Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "Конструктивно-модельная деятельность" для детей младшего возраста 2-3 лет.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Варлакова Людмила Анатольевна

Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "Конструктивно-модельная деятельность" для детей младшего возраста 2-3 лет. Пояснительная записка. Актуальность. Цель. Задачи. Принципы работы. Программно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение. Способы конструирования. Методы и приемы. Формы работы. Диагностика. Тематическое планирование. Конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr-ma_konstr_2-3_g.docx93.97 КБ

Предварительный просмотр:

             Автономное учреждение Тюменской области

            «Региональный специализированный дом ребенка»

               

                          Рабочая программа                                                образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию  по разделу «Конструктивно-модельная деятельность» для детей младшего возраста 2-3 лет.

                                                                             Воспитатель:  Варлакова Л. А.

                                       

                                           г. Тюмень

                                             2022 г

Конструктивно – модельная деятельность из строительного материала как эффективное средство для развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста.

                                  Пояснительная записка

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и конструируя, строят из них что-либо новое. В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину, строение и пр. У него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.

 Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».

Также в процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

         Конструирование помогает развитию глазомера и способности оценить пространственные соотношения (построить небольшую кровать для маленькой куколки, большую кроватку — для крупной игрушки). Воспитатель учит малышей использовать построенное в дальнейшей игре, развивает фантазию детей. Например, дорожка из пластинок может быть тропинкой через лес, автомобильной дорогой  и т. д.

       Необходимость написания рабочей программы обусловлено созданием системы работы по развитию умственной деятельности детей, обогащению их сенсорного опыта, развитию мелкой моторики пальцев рук.

     В течение года в планировании возможны незначительные изменения и дополнения.

   Возраст детей, участвующих в реализации программы от 2 года до 3 лет.

                                           

                                           Актуальность.   

Активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность. Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Процесс конструирования превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей. Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать.  Занятия воспитывают усидчивость, трудолюбие и терпение.

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование — прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).

Конструирование  способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями.

   Благодаря конструированию быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма в школе.

Цель: создание условий развития личности ребенка, открывающих возможность для его позитивной социализации, всестороннего развития.  

Задачи:

Образовательная:

- знакомить с более сложными  способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг к другу, «обстраивать» самого себя и предмет);

- учить самостоятельно использовать постройки в игре;

- обогащать пассивный и активный словарь детей.

Развивающая:

- развивать мышление, воображение, речь;

- развивать  мелкую моторику.

Воспитательная:

- воспитывать умение слушать и понимать инструкцию взрослого;

- воспитывать умение играть рядом или в коллективе, не мешая друг другу.

Принципы:

- личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);

- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

-  сотрудничества;

-  систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

-  «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Программно-методическое обеспечение:

- наличие методической литературы;

- разработка собственных методических пособий, дидактического и раздаточного материала;

- обобщение и распространение собственного опыта работы.

Материально-техническое обеспечение:

- строительные наборы и конструкторы

- для обыгрывания конструкций - игрушки (животные, машинки и др.)

- демонстрационный материал (наглядные пособия, цветные иллюстрации, фотографии, схемы, образцы, необходимая литература)

- техническая оснащенность (магнитофон, фотоаппарат, флэш носители, ноутбук.

Способы конструирования:  прикладывание, накладывание, приставление.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

                                  Формы работы с детьми:

- организованная образовательная деятельность (игра-занятие).

- совместная деятельность воспитателя с детьми (сооружение построек совместно с детьми для последующего обыгрывания).

- самостоятельная деятельность (сооружение построек детьми для последующего использования в играх).

                                             Диагностика.

Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь - май) в форме наблюдения, создания ситуаций, бесед, экспертных оценок. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Программа работы  рассчитана на один год обучения с сентября по август. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность. Программой предусматривается годовая нагрузка 48 часов. Проводится 1 занятие в неделю четыре раза в месяц. 

К  концу года дети могут  знать и уметь:

- названия строительных деталей (кубик, кирпичики, пластина, призма - крыша, цилиндр - столбик).

Уметь:

 - сооружать элементарные постройки по образцу (башни, домики, забор, ворота, горки и лесенки, мебель, транспорт);

- различать основные формы деталей строительного материала (кубик, кирпичики, призма - крыша, цилиндр - столбик);

- накладывать кубик на кубик ,кирпичик на кирпичик, кубик на кирпичик, призму на кубик, кирпичик);

- класть кирпичик на широкую и узкую стороны;

- подбирать строительный материал с учетом величины игрушки;

- пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей, большие машинки для больших гаражей).

Иметь представление:

 о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в конструировании.

Диагностическая карта  развития детей при формировании конструкторских умений в раннем возрасте

Ф.И ребёнка

№1

№2

№3

Всего

Уровень

Диагностический материал:

Задание № 1. «Построение башни из разных деталей самостоятельно»

Задание № 2. «Назвать все формы деталей»

Задание № 3. «Построение дорожки для машинки соответствующего размера»

3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает  на вопросы.

2 балла - ребёнок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребёнок не справился с заданием.

Уровни:                                                        

Низкий – 1 балл

 Средний – 2 балла

Высокий – 3 балла

Содержание конструирования для детей раннего возраста от 2 до 3 лет.

      Дети третьего года жизни становятся физически значительно крепче, выносливее, способными к более продолжительным занятиям с большей умственной нагрузкой, так как в их психической деятельности происходят существенные изменения.

      К трем годам они уже могут назвать, что будут строить, и способны к большей самостоятельности, могут выполнять те или иные действия без помощи взрослых, изменяя ход знакомых событий, выражая этим свое отношение к ним.

Программа конструктивной деятельности предусматривает и в этой группе только конструирование из строительного материала. У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из тех же деталей строительного набора, что и в предыдущей группе: кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трехгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола (стоит, лежит, расположен короткой или длинной стороной к ребенку, понимать, что устойчивость зависит от положения (наиболее устойчивы кирпичики и пластины, когда лежат на широкой стороне).

Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик, понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом: размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд, накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка, замыкает пространство (загородка, забор, домик, делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами: кроватку можно сделать из двух кубиков и двух кирпичиков или из трех кирпичиков (больших и маленьких для большой и маленькой кукол, домик строят из кубика и трехгранной призмы или из трех кирпичиков и призмы, в таком домике уже может поселиться матрешка). Постройки детей могут отличаться по цвету. Такой подход развивает у ребенка умение легко находить нужные детали для самостоятельной работы. Необходимо добиваться точности в работе детей: если кубики (кирпичики) укладываются по горизонтали или по вертикали, то делать это нужно ровно, чтобы, например, сторона одного кубика укладывалась на стороне другого, а не выступала над ней, и т. д. Конечно, ребенок не сразу овладеет этим, но важно, чтобы он стремился к этому, проверял, как получается, исправлял. Это необходимо и для развития координации движений пальцев, кисти руки. Причем воспитателю следует иногда предложить малышу самому проверить пальчиками, как уложены детали, и порадоваться вместе с ребенком его успеху, поощрить за то, что постарался выполнить работу хорошо.

Воспитатель учит детей находить сходство между постройками из игрового строительного материала и знакомыми окружающими предметами.

Постройки, с помощью которых дети обучаются способам конструирования, не должны быть сложными. Важно, чтобы дети стремились выполнить их тщательно, запоминали и применяли правильные приемы конструирования и затем могли использовать их в своих играх.

Желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики - в красные, кирпичики - в желтые и т. д.). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке (стены домика желтые, крыша зеленая; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.).

На занятиях нужно использовать образные игрушки, соразмерные с набором строительного материала, вызывать у детей желание поиграть с постройкой. Воспитатель должен показать, как это делать (по лесенке кукла высоко взбирается, потом спускается, идет играть с подружкой и т. д., чтобы занятие доставляло радость детям, раскрывало назначение построек, убеждало их в том, что с постройками можно интересно играть. Сюжет игры ребятам можно подсказать. Воспитатель первым начинает игру, а потом включает в нее детей, рассуждает с ними по поводу того, что еще надо построить, как играть. В играх и на занятиях следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки (во время укладывания куклы на построенную кроватку спеть песенку «Баю-баю».

     Детей 2-3 лет следует поощрять их желание играть и строить вместе, воспитатель должен ненавязчиво помогать им в этом.

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают  материал в коробки.

                                Тематическое планирование

Месяц

недели

тема

Программное содержание

материал

сентябрь

1-2

диагностика

3-4

«Дорожки длинные и короткие»

Развивать умение детей строить дорожки разной длины.

Формировать у детей представления о протяжённости предметов путём построения дорожек разной длины.

5-6 кирпичиков , машинки для обыгрывания.

октябрь

1-2

«Разные дорожки для машин»

 закреплять умение детей строить дорожки из кирпичиков разными способами, закреплять умение различать постройки и игрушки по цвету, играть с постройками; развивать речевую активность.

5-6 кирпичиков , машинки.

3-4

«Скамейка»

формировать умение детей строить перекрытия, закреплять умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по цветам; — развивать словарь детей за счет слов: узкая, широкая, скамейка.

кирпичики 2 контрастных цветов, игрушки зайчики для обыгрывания.

ноябрь

1-2

«Разные заборы»

формировать умение детей строить заборчики высокие и низкие, устанавливая кирпичики в ряд, закреплять умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по цветам, закреплять знания основных цветов; — развивать словарь детей за счет слов: один, много, забор, петух, курица.

кирпичики разного цвета и мелкие игрушки

3-4

«Башенки»

Продолжать закреплять у детей умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту. Учить строить башни разной высоты, находить призму соответственно цвету башенки. Развивать речевую активность.

Набор кубиков двух цветов), призмы разных цветов.

декабрь

1-2

«Ворота высокие и низкие»

продолжать формировать умение детей строить перекрытия, закреплять умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по цветам; — развивать словарь детей за счет слов: высокие, низкие воротца

кирпичики 2 контрастных цветов, высокие и низкие машинки для обыгрывания.

3-4

«Домик»

продолжать формировать умение детей строить перекрытия, закреплять умение детей различать детали и называть их, закреплять знания основных цветов, умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по цветам; — развивать речевую активность.

кирпичики, призмы разных цветов и мелкие игрушки.

январь

1-2

«Забор»

Развивать умение детей строить заборчики по образцу.

Учить детей располагать кирпичики по периметру четырёхугольника.

Учить детей устанавливать кирпичики вертикально, соблюдая между ними расстояние.

кирпичики одного  цвета и мелкие игрушки.

3-4

«Горки»

 формировать умение детей строить горку, используя приём накладывания однородных деталей друг на друга (лесенка) и приставляя к ним призму (скат горки), закреплять умение детей различать детали и называть их, закреплять знания основных цветов;  развивать речь за счет слов лестница, ступеньки, вверх, вниз, кукла, идет, скат.

кубики определённого цвета, маленькие куколки.

февраль

1-2

«Загородки для зоопарка»

Учить строить загородку, чередуя кубики и кирпичики по цвету.

Совершенствовать конструктивные умения.

кирпичики разного цвета и мелкие игрушки.

3-4

«Транспорт»

 закреплять умение детей строить разными способами, умение различать детали и называть их, закреплять знания основных цветов, побуждать детей сравнивать постройки, замечать их различия

набор кубиков, кирпичиков, игрушки для обыгрывания.

март

1-2

«Домик с забором»

закреплять умение детей строить перекрытия, с помощью дополнительных деталей строить дверь в домике, закреплять умение детей различать детали и называть их, закреплять знания основных цветов, умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по местам.

кирпичики, призмы разных цветов и мелкие игрушки.

3-4

«Мебель»

Сооружение предметов мебели из кубиков и кирпичиков. Накладывание кирпичика на кубик. Выполнение постройки по образцу. Подбор строительного материала по величине игрушки.

строительные наборы, мелкие игрушки для обыгрывания построек.

апрель

1-2

«Лестница»

формировать умение детей строить лесенку, используя приём накладывания однородных деталей друг на друга, закреплять умение детей различать детали и называть их, закреплять знания основных цветов;  развивать речь за счет слов лестница, ступеньки, вверх, вниз, кукла, идет.

кубики определённого цвета, мелкие игрушки.

3-4

«Разные машинки»

продолжать формировать умение детей строить разными способами, закреплять умение различать детали и называть их, закреплять знания основных цветов, побуждать детей сравнивать постройки, замечать их различия.

набор кубиков, кирпичиков и пластин, игрушки – автобус. грузовик, легковая машина для рассматривания, матрёшки для обыгрывания

май

1-2

«Мостик для матрешки»

Развивать желание строить мостик по образцу.

Расширять опыт конструирования мостиков из строительного материала.

.

строительные наборы, мелкие игрушки для обыгрывания построек.

