Рабочая учебная программа по ОО «Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)
рабочая программа (младшая группа) на тему

Кавун Ирина Егоровна

Рабочая учебная программа по  познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimetirovanie_v_i_ml_gr.docx53.14 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №109 комбинированного вида»

ПРИНЯТО                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом                                           Заведующий МБДОУ №109

протокол № 1                                                             _________  А.М.Пубжубас

от  29.08.2014 г.                                                         «____»___________20____г.

Рабочая учебная программа

по ОО «Познавательное развитие: развитие  познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста»

(для детей 2-3 лет)

Разработчик:

воспитатель младшей группы

Кавун Ирина Егоровна

МБДОУ №109

Сыктывкар 2015

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа (РУП) разработана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и методических рекомендаций к общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта к структуре дошкольного образования».

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей

               Цель программы:

Развитие  познавательно-исследовательской деятельности осуществляется путём решения следующих задач:

  • развитие познавательных интересов детей;
  • развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, причинах и следствиях и др.);
  • развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,

способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

Содержание психолого-педагогической работы

     Первичные представления об объектах окружающего мира.

Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина);

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагре- вается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности    растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Сенсорное развитие.

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.

Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры.

Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек, «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки.

Содержание раздела «Опытно-экспериментальная  деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» направлено на решение конкретных задач:

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен  наблюдать, экспериментировать.
  • Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия

     окружающих предметов и игрушек.

Содержание данной программы предполагает интеграцию таких образовательных областей:

ОО Социально-коммуникативное развитие:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности, воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

ОО Речевое развитие:

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;

формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению;

ОО Художественно-эстетическое развитие:

Музыкально-художественная деятельность

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

ОО Физическое развитие:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слы- шать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хва- тать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — ду- мать, запоминать.

Физическая культура. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспи- тателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными дви- жениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простей- шие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, клевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.)

20% содержания учебного материала РУП направленно на реализацию национально-регионального компонента.

Программа предназначена для обучения детей 2-3 лет, рассчитана на один год обучения по два занятия в  месяц, длительностью 8-10 минут. В течение года проводится 35 занятий. Обучение проходит в очной форме на русском языке.

Содержание данной программы предполагает интеграцию таких образовательных областей:

1.  ОО "Социально – коммуникативное развитие":

  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх, при пользовании спортивным инвентарем
  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
  • участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования

2.  ОО "Речевое развитие":

  • проговаривание действий и называние упражнений,
  • поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности,
  • обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой
  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок;
  • сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;

3. ОО "Познавательное развитие":

  • специальные упражнения на ориентировку в пространстве,
  • подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых),
  • просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни.

4. ОО "Художественно - эстетическое творчество"

  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения;
  • игры и упражнения под музыку, пение;

развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера

Формы работы:

  • Наблюдения
  • Опыты

При реализации программы рекомендуется использовать следующие методы и приёмы:

  • Постановка вопросов проблемного характера
  • Наблюдение
  • Дидактические игры
  • Рассказы сказки загадки
  • Опыт

Для реализации данной программы рекомендуется использовать учебно-методический комплект:

  • Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  • Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.
  • Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  • Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  • .Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  • Методические рекомендации к программе дошкольного образования «От рождения до школы»

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование интегрирующих тем  периода и тем НОД  

Кол-во часов

Формы совместной, самостоятельной деятельности

на НОД

в режиме

Самост.

1

Интегрирующая тема  « Детский сад»

2

+

+

_

Тема 1.

1

+

_

_

Тема 2.

1

+

+

_

2

Интегрирующая тема « Осень»

3

+

+

_

Тема 1

1

+

+

_

Тема 2.

1

+

+

_

Тема 3.

1

+

_

_

3

Интегрирующая тема  «Я в мире человек»

2

+

+

_

Тема 1.

1

+

_

_

Тема 2.

1

+

+

_

4

Интегрирующая тема «Мой дом»

3

+

+

_

Тема 1 .

1

+

_

_

Тема 2.

1

+

+

_

Тема 3.

1

+

_

_

5

Интегрирующая тема « Новый год»

6

+

+

_

Тема 1.

1

+

_

_

Тема 2.

1

+

+

_

Тема 3

1

+

_

_

Тема 4

1

+

+

_

Тема 5.

1

+

_

_

Тема 6.

1

+

+

_

6

Интегрирующая тема « Зима»

4

+

+

_

Тема 1.

1

+

+

_

Тема 2.

1

+

+

_

Тема 3

1

+

_

_

Тема 4

1

+

+

_

7

Интегрирующая тема «Мамин день»

5

+

+

_

Тема 1.

1

+

_

_

Тема 2.

1

+

+

_

Тема 3.

1

+

+

_

Тема 4

1

+

+

_

Тема 5.

1

+

_

_

9

Интегрирующая тема «Народная игрушка»

2

+

+

_

Тема 1.

1

+

+

_

Тема 2.

1

+

_

_

10

Интегрирующая тема « Весна»

4

+

+

_

Тема 1.

1

+

+

_

Тема 2.

1

+

_

_

Тема 3.

1

+

+

_

Тема 4.

1

+

_

_

11

Интегрирующая тема « Лето»

4

+

+

_

Тема 1.

1

+

_

_

Тема 2.

1

+

+

_

Тема 3.

