Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации
статья по аппликации, лепке по теме

Описание педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного 3-7лет через аппликацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikaciya_v_detskom_sadu.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Перми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 407»

«Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста в процессе аппликации».

(обобщенный опыт работы)

Манаева Елена Ивановна

воспитатель

1 квалификационная категория

г.Пермь

ВВЕДЕНИЕ

        Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация. Как отмечают ряд авторов (Т.Г.Казакова) занятия должны быть направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество»  определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения (Н.А.Ветлугина).

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Программа «Развитие», по которой работает наш детский сад, направлена на развитие у детей умственных и творческих способностей. Центральную задачу развития художественных способностей авторы видят в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учётом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умение видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст ребёнка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло ещё нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко. Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребёнка. Педагог не должен об этом забывать, так как индивидуальный подход к каждому ребёнку – одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность приобретает творческий характер.

Проработав 4 года по программе «Развитие» и проанализировав работу по изобразительной деятельности,  я пришла к выводу, что в ней недостаточно представлен такой вид детской изобразительной деятельности, как аппликация. Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

В процессе занятий ребёнок познакомится с разными приёмами обработки бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием.

Поделки, выполненные малышом под руководством взрослого, создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.

Начав работать в 2004 году с детьми трех лет, я составила перспективный план по теме: «Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста в процессе аппликации».

Целью этой работы было развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

-различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

-знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

-знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

-развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа – на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

-составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации;

- развивать воображение, творческие способности детей;

- развивать художественный вкус.

Для организации работы необходимо было создать развивающую среду: подобрать стихи, потешки, загадки, изготовить дидактические игры, пальчиковые игр, игры с элементами плоской мозаики, оформить картотеку игр на развитие воображения детей. С помощью родителей была приобретена цветная бумага, картон, клей, кисти, ножницы, альбомы.

Организация работы во второй младшей группе.

Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер. Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций.

Исследования педагогов и психологов показывают, что младший возраст заключает в себе большие возможности для развития у детей восприятия и представлений. Интерес к окружающему миру у детей двух-четырех лет очень велик. Но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать всё это без соответствующей подготовки, без помощи взрослых? К сожалению, нет. Поэтому только от воспитателей и родителей зависит развитие восприятия ребёнка. И они должны сделать всё возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружающий мир, полюбил его.

Самым сложным в работе по развитию детского восприятия является то, что её нельзя заключить в какие-то временные рамки жизни детского сада, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности.

Эту задачу можно решить лишь при условии целенаправленного воспитания чувства прекрасного самим опытом восприятия окружающего мира. Прежде всего, эту работу надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого («Какие красивые цветы!», «Какая замечательная зелёная травка!»).

Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей. Задача воспитателя – найти среди игрушек, имеющихся в группе, наиболее выразительные. Они могут быть самыми разнообразными (изделия народных промыслов, промышленные) и выполненными из различных материалов: дерева, меха, пластмассы и др.

Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, - это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как красиво!») выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает в эстетическое отношение.

Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе являются следующие:

-знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов-с кругом, квадратом, треугольником;

-знание цветов - красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный;

-знание понятий «количество» (один, два, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше);

-развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;

-освоение навыка наклеивания форм.

В процессе работы с детьми мне приходилось решать две группы взаимосвязанных задач.

К первой группе относятся задачи, направленные на пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинкам и иллюстрациям.

Вторая группа задач направлена на формирование у детей изобразительных умений и навыков в  аппликации.

Занятия аппликацией в младшей группе я проводила два раза в месяц, чтобы избежать перегрузки у детей.

Первое занятие очень важно и направлено на то, чтобы вызвать у детей интерес и научиться пользоваться кистью, клеем, тряпочкой.

Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их воспитание и развитие я придумывала занимательную форму выполнения задания, использовала игровые приёмы: игровые действия (собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, помочь маме законсервировать овощи и др.).

Для детей 3-4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности. Процесс наклеивания готовых форм затрудняет малыша. Поэтому вначале чаще показывала  последовательность наклеивания. Вначале готовые формы раскладываются на листе бумаги. Это учит ребенка видеть изображение в целом.

На занятиях я учила детей называть, раскладывать и наклеивать в определённом порядке вырезанные мной бумажные фигуры. При этом дети должны были сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Я закрепляла у детей представления о форме круга,

четырёхугольника, об основных цветах (красный, синий, зелёный, голубой) о величине (большой - маленький, высокий – низкий).