3-4

«Дом с мебелью»

закреплять умение детей строить мебель, используя знакомые способы, закреплять умение детей различать детали и называть их, закреплять знания основных цветов, умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по местам;  развивать речевую активность

строительные наборы, мелкие игрушки для обыгрывания построек.

месяц

недели

тема

Программное содержание

материал

июнь

1-2

«Башенки с заборчиком» - обобщающее занятие.

Закрепить у детей умение накладывать детали друг на друга в высоту, устанавливать детали в ряд, комбинируя их положение и чередуя по цвету. Формировать речевое общение. Активизировать словарь: «один- много». Научить произносить звукоподражания: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав» и др. Научить строить по словесной инструкции, играть с постройками. Научить бирать детали на свои места.

Строительный набор, игрушки: петушок, собачка.

3-4

«Дорожки, ведущие к башенкам» - обобщающее занятие.

Закрепить умения  детей строить  дорожки из кирпичиков и пластин, приставляя их друг к другу разными гранями. Научить строить по словесной инструкции. Научить играть с постройками. Научить произносить звукоподражание «би-би-би».

Строительный набор, игрушка машинка.

июль

1-2

«Скамейка узкая и широкая» - обобщающее занятие.

Закрепить умения  детей делать перекрытия. Активизировать словарь: «узкая-широкая, «скамейка». Научить играть с постройкой. Научить разбирать постройки, складывать детали на места.

Строительный набор, мелкие игрушки: кукла, матрешка.

3-4

«Широкая лестница» - обобщающее занятие.

Закрепить умения детей накладывать однородные детали  друг на друга. Научить различать цвета и называть красные кубики и синие. Научить понимать слова и выражения, побуждать произносить: «лестница, ступеньки, вверх, вниз». Научить играть с постройкой. Научить убирать детали в коробку.

Кирпичики красного и синего цвета. Игрушки зайчики.

август

1-2

«Горка» - обобщающее занятие.

Закрепить знания и умения малышей строить горку самостоятельно или по образцу и инструкции взрослого. Учить играть с постройками. Научить убирать строительный набор после игры.

Строительный набор, куколка.

3-4

«Горка с лесенкой и длинным скатом» - обобщающее занятие.

Закрепить знания и умения  детей приставлять пластину к горке, чтобы получился длинный скат. Научить детей строить постройки самостоятельно.

Строительный набор, игрушки зайчики.

                                     

                                      Сентябрь.

                                      3-4 недели.

Конспект занятия по теме: «Дорожки длинные и короткие».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Развивать умение детей строить дорожки разной длины.
  2. Формировать у детей представления о протяжённости предметов путём построения дорожек разной длины.

Словарная работа: кирпичик.

Материал: кирпичики, машинки для обыгрывания.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Машина
Заведу мою машину
(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)
Би-би-би, налью бензину.
(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)
Крепко-крепко руль держу
(имитировать движения водителя)
На педаль ногою жму.
(топать правой ногой)

Воспитатель вспоминает с детьми как они наблюдали за движением машин на дороге и предлагает построить дорогу для машинок. У воспитателя на столе построена узкая дорожка. Детям предлагают посмотреть на нее и построить такую же.  В процессе конструирования воспитатель обращается к малышам с вопросами: - «Что ты делаешь?»,  -«Зачем строишь?»

Когда дорожка будет построена, воспитатель предлагает взять машинку и поиграть.

Машина, машина,

Ты нас покатай,

Машина, машина.

Быстрей поезжай!

Би-би-би!

Затем воспитатель предлагает построить дорожку еще длиннее. Ребенок пытается самостоятельно построить длинную дорожку и так же ее обыграть.

                                           

                                               Октябрь.

                                             1-2 недели.

Конспект занятия по теме: «Разные дорожки для машин».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Закреплять умение детей строить дорожки из кирпичиков разными способами.
  2. Закреплять умение различать постройки и игрушки по цвету.
  3. Учить играть с постройками.
  4. Развивать речевую активность.

Словарная работа: кирпичик.

Материал:  кирпичики, машинки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Велосипед
У него два колеса
(показываем два колеса)
И седло на раме,
(кулачок сверху накрываем ладонью)
Две педали есть внизу
(хлопаем ладошками по воздуху)
Крутят их ногами.
(топаем ножками)

Воспитатель: - На прошлом занятии мы с вами строили длинные и короткие дорожки. Давайте вспомним как их строить.

 (Строят узкие дорожки, при этом вспоминают цвета.)

- Посмотрите на эту дорожку. Она узкая.

- А сегодня мы с вами построим широкие дорожки. Вот как их строить.

(Воспитатель показывает способ построения широкой дорожки, приставляя кирпичики друг к другу узкой длинной гранью, называя при этом цвета.)

(Постройка обыгрывается.)

Машина, машина,

Ты нас покатай,

Машина, машина.

Быстрей поезжай!

Би-би-би!

                                    3-4 недели.

Конспект занятия по теме: «Скамейка».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Формировать умение детей строить перекрытия.
  2. Закреплять умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по цветам.
  3. Развивать словарь детей за счет слов: узкая, широкая, скамейка.

Словарная работа: скамейка.

Материал: кирпичики 2 контрастных цветов, игрушки зайчики для обыгрывания.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Пальчиковая игра:   «Осенние листья» 

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья берёзы,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Воспитатель обращает внимание детей на скамейку в раздевалке. -Для чего эта скамейка? -Когда мы пользуемся этой скамейкой? -Какая это скамейка? -Какого цвета?

- К нам в гости прискакал зайка. Он долго бежал к нам и устал.

Зайчик по лесу прыг-скок,

Спрятался он за кусток.

Сидит зайка под кустом,

 Куст для зайца — это дом.

Воспитатель предлагает построить скамеечку для зайчика.

Воспитатель: - До занятия я построила вот такую скамеечку. Давайте ее рассмотрим: какого она цвета? Узкая или широкая? Из каких деталей сделана?

Затем ребенок самостоятельно строит скамеечку.

 Во время построения воспитатель обращает внимания как он ставит кирпичики, какой стороной. Обращает внимание на цвет деталей.

После завершения постройки ребенок играет с зайчиком…

Зайчик попрыгал «прыг-скок», «прыг-скок». Устал. Сел на скамеечку, отдохнул.

После игры прибираем строительный материал на свои места.

                                     

 

                                            Ноябрь

                                        1-2 недели.

