Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "конструктивно-модельная деятельность" для детей 1-2 лет.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Варлакова Людмила Анатольевна

Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "конструктивно-модельная деятельность" для детей 1-2 лет. Пояснительная записка. Актуальность. Цель. Задачи. Принципы. Программно-методическое обеспечение.Материально-техническое обеспечение.Способы конструирования. Методы и приемы. Формы работы. Диагностика. Годовое тематическое планирование. Конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr-ma_konstr.1-2_g.docx84.62 КБ

Предварительный просмотр:

             Автономное учреждение Тюменской области

            «Региональный специализированный дом ребенка»

                      

                         Рабочая программа                                                образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию  по разделу «Конструктивно-модельная деятельность» для детей младшего возраста 1-2 лет.

                                                                             Воспитатель:  Варлакова Л. А.

                                          г. Тюмень

                                             2022 г

Конструирование — это процесс создания детьми поделок и построек из специальных строительных наборов и конструкторов.

                                    Пояснительная записка

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и конструируя, строят из них что-либо новое. В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину, строение и пр. У него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.

 Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их.  В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».

Также в процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

         Конструирование помогает развитию глазомера и способности оценить пространственные соотношения (построить небольшую кровать для маленькой куколки, большую кроватку — для крупной игрушки). Воспитатель учит малышей использовать построенное в дальнейшей игре, развивает фантазию детей. Например, дорожка из пластинок может быть тропинкой через лес, автомобильной дорогой  и т. д.

       Необходимость написания рабочей программы обусловлено созданием системы работы по развитию умственной деятельности детей, обогащению их сенсорного опыта, развитию мелкой моторики пальцев рук.

   В течение года в планировании возможны незначительные изменения и дополнения.

   Возраст детей, участвующих в реализации программы от 1 года до 2 лет.

                                           

                                           Актуальность.   

           Благодаря конструированию быстро совершенствуется навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей, с хорошо развитыми навыками, в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Цель:

развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанного на принципах сотрудничества со взрослыми.

Задачи:

Образовательная:

- знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, пластина);

- знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием, приставлением:

- формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала;

- обогащать активный и пассивный словарь детей.

Развивающая:

- развивать познавательные процессы;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

- формировать умение эмоционально вовлекаться в обыгрывание постройки;

- формировать умение слушать и понимать взрослого.

Принципы:

- личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);

- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

-  сотрудничества;

-  систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

-  «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Программно-методическое обеспечение:

- наличие методической литературы;

- разработка собственных методических пособий, дидактического и раздаточного материала;

- обобщение и распространение собственного опыта работы.

Материально-техническое обеспечение:

- строительные наборы и конструкторы

- для обыгрывания конструкций - игрушки (животные, машинки и др.)

- демонстрационный материал (наглядные пособия, цветные иллюстрации, фотографии, схемы, образцы, необходимая литература)

- техническая оснащенность (магнитофон, фотоаппарат, флэш носители, ноутбук.

Способы конструирования:  прикладывание, накладывание, приставление.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

                          Формы работы с детьми:

  1. Организованная образовательная деятельность (игра-занятие).
  2. Совместная деятельность воспитателя с детьми (сооружение построек совместно с детьми для последующего обыгрывания).
  3. Самостоятельная деятельность (сооружение построек детьми для последующего использования в играх).

                                             Диагностика.

Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь - май) в форме наблюдения, создания ситуаций, бесед, экспертных оценок. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Программа работы  рассчитана на один год обучения с сентября по август. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность. Программой предусматривается годовая нагрузