Рисование и лепка,характеристика возрастных возможностей.
занимательные факты по аппликации, лепке (младшая группа) по теме


Характеристика возрастных возможностей

 Дети до полутора лет жизни еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с карандашом. Ребенок перекладывает его, стучит по столу, прислушивается к стуку, шуршанию листа бумаги. В процессе этих действий у него случайно возникают на листе линии, штрихи, точки.
Иногда он действует карандашом, наблюдая, как взрослый пишет. Ему интересно повторять эти действия. Возникающие на бумаге линии постепенно меняются: от штрихов ребенок переходит к неотрывным круговым движениям (на листе появляются спирали, круги разных форм и размеров), стремится заполнить весь лист. Первые каракули  часто имеют зигзагообразный характер.

 У детей к двум годам постепенно исчезает хаотичное нагромождение линий и появляются округлые и удлиненные изображения форм. Ребенка привлекает протяженность линий.Получившееся изображение он ассоциирует по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки назвать изображение.
Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности. От манипуляций карандашом, комком пластилина ребенок постепенно переходит  к изображению простейших предметов и явлений.

 У детей третьего года жизни появляется интерес к процессу рисования, лепки. Они увереннее держат карандаш; в деятельности наступает новый этап - узнавание. Изображенный в рисунке,  лепке предмет имеет некоторые черты, которые позволяют узнать и сказать что это. Ребенок с удовольствием называет предмет, так как ему становится интересен результат. Так, в изображении прямоугольной формы он узнает машину, дом. Возвращаясь к рисунку вновь повторяет эти изображения.
Ребенок любит закрашивать лист, испытывая удовольствие от действий с кистью. Его начинает привлекать ритмичное нанесение мазков на бумагу. Еще нет замысла, рисование и лепкаимеют характер игры: возникающий образ становится для ребенка "живым", он закрывает рукой нарисованного жучка, "чтобы тот не убежал", или "поднимает трубку и разговаривает с мамой по телефону".
Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия ("машина едет по дороге", "на полянке растут красивые цветы" и т.д.) От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе, объемную фигуру в лепке. К трем годам дети все чаще создают изображения предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно они передают динамику: рисуют зайчика, а потом заштрихуют его карандашом или закрасят краской - "зайчик убежал в лес".
Узнаваемость получаемых в рисунке, лепке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом, явлением  ("листопад", "дождик", "одуванчики растут", "жучки бегают в травке"). Появление разнообразных форм придает особую выразительность первым детским рисункам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 4-го года жизни"

Консультация  для родителей о возрастных возможностях детей 4-го года жизни в области музыкальной деятельности....

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 5-го года жизи"

Консультация для родителей о возрастных возможностях детей 5-го года жизни в области музыкальной деятельности. Консультация красочно оформлена и может быть размещена в родительском уголке группы....

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 6-го года жизни"

Консультация для родителей о возрастных возможностях детей 6-го года жизни в области музыкальной деятельности. Консультация красочно оформлена и может быть размещена в родительском уголке группы....

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 7-го года жизни"

Консультация для родителей о возрастных возможностях детей 7-го года жизни в области музыкальной деятельности. Консультация красочно оформлена, может быть размещена в родительском уголке группы....

Возрастные возможности и показатели развития ребенка 3 лет

Что должен знать и уметь трехлетний ребенок....

Значение режима дня для ребёнка Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного

Введение.К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого во...