Конспект занятия по теме: «Разные заборы».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Формировать умение детей строить заборчики высокие и низкие, устанавливая кирпичики в ряд.
  2. Закреплять умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по цветам.
  3. 3акреплять знания основных цветов.

Словарная работа: заборчик.

Материал:  кирпичики разного цвета и мелкие игрушки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

«Осень»

Осень, осень, непогода, (сжимать и разжимать кулачки)

Листья по ветру летят, (круговые движения кистями)

Лужи прямо у порога, (показывать руками вперед)

Мокнут ножки у ребят. (потопать ножками).

У воспитателя заранее из кирпичиков построен заборчик.

Защитить от вора рада
Деревянная ограда,
К Вам во двор не влезет вор,
Если есть у Вас (ЗАБОР).

После его рассматривания детям предлагается его воспроизвести. После чего воспитатель дает малышам возможность выбрать по желанию игрушку и поиграть.

                                        (Проводится игра.)

Дети прячут своих животных за заборчиком. Воспитатель спрашивает: «Где же собачка?»

Что мне делать? Ой-ёй-ёй!

 Потерялся пёсик мой.

Написал я объявление,

Только пёс мой, к сожалению,

Даже слова не прочтёт…

Как же он меня найдёт?

Ребенок показывает собачку и говорит: «Ав-ав.»

Затем воспитатель спрашивает у детей «Сколько кирпичиков у заборчика?» Дети отвечают: «Много». (Покажи один кирпичик. Покажи много кирпичиков. Кто спрятался за этим забором? Какого цвета этот кирпичик? И т.д.)

Затем детям предлагается построить заборчик из кубиков.

-Какой получился заборчик? (низкий, высокий)

-Какого цвета заборчик?

-Из каких деталей построен заборчик? (кубик, кирпичик)

                                              3-4 недели.

Конспект занятия на тему: «Башенки».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Продолжать закреплять у детей умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту.
  2. Учить строить башни разной высоты, находить призму соответственно цвету башенки.
  3. Развивать речевую активность.

Словарная работа: призма.

Материал: Набор кубиков двух цветов, призмы разных цветов.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять – (затем сгибают пальцы в том же порядке)

В домик спрятались опять. (сжимают пальцы в кулачок)

Этот пальчик хочет спать, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – ура! (разжимают кулачок)

В детский сад идти пора!

Воспитатель  предлагает малышам построить башню из кубиков одного цвета. Крышу сделать из призмы такого же цвета. Постройку обыграть. Воспитатель берет матрешку и от ее лица спрашивает у детей: «Покажи один кубик. Покажи много кубиков. Дай матрешке один кубик. Дай матрешке призму-крышу и  т.д.

Затем воспитатель предлагает малышам построить башню из других частей строительного набора и другого цвета.

Если ребенок не устал, воспитатель предлагает построить башню из любых частей строительного набора. Потом спрашивает из каких частей построена башня и какого она цвета?

Матрешка пестрая, красивая, забавная
Со всех сторон нарядная.
В косу волосы убраны
У русской красавицы,
И она всем нравится.

                                       

     

                                         

                                           Декабрь.

                                         1-2  недели.

Конспект занятия по теме: «Ворота низкие и высокие».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Продолжать формировать умение детей строить перекрытия.
  2. Закреплять умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по местам.
  3. Развивать словарь детей за счет слов: высокие, низкие ворота.

Словарная работа: высокие, низкие ворота.

Материал: кирпичики двух цветов, высокие и низкие машинки для обыгрывания.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Дом и ворота

На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук делают "крышу".)

 Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди.)

 Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются.)

 В этот домик приглашаем. (Показываем крышу.)

Воспитатель заранее строит образец ворот низких и высоких. Рассматривают их вместе с детьми. Подробно анализируют образцы.  Воспитатель показывает  как проезжают машинки в эти ворота.

Легковой автомобиль
По дороге мчится.
А за ним густая пыль
Тучею клубится.

(Низкие ворота строят из двух кирпичиков, стоящих на узкой длинной грани, а высокие из двух кирпичиков, стоящих на узкой короткой грани, на которых сверху лежат две пластины.) Ворота могут быть украшены призмами. Воспитатель дает малышам две машинки: маленькую и большую. Рассматривают их, затем играют с ними.

Легковой автомобиль
По дороге мчится.
А за ним густая пыль
Тучею клубится.

                                              3-4 недели.

Конспект занятия по теме: «Домик».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Продолжать формировать умение детей строить перекрытия.
  2. Закреплять умение детей различать детали и называть их.
  3. Закреплять знания основных цветов.
  4. Умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по местам.
  5. Развивать речевую активность.

Словарная работа: перекрытие.

Материал:  строительный набор разных цветов и мелкие игрушки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Дом.

 Мы построим новый дом, (делаем крышу руками над головой).

Дружно в доме заживём. (Одна рука пожимает другую)

В нашем домике – окошко. (Большие пальцы соединяем друг с другом, и остальные пальцы тоже соединяем друг с другом).

Загляни туда, немножко! (Заглядываем в «окошко»).

Воспитатель до занятия строит домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков, стоящих по два с левой и правой стороны, соединенных узкими длинными гранями. Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмами.

Воспитатель проводит его анализ. Затем предлагает малышам самостоятельно построить такой же домик. В случае затруднения  показывает приемы конструирования.  «С чего нужно начать строить дом?  - Что теперь надо построить?  - Что осталось построить?  и  т.д.  После построения домика воспитатель предлагает игрушки для обыгрывания постройки (кукла, машинка, собачка и др.)

Н-р: - «Куколка  приехала в гости  к котику.» Рассматривает дом котика и говорит: «Здравствуй, котик!»  Котик ей отвечает: «Здравствуй, Маша!» и т.д.  После игры герои прощаются и говорят друг другу «До свидания!»

У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя.

Из ворот выходит кот
Сладко песенку поёт:
- Я доволен, я не хмур,
Солнце встало, мур-мур-мур!

                                                       

                                                Январь.

                                             1-2 недели.

Конспект занятия по теме: «Забор».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Развивать умение детей строить заборчики по образцу.
  2. Учить детей располагать кирпичики по периметру четырёхугольника.
  3. Учить детей устанавливать кирпичики вертикально, соблюдая между ними расстояние.

Словарная работа: забор, кирпичик.

Материал: кирпичики одного  цвета и мелкие игрушки: собака, кошка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Солнышко встало!

Утро настало!

Здравствуй, солнышко – колоколнышко!

