ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Тема: «Видим, понимаем, создаем» срок реализации: 2022-2023 учебный год средней группы №7 «Колокольчики»
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка»
Принято: Утверждено Приказом
На Педагогическом совете МБДОУ «ЦРР - д/с «Калинка»
Протокол № 1 г. Абакана
«30» августа 2022 г. «31» августа 2022г. №65.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Тема: «Видим, понимаем, создаем»
срок реализации: 2022-2023 учебный год
средней группы №7 «Колокольчики»
воспитатели: Сагалакова Евгения Вячеславовна
(высшая квалификационная категория),
Рогалева Марина Александровна
(первая квалификационная категория)
Абакан, 2022-2023 гг.
ОГЛАВЛЕНИЕ | стр. |
| |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2.Годовой календарный учебный график | 4 |
1.3.Учебный план | 4 |
1.4.Режим занятия, их продолжительность и периодичность | 4 |
1.5.Расписание занятий | 4 |
1.6 Список обучающихся | 5 |
| |
2.1.Календарно-тематическое планирование | 6 |
2.2.Итогово-отчетные мероприятия | 8 |
| |
3.1.Информационное обеспечение | 9 |
3.2.Методическое обеспечение Материалы и оборудование | 9 |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества
Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок развивается всесторонне, активная творческая деятельность дошкольника воздействует на ум, душу обогащает его духовный мир. Чем раньше мы будем развивать его эмоциональный и духовный мир, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Без освоения ребенком изобразительной деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности.
Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей
На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием умений и навыков детей, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики, пластилинографии и работой с бросовым материалом их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель программы: формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие детского творчества в изобразительной деятельности.
Задачи:
- Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, например, использование различных материалов с учетом присущих им художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
Годовой календарный учебный график.
Продолжительность 2022 – 2023 учебного года-34 учебные недели с 01.09. 2022 года по 31.05.2023 года.
Продолжительность каникул в 2021 – 2022 учебном году
Каникулы | Срок начала и окончания каникул | Количество дней |
Осенние | 25.10.21-29.10.21 | 5 дней |
Зимние | 20.12.21-31.12.21 | 11 дней |
Весенние | 28.03.22-01.04.22 | 5 дней |
Летние | 01.06.2022-31.08.22 | 65 дней |
Режим занятий.
Кружковые занятия проводятся 2 раза в месяц. В январе проводится 1 занятие. Всего 17 занятий в учебном году.
Занятия проводятся во второй половине дня.Длительность занятия 15 минут. Занятия проводятся по подгруппам.
Расписание занятий составляется на текущий учебный год на основе учебного плана и годового учебного графика.
Список обучающихся:
- Абдин Максим
- Бады-Хоо Диана
- Баскаков Гоша
- Дорин Саша
- Зуева Марьяна
- Зяблицкая Лера
- Кирякина Катя
- Ларионова Даша
- Мищенко Василиса
- Мухачева Милена
- Попеев Савелий
- Постникова Лиза
- Сагалаков Данил
- Султреков Матвей
- Топоева Аня
- Тоскаракова Эвелина
- Челтыгмашев Матвей
- Фейзуллаева Амина
- Шадчин Тимофей
- Шелудченко Настя
Календарно-тематическое планирование
Месяц | неделя | тема | примечание |
Сентябрь | 1.«День Знаний» 3. «Неделя туризма» | 1.Тема: Дом для Ежика Задачи:Проведи ежика к ягодкам. Нарисуй ежу иголки. Тема:Угощение для зайчика Задачи:Проведи зайчика к морковке. Слепи ягодки. | (3,стр.27) (3, стр.16) |
Октябрь | 1.«Неделя музыки» 3. «Осенины» | 1.Тема:Паровозик Задачи:Проведи дорогу для паровозика Тема: Листики осенние Задачи: Раскрась листики, не выходя из-за контура | (1, стр.38) (1, стр.25) |
Ноябрь | 1.«Неделя здоровья» 3. «Юные исследователи» | 1.Тема:Где живет мышка? Задачи: Покажи, в каком домике живет мышка Тема:Угощение для собачки Проведи собачку к косточке. Слепи тарелку и укрась ее. | (3, стр.29) (3, стр.4) |
Декабрь | 1.«Здравствуй, зимушка-зима» 3.Каникулы «Новый год» | 1.Тема: Снежинка Задачи: Нарисуй прямые линии, как у снежинки 3.Тема: Зимнее окно Задачи: Слепи окно, за которым вечером идет снег. Помоги белке добраться до орешков. | (1, стр.59) (3, стр.35) |
Январь | 1.«Колядки» | 1.Тема: Украшение для елки Задачи: Сделай украшение для елки своими руками Задачи:«Укрась елочку шарами. Накорми лошадь травой». | (3, стр.35) |
Февраль | 1. «Неделя родного языка» 3.«Защитники Отечества» | Тема: Укрась мелей (рукавичку) Задачи: Укрась мелей различными материалами (паетки, бисер, бусины, цветная бумага и т.д.) Тема: Капитаны Задачи: Нарисуй волнистые волны | (4, стр.5) (1, стр.78) |
Март | 1.«Международный женский день» 3. «Чыл- Пазы» | Тема: Фартук для бабушки Задачи:Раскрась фартук и платок бабы, приклей деду и бабе лапти, положи яйцо в корзину. Тема: Раскрась пого Задачи: Раскрась пого цветными карандашами | (1, стр.19) (4, стр.8) |
