Программа кружка "Волшебные ручки" для детей младшего возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Лысова Наталья Владимировна
Творчество - это деятельность, 
в которой раскрывается 
духовный мир личности, 
это своеобразный магнит, 
который притягивает 
человека к человеку. 
В.А. Сухомлинский  
 
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «хлебосол».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_programma_kruzhka_lysova_n.v.docx90.02 КБ

Предварительный просмотр:

        Содержание

стр.

1

Пояснительная записка………………………………………………...

2

2

Календарно-тематический план занятий кружка …………………....   

3

3

Содержание занятий кружка …………………………………………                

4

4

Использованная литература    ………………………………………...              

6

  1. Пояснительная записка

Творчество - это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности, 
это своеобразный магнит,

который притягивает

человека к человеку
В.А. Сухомлинский  

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «хлебосол».

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, который развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что   занятия лепкой - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Данная программа рассчитана на детей второй младшей группы

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Форма организации занятий: подгрупповая  совместная деятельность.

Длительность занятий: 15 минут.

Цель программы – создание дополнительных условий для развития мелкой моторики руки детей раннего возраста посредством лепки из соленого теста.

Задачи:

  • познакомить детей с пластичным материалом – соленым тестом;
  • закреплять полученные на занятиях навыки работы с пластичными материалами на занятиях кружка;
  • развивать  мелкую моторики рук;
  • формировать интерес  к работе с пластичными материалами.

                                                                                                                       

2. Календарно-тематический план занятий кружка

Октябрь

Ноябрь

Репка на грядке

Падают, падают листья…

Мышка-норушка

Вот ежик – ни головы, ни ножек

Грибы на пенечке – 2з.

Лесной магазин – 2з.

Декабрь

Январь

Снеговики играют в снежки

Я пеку, пеку, пеку…

Елочка

Бублики, баранки

Новогодние игрушки – 2з.

Февраль

Март

Птички синички на кормушке

Сосульки

Баю-бай, засыпай

Букет цветов – 2з.

Бабушкина корзина – 2з.

Клоун

Апрель

Май

Мостик

Котенок Васька

Птичка в гнездышке – 2з.

Собачка Жучка

Ути-ути!

Филимоновские игрушки – 2з.

3. Содержание занятий кружка

Репка на грядке

Лепить репку в определенной последовательности: раскатать шар, сплющить, вытянуть хвостик, прикрепить листья. Создать композицию на куске теста (грядка)

Мышка – норушка

Лепить конусообразную форму и создать образ мышки: заострить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – бисер).

Грибы на пенечке

Создать коллективную композицию из грибов. Лепить грибы из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Учить соединять детали прочно и аккуратно.

Падают, падают листья…

Создавать изображения предметов на пласте теста: отрывание (отщипывание) кусочков теста (желтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развивать чувство цвета и мелкую моторику.

Вот ежик – ни головы, ни ножек

Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками. Развивать чувство формы и мелкую моторику.

Лесной магазин

Лепить  лесных зверей комбинированным способом (по представлению). Учить составлять коллективную композицию.

Снеговики играют в снежки

Закрепить скатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней, создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Елочка

Создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать  большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку. Развивать чувство ритма.

Новогодние игрушки

Моделировать игрушки  (из2-3 частей) для новогодней елки. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание  округлых форм,  соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание.

Я пеку, пеку, пеку…

Лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание,  защипывание края. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Бублики, баранки

Раскатывать цилиндры (колбаски) разной длины и толщины с замыканием в кольцо. Оформлять изделия ( посыпать маком, манкой, протыкать спичкой или пластиковой вилкой). Развивать глазомер и мелкую моторику.

Птички – синички на кормушке

Создавать выразительный образ знакомой птички, дополняя работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки). Создавать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем.

Баю – баю, засыпай

Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или животных в стилистике пеленашек: туловище – овод (яйцо), голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках.

Бабушкина корзина

Лепить отдельные изображения по замыслу (яблоки, печенье, орехи, пряники) и выкладывать их  на общую основу (корзинку). Развивать мелкую моторику.

Сосульки

Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы.

Букет цветов

Лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки.

Клоун

Лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук.

Мостик

Моделирование мостика из 3-4 бревнышек, подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создать композицию из ручейка и мостика.

Птички в гнездышке

Моделировать гнездышко: раскатать шар, сплющить в диск, вдавить, прищипать. Слепить птенчика по размеру гнездышка. Обыграть композицию (червячок в клюве). Воспитывать интерес к лепке.

Ути – ути

Лепить птиц в стилистике народной игрушки: раскатать шар или овод, оттянуть часть теста для головы, прищипнуть хвостик, вытянуть клювик. Воспитывать интерес к познанию природы.

Котенок – Васька

Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Развивать чувство пропорции.

Собачка – Жучка

Продолжать лепить домашних животных. Искать приемы для усиления выразительности образа: оттягивание, сплющивание, вытягивание. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе.

Филимоновские игрушки

Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассмотреть, обследовать, обыграть разные фигурки (петушок, курочка, медведь, лиса и др.). Лепить фигурки в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Список использованной литературы

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
  2. Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.
  3. Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.
  4. Н. В. Дубровская. Яркие ладошки. – С-Пб: «Детство-пресс», 2004
  5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
  6. Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
  7. Лыкова И. А. Лепим с мамой; азбука лепки; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  8.  Лыкова И. А. Лепим игрушки; мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009
  9. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе;

М:  издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР» 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (проект) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего возраста 2014- 2015 учебный год

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физи...

Рабочая программа для детей младшего возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Аистёнок»

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психич...

ПРОГРАММА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображени...

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмопластика» для детей младшего возраста по образовательной области«Художественно-эстетическое развитие».

Музыкально- ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Любая программа, основанная на движении под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же...

Рабочая программа Образовательной деятельности для детей младшего возраста группы №3 «Пчёлка Майя» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой ,Т.С.

Аннотация к рабочей программе младшей группы.Рабочая программа младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №3 «Со...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...