Аппликация как средство развития мелкой моторики и подготовки к школе детей с речевой патологией.
статья по аппликации, лепке по теме

Шахова Любовь Валерьевна

Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами. Аппликацией дети занимаются с удовольствием, их привлекает то, что результат можно получить быстро, работы получаются красочными, красивыми. Одним словом, дети чувствуют себя настоящими художниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аппликация как средство развития мелкой моторики и подготовки к школе детей с речевой патологией.

Аппликация как средство развития мелкой моторики и подготовки к школе детей с речевой патологией.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Своевременное формирование активного познавательного интереса к окружающему миру, общих интеллектуальных умений и практических навыков в доступных видах деятельности является условием плавного бескризисного перехода к обучению в школе. Базой для развития интеллектуальных способностей ребёнка являются возможности наглядно-действенного, образно-логического и сенсомоторного мышления ребёнка. Без умения анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; без умения устанавливать различные типы связей между различными объектами, явлениями или их признаками; без способности строить самостоятельные умозаключения или выводить закономерности на основе анализа, синтеза, индукции (восхождение от частного, конкретного к общему) и дедукции (перехода от общих правил, понятий к конкретным явлениям) без этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребёнка в школе.

Сегодня большое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. Система дошкольного образования переживает переходный период: от использования унифицированной образовательной программы - к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии развивающего обучения. Изменились содержание, цели и задачи воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Особое внимание направлено на индивидуальное общение с ребёнком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов, потребностей. Эту мысль лаконично выразил Ш. А. Амонашнили: «В педагогическом процессе должен быть дан простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной и общественной активности детей; характер общения, культивируемый в коллективе, должен помогать каждому ребёнку развивать свою истинную человеческую природу».

В нашем ГБДОУ за более чем 30-ти летнюю историю существования накоплен огромный опыт работы с детьми имеющими нарушения речи разного характера. В последние годы мы работаем с детьми имеющими диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблённостью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от  нормально  развивающихся  сверстников  в точном  воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

 Система коррекционной работы с дошкольниками, страдающими речевыми дефектами проводится в нашем учреждении комплексно. Одним из разделов этой сложной работы, я считаю, проведение занятий по аппликации. Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они развивают мелкую моторику, способствуют развитию у ребёнка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, чувство формы и глазомер. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей. Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр.

Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами. Аппликацией дети занимаются с удовольствием, их привлекает то, что результат можно получить быстро, работы получаются красочными, красивыми. Одним словом, дети чувствуют себя настоящими художниками. Ребята очень любят устраивать выставки работ для того, чтобы родители смогли полюбоваться результатами их труда.

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. В чем специфика аппликации по сравнению с другими видами работ? Дело в том, что техника обработки (вырезывание ножницами) и качество материала (однотонная ткань, бумага) кладут отпечаток на сам характер работы: приходится стремиться к упрощению очертания фигур, обобщению формы и окраски. Краска и кисти лучше передадут впечатление живописного изображения предметов чем вырезывания из однотонного материала, но эти, кажущиеся на первый взгляд недостатки материала имеют большое значение. Вырезывание должно вестись сразу ножницами, что развивает решительность, смелость, сообразительность, наблюдательность и самостоятельность. При таком приеме гораздо лучше чувствуется форма предмета и быстрее развивается способность анализирующего видения, т. е. умения рассматривать предметы, сравнивая соотношения его частей. Одноцветный материал заставляет разыскивать характерные особенности предмета.

Помимо умения выбирать цвета и их оттенки, вырезывание из цветного материала учит ребенка чувствовать декоративный материал, естественно побуждает создавать декоративные, орнаментальные работы, а возможность складывания материала при вырезывании подводит к умению составлять симметричные фигуры, а при многократном складывании - и ритмические.

Возможность передвигать отдельные элементы композиции позволяет ребенку освоить красоту группировки частей композиции и комбинацию цветов.

Достоинством аппликационных работ является возможность коллективного исполнения одной композиции. Участники работы сообща обсуждают сюжет картины, подбирают подходящий, по цвету материал, и распределяют между собой части работы. После того как основные детали будущей композиции выполнены, приступают к их распределению и, убедившись, что размещение получилось удачным, приклеивают их.

Аппликация различается по содержанию, по количеству используемых цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления и количеству деталей, степени прилегания к основе, по способу скрепления деталей.

1. Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы простой формы, локальной окраски, с отчетливой конфигурацией, ясными пропорциями. Так, предметы простой формы (шар, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета. Сложная форма составляется из отдельных частей. Например, снеговика вырезают из нескольких квадратов разной величины путем закругления углов; затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют средний (живот) и меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружки (руки).

Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка).

2. Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети учатся вырезать и объединять разные элементы по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребёнок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Аппликация в разных группах детского сада.

Аппликация в средней группе.

К 4 годам деятельность ребенка становится более сложной и разнообразной. Развивается восприятие и воображение, совершенствуется способность создавать по собственному замыслу.

