тот пластилин, который имеет яркую окраску, тонко раскатывается и не липнет к рукам.

 

  1. Придумать эскиз. Выбрать цвет изображения и фон. Подобрать нужный формат картины. Решить какого она будет размера и формы. В соответствии с этими размерами подготовить основу.

 

  1. Рамка со стеклом.

  Пара полезных советов перед началом работы:

•    Если пластилин долго лежал на прилавке магазина – он скорее всего будет твёрдым, его трудно подготовить к работе, размять, особенно ребенку. Эту проблему легко исправить: пластилин нужно разогреть перед занятием в миске с горячей водой (но не кипятком). Так он размякнет и станет податливым.

•    Жировые компоненты, входящие  в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов.

•   Ребенок может ошибиться при нанесении контура под пластилинографию - дайте ему право на исправление ошибки. На картоне можно делать контур простым карандашом, тогда подправить моего можно стирательной резнкой, а на картоне "ламинированом" скотчем - можно рисовать фломастером, его можно легко подтереть влажной салфеткой.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

конспекты занятий для детей 2-4 лет "Рисование пластилином"

Рисование пластилином или пластилинография это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.         Понятие «п...

Конспект занятия по рисованию пластилином в первой младшей группе "Вышла курочка гулять"

Цель. Учить приему размазывания, т.е. надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки; продолжать обучать самостоятельно отщипывать мален...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г. СНЕГИРЁВА “ПИНГВИНИЙ ПЛЯЖ”. РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ “КРАСИВЫЕ РЫБКИ”

Познакомить с рассказами Г. Снегирева «Про пингвинов»; развивать критическое мышление через формирование умений задавать разные типы вопросов и отвечать на них; развивать интеллектуальную компетенцию ...

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе, с нетрадиционными техниками рисования. «Северная страна» ( рисование пластилином + аппликация)

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе,                с нетрадиционными техниками рисования....

КАРТОЧКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ РИСОВАНИЯ/ РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ

СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ.  КАРТОЧКИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ. АППЛИКАЦИЯ+ РИСОВАНИЕ...