Главные вкладки

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности (познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие) на тему «Часовая мастерская» (подготовительная группа)
    методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

    Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему "Часовая мастерская"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx190.96 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                     

    Конспект

    интегрированной непосредственной образовательной деятельности

    (познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие)

    на тему «Часовая мастерская»

    (подготовительная группа)

    Подготовила:

    воспитатель

    1 квалификационной категории

    Татаренко О.Н.

    Орск

    2015

    Тема: «Часовая мастерская»

    Цель: развитие временных отношений с целью использования времени рационально и точно.

    Задачи:

    Обучающие:

    - познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями;

    - уточнить разные значения слова «идти»;

    - закрепить прямой и обратный счет;

    - учиться объединять предметы в группы по каким-либо признакам (по форме циферблата, по цвету и форме цифр и т.д.);

    - закрепить умение группировать часы по различным признакам;

    - познакомить детей с «огненными» часами через экспериментальную деятельность;

    Развивающие:

     - развивать логическое мышление через игры «Подбери ключ к часам», «На какие группы можно разделить..?»;

    - развивать  умение лепить цифры;

    - развивать фонематический слух.

    Воспитывающие:

    - воспитывать способность и умение беречь время;

    - воспитывать умение сотрудничать, договариваться друг с другом.

    Методы: наглядный метод, метод использования художественного слова (загадка, стихотворения), словесный метод, практический метод, игровой прием, использование интерактивных технологий

    Оборудование:

    Демонстрационный материал: слайды с изображением различных видов часов (солнечные, масляные, водяные, песочные, механические, наручные, настенные, напольные, настольные, «ходики» с кукушкой, куранты, электронные, уличные, будильник); кукла-часовщик;  свеча, булавка, колокольчик, спички; игра «Подбери ключ к часам»; часы разной формы, размера, цвета; 2 большие бумажные стрелки (часовая и минутная); альбом «Виды часов»

    Раздаточный материал: часы без некоторых цифр на каждого ребенка; пластилин, дощечки, салфетки, стеки;

    Предварительная работа: создание мини-музея часов.

    Литература:

    1. Сошественская Н.М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»

    2. Сафонова Л.А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»

    3. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.

    4. Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.

    5. Программа Т. Дороновой «Радуга», Москва, 2010

    Интернет – ресурсы:

    1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-oznakomlenie-detei-s-chasami.html

    2. http://doshkolnik.ru/zdorove/6478-proshloe-chasov.html

    3. http://festival.1september.ru/articles/611011/

    4. http://rodnaya-tropinka.ru/istoriya-chasov/#ixzz3rffoN25i

     

    Ход занятия:

    • Организационный момент (2минуты)

    В группу приходит расстроенный Незнайка (взрослый, переодетый в костюм Незнайки).

    Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Почему ты такой грустный?

    Незнайка: Мои друзья улетели на воздушном шаре без меня, а я опоздал.

    Воспитатель. Все произошло потому, что ты не знаешь который час, но ты, Незнайка, не расстраивайся. В следующий раз ты сможешь путешествовать с друзьями. Мы  с ребятами научим тебя понимать время. А помогут нам… Отгадайте загадку:

    Нет ног, а хожу,

    Рта нет, а скажу,

    Когда спать, когда вставать,

    Когда  работу начинать.

    Воспитатель. Конечно же…(часы).

    Воспитатель. Для чего нам нужны часы? (чтобы вовремя вставать, ложиться спать, идти в школу и т.д.). Я предлагаю  посетить  часовую мастерскую.  

    Дети вместе с Незнайкой проходят в организованную часовую мастерскую, где представлены различные виды часов.

    Воспитатель.

    Каких часов на свете нет,

    и в каждых свой секрет.

    Есть часы, на полу стоящие,

    басом говорящие: бом-бом-бом!

    На весь дом.

    Эти часы уличные на столбе – знакомы тебе?

    Они здесь очень нужны.

    Стрелки – великаны издали видны.

    А ходики-избушки. В них живут кукушки.

    Окошко распахнётся, кукушка встрепенётся

    Ку-ку-ку-ку. Как в лесу, на суку.

    А будильник с вечера заведёшь

    И спокойно спать пойдёшь.

    Будильник разбудит – не забудет.

    http://i1.imageban.ru/out/2012/06/24/55bb2b9200ff563e6a49b9f553a2a0f7.jpg

    • Показ слайдов (10 -12 мин) 

    Слайд 1 . «Часики – часы, всем нам очень нужны!»

     Слайд 2 . Когда - то, давным-давно люди определяли время по солнцу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? (Солнечные). А придумали такие часы в Древнем Риме.

     А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

    Всегда ли мог человек ими воспользоваться?  (ответы детей)

    Слайд 3. Воспитатель. Как называются следующие часы, вы отгадаете сами. (воспитатель демонстрирует водяные часы).

    Водяные часы показывали время и в хмурый день.

    Воспитатель. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

    (Нет, так как в них надо постоянно подливать воду) .

    Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло! ”

    Слайд 4.   

    Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. 

    Воспитатель. Где вы видели песочные часы? (ответы детей) Правильно, песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.

    Физминутка ( 2мин)

    Часы нам время измеряют (дети показывают руками 3часа, 9 часов)

    Стоят на месте, но шагают (шагают на месте)

    Шагают часики все в такт

    Тик-так, тик-так, тик-так (руки на пояс, наклоны головы вправо, влево)

    И стрелки вертятся вперед (круговые движения руками)

    За часом час, за годом год.

          (Дети проходят на свои места) .

    Слайд 5.  Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.

    Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли? (Часовщик).

    Воспитатель: часовщик – это человек, который ремонтирует часы.

    Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.(скороговорка)

    Воспитатель. Кто сможет повторить эту скороговорку?  (дети повторяют)

    Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.

    Слайд 6 . Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

    (Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настольных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника, карманных часов) .

    Рассказы детей о часах.

     Слайд 7. Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

    (В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере, мульти варке и др.) Воспитатель: Чем отличаются механические часы от электронных?

     (У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока). 

    Игра «Подбери ключ к часам» (2мин)

    Воспитатель. Сколько цифр на часах? (12).  Давайте назовем их. Часы всегда идут только вперед. (прямой счет). А если часы сломаются, то они пойдут назад. (обратный счет)

    Игра «Как сказать по-другому?» (2мин)

    Воспитатель. А что еще может идти?

    Дети. Часы идут (ходят, тикают)

               Дождь идет (капает, льется).

               Мальчик идет (шагает, движется).

            Поезд идет (едет, мчится).

               Фильм идет (демонстрируется).

            Весна идет (наступает).

            Пароход идет (плывет).

    На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

    - Что показывает маленькая стрелка?  

    - Что показывает большая стрелка?  

    - Какая стрелка идет быстрее всех?

    Физминутка. «Незнайка, Незнайка, сколько время?

                             Я спешу на день рождения…»

    (Незнайка называет любую цифру, а дети прыгают, приседают, хлопают, шагают, наклоняют головой  и т.д.)

    Воспитатель: - Из каких частей состоят часы? (корпус, циферблат, механизм, кнопки) Слайд 8. Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

    Послушайте стихотворение об одуванчиках.

    У реки — зеленый луг,

    Одуванчики вокруг

    Росами умылись,

    Дружно приоткрылись.

    Как фонарики горят,

    Нам с тобою говорят:

    "На часах ровно пять,

    Можете еще поспать!"

    Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

    Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

    Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

    – А как узнать время ночью?

    Слайд 9. Часы-сказка висят на стене Центрального театра

    кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.

    Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.

    Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.  

    Слайд 10. Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

    Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

    Воспитатель. Какие разные бывают часы. Попробуйте их разделить на группы.

    Игра « На какие группы можно разделить часы?» (3мин)

    (по форме циферблата, по размеру, по цвету рамочки, по цвету цифр, по форме стрелок, по наличию-отсутствию секундной стрелки, по виду цифр – арабские//римские)

    Слайд 11. Огненные часы

    Воспитатель. Сегодня мы понаблюдаем, как работают часы, которые называют «огненными». (воспитатель берет свечу, вкалывает в нее булавку с колокольчиком на расстоянии 1-2см и зажигает).

    Воспитатель. А пока огненные часы работают, мы с вами поможем часовщику починить часы.

    Игра «Почини часики» (5 мин)

    (дети с помощью пластилина «налаживают» часы – лепят недостающие цифры).

    Итог занятия

    Воспитатель.  Ну, вот, Незнайка,  теперь ты понял, как важны в нашей жизни часы, как важно знать и понимать время, чтобы никуда не опаздывать? А вы, ребята, можете пополнить нашу мастерскую  своими удивительными часами.

    - Понравилось вам экскурсия в часовую мастерскую?

    - Какие часы вам особенно запомнились?

    - О чем вы сможете рассказать своим родным дома?

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Кто не слышал,

    как бьют

    на Спасской башне гиганты – куранты

    Они часы главные –

    Державные!

    (Эльмира Котляр)

    А есть часы настенные –

    Чинные, степенные!

    Не убегают,

    не отстают!

    вовремя бьют!

    Маятник: туда – сюда…

    Сегодня, завтра и всегда!

    (Эльмира Котляр)

    Живет в резной избушке

    Веселая кукушка.

    Она кукует каждый час

    И ранним утром будит нас:

    "Ку-ку! Ку-ку!

    Уж семь утра!

    Ку-ку! Ку-ку!

    Вставать пора!"

    Живет кукушка не в лесах,

    А в наших стареньких часах!

    Есть часы,

    На полу стоящие,

    Басом говорящие:

    «Бом! Бом! Бом!!» –

    На весь дом.

    (Эльмира Котляр)

    Эти уличные часы на столбе знакомы тебе

    Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны!

    (Эльмира Котляр)

    Игра “Ходят стрелочки по кругу”

    (На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова) .

    Мы – часы, наш точен ход,

    Водят стрелки хоровод.

    Ходят стрелочки по кругу

    И хотят догнать друг друга.

    (Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

    Стрелки, стрелки, не спешите,

    Вы нам время подскажите!

    (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)

    Воспитатель. Часы пробили ровно пять часов! (Встают дети,

    сидящие с цифрой 5 и 12.)

     

    Физминутка "Расскажи стихи руками"

    Соблюдается совой        Сжимают и разжимают

    Распорядок часовой Кулачки на обеих руках

    Ночью в час по распорядку        Показывает один палец

    Совы делают зарядку        Руки на поясе, наклоны влево и вправо

    Циферблат покажет два        Показывают два пальца

    В магазин спешит сова        Шагают на месте

    В три - готовит суп        Показывают три пальца и "варят"

    В четыре        Показывают четыре пальца

    Вытирает пыль в квартире        Делают вид, что вытирают пыль

    В пять сова идет читать        Показывают пять пальцев и "читают книгу"

    В шесть она садится есть        Показывают шесть пальцев и "кушают"

    Семь показывают стрелки        Показывают семь пальцев

    В гости к ней приходят белки        Прыгают на месте, руки перед грудью

    Не поздней восьми часов        Показывают восемь пальцев

    Совещание у сов        "Совещаются" между собой

    Но как только девять бьет        Показывают девять пальцев

    В лес сова идет гулять        Шагают на месте

    В десять у нее - вязанье        Показывают десять пальцев и "вяжут"

    А в одиннадцать - купанье        Показывают сначала десять пальцев, затем еще один палец и "плавают"        

    Как двенадцать бьет часов        Показывают сначала десять пальцев, затем еще два пальца        

    Двери в доме на засов        "Закрывают дверь на ключик"

    В полдень ей пора в кровать        Потягиваются и зевают

    Любит днем сова поспать        Руки под щеку и "спят"

    Дальше все по распорядку        Сжимают и разжимают кулачки

    В час - встает и на зарядку на обеих руках.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физическому и речевому развитию " В гости к Снежной королеве" с использованием ИКТ

    В данной разработке интегрированоого занятия раскрывается взаимосвязь логопеда и физинструктора с использованием ИКТ...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию «Зимушка-зима».

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию«Зимушка-зима».   Интеграция образовательных областей (ОО) :«Физическая культура»...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию с использованием здоровьеформирующего компонента «Зима»

    Развивать логическое мышление, внимание (зрительное и слуховое), связную речь;  использовать здоровьеформирующий компонент НОД;Развивать глазомер, ловкость  при метании в горизонтальную цель...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию с использованием здоровьеформирующего компонента «Зима»

    Продолжать расширять знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;Закреплять умение подбирать к существительным прилагательные, согласуя их в роде, числе, падеже.Продолжать формировать умения составлят...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет на тему: "В окно повеяло весною". Воспитатель Труфанова Е.И.

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей  среднего дошкольного возраста 4-5 лет на тему: "В окно повеяло весною...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию(аппликация)в группе раннего возраста.(2-3л),«Белый медвежонок Умка»

    laquo;Белый медвежонок Умка». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию(аппликация)в группе раннего возраста.(2-3лет)...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Подснежники первоцветы»

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Подснежники первоцветы» Возраст: Подготовительная группаОбразовательная ...