С первых занятий я приучала детей соблюдать правила аккуратности:

-не набирать на кисть слишком много клея;

-после намазывания ставить кисть на подставку;

-намазывать формы только на клеёнке;

-при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой;

Содержание аппликации необходимо связывать с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. Например, осенью мы собирали и рассматривали листья, цветы, овощи, фрукты. После этого делали аппликацию «Консервируем овощи и фрукты». Огромное эмоциональное воздействие оказывает на ребёнка празднование Нового года. Нарядная ёлка в блеске огоньков, бус и шаров, Дед Мороз со Снегурочкой. После этого дети с большой радостью делали елочки и украшали их бусами (аппликация «Бусы на ёлку»).

С целью лучшего и более полного усвоения информации на занятиях широко использовался иллюстративный и наглядный материал: иллюстрации к книгам, альбомы «Времена года», «Дикие и домашние животные» «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Птицы», наборы карточек с изображениями, различные игрушки, трафареты.

Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжкой иллюстрацией. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребёнок. В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определённое настроение (весёлое, грустное) и характеры героев (добрый, злой).

В начале надо постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок, а затем прислушаться к их реакции.

Если иллюстрация не заинтересовала детей или малыши просто не поняли её содержания,  необходимо  помочь им. Выказывая интерес к рисунку, восхищение перед мастерством художника, воспитатель своей эмоциональной реакцией ещё раз привлекает внимание детей к иллюстрации, поясняет её содержание.

Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше всех понравился. Не следует стремиться к тому, чтобы младшие дети обязательно давали словесный портрет. Ребёнок может выразить своё отношение жестом, мимикой (погладить собачку и т. д.).

Большое воспитательное и эмоциональное значение имеет использование художественного слова в работе с детьми.

Предлагала детям весёлые и простые для отгадывания загадки.

Расту в земле на грядке я,

          Красная, длинная, сладкая. (морковь)

Бьют его, а он не плачет,

    Только выше, выше скачет, (мяч).

Большую воспитательную и развивающую ценность имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Мы играли с детьми в такие дидактические игры как «Цвет, форма, размер», «Геометрическое лото», «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. Большую роль  в усвоении сенсорных эталонов на данном этапе сыграло то, что в программе «Развитие» в этом возрасте разделу «Сенсорное воспитание» уделено большое внимание.

Кроме того, на прогулках играли в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Курочка – хохлатка», «Зайка беленький сидит»и другие  для закрепления знаний об окружающем. Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и аппликативные умения и навыки.

Организация работы в средней  группе.

К 4 годам деятельность ребёнка становится более сложной и разнообразной. Развивается восприятие и воображение, совершенствуется способность создавать изображение по собственному замыслу. Ребёнок овладевает умением не только составлять предметы по форме, но и по длине, высоте, ширине, он различает величину (ниже, выше, толще, тоньше), ориентироваться в пространстве.

Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе были следующие:

-развивать умение составлять предмет из нескольких частей;

-научить располагать в узоре несколько форм;

-развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;

-развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;

-освоить навыки вырезания по прямой и округлой линиям.

-развивать воображение, творческие способности  детей.

В данной группе появляется новая задача – обучение вырезанию. Прежде чем обучать детей вырезанию, я закрепляла у детей умение раскладывать и наклеивать готовые формы на примере составления узоров из геометрических элементов. Например: украсить платочек, коврик или фартук для куклы. Когда дети овладевают приёмами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредотачивается на приёмах пользования ножницами. Этот процесс требует значительного напряжения, внимания и воли. Чтобы облегчить его, я сначала упражняла детей в вырезании узких полосок поперёк, однородными движениями ножниц, выполняя игровое задание: вырезать билеты для игры в «Театр», «Цирк», билеты для игры «Автобус».

Игровая форма повышает интерес ребёнка и легче усваиваются приёмы использования нового инструмента.

Прежде чем обучать детей вырезанию ножницами, совместно с детьми мы разработали правила работы с ножницами.

На занятиях используются ножницы средних размеров с тупыми закруглёнными концами.

Ножницы держат перед собой, не направляя вверх или в сторону от себя.

Передаются ножницы кольцами вперёд, держа за лезвия, кладут кольцами к себе.

После окончания работы ножницы убирают в специальный чехол или кармашек.

Нельзя:

-во время занятий играть ножницами;

-оставлять ножницы открытыми;

-оставлять рабочее место в беспорядке.

