ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Тема: «Видим, понимаем, создаем» срок реализации: 2022-2023 учебный год средней группы №7 «Колокольчики»
методическая разработка (средняя группа)

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7dop.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

«Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка»

Принято:                                                                                         Утверждено Приказом

На Педагогическом  совете                                              МБДОУ «ЦРР - д/с «Калинка»

Протокол № 1                                                                                                      г. Абакана

«30» августа 2022 г.                                                                     «31» августа 2022г. №65.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Тема: «Видим, понимаем, создаем»

срок реализации: 2022-2023 учебный год

средней группы №7 «Колокольчики»

воспитатели: Сагалакова Евгения Вячеславовна

 (высшая квалификационная категория),

Рогалева Марина Александровна

(первая квалификационная категория)

Абакан, 2022-2023 гг.

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Годовой календарный учебный график

4

1.3.Учебный план

4

1.4.Режим занятия, их продолжительность и периодичность

4

1.5.Расписание занятий

4

1.6 Список обучающихся

5

  1. Содержательный раздел

2.1.Календарно-тематическое планирование

6

2.2.Итогово-отчетные мероприятия

8

  1. Организационный раздел

3.1.Информационное обеспечение

9

3.2.Методическое обеспечение

Материалы и оборудование

9

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Занимаясь  изобразительной деятельностью, ребенок развивается всесторонне, активная творческая деятельность дошкольника воздействует на ум, душу обогащает его духовный мир. Чем раньше мы будем развивать его эмоциональный и духовный мир, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Без освоения ребенком изобразительной деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности.

Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей

На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием умений и навыков детей, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики, пластилинографии и работой с бросовым материалом их особенностями, многообразием используемых материалов,  учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель программы: формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие детского творчества в изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, например, использование различных материалов с учетом присущих им художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
  • Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;
  • Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

Годовой календарный учебный график.
Продолжительность  2022 – 2023 учебного года-34 учебные недели с 01.09. 2022 года по 31.05.2023 года.
Продолжительность  каникул в 2021 – 2022  учебном году

Каникулы

Срок начала и окончания каникул

Количество дней

Осенние

25.10.21-29.10.21

5 дней

Зимние

20.12.21-31.12.21

11 дней

Весенние

28.03.22-01.04.22

5 дней

Летние

01.06.2022-31.08.22

65 дней

Режим занятий.

Кружковые занятия проводятся 2 раза в месяц. В январе проводится 1 занятие. Всего 17 занятий в учебном году.

Занятия проводятся во второй половине дня.Длительность занятия 15 минут. Занятия проводятся по подгруппам.

Расписание занятий  составляется на текущий учебный год на основе учебного плана и годового учебного графика.

Список обучающихся:

  1. Абдин Максим
  2. Бады-Хоо Диана
  3. Баскаков Гоша
  4. Дорин Саша
  5. Зуева Марьяна
  6. Зяблицкая Лера
  7. Кирякина Катя
  8. Ларионова Даша
  9. Мищенко Василиса
  10. Мухачева Милена
  11. Попеев Савелий
  12. Постникова Лиза
  13. Сагалаков Данил
  14. Султреков Матвей
  15. Топоева Аня
  16. Тоскаракова Эвелина
  17. Челтыгмашев Матвей
  18. Фейзуллаева Амина
  19. Шадчин Тимофей
  20. Шелудченко Настя

Календарно-тематическое планирование

Месяц

неделя

тема

примечание

Сентябрь

1.«День Знаний»

3. «Неделя туризма»

1.Тема: Дом для Ежика

Задачи:Проведи ежика к ягодкам. Нарисуй ежу иголки.

Тема:Угощение для зайчика

Задачи:Проведи зайчика к морковке. Слепи ягодки.

(3,стр.27)

(3, стр.16)

Октябрь

1.«Неделя музыки»

3. «Осенины»

1.Тема:Паровозик

Задачи:Проведи дорогу для паровозика

Тема: Листики осенние

Задачи: Раскрась листики, не выходя из-за контура

(1, стр.38)

(1, стр.25)

Ноябрь

1.«Неделя здоровья»

3. «Юные исследователи»

1.Тема:Где живет мышка?

Задачи: Покажи, в каком домике живет мышка

Тема:Угощение для собачки

Проведи собачку к косточке. Слепи тарелку и укрась ее.

(3, стр.29)

(3, стр.4)

Декабрь

1.«Здравствуй, зимушка-зима»

3.Каникулы «Новый год»

1.Тема: Снежинка

Задачи: Нарисуй прямые линии, как у снежинки

3.Тема: Зимнее окно

Задачи: Слепи окно, за которым вечером идет снег. Помоги белке добраться до орешков.