У воспитателя заранее построен заборчик. После его рассмотрения ребенку предлагается его воспроизвести. После чего воспитатель дает малышу выбрать по желанию игрушку и поиграть.

Художественное слово:

К нам пришла собачка,

Умная собачка

С детками играет,

Очень громко лает

Ав-ав-ав!

Я смотрю сейчас в окошко,

На забор залезла кошка,

Рядом с ней сидит синица,

Не боится кошку птица!  

Проводится игра. Ребенок прячет своего животного за заборчиком. Воспитатель спрашивает «Где же собачка?» Ребенок показывает игрушку и произносит звукоподражание «Ав-ав» и др. Потом меняются игрушками и продолжают играть.  Затем воспитатель спрашивает: « Какого цвета забор?» В конце игры обращает внимание ребенка как аккуратно и ровно построен у него забор. Воспитатель обращается к ребенку и просит показать один кирпичик, много кирпичиков. После занятия просит ребенка убрать строительный материал по местам.

                                     3-4 недели.

Конспект занятия по теме: «Горки».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. формировать умение детей строить горку, используя приём накладывания однородных деталей друг на друга (лесенка) и приставляя к ним призму (скат горки).
  2.  закреплять умение детей различать детали и называть их.
  3.  закреплять знания основных цветов;  
  4. развивать речь за счет слов: лестница, ступеньки, вверх, вниз, кукла, скат.

Словарная работа:  горка, ступеньки, лестница, скат.

Материал: кубики определённого цвета, призма, маленькие куколки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Солнышко встало!

Утро настало!

Здравствуй, солнышко – колоколнышко!

Воспитатель показывает ребенку заранее построенную им горку. Ребенок рассматривает ее (где ступеньки, где скат, из каких деталей построена). Воспитатель показывает способ построения: ставит кубик, на него второй кубик, рядом ставит третий (ступенька), приставляет спереди трехгранную большую призму (спуск). Берет куклу. Показывает, как она движется: идет по ступенькам, спускается с горки.

Мы на горке покатались.

Но еще не наигрались.

Строим горку мы теперь

Из пластин и кирпичей.

Теперь ребенок сам строит горку. Воспитатель, по необходимости, помогает. Затем играют, катают куклу с горки.

Громыхала громко горка,
И кричал "Урааа!" Егорка,
И кричал "Урааа!" Денис,
Улетая быстро вниз.

После занятия ребенок сам раскладывает и убирает строительный материал по местам.

        

                           

                             

                                       Февраль

                                      1-2 недели.

Конспект занятия по теме: «Загородки для зоопарка».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

1. Учить строить загородку, чередуя кубики и кирпичики по цвету.

        2. Совершенствовать конструктивные умения.

Словарная работа: загородки, зоопарк.

 Материал: кирпичики разного цвета и мелкие игрушки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

 

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем                                                                                другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что такое зоопарк. Вспоминают мультфильмы про зоопарк, как они читали книги про зверей в зоопарке и предлагает детям поиграть в зоопарк, построить клетки или загородки для каждого животного.

Воспитатель: - На прошлом занятии мы с вами строили заборчик. Так вот и загородки для животных мы будем строить подобным образом. Там будут гулять животные.

Воспитатель показывает, как строить загородки. (можно строить загородки отдельные друг от друга, можно общие, разделенные между собой стеной).

Дети начинают строить самостоятельно. При необходимости воспитатель помогает им. Затем обыгрывают свои постройки.

Воспитатель: - В этой загородке будет жить собака….

Во дворе снежок летает.
На кого щенок наш лает?
На снежинки, что летают
И его не замечают!

 Зайка

Зайка под кустом дрожит,

Думал волк за ним бежит,

Испугала зайку ветка -

Здесь орехи грызла белка

Заяц косой

Умылся росой

Съел земляничку,

Из лужи водичку

Попил, полежал,

Гулять побежал.

Кошка

Я смотрю сейчас в окошко,

На забор залезла кошка,

Рядом с ней сидит синица,

Не боится кошку птица!  

Медведь

Долго спал медведь в берлоге,

Снег растаял на пороге,

Отлежал свои бока,

Стала шуба велика!

Косолапый бурый мишка
Мастерит себе домишко.
Ветки, сучья собирает,
Носит в кучу, как играет.
Все скорее на подмогу
Строить мишеньке берлогу.
Очень теплое домишко,
До весны заснет в нем мишка.

Утка крякает: "Кря,кря,

Я на пруд иду не зря,

Буду плавать и нырять,

На воде люблю гулять!"

                                             3-4 недели.

Конспект занятия по теме: «Транспорт».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Поупражнять детей в элементарных способах конструирования: приставлять детали и накладывать их друг на друга.
  2. Научить различать детали, называть их.
  3. Развивать желание детей конструировать, способствовать речевой активности.
  4. Научить разбирать постройки и складывать детали в коробки.

Словарная работа:  пластина.

Материал: набор кубиков, кирпичиков и пластин. Игрушки: автобус, машина, грузовик, матрешка, куколка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

 

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем                                                                                другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

Перед занятием воспитатель строит образцы построек. На столе стоят игрушки: машинка, грузовик, автобус.

Я сегодня рулевой,
У меня машинок рой.
По паласу их катаю —
В гости маму зазываю.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поиграем в машинки, вот такие и показывает машинки, которые стоят у него на столе. Вот картинки с такими же машинками. Посмотрите! (Рассматривают картинки автобуса, легкового автомобиля и грузовика). Но прежде чем с ними поиграть, мы их построим. Посмотрите на образцы.  (Воспитатель строит машинки и объясняет ход действия).

Воспитатель берет кубик . – Вот это маленькая машинка – легковая. Воспитатель берет кирпичик. –Вот это побольше машинка. Большая легковая.

Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.

Теперь на пластину кладет кубик и приставляет к нему на узкую, короткую грань-кирпичик – грузовик;

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.

Накладывает на пластину несколько кубиков вплотную – автобус.

Весь день — домой и на работу
Возить людей его забота!
Точно, вовремя и ловко
Подъезжаю к остановке.
Все вошли, закрылась дверь, —
Пассажиры вы теперь.
Всё! Приехали! Ура!
Выходите, вам пора!
Пассажирка юных лет,
Предъявите ваш билет!

В конце занятия дети играют с машинками и игрушками. Возят куклу и матрешку на машинках.

Среди моих игрушек
И кукол современных
Матрешки все ж в почете
Скажу вам без сомненья.
Матрешки тоже куклы
У них свои наряды.
Вот только их не снимешь
Не поменять ей платье.
На голове платочки
Есть красные и синие.
Ей не расчешешь волосы
Хотя видны косички.

Смастерил я грузовик

Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!

                                         Март.

                                    1-2 недели.

Конспект занятия по теме: «Домик с забором».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Закреплять умение детей строить перекрытия, с помощью дополнительных деталей строить дверь в домике.
  2. Закреплять умение детей различать детали и называть их.
  3. Закреплять знания основных цветов.
  4. Продолжать развивать умение обыгрывать постройку, затем её разбирать, раскладывая детали по местам.

Словарная работа: перекрытия.

 Материал: кубики, кирпичики, призмы разных цветов и мелкие игрушки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

 Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

Можно предложить детям построить домик с дверью и заборчиком.

Малыши самостоятельно строят домики, как на прошлом занятии. Когда домики будут готовы, воспитатель предлагает детям подумать и догадаться. Как можно построить у домика дверь. Поощряются разные варианты. (В случае затруднения, воспитатель помогает малышу.) После чего воспитатель просит построить к домику заборчик. Дети строят разные заборы, какие хотят. Затем обыгрывают эти постройки.

Мой дом

Посмотрите: это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома – голубой.

Заходите смело в дом!

- Приглашаете? Войдем!

Мишка, попляши!
Мишка, мишка, не рычи!
Лучше с куклой попляши —
Два хлопка и три притопа.
Только громко ты не топай.

Любимый зайчик
Зайчик мой пушистый,
Я тебя люблю!
У тебя за ушком
Нежно почешу,
Лапочки поглажу,
Хвостик подержу,
Сладкою морковкой
Тебя я накормлю.

Кукла Даша
Кукла Даша заболела —
У окна вчера сидела.
Шапочку надеть забыла —
Кашель, насморк подхватила.

                                3 – 4 недели

Конспект занятия по теме: «Мебель».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Учить детей строить мебель по памяти, самостоятельно отбирать детали.
  2. Формировать речевое общение.
  3. Учить различать цвет и форму деталей.
  4. Учить разбирать постройки и складывать детали по местам.

Словарная работа: кубик, кирпичик, пластина, призма.

 Материал: строительный набор из разного цвета, игрушка матрешка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

 Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

Воспитатель предлагает малышам построить разную мебель для матрешки. Предлагает малышам подумать и ,если ребенок затрудняется, помогает ему в этом. Воспитатель: - Угадайте, что я сейчас построю?

Воспитатель строит кресло, спрашивает из каких деталей построено кресло и предлагает построить такое же. Затем строит диванчик, кроватку и другую мебель. Дети по образцу строят мебель. В конце занятия дети обыгрывают постройки.

Стул
Стул на четырех ногах стоит.
Всем: «Присели»! - говорит.-
"А теперь все дружно встали
И немножко поплясали".

             Кровать
Вот кровать на ней лежат
Отдыхают, ночью спят.
Утром мы застелем гладко,
Чтобы было все в порядке.
И пойдем во двор гулять
Веселиться и играть.

              Шкаф
Створки шкафа я открыла
Вещи в том шкафу висят.
Платья, кофточки и брюки.
Выбирай себе наряд.
Для себя я выбираю,
 То, что мне всего милей
И, конечно, примеряю,
В зеркало смотрюсь скорей.

Мебель.
Вот стол – мы за ним едим.
Вот стулья мы на них сидим.
Диван для отдыха, а кресло
Для моего дедули место.

                                                         

                                        Апрель.

                                     1-2  недели.

Конспект занятия по теме: «Лестница».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Учит приему накладывания однородных деталей друг на друга.
  2. Учить цвета: красный, синий.
  3. Учить убирать после занятия детали в коробки, прибирать игрушки на свои места.

Словарная работа:  лестница, ступеньки.

Материал: кубики красного и синего цвета по 6 штук каждого.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ТРАНСПОРТ.
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.

Воспитатель вспоминает с детьми по каким лестницам они ходили в детском доме, показывает картинку с лестницей из книжки. Обращает внимание на то, что лестница состоит из ступенек, что лестницы бывают разные. Например при входе в группу лестница широкая и на ней мало ступенек, а идя на второй этаж лестница узкая и длинная, на ней много ступенек.

Затем воспитатель с детьми рассматривает образец постройки готовой лестницы, выделяет детали, обращает внимание на то, что нужно много кубиков, чтобы построить лестницу, у которой много ступенек.

Затем показывает как строить лестницу.

Воспитатель: - Чтобы построить лестницу, нужно взять сначала один кубик и поставить перед собой. Теперь надо взять еще один кубик и поставить его рядом с этим кубиком.  Потом еще один и поставить на этот кубик.  Вот получились две ступеньки. Чтобы построить еще одну ступеньку , нужно еще поставить кубики один на один. Вот как много ступенек получилось у лестницы.

После показа дети сами строят лестницы. При затруднении воспитатель помогает детям построить лестницу.

После того как дети построят лестницы, воспитатель предлагает поиграть с ними.

Воспитатель: - Сегодня в гости к нам пришла куколка Маша.

 У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя.

 Она хочет с вами поиграть, побегать по лестнице. Малыши водят куколку вверх, вниз по ступенькам.  При этом проговаривать слова «куколка пошла вверх, вниз по ступенькам».

После занятия проводится анализ детских построек. Лестница ровная, высокая, большая и т.д.

                              3-4 недели

Конспект занятия по теме: «Разные машинки».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Учить способам конструирования:  приставлять детали и накладывать их друг на друга.
  2. Учить различать детали, называть их.
  3. Развивать у детей желание конструировать .
  4. Способствовать речевой активности.
  5. Учить разбирать постройки и складывать детали на места.

Словарная работа: кубик, кирпичик, пластина.

Материал: строительный набор из разного цвета, игрушка матрешка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ТРАНСПОРТ.
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.

Занятие можно построить по форме игры-повторения, когда воспитатель предлагает малышам построить знакомые им виды транспорта. При затруднении воспитатель помогает малышам вспомнить и помочь в постройке машин. В конце занятия дети играют со своими машинками, а воспитатель помогает развивать сюжет игры, играя вместе с ними: «Едет мой зайчик на грузовике, а ему навстречу идет уточка и говорит: «Покатай меня, Заинька, покатай меня, серенький, пожалуйста!» «Ну, садись, только крепче держись!» и т.д.