        Подробно обсудили эти правила, чтобы дети поняли, что это важно для их здоровья и безопасности  и здоровья других детей группы.

Также в этом возрасте развивается мелкая моторика руки, поэтому я предлагала детям составлять узоры из мелких деталей и вырезать дополнительные элементы. Для развития мелкой моторики руки в свободное время использовали различные мозаики, игры типа «Шнурочки», пальчиковые игры.

        Для развития восприятия и воображения детей использовала такие игры и упражнения, как «Дети на прогулке», «На что это похоже», в которых дети должны на основе восприятия схематических изображений или заместителей создавать новые образы;

«Волшебная мозаика» - научить создавать в воображении предметы, основываясь на схематичном изображении деталей предмета и другие подобные игры.

Организация работы в старшей  группе.

Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующее:

-развивать умение вырезать, пользуясь разнообразными приёмами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;

-развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

-использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и тёмные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре;

-продолжать развивать воображение, творческие способности детей.

В начале учебного года я закрепляла умения у детей вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, машины).

Путём вырезания округлых геометрических фигур дети изображают реальную форму овощей и фруктов - сначала близкую к эталонной и (апельсин, арбуз, дыня), а затем с характерными очертаниями (яблоко, груша, морковь).

В старшей группе я учила детей вырезать и составлять более сложные предметы (силуэты домов, транспорта, изображения птиц, зверей, человека), дети должны научиться чётко выделять части предмета, определять их форму, устанавливать отношения по величине, пространственному расположению на плоскости листа бумаги, окраске. Большая работа принадлежит подбору заготовок бумаги для вырезания, которые помогают детям правильно передавать форму частей и их пропорциональные взаимоотношения. Например: «Грузовик». Для грузовика надо подготовить три полосы (их цвет должен соответствовать цвету машины-красные, зелёные, жёлтые, синие, а для колёс - чёрная полоска). Первая полоса используется в готовом виде для кузова, вторую разрезают поперёк так, чтобы одна часть получилась короче другой примерно на одну треть. Затем из них вырезают форму кабины и мотора, закруглив у каждой заготовки верхний левый угол. Третью полоску складывают пополам и сразу вырезают два колеса. Из обрезков бумаги вырезают окно, фары и другие детали.

В течении года дети осваивали приём симметричного вырезания предметов, имеющих зеркальное соответствие противоположных сторон (листья, цветы, грибы, бабочки, матрёшки и т. п.). Ребёнок учится сгибать заготовку бумаги пополам для правильного и более быстрого получения аппликации. Сначала я учила детей в вырезании простых предметов симметричной формы (осенние листья, вазы), затем постепенно происходит усложнение.

Также я учила детей складывать заготовки гармошкой. При помощи этого приёма можно получить различные композиции типа гирлянды из листьев, цветов, хороводы матрёшек, кукол. Освоение разных приёмов вырезания позволяет детям творчески использовать их в процессе выполнения предметных, сюжетно – тематических и декоративных аппликаций. При выполнении таких заданий как «Украсим рукавички», «Декоративный поднос» учила детей самостоятельно вырезать различные элементы узора и украшать ими аппликацию, составляя композицию по замыслу.

Учила детей использовать приёмы обрывной аппликации, чтобы подчеркнуть пушистость падающих снежинок, цыплят, мохнатость почек вербы и т. п. Для этого мы использовали бумагу мягких сортов, чтобы после обрывания получились неровные, мягкие контуры краёв.

Для проведения занятий проводилась большая подготовительная работа с детьми. Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, сказок, стихов, экскурсии, прогулки, наблюдения, игры.

Использование художественных произведений, непосредственное наблюдение за природой во время  прогулок и экскурсий дают возможность показать детям предметы и явления в естественных условиях, способствовать формированию  представлений о сезонных изменениях, обогащают внутренний мир ребенка.

Также использовались сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Фруктовый магазин», «Магазин игрушек» и другие.

Дидактические игры  «Что лишнее», «Геометрическое лото», «Развивающее лото» позволяли развивать зрительное восприятие, внимание детей, способствовали закреплению геометрических фигур.

«Сложи узор», «Собери картинку», «Разбитая посуда» направлены на  развитие цветового восприятия, фантазии, творчества детей.

Большое внимание уделяли играм, направленным на классификацию предметов («Овощи-фрукты», «Богатый урожай», «Едет, плавает, летает»).

Подвижные и «Кошка и мышка», «Хитрая лиса» и другие позволяют закрепить знания о животных, их повадках, что позволяет более точно передавать их образы в аппликации.