(1, стр.59)

(3, стр.35)

Январь

1.«Колядки»

1.Тема: Украшение для елки

Задачи: Сделай украшение для елки своими руками

Задачи:«Укрась елочку шарами. Накорми лошадь травой».

(3, стр.35)

Февраль

1. «Неделя родного языка»

3.«Защитники Отечества»

Тема: Укрась мелей (рукавичку)

Задачи: Укрась мелей различными материалами (паетки, бисер, бусины, цветная бумага и т.д.)

Тема: Капитаны

Задачи: Нарисуй волнистые волны

(4, стр.5)

(1, стр.78)

Март

1.«Международный женский день»

3. «Чыл- Пазы»

Тема: Фартук для бабушки

Задачи:Раскрась фартук и платок бабы, приклей деду и бабе лапти, положи яйцо в корзину.

Тема: Раскрась пого

Задачи: Раскрась пого цветными карандашами

(1, стр.19)

(4, стр.8)

Апрель

1 .«Неделя детской книги»

3.«Юные экологи»

1.Тема:Домик для котика

Дорисуй бревна у дома: проведи линии от точки к точке. Укрась скатерть, наклей узор на круги.

Тема:Гараж

Задачи:Покажи путь   машины к гаражу. Слепи сливу.

(3, стр.21)

(3, стр.28)

Май

1. «День Победы»

3. «Моя семья»

1.Тема:Салют

Задачи:Соедини одинаковые по цвету точки

Тема: Дом для курочки Рябы

 Слепи курочку. Нарисуй путь курочки.

(1, стр.62)

(3, стр.26)

Всего

17

Итогово-отчетные мероприятия

  • Участие детей в выставках и конкурсах на базе МБДОУ, муниципального и всероссийского уровней.
  • 1 раз в месяц выставка детских работ

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как кружок «Видим, понимаем, создаем»  способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;
  • обострению тактильного восприятия;
  • улучшению  цветовосприятия;
  • улучшению концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки;
  • расширению и обогащению художественного опыта.
  • формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом.
  • формированию навыков трудовой деятельности,проявлению активности и самостоятельности детей в изодеятельности; умению находить новые способы для художественного изображения; 
  • умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Дети к концу года могут:

Рисование:

  • Передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, движения фигур, отличия предметов по форме, величине;
  • рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него, кистью разными способами;
  • смешивать краски для получения новых цветов, располагать изображения по низу листа, по всему листу.

Аппликация:

  • Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие;
  • вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, использовать прием обрывания;
  • создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение.

Лепка:

-Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку;

-лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом;

-сглаживать неровности вылепленного изображения,   обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа;

         -использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки,бусинки)

Художественный труд:

  • Работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости;
  • самостоятельно подбирать необходимый природный материал;
  • осознанно правильно относиться к объектам и явлениям природы;
  • иметь первоначальные умений и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Информационное обеспечение

  • аудио, видеофильмы, фотографии к праздникам (День Знаний, Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, Хакасский новый год- Чыл пазы, 9 мая, Дню семьи);
  • презентации   поделок детей группы.

Материалы и оборудование

  • книги с красочными иллюстрациями, репродукции;
  • альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства;
  • альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара);
  •  фланелеграф;
  • стенд для демонстрации детских рисунков и поделок;
  •  ёмкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.

Материалы для изобразительной деятельности:

  •  наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков;
  • краски (гуашь, акварель, пищевые красители);
  • кисти для рисования, клея;
  • палитра, ёмкости для воды, красок, клея;
  •  салфетки для вытирания рук и красок;
  • бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликации;
  • глина, пластилин (не липнущий к рукам);
  • печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров;
  •  трафареты для закрашивания; доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом;
  • мольберты;
  •  фартуки и нарукавники для детей.

Методическое обеспечение

1. И.А.Лыкова. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности  "Цветные ладошки". ФГОС / Москва:ИД «Цветной мир» 2015 г

2.Т. М. Комарова. Цвет в детском изобразительном творчестве/Москва, ООО «Сфера», 2005

3.Н.Г. Салмина.  Видим, понимаем, создаем: рабочая тетрадь №1 для художественного творчества детей 3-4 лет/Н.Г. Салмина, А.О. Глебова.-М.: Вентана-Граф, 2016.-64с.- (Тропинки).

4.Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Перспективное планирование кружка "Весёлый карандаш" художественно-эстетической направленности с использованием нетрадиционных техник рисования....

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию 2017-2018 учебный год

       Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием арт-технологий....

Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Волшебный пластилин".

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста группы «Ягодка» нетрадиционным приемам рисования «Веселые капельки».

Практическая значимость программыНетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возника...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...