Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Кваша Валентина Станиславовна

 

Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

 Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_lepke_i_applikacii_5-6.docx43.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

АОУ ДОД Центр Гармония

Дополнительная образовательная программа

«Волшебный мир лепки и аппликации»

(для детей 5-6 лет)

срок реализации 1 год.

Кваша В.С.

педагог-организатор,

воспитатель

Королёв - 2012

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет
  3. Тематическое планирование. Лепка
  4. Тематическое планирование. Аппликация

               Список использованной литературы

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

 Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Целью программы является использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку и аппликацию, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.

Задачи:

  1. Образовательные:

- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;

- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;

- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.

- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

2. Воспитательные:

- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;

- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;

- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.

3. Развивающие:

- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;

- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;

- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
     - На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
     -  На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание -  для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
     - На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу. 

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослым:

  1. в начальном этапе дети работают рядом и общаются  с воспитателем;
  2. на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
  3. постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы.  Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Данная программа предназначена для детей 5-6 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми  старшего дошкольного возраста.  Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

 В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому на данном этапе развития дошкольников необходимо приучать их к более сложными техниками и приёмами работы, которые ребёнок уже в силах запомнить.

Что касается лепки, то в её процессе больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

В возрасте 5-6 лет дети уже имеют определённые знания относительно лепки и аппликации, приобретённые раньше, поэтому воспитатель имеет возможность творчески выбрать тему занятия, учитывая интересы детей, наличие знаний и умений, ранее приобретённых. Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа.

Используются два типа занятий по лепке и аппликации: на тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).

Лепка

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.

Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.

Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать комбинированный способ лепки, а рабочим материалом, как правило,  может быть как глина, так и пластилин или солёное тесто.

С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:

  1. делить пластилин (глину) на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);
  2. создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
  3. раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
  4. заострять и закруглять предметы;
  5. раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать пластилин пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;
  6. делить пластилин на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).

С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:

  1. делить пластилин (глину) на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
  2. лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
  3. лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).

Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п.

Воспитателю необходимо продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закрепить умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т.п.). Развивать творчество и инициативу.

Продолжать формировать умение передавать мелкие детали, работая пальцами. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор и складки на одежде людей и т.п.

Аппликация

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Воспитателю необходимо закреплять умения, создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.).

Вызывать желание создавать сюжетные композиции, дополнять предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображения.

Продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год. Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).

Продолжительность каждого занятия, с учётом возрастных особенностей данной группы детей, должна составлять 20-25 минут, с возможным последующим увеличением времени.    

Для реализации программы используются учебно-методические (методические пособия, учебники, книги, конспекты занятий) и различные материально-технические средства.

Ожидаемые результаты

К концу года дети могут:

В лепке:

  1. Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы способы.
  2. Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
  3. Создавать изображения по мотивам народных игрушек.

В аппликации:

  1. Изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы обрезания, а также обрывания.

Тематическое планирование

Лепка

1 занятие в неделю, всего 36 занятий

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Вводная беседа по технике безопасности «Волшебный пластилин». Лепка по желанию детей.

1

2.

«Созрели яблоки в саду» (пластилинография).

1

3.

«Грибы».

1

4.

«Цветочная клумба».

1

5.

Вылепи, какие хочешь, овощи.

1

6.

«Гриб мухомор».

1

7.

«Наши любимые игрушки».

1

8.

«Фрукты».

1

9.

«Наш пруд» (коллективная композиция».

1

10.

«Осенний натюрморт».

1

11.

«Блюдо».

1

12.

«Листья танцуют и превращаются в деревья» (лепка декоративная, рельефная).

1

13.

«Снегири на ветках».

1

14.

«Девочка в зимней шубе».

1

15.

«Снеговики в шапочках и шарфиках».

1

16.

«Ёлочка».

1

17.

«Снегурочка».

1

18.

«Весёлые человечки».

1

Тема занятия

Кол-во часов

19.

«Зимние забавы» (лепка сюжетная).

1

20.

«Зайчик».

1

21.

«Щенок».

1

22.

«Валентинка».

1

23.

«Летят самолёты» (Папин день).

1

24.

«Чайник».

1

25.

«Чашка и блюдце».

1

26.

«Цветок для мамы».

1

27.

«Пластилиновая картина».

1

28.

«Мышка».

1

29.

«Волк».

1

30.

«Лисичка».

1

31.

«Плывут по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная).

1

32.

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка сюжетная, коллективная).

2

33.

«Радуга-дуга» (плоскостная лепка).

1

34.

«Белочка грызет орешки».

1

35.

«Индюк».

1

Аппликация

1 занятие в неделю, всего 36 занятий

Тема занятия

Кол-во часов

1.

«Веселые портреты».

1

2.

«Грибы».

1

3.

«Мухомор на поляне».

1

4.

«Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

1

5.

«Яблоки и груши лежат на блюде».

1

6.

«Наш огород» (коллективная композиция).

1

7.

«Осенний ковер».

1

8.

«Машина».

1

9.

«Наша ферма» (аппликация из геометрических фигур разной величины).

1

10.

«Листочки на окошке» (аппликация симметричная).

1

11.

«Цветные зонтики».

1

12.

«Осенние картины».

2

13.

«Украшение дымковской игрушки».

1

14.

«Дома на нашей улице».

1

15.

«Снеговик».

1

16.

«Елочка-красавица» (поздравительная открытка).

1

17.

«Волшебные снежинки».

1

18.

«Снегири на ветках».

1

Тема занятия

Кол-во часов

19.

«Где-то на белом свете…».

1

20.

«Бокальчик».

1

21.

«Дружные ребята» (аппликация ленточная).

1

22.

«Валентинка».

1

23.

«Галстук для папы» (аппликация предметно-декоративная).

1

24.

«Пароход».

1

25.

«Солнышко улыбнись».

1

26.

«Подарок маме».

1

27.

«Башмак в луже».

1

28.

«Нежные подснежники».

1

29.

«А водица далеко, а ведерко велико…» (иллюстрация к потешке).

1

30.

«По морям, по волнам…».

1

31.

«Стайка дельфинов».

1

32.

«Ваза с цветами».

1

33.

«Городской транспорт».

1

34.

«Во поле берёзка стояла».

1

35.

«Декоративный поднос».

1

Список использованной литературы:

  1. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
  2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
  3. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
  4. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
  5. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
  6. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    
  7. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
  8. Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
  9. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
  10. О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
  11. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.

Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:

  1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
  2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
  3. Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.