Используя картотеку и дидактические игры на развитие воображения «Дети на прогулке», «Камушки на берегу», «Елка с подарками», «Волшебная клякса», продолжала работу по развитию воображения детей.

        Большое значение я придаю народному творчеству. В группе мы с детьми рассматривали иллюстрации, альбомы «Жостовская роспись», «Хохлома» и т.п. Используя дидактическую игру «Сложи узор», дети учились создавать из геометрических фигур дымковские узоры.

        В старшей группе занятия по аппликации организовывала так, чтобы овладение практическими навыками не заслоняло процесса творчества, создания художественно-выразительных образов. В процессе творческой работы детей необходимо индивидуальное взаимодействие между взрослым и ребенком, а также обязательное обсуждение уже сделанной работы. Необходимо отмечать оригинальность, непохожесть работы на все другие, постараться найти в каждой работе что-то интересное.

В старшей группе мы с детьми составляли коллективные работы. В процессе работы старалась постепенно подходить к формированию у детей умений творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет, делать это согласованно с другими детьми. Я старалась детей научить определять содержание аппликации, совместно и творчески выполнять её, устанавливая взаимосвязь между разными предметами, радоваться результатами коллективной деятельности.

В средней и старшей группах использовала показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно и оригинально изображен предмет, помогает развивать сознательное отношение к выбору средств и приемов работы, активизации всей творческой деятельности ребенка.

В старшей группе к анализу я привлекала всех детей. Однако иногда приходилось самой дает оценку. Например, желая поощрить плохо справляющего с заданием ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, старалась первой указать на положительные стороны работы.

Аппликация в подготовительной группе

К 7 годам познавательная деятельность ребёнка приобретает более сложные формы, произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленными, у ребёнка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать свои поступки и результаты деятельности

В подготовительной группе  планом моей работы предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:

-осваивать новые приёмы вырезания – из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное вырезание;

-развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;

-использовать все цвета спектра и их оттенки;

-продолжать развивать творческие способности детей

В этом возрасте необходимо учить детей выделять и передавать характерные признаки предметов, называть форму, оттенки цветов спектра – красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно, чтобы ребёнок не только продумал содержание работы, но и довёл свой замысел до конца. В качестве тем для аппликации часто выступают сюжеты сказок и мультфильмов, фантастические существа – это свидетельствует об активном развитии воображения. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных навыков и умений: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в несколько раз, а также по нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приёмы аппликации        (обрыванием, объёмная аппликация) – и о развитии чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.

        При проведении занятий необходимо определить возможности творческого применения детьми усвоенных умений. Необходимо ставить ребенка в условия выполнения задания не на копирование образца, а в его самостоятельном видоизменении.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, когда дети уже интересуются результатами труда товарищей. Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы.

Аппликация вне занятий

Разнообразные виды изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации находят широкое применение не только на занятиях, но и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества детей.

В ходе организации такой работы я стараюсь  стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности – рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию и т. д., испробовать разные приёмы и способы изображения предметного мира.

Интерес к творческой деятельности, который зарождается у детей на занятиях по аппликации, в самостоятельной деятельности получает своё дальнейшее разностороннее развитие и углубление. При такой организации свободного времени ребёнок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач. Кроме того, для педагога – это эффективный путь развития художественных способностей дошкольников, изучения их индивидуальных склонностей и интересов.

        Самостоятельная изобразительная деятельность направлена на развитие умения свободно и творчески применять и совершенствовать приобретённые знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребёнок может действовать, а следовательно, способствует формированию социально активной личности.

        Руководство воспитателя в данном случае заключается в предварительном планировании и организации условий (в частности предметной среды), стимулирующих самостоятельную деятельность, помогающих реализовать интерес и фантазию детей. При этом надо помнить, что отношение и воспитателей, и родителей к творчеству ребят должно быть весьма благожелательным.

        Свободная  изобразительная деятельность требует соответствующего   оборудования,  разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребёнок  соответственно  своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его  и получить  наиболее удовлетворительный  результат.

        С этой целью  в группе организован уголок изобразительной  деятельности, в котором расположены необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

Диагностика.

        Воспитателю очень важно знать, насколько эффективно идет работа по изобразительной деятельности. С этой целью необходимо анализировать каждое занятие, выявлять трудности, которые встретились у детей, кто из детей с заданием не справился.

        Необходимо оценивать как уровень овладения детьми техническими навыками и умениями, так и проявление самостоятельности, оригинальности, творчества в работах детей. Для этого были подобраны диагностические задания с учетом возраста детей.

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить контрольное обследование 2-3 раза в год. Это позволит оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных индивидуальных занятий для формирования необходимых навыков.

                На основании анализа  программы воспитания и обучения  детей под редакцией М.В.Васильевой, программы «Развитие», методических разработок А.Н.Малышевой, Н.В.Ермолаевой нами были определены

критерии оценки уровней сформированности умений и навыков детей разных возрастных групп.

Младшая группа.

Приклеивание деталей.

Составление сюжетных композиций из геометрических фигур.

Нанесение клея кистью на деталь.

Аккуратность в выполнении заданий.

Средняя группа.

Наклеивание готовых форм по образцу

Знание правил работы с ножницами.

Умение держать ножницы.

Вырезывание несложных форм путем срезания углов.

Старшая группа.

Разрезание по кривым и ломаным линиям.

Вырезывание сложных форм.

Оригинальность замысла, фантазия.

Аккуратность.

Подготовительная группа.

Составление сюжетных аппликаций.

Оригинальность замысла, фантазия.

Самостоятельность.

Аккуратность.

        В процессе проведения занятий фиксируется уровень решения заданий каждым ребенком по всем показателям.

Уровни определялись в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностических заданий. Как правило, низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого. На среднем уровне ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. На высоком уровне выполняет его самостоятельно.

На конец каждого учебного года у нас были получены следующие данные.

Младшая группа:

Низкий уровень 16,7% ( 3 человека),

Средний уровень 83,3% (15 человек)

Высокий уровень 0%

Средняя группа:

Низкий уровень 0%

Средний уровень 100% (18 человек).

Высокий уровень 0%

Старшая группа:

     Низкий уровень 0%.

     Средний уровень 77,7%.

     Высокий уровень 22,3%.

Таким образом, мы видим, что значительно снизился  процент детей с низким уровнем. К концу старшей группы часть детей может решать поставленные задачи самостоятельно, проявляя при этом фантазию и создавая интересные, оригинальные композиции.

Заключение

        Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, проводимая в течении трех лет, помогла в решении задачи, которую я ставила в начале своей работы:  развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей. Дети старшего дошкольного возраста умело действуют с ножницами и бумагой, составляя оригинальные композиции не только на совместных занятиях со взрослы, но и в самостоятельной деятельности. Не осталось детей с низким уровнем сформированности  изобразительных умений и навыков.

        Кроме того, анализируя полученные результаты я смогла выявить особенности приобретения умений и навыков как группой в целом, так и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

Использование в работе с детьми подготовительной группы результатов диагностики позволит более эффективно работать с опорой на эти знания, знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Кроме того, выявление специфик формирования изобразительных умений, проявления фантазии и творчества у детей может помочь в анализе собственных возможностей работы по данному направлению.

В случае необходимости  можно вносить коррективы в содержание занятий, увеличивать или сокращать их число, руководствуясь при этом такими факторами, как опыт, накопленный детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, их знания, а также изобразительные умения и навыки.

Дети подготовительной к школе группы обладают большим запасов зрительных образов, они лучше ориентируются в пространстве, более полно воспринимают явления окружающей действительности. Процесс создания образа должен стать еще более самостоятельным.

Развивая творческую инициативу детей, необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать способы изображения, тему и выразительные средства.

Таким образом, приобщив ребенка к изобразительному творчеству, мы сможем помочь ему самовыражаться. Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает  не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного. А это и есть одна из главных задач воспитания.

Список литературы

Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

Венгер Л.А. «Планы занятий по программе развитие» М. 2002г.

Венгер Л.А. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений» М. 2000г (2мл. гр., ср. гр., ст. гр.,

подг. гр.).

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.

Гусакова М.А. «Аппликация» М.1977г

Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.

Елкина Н.В. , О.В.Мариничева «Учим детей наблюдать» 1997г.

Казакова Т.Г. «Развитие у дошкольников творчества» М.1985г.

Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г

Новикова И.В. «Подарок своими руками» 2004г.

Нуждина Т.Д. Энциклопедия для детей «Чудо – всюду». Академия развития 1998г.

Саккулина Н.П., Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.1973г..

13.Пособие для родителей и педагогов «1000 загадок». Академия  развития 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности

Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого ви...

Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность....

«Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»

Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изоб...