Малыш овладевает умением сопоставлять предметы не только по форме, но и по длине, высоте, ширине, он различает величину (ниже, выше, толще, тоньше), ориентируется в пространстве. Соответственно усложняются и занятия с использованием техники аппликации.

Ребенок уже способен на основе готовой формы создать новую, поэтому к работе с шаблонами добавляется вырезание (разрезание различных фигур на полосы, выполнение косых срезов, вырезание круга и овала).

В этом возрасте развивается также мелкая моторика руки, и ребенку можно поручить такие операции, как составление узоров из мелких деталей сложной формы (звездочки, неправильные треугольники и т. д.) и вырезание дополнительных элементов (глаза, рот, уши, пуговицы и т. п.).

Занятия проводятся обычно 2—3 раза в месяц. Кроме того, в свободное время можно выполнять несложные тренировочные упражнения: вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника и т. д.

Аппликация в старшей группе.

В возрасте 5—5,5 лет у ребенка продолжают совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Его движения становятся более точными, ловкими, ребенок в состоянии вырезать из бумаги различные формы — прямоугольные,овальные, круглые, составлять декоративные, предметные и сюжетные композиции с натуры и по замыслу.

На данном этапе рекомендуется проводить одно занятие в неделю и больше внимания уделять развитию воображения и творческих способностей малыша. К уже известным прием работы с бумагой добавляем новые, усложняя задания. Необходимо побуждать малыша к самостоятельному мышлению.

В качестве развивающих упражнений можно использовать вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое симметричных узоров из листа, сложенного в несколько раз (снежинки, листочки, кораблик, ракета), вырезание силуэтных изображений по контуру и на глаз, аппликация способом обрывания.

Такие задания развивают у ребенка эстетические чувства, чувства ритма, цвета, композиции. Сам процесс создания нового захватывает малыша, приносит радость творчества, учит видеть прекрасное в окружающей жизни.

Аппликация в подготовительной группе.

К 7 годам ребенок сознает себя на пороге новой школьной жизни, как правило, с удовольствием готовится к ней. Он понимает различие между игрой и специальным занятием, знает их время и место. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы, произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленными, у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результат деятельности. В этом возрасте дети выделяют и передают характерные признаки предметов, называют форму, цветов спектра красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. В качестве тем для аппликации часто выступают сюжеты сказок и мультфильмов, фантастические существа  это свидетельствует об активном развитии воображения. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в несколько раз, а также по нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация).

Занятия рекомендуется проводить два раза и месяц.

 Организация работы. Правила работы.

Рабочее место должно быть хорошо освещено. Как при письме или рисовании, свет должен падать с левой стороны, рабочая мебель соответствовать росту ребенка. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35—40 см, чтобы не развивалась близорукость. Следует продуманно отнестись к выбору инструментов. Так, ножницы должны иметь закругленные концы, а клей не вызывать аллергических реакций.

Во время занятий, детям придется пользоваться ножницами, неосторожное или неправильное применение которых может привести к несчастному случаю. Во избежание этого, перед каждым видом работы необходимо напоминать ребятам правила техники безопасности.

Правила личной гигиены:

  1. Все работы нужно выполнять на подкладном планшете (клеёнка, бумага, картон).
  2. Чистота рук обеспечит аккуратное выполнение работы.
  3. Склеенные детали следует протирать чистой сухой салфеткой (тряпочкой).
  4. Окончив занятие, необходимо тщательно убрать рабочее место, инструменты
  5. привести в порядок, а руки обязательно вымыть.

Работа ножницами:

  1. В дошкольном возрасте рекомендуется использовать ножницы с округлыми концами.
  2. Ножницы должны храниться в специальном футляр или стаканчике.
  3. Поворачиваться или переходить с места на место с ножницами в руках запрещается.
  4. Бумагу или картон следует резать:
  1. по прямой линии серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии;
  2. по кривой линии — смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой (правой) рукой материал;

Правила работы кистью при склеивании:

  1. Держать кисть вертикально к поверхности.
  2. Размашистыми движениями от середины к краям наносить клей тонким слоем на всю поверхность детали.
  3. Аккуратно накладывать детали на смазанную клеем поверхность.
  4. Протирать деталь чистой тряпочкой от середины к краям.
  5. При необходимости сушить изделие под прессом.
  6. В случае попадания клея в глаза обязательно промыть их водой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация, как средство развития мелкой моторики руки и воображения у детей дошкольного и младшкго школьного возраста

Аппликация формирует умение выполнять задание по образцу, развивает умение хорошо ориентироваться в пространстве и на плоскости, развивает внимание и мелкую моторику.     Аппликаци...

Самообразование :«Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Тема по самообразованию выбрана не случайно, у 70% детей  трудности в произношении. А развивая мелкую моторику развивается речь ребенка....

Статья "Рисование при помощи медиатора с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики и подготовки руки к письму в школе"

Известно, что развитию мелкой моторики способствуют и дидактические игры и пальчиковая гимнастика и разные виды изобразительной деятельности. В статье описан способ рисования с помощью медиатора....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприяти...

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

  Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Раз...

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Салфеточная аппликация  как средство развития  мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...