Машина

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
В машине, в машине
Детей полно.
Поехали дети.
Глядят в окно.
Би-би-би! Би-би-би!
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой…
Приехали дети. Машина, стой!

Автомобиль

Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.

Автобус

Весёлый автобус спешит по дорожке.

Сияют на солнце бока и окошки.

В тёплом моторе – доброе сердце.

Всем пассажирам откроет он дверцы.

                                 

                                           Май.

                                     1-2  недели.

Конспект занятия по теме: «Мостик для матрешек».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Учить строить из простых деталей строительного набора.
  2. Учить делать несложные перекрытия.
  3. Развивать конструкторские навыки.
  4. Приучать детей прибирать за собой.

Словарная работа:  мостик.

Материал: строительный набор.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)

(Перед занятием воспитатель строит дорогу и рядом  мостик. По сторонам дороги стоят матрешки.)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли матрешки, но они стоят на разных сторонах дороги и не могут встретиться. Потому что мостик стоит далеко от дороги. Давайте построим мостик через дорогу, по которому могли бы ходить матрешки. (Рассматривают образец мостика. Из чего сделан мостик.) Показывает, как устанавливать детали, как сверху наложить пластину.

Затем дети сами строят мостик из разных деталей. В процессе работы воспитатель показывает как можно построить длинный мостик из других деталей.

Воспитатель побуждает детей перестроить свои мостики по собственному желанию. Раздает детям матрешек для обыгрывания, содействует развитию игры.

На столе стоит матрешка –
Глазки расписные.
В ней живет еще немножко –
Чудо, как красивые.

                                   

                                      3-4 недели

Конспект занятия по теме: «Дом с мебелью».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Учить способам конструирования:  приставлять детали и накладывать их друг на друга.
  2. Учить различать детали, называть их.
  3. Развивать у детей фантазию .
  4. Способствовать речевой активности.
  5. Учить разбирать постройки и складывать детали на места.

Словарная работа: названия деталей конструктора.

Материал: строительный набор из разного цвета, игрушка матрешка и кукла.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)

Занятие можно провести как обобщающее.

Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришел Зайка. Ему негде жить. У него нет своего домика. Давайте, ребята, построим для Зайчика домик и мебель для него. Чтобы Зайке было где спать и есть.

Я зайчик, я хороший,

Я добрый и смешной.

 Капустка и горошек

Любимый завтрак мой.

 Со мной легко поладить,

Достаточно погладить!        


Воспитатель: - Раньше мы с вами строили разные домики и мебель. Сегодня я вам предлагаю построить одну большую комнату и в ней мебель.

(Воспитатель показывает, как строить такую комнату и некоторую мебель в ней.) Затем ребенок сам старается построить такую же или свою комнату. При затруднении воспитатель помогает ребенку.

        

                                       

                                       

                                                   Июнь.

                                               1-2  недели.

Конспект занятия по теме: «Башенки с заборчиком» - обобщающее занятие.

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Закрепить у детей умение накладывать детали друг на друга в высоту, устанавливать детали в ряд, комбинируя их положение и чередуя по цвету.
  2. Формировать речевое общение.
  3. Активизировать словарь: «один - много».
  4.  Учить произносить звукоподражания: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав» и др.
  5. Учить играть с постройками.
  6. Учить убирать детали на свои места.

Словарная работа:  башенка, заборчик.

Материал: строительный набор, игрушки: петушок, собачка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

                                                             Дом.


На опушке дом стоит.                                Сложить ладони «домиком»

над головой.

На дверях замок висит.                                Сомкнуть ладони «в замок».

За дверями стоит стол.                                Накрыть правой ладонью

кулачок левой руки.

Вокруг дома – частокол.                Руки перд собой, пальцы расставить.

 – Тук-тук-тук! Дверь открой!                Постучать кулаком по ладони.

– Заходите, я не злой!                Руки в стороны, ладони вверх.

Славный я, хороший,                 Погладить рядом стоящего друга.

погладь меня немножко!

Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем строить башню с заборчиком. Раньше мы с вами все это уже строили, но на отдельных занятиях, а сегодня мы построим все сразу и поиграем со своей постройкой.

Я буду строить свою постройку, а вы свою. Можете подглядывать у меня, если забыли. (При затруднении воспитатель помогает малышу построить)

Можно из кубиков
Башню построить,
Можно гараж
Для машины устроить.
Если из кубиков
Горку собрать —
Можно из шкафа
Варенье достать!

Защитить от вора рада
Деревянная ограда,
К Вам во двор не влезет вор,
Если есть у Вас (ЗАБОР).

После постройки можно поиграть с петушком и собачкой.

Петушок.

 Наш красивый петушок

Носит красный гребешок!

Утром, рано на заре,

Песни дарит детворе! 

Тузик по ночам не спит:
Двор и дом он сторожит.
На чужих с угрозой лает,
А с друзьями днем игра6т.
Всем хочу сказать: "Однако
Хорошо иметь собаку".

                                 

                                   

                                               3-4 недели

Конспект занятия по теме: «Дорожки, ведущие к башенкам» - обобщающее занятие.

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Закрепить умения  детей строить  дорожки из кирпичиков и пластин, приставляя их друг к другу разными гранями.
  2.  Научить строить по словесной инструкции.
  3. Научить играть с постройками.
  4.  Научить произносить звукоподражание «би-би-би».

Словарная работа: кирпичик, пластина.

 Материал: кирпичик, пластина.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

                                                            Дом.


На опушке дом стоит.                                Сложить ладони «домиком»

над головой.

На дверях замок висит.                                Сомкнуть ладони «в замок».

За дверями стоит стол.                                Накрыть правой ладонью

кулачок левой руки.

Вокруг дома – частокол.                Руки перд собой, пальцы расставить.

 – Тук-тук-тук! Дверь открой!                Постучать кулаком по ладони.

– Заходите, я не злой!                Руки в стороны, ладони вверх.

Славный я, хороший,                 Погладить рядом стоящего друга.

погладь меня немножко!

Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами будем строить дороги, ведущие к башням. Раньше мы это все уже строили, но по отдельности. Сегодня вспомним как это делается и самостоятельно построим каждый для себя.

(При затруднении воспитатель помогает ребенку. Воспитатель строит для себя, ребенок строит самостоятельно для себя. Вспоминаем какие мы знаем дороги: узкие, широкие, длинные, короткие)

По дорожке – прыг на ножке,
Хлоп в ладошки под гармошку!
Соберёмся все в кружочек,
Да попляшем, мой дружочек!

Кубик на кубик кладу осторожно.
Башню построить высокую сложно!
Кубики в ряд друг за другом кладу,
И получается поезд! ДУ-ДУ!

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
В машине, в машине
Детей полно.
Поехали дети.
Глядят в окно.
Би-би-би! Би-би-би!
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой…
Приехали дети. Машина, стой!
Би-би-би! Би-би-би!

После игры убираем строительные детали на места.

                                   

                                        Июль.

                                     1-2  недели.

Конспект занятия по теме: «Скамейка узкая и широкая» - обобщающее занятие.

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

1. Закрепить умения  детей делать перекрытия.

2.  Активизировать словарь: «узкая-широкая, «скамейка».

3.  Научить играть с постройкой. Научить разбирать постройки, складывать детали на места.

Словарная работа: скамейка.

Материал: строительный набор, мелкие игрушки: матрешка .

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Матрешку гулять позвали,

Она до пяти считала, подружек звала:

Раз, два, три, четыре, пять, я иду подруг искать.

— А мы здесь, искать не нужно,

Вот и выскочили дружно.

Глаша, Наташа, Маша, Юля и Даша.

Перед занятием воспитатель строит скамеечки: узкую – из двух кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит одна пластина, и широкую – из четырех кирпичиков, стоящих таким же образом, и двух пластин. Следует рассмотреть их , привлечь малышей к их анализу. «Покажи узкую скамеечку. Из каких деталей сделаны скамеечки?  Какого они цвета?

Воспитатель предлагает малышам построить такие же скамеечки. При затруднении помогает. Затем обыгрываются постройки.

У мамы на комоде –
Стоят матрешки вроде.
Все яркие, нарядные –
Но что-то не по моде.

                                        3-4 недели

Конспект занятия по теме: «Широкая лестница».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Закрепить умения детей накладывать однородные детали  друг на друга.
  2. Научить различать цвета и называть красные кубики и синие.
  3. Научить понимать слова и выражения, побуждать произносить: «лестница, ступеньки, вверх, вниз».
  4. Научить играть с постройкой.
  5. Научить убирать детали в коробку.

Словарная работа: лестница.

 Материал: кирпичики красного и синего цвета, игрушки  зайчики.

 Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

«Зайчик»

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх

Зайчик скачет выше всех!

Учим детей строить широкую лестницу из  кирпичиков красного и синего цвета, пользуясь теми же методами и приемами.

Затем постройки обыгрываются.

Заиньки шустрые,

Заиньки смелые,

По лужайке скачут,

Травку едят.

Устали. На скамеечку сели.

                                 

                                 

                                          Август.

                                     1-2  недели.

Конспект занятия по теме: «Горка» - обобщающее занятие.

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1.  Закрепить знания и умения малышей строить горку самостоятельно или по образцу и инструкции взрослого.
  2. Учить играть с постройками.
  3. Научить убирать строительный набор после игры.

Словарная работа: горка.

Материал: горка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Маленький Егорка    

Топает по горке,      

(Средним и указательным пальцами

правой руки «шагаем» по левой ладони)

Взял саночки,    

(Кулачек правой руки кладем на ладонь,

 скатываемся вниз как с горки)

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!    

На прогулке на детской площадке рассматриваем горку: лестницу и скат. Перед занятием воспитатель строит горку-образец. К лесенке из кубиков приставляет большую призму.  На обобщающем занятии воспитатель без показа и анализа предлагает малышам построить такую же горку. При затруднении воспитатель помогает. Постройки обыгрываются.  

Куколка поднимается по ступенькам, а потом съезжает с горки. Куколка покатилась с горки вниз.

У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя.

                                              3-4 недели

Конспект занятия по теме: «Горка с лесенкой и длинным скатом» - обобщающее занятие.

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Закрепить знания и умения  детей приставлять пластину к горке, чтобы получился длинный скат.
  2. Научить детей строить постройки самостоятельно.

Словарная работа: скат.

 Материал: строительный набор, игрушки зайчики.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Пальчики

 (стоя или сидя, руки согнуты в локтях, подняты, пальцы сжаты в кулаки.)

      Раз-два-три-четыре-пять!

       Вышли пальчики гулять. (Поочерёдно, начиная с большого пальца, разогнуть все пальчики.)

       Раз-два-три-четыре-пять!

       В домик спрятались опять. (Поочерёдно, начиная с большого пальца, согнуть все пальчики. Поднять прямые руки и немного потрясти ими.)

На обобщающем занятии воспитатель без показа и образца предлагает детям построить горку самостоятельно.  Воспитатель говорит, что к ним в гости пришли зайчики, которые узнали, что дети научились строить горки и очень хотят на них покататься.

Скачет между травками

Быстроногий зайчик.        

 Смял своими лапками

Белый одуванчик.

Полетели высоко

Белые пушинки.

Скачет зайчик далеко

По лесной тропинке.

Воспитатель предлагает детям построить горки для зайчиков (по памяти).

Перед детьми лежат длинные пластины, на которые воспитатель не обращает внимания. Наблюдая за деятельностью детей, поощряя их, подбадривая, он подводит малышей к мысли, что зайчикам хочется катиться долго с горки, чтобы горки были длинные, и просит детей подумать, как же сделать горки длинными. И обращает внимание на пластины (в случае, если малыши не догадаются сами.)

Затем играют с постройками. После игры убирают строительный материал на свои места.

Литература:

  1. Куцакова  Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду /Сфера, 2012
  2. Дмитриева  В.А. Академия раннего развития / М.: АСТ, Сова, 2006.
  3. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий для детей раннего возраста / М.: Айрис, 2008. - 96с.
  4. Разенкова  Ю.А. От игры в кубики к конструированию / Ю.А. Разенкова /Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4.
  5.  Шайдурова  Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / ТЦ Сфера, 2008.
  6. Л.В.Куцакова Художественное творчество и конструирование 2-3 года / Мозаика – синтез 2017
  7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по физической культуре через русскую народную сказку, для детей младшего возраста.

Интегрированные  физкультурные  занятия  могут  развить  интерес  к  физическим  упражнениям, вызываю  ощущение  радости  на  пути  про...

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст)  (далее «Программа») Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Дет...

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «ВОЛШЕБНый МИР ОРИГАМИ"

Программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях группы подготовительной к школе группе дошкольного образовательного учреждения...

Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "конструктивно-модельная деятельность" для детей 1-2 лет.

Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "конструктивно-модельная деятельность" для детей 1-2 лет. Пояснительная записка. Актуальност...