Апрель | 1 .«Неделя детской книги» 3.«Юные экологи» | 1.Тема:Домик для котика Дорисуй бревна у дома: проведи линии от точки к точке. Укрась скатерть, наклей узор на круги. Тема:Гараж Задачи:Покажи путь машины к гаражу. Слепи сливу. | (3, стр.21) (3, стр.28) |
Май | 1. «День Победы» 3. «Моя семья» | 1.Тема:Салют Задачи:Соедини одинаковые по цвету точки Тема: Дом для курочки Рябы Слепи курочку. Нарисуй путь курочки. | (1, стр.62) (3, стр.26) |
Всего | 17 |
Итогово-отчетные мероприятия
- Участие детей в выставках и конкурсах на базе МБДОУ, муниципального и всероссийского уровней.
- 1 раз в месяц выставка детских работ
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как кружок «Видим, понимаем, создаем» способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- улучшению концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширению и обогащению художественного опыта.
- формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом.
- формированию навыков трудовой деятельности,проявлению активности и самостоятельности детей в изодеятельности; умению находить новые способы для художественного изображения;
- умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Дети к концу года могут:
Рисование:
- Передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, движения фигур, отличия предметов по форме, величине;
- рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него, кистью разными способами;
- смешивать краски для получения новых цветов, располагать изображения по низу листа, по всему листу.
Аппликация:
- Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие;
- вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, использовать прием обрывания;
- создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение.
Лепка:
-Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку;
-лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом;
-сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа;
-использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки,бусинки)
Художественный труд:
- Работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости;
- самостоятельно подбирать необходимый природный материал;
- осознанно правильно относиться к объектам и явлениям природы;
- иметь первоначальные умений и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Информационное обеспечение
- аудио, видеофильмы, фотографии к праздникам (День Знаний, Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, Хакасский новый год- Чыл пазы, 9 мая, Дню семьи);
- презентации поделок детей группы.
Материалы и оборудование
- книги с красочными иллюстрациями, репродукции;
- альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства;
- альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара);
- фланелеграф;
- стенд для демонстрации детских рисунков и поделок;
- ёмкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.
Материалы для изобразительной деятельности:
- наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков;
- краски (гуашь, акварель, пищевые красители);
- кисти для рисования, клея;
- палитра, ёмкости для воды, красок, клея;
- салфетки для вытирания рук и красок;
- бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликации;
- глина, пластилин (не липнущий к рукам);
- печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров;
- трафареты для закрашивания; доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом;
- мольберты;
- фартуки и нарукавники для детей.
Методическое обеспечение
1. И.А.Лыкова. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности "Цветные ладошки". ФГОС / Москва:ИД «Цветной мир» 2015 г
2.Т. М. Комарова. Цвет в детском изобразительном творчестве/Москва, ООО «Сфера», 2005
3.Н.Г. Салмина. Видим, понимаем, создаем: рабочая тетрадь №1 для художественного творчества детей 3-4 лет/Н.Г. Салмина, А.О. Глебова.-М.: Вентана-Граф, 2016.-64с.- (Тропинки).
4.Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/23/picture-545588-1458716318.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Перспективное планирование кружка "Весёлый карандаш" художественно-эстетической направленности с использованием нетрадиционных техник рисования....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/23/picture-545588-1458716318.jpg)
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию 2017-2018 учебный год
Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием арт-технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-1009294-1518093498.jpg)
Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/12/picture-724330-1449909656.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Программа предназначена для детей старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-984037-1513268729.jpg)
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Волшебный пластилин".
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-1225861-1705431844.jpg)
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста группы «Ягодка» нетрадиционным приемам рисования «Веселые капельки».
Практическая значимость программыНетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возника...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-892932-1612029448.jpg)
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг
quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...