ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
рабочая программа (старшая группа)
Программа предназначена для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_plastilinovoe_chudo_2021.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Абакана
«Центр развития ребёнка – детский сад Калинка»
Принято: Утверждено приказом:
На Педагогическом совете МБДОУ «ЦРР-д/с «Калинка»
Протокол №1 г. Абакана
«31» августа 2021г. от «31» августа 2021г. №..
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Пластилиновое чудо»
Срок реализации: 01.09.2021 – 31.05.2022 (3 года)
Группа № 10 «Лучики»
Воспитатели:
Фомина Ольга Михайловна, высшая квалификационная категория
Важорова Виктория Викторовна, первая квалификационная категория
Абакан, 2021
Оглавление
стр. | |
| 3 |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2.Годовой календарный учебный график | 6 |
1.3.Учебный план | 7 |
1.4.Режим занятия, их продолжительность и периодичность | 7 |
1.5.Расписание занятий | 7 |
1.6 Список обучающихся | 8 |
| 8 |
2.1.Календарно-тематическое планирование | 8 |
2.2.Календарно-тематическое планирование второй год обучения | 8 |
2.3.Календарно-тематическое планирование третий год обучения | 9 |
2.4.Итогово-отчетные мероприятия | 9 |
| 9 |
3.1.Методическое обеспечение | 10 |
3.2.Литература | 10 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Направленность программы «Пластилиновое чудо» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению - художественно – прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н.
Актуальность: Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. В процессе занятий пластилинографией у ребенка развивается умелость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, у детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Таким образом, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в реализации познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Цели:
- развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
- формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Задачи первого года обучения
Образовательные:
• Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
• Овладение основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
• Развивать сюжетно – игровой замысел.
• Развивать интерес к процессу и результатам работы.
• Развивать интерес к коллективной работе.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
• - Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
• - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Задачи второго года обучения.
Образовательные:
• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке. Закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
• Дать теоретические знания и формировать практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
• Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Задачи третьего года обучения.
Образовательные:
- Формировать умение грамотно отбирать содержание для пластилинографии.
- Совершенствовать изобразительные умения.
- Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом передачи её на плоскости с помощью используемых пластических материалов.
- Формировать умение отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе.
- Формировать умение создавать многофигурные композиции.
Развивающие:
- Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
- Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
- Развивать интерес к художественной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать интерес к произведениям искусства.
Адресат. Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» рассчитана на занятия с детьми 4-7 лет, рассчитана на три года.
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
- - ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
- - ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
- - ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
- - у ребенка развиты сенсорные эталоны;
- - у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
- - ребенок способен принимать задачу;
- - ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
Способы проверки результатов освоения программы «Пластилиновое чудо» проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:
- - Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
- - Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
- - Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.
- - Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
1.2 Годовой календарный учебный график.
Режим работы Учреждения:
пятидневная рабочая неделя: понедельник-пятница;
режим работы групп: 12 час в день с 7.00 до 19.00 часов;
в субботу, воскресенье и праздничные дни Учреждение не работает.
Продолжительность учебного года - 34 учебные недели
Сроки проведения каникул:
Осенние 5 дней
Зимние 10 дней
Весенние 5 дней
Летние 65 дней
Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы предусматривает организацию первичного (01.09.2021 – 16.09.2021г.) и итогового (06.05.2022 – 20.05.2022г.) обследования, посредством наблюдений, индивидуальной работы, без прекращения образовательного процесса.
1.3.Учебный план
Художественно-эстетическое развитие | Количество занятий в неделю |
пластилинография | 0,5 |
1.4.Режим занятия, их продолжительность и периодичность
Занятия проводятся 1 раз в две недели, вторую и третью неделю месяца. Организовываются во время свободной деятельности детей, после обеденного сна по подгруппам. Продолжительность занятий для каждой возрастной группы составляет:
Возраст | Длительность занятий | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год |
средний | 20 | 2 (40 минут) | 18 (6 часов) |
старший | 25 | 2(50 минут) | 18 (7,5 часов) |
подготовительный | 30 | 2 (60 минут) | 18 (9 часов) |
1.5.Расписание занятий:
II и III недели месяца, среда- 15.30-16.00 (I подгруппа)
16.05-16.35 (II подгруппа)
1.6.Список обучающихся
Формируется на начало года и корректируется по мере необходимости.
- Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование первый год обучения
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | II неделя | «Бусы для Люси» |
III неделя | «Воздушные шары» | |
Октябрь | II неделя | «Чудо-грибочки» |
III неделя | «Букет из осенних листьев» | |
Ноябрь | II неделя | «Осеннее дерево» |
III неделя | «Птичка» | |
Декабрь | II неделя | «Волшебные снежинки» |
III неделя | «Украсим ёлочку новогодними игрушками» | |
Январь | II неделя | «Снеговик» |
III неделя | «Матрёшка» | |
Февраль | II неделя | «Самолет летит» |
III неделя | «Открытка для папы» | |
Март | II неделя | «Цветы для любимой мамы» |
III неделя | «Веточка мимозы» | |
Апрель | II неделя | «Солнышко лучистое» |
III неделя | «Ландыши» | |
Май | II неделя | «Радуга - дуга» |
III неделя | «Цветик – семицветик» |
2.2.Календарно-тематическое планирование второй год обучения
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | II неделя | «Корзинка с грибами» |
III неделя | «Грибочек – мухоморчик» | |
Октябрь | II неделя | «Золотая очень» |
III неделя | «Ветка рябины» | |
Ноябрь | II неделя | «Лисёнок» |
III неделя | «Мишка топтыжка» | |
Декабрь | II неделя | «Вот она, ёлочка наша» |
III неделя | «Новогодняя сказка» | |
Январь | II неделя | «За окошком снегири» |
III неделя | «Золотая хохлома» | |
Февраль | II неделя | «Петушок» |
III неделя | «Открытка для папы» | |
Март | II неделя | «Цветок для мамы» |
III неделя | «Дятел» | |
Апрель | II неделя | «Весна идёт, весне дорогу» |
III неделя | «Цветы весны» | |
Май | II неделя | «Веточка сирени» |
III неделя | «Открытка ко Дню Победы» |
2.3.Календарно-тематическое планирование третий год обучения
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | II неделя | «Ваза с фруктами» |
III неделя | «Хризантемы» | |
Октябрь | II неделя | «Подарки осени» |
III неделя | «Жар-птица» | |
Ноябрь | II неделя | «Букет для мамы» |
III неделя | «Букет для мамы» | |
Декабрь | II неделя | «Зима в лесу» |
III неделя | «Новогодняя сказка» | |
Январь | II неделя | «Рождественский цветок» |
III неделя | «Пингвины на льдине» | |
Февраль | II неделя | «Зимующие птицы» |
III неделя | «Военная техника» | |
Март | II неделя | «Поздравительная открытка для мамы» |
III неделя | «Подснежники» | |
Апрель | II неделя | «Золотая рыбка» |
III неделя | «Пасхальное яйцо» | |
Май | II неделя | «Гвоздика» |
III неделя | «Ромашки, одуванчик, васильки» |
2.4 Итогово-отчётные мероприятия: выставки, галереи творчества, персональные выставки, участие в конкурсах различного уровня, выставки-презентации детских работ.
3. Организационный раздел
3.1.Методическое обеспечение:
- цветной пластилин
- картон
- стеки
- шаблоны
- дощечки
- салфетки
- природный материал
- аудиозаписи классической музыки, звуки природы
3.2.Литература
1. Давыдова Г.Н, Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 80с.
2. Давыдова Г.Н. пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 96с.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Животные и птицы. – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2017. – 88с.
4. Савина Л.П. пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"
Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»
Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, соста...
«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с испол...
Дополнительная образовательная услуга художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
С целью развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста была разработана и внедрена программа по дополнительной ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет
Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...