1

+

+

_

Тема 4

1

+

_

_

Всего:

35

Содержание учебного материала


                                                                          Содержание учебного материала

Сроки

Тема

Интеграция ОО

Содержание

Методы и приемы

Материал

Тема «Детский сад»

Сентябрь

1 неделя

1.«Как играть с водой»

2.«Наливаем – выливаем»

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Вызвать интерес к данному объекту; способствовать расширению знаний детей о свойствах воды; развивать речь детей, активизировать словарь.

Словарь: жидкая, прозрачная, можно налить, перелить

Разнообразные емкости для воды (большие-маленькие, круглые-квадратные)

Тема «Осень»

Сентябрь

2 неделя

 Почему не получился пирожок?

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Ознакомиться со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики, песок мокрый – из него можно изготавливать куличики).

Материал: песок, вода, формочки.

                                                                                                                             Тема «Я в мире человек»

Октябрь

1 неделя

«Поиграй со мной, водичка»

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Дать представление о том, что некоторые предметы  могут держаться на воде; развивать интерес к игре с водой, обогащать словарь ребенка.

Словарь: кораблик, скорлупка, ветерок, волны.

Октябрь

2 неделя

Ветер

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Чтение худ.литературы

Социализация

Музыка

ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)

бумажные вертушки

                                                                                                                                Тема «Мой дом»

Ноябрь

1 неделя

Бантик из бумаги и ткани.

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Социализация

Ознакомление с некоторыми свойствами бумаги и ткани.

полоски бумаги, полоски ткани.

Тема «Новый год»

Ноябрь

2 неделя

Свойства снега.

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Ознакомить со свойствами снега (липкий, рассыпчатый).

снег

Декабрь

1 неделя

1.«Превращение воды в лед»

2.«Изготовление цветных льдинок»

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд Социализация

Продолжать знакомить детей со свойствами воды в твердом состоянии; развивать наблюдательность, память, усидчивость; воспитывать аккуратное обращение с цветной водой.

Словарь: бесцветная, прозрачная, застывает, становится цветной, украсим елку на участке.

Декабрь

2 неделя

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Музыка

.

Тема «Зима»

Январь

1 неделя

Познание

Чтение худ.литературы

Художественное творчество

Труд

Музыка

Январь

2 неделя

Познание

Социализация

Художественное творчество

Труд

Коммуникация

                                                                                                                         Тема «Мамин день»

Февраль

1 неделя

Посадка лука (долгосрочный опыт).

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

закрепление знаний о жизненно важных условиях произрастания растений ( влага, свет, тепло)

проросший лук, горшочки с землей, вода.

Февраль

2 неделя

«Куда спряталась водичка?»

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Чтение худ.литературы

Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать интерес, любознательность; воспитывать аккуратность в работе с водой.

Словарь: губка, впиталась, вытекает, мягкая, упругая, плавают, становятся тяжелыми, можно выжимать

Губка, тазик с водой, стакан.

Март

1 неделя

2. «Зачем нужна вода растениям?»

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Музыка

Дать представление о значении воды в жизни растений; развивать наблюдательность, любознательность, интерес; воспитывать бережное отношение к растительному миру; активизировать словарь ребенка.

Словарь: появляются почки, набухают, листочки, пьют воду.

Пение песенки «Я пеку, пеку, пеку…»

Обследование материала для лепки – тесто

Самостоятельная лепка «пряничков»

Анализ работ

Чаепитие с пряниками

Сосуд с водой, веточки тополя, березы.

Тема «Народная игрушка»

Март

2 неделя

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Чтение худ.литературы

Социализация

.

Рассказывание потешки «Ай, качи, качи, качи…»

Сюрпризный момент – приход матрешки (воспитателя) с баранками

Лепка бараночек

Обыгрывание – сервировка стола в кукольном уголке

Угощение детей баранками

Костюм матрешки

Баранки (настоящие)

Пластилин желтого цвета

Кукольные тарелочки для поделок

Доски

Салфетки

Тема «Весна»

Апрель

1 неделя

Бумажные кораблики.

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Чтение худ.литературы

ознакомление со свойствами бумаги

( намокает в воде, рвется).

Апрель

2 неделя

Почему по дорогам побежали ручьи?

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Чтение худ.литературы

ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду)

Тема «Лето»

Май

1 неделя

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Чтение худ.литературы

Май

2 неделя

Познание

Коммуникации

Художественное творчество

Труд

Чтение худ.литературы



Планируемые результаты освоения ООП ДО

К концу учебного года ребенок:

Критерии и методы оценки  уровня освоения содержания программы:

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности  и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

Рабочая учебная программа по развитию познавательной сферы у старших дошкольников

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и пам...

Рабочая программа Образовательной деятельности для детей младшего возраста группы №3 «Пчёлка Майя» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой ,Т.С.

Аннотация к рабочей программе младшей группы.Рабочая программа младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №3 «Со...

Конспект занятия по познавательному развитию и экспериментальной деятельности для детей младшей группы «Волшебница-вода»

       Возраст детей: 3-4 годаЦель: обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.Направление: познавательное.Задачи:Обучающие задачи: познакомить де...

Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "Конструктивно-модельная деятельность" для детей младшего возраста 2-3 лет.

Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "Конструктивно-модельная деятельность" для детей младшего возраста 2-3 лет. Пояснительная за...

Конспект занятия по познавательному развитию через исследовательскую деятельность для детей раннего возраста на тему: «Слепим куличики из песка».

Конспект занятия по познавательному развитию через исследовательскую деятельность для детей раннего возраста на тему: «Слепим куличики из песка»....