Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Кваша Валентина Станиславовна

 

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.

В программе представлен такой вид художественной деятельности детей как изобразительный, который включает в себя лепку и аппликацию.

Программа направлена на художественное воспитание, которое понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Она предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах работы с детьми (занятия, беседы, игры, просмотры мультипликационных фильмов, развлечения).

Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, приобщения к работе в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_lepke_i_applikacii_4-5_let.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

АОУ ДОД Центр «Гармония»

Дополнительная образовательная программа

«Волшебный мир лепки и аппликации»

(для детей 4-5 лет)

срок реализации 1 год.

Кваша В.С.

педагог-организатор,

воспитатель

Королёв - 2012

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Возрастные особенности дошкольников 4-5 лет
  3. Тематическое планирование. Лепка
  4. Тематическое планирование. Аппликация

Список использованной литературы

Пояснительная записка

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.

В программе представлен такой вид художественной деятельности детей как изобразительный, который включает в себя лепку и аппликацию. Лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Программа направлена на художественное воспитание, которое понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Она предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах работы с детьми (занятия, беседы, игры, просмотры мультипликационных фильмов, развлечения).

Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, приобщения к работе в коллективе.

В основе передаваемого детям эстетического опыта лежит художественный образ, который является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста 4-5 лет, учитывая особенности их развития на данном возрастном этапе. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.  При этом становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким образом, особый акцент программы – творческая деятельность детей.

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год. Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).

Цель программы – развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку  проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

 Задачи программы:

  • воспитание эстетического восприятие мира, природы, художественного творчества детей; 
  • развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  • привлечение детей к работе с разнообразными материалами;
  • приобщение к созданию коллективных работ;
  • формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы.  Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Согласно общепринятой возрастной периодизации, дети в возрасте 4-5 лет являются детьми среднего дошкольного возраста. Их называют «любознательными почемучками».

До 4 лет у ребенка формировалось наглядно-практическое мышление, в результате которого он накапливал опыт первых обобщений, первых пониманий связей между предметами. Ребенка привлекал сам процесс взаимодействия с предметами. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления. Это мышление неразрывно связано с речью и является основой для дальнейшего словесно-логического развития ребенка.

Дети в этом возрасте становятся очень любознательными, задают много вопросов, с интересом относятся к окружающему миру. Им нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки. Именно поэтому лепка и аппликация помогают ребенку воплотить свои идеи в жизнь, с помощью своего воображения и подручных материалов (пластилина, глины, бумаги) создавать воображаемые и видимые образы.  Эти занятия к тому же развивают мелкую моторику руки. Кисть и мускулатура пальчиков начнет работать и развиваться, что в дальнейшем поможет ребёнку научиться правильно писать, держать карандаш, проводить чёткие и прямые линии, то есть играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом.

Внимание у детей 4-5 лет, при занятии интересной деятельностью, задерживается, как правило, на 15-20 минут. Поэтому целесообразным является то, чтобы занятия лепкой и аппликацией не превышали этого времени.

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (лепка или аппликация). Каждый вид деятельности даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность,  возрастные особенности детей.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

 1.Изложение учебного материала.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений для детей.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), пластилин, тесто, глина, клей, ножницы.  
Введение
новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

2. Коллективная практическая работа детей.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

        - работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
        - договариваться о совместной работе, ее содержании;
        - планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,  композицию, дополнения;
        - радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

 3. Обсуждение.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Ожидаемые результаты.

К окончанию периода реализации программы дети могут:

В лепке:

  • создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;
  • использовать все многообразие усвоенных приемов и навыки работы с различными материалами.

В аппликации:

  • правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
  • аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
  • подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
  • составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предусмотренными программой. Представить свои творческие работы на выставки.

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится в этом возрасте ведущим видом деятельности и обусловливает значительные изменения во всей психике ребёнка. В игре дети 4-5 лет могут заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет, распределить роли, игровой материал.

Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с  игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Важным психическим новообразованием детей среднего возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? Зачем? Почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образов. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребёнку предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?» большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развивать воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 мин. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложные условия.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом, носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Наряду с ситуативными эмоциями у детей под влиянием воспитания начинают складываться чувства, выражающие более устойчивое отношение к людям и явлениям, появляется стремление быть полезным для окружающих, внимание к их нуждам, дружелюбное отношение к сверстникам, формируются умение подчинять свои желания требованиям взрослых, зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоению детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей практическими и познавательными ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применять освоенные приемы.

Изменяется содержание общения  ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Им важно знать как относятся взрослые к поступкам, результатам деятельности, а также к ним самим. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.

В тесной связи с нравственными чувствами у детей развиваются эстетические чувства и отношения, повышается способность откликаться на образное содержание песни, картины, иллюстрации, сказки и рассказа, стихотворения, ярко проявляется сочувствие к положительному персонажу художественного произведения. Речь обогащается терминами, обозначающими различные свойства и эмоциональные состояния: добрый, храбрый, весёлый, противный, красивый, грустный, заботливый.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированию потребностью в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.

Тематическое планирование

Лепка

1 занятие в неделю, всего 36 занятий

Тема занятия

Кол-во часов

1.

«Яблоки и ягоды».

1

2.

«Цветы на лужайке».

1

3.

«Грибная полянка».

1

4.

Вылепите, какие хотите, овощи и фрукты.

1

5.

«Жуки на цветочной клумбе».

1

6.

«Ушастые пирамидки».

1

7.

«Колобок».

1

8.

«Чашка».

1

9.

«Лепка по замыслу».

1

10.

«Морковь и свёкла».

1

11.

«Котёнок».

1

12.

«Звёздное небо» (пластилинография).

1

13.

«Рыбка».

1

14.

«Большая утка с утятами».

1

15.

«Девочка в зимней одежде».

1

16.

«Ёлочный шар».

1

17.

«Птичка».

1

18.

Лепка по желанию детей.

1

Тема занятия

Кол-во часов

19.

«Снеговик».

1

20.

«Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке).

1

21.

Лепка сюжетная «Два жадных медвежонка».

2

22.

«Веселые вертолёты» (Папин день).

1

23.

«Снегирь».

1

24.

«Мисочки для трёх медведей».

1

25.

«Цветок для мамы».

1

26.

«Чайный сервиз для игрушек».

2

27.

«По реке плывет кораблик».

1

28.

«Цветы-сердечки» (лепка рельефная, декоративная).

1

29.

«Наш аквариум» (коллективная композиция).

1

30.

«Посуда для кукол».

2

31.

«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» (пластилинография).

1

32.

«Зайчик».

1

33.

Лепка по желанию детей.

1

Тематическое планирование

Аппликация

1 занятие в неделю, всего 36 занятий

Тема занятия

Кол-во часов

1.

«Поезд мчится, «тут-тук-тук» (железная дорога).

1

2.

«Цветочная клумба» (коллективная аппликация).

1

3.

«Красивые флажки».

1

4.

«Укрась салфеточку».

1

5.

«Цветной домик».

1

6.

«Золотые подсолнухи».

1

7.

«Украшение фартука» (декоративная аппликация).

1

8.

«Плывет кораблик по реке».

1

9.

«Тучи по небу бежали» (аппликация мозаика с элементами рисования).

1

10.

«Заюшкин огород» (морковка и капуста).

1

11.

«Грибы».

1

12.

«Птичка-невеличка».

1

13.

«Многоэтажный дом».

1

14.

«Полосатый коврик для кота».

1

15.

«Наша елочка».

1

16.

«Новогодняя открытка».

1

17.

«Снеговик».

1

18.

«Заюшкина избушка».

1

Тема занятия

Кол-во часов

19.

«Снежинка».

1

20.

«Зимнее дерево».

1

21.

«Быстрокрылые самолёты».

1

22.

«Валентинка».

1

23.

«Открытка для папы».

1

24.

«Красивые салфетки».

1

25.

«Улыбнулось солнышко».

1

26.

«Праздничная открытка для мамы».

1

27.

«Курочка с цыплятами».

1

28.

«Уточка с утятами».

1

29.

«Рыбки в аквариуме».

1

30.

«Мышонок-моряк» (аппликация с элементами рисования).

1

31.

«Жираф».

1

32.

«Львенок».

1

33.

«Попугайчики».

1

34.

«Волшебный сад».

1

35.

«Прически для девочки».

1

36.

«Вырежи и наклей, что хочешь».

1

Список использованной литературы:

1.        И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа) Москва, «Карапуз-дидактика», 2007.

2.        Т.С. Комарова «Дети в мире творчества» Москва, «Мнемозина», 1995.

3.        «Программа воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва, «Воспитание дошкольника», 2004.

4.        Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.

5.        Сборник программ 2100 «Дошкольная подготовка» / под ред. А.А. Леонтьева, Москва, «Баласс», 2004.

6.        А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

7.        Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.

8.        Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, «Академия развития», 1999.

9.        А.А. Анистратова, Н.И. Гришина «Поделки из пластилина и солёного теста» Москва, «Издательство Оникс», 2009.  

Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:

1.        Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2008.

2.        Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.

3.        И.А. Лыкова «Морская лепка», «Карапуз-дидактика», 2006.

4.        Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.

5.        Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.

6.        И.А. Лыкова «Лепим с папой», «Карапуз-дидактика», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.

Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.

Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на ...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года

Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музык...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа  (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ  «Разноцветные картинки»  (для детей 3 - 4 лет,...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».

Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....

«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци

Дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Вверх по лестнице, ведущей к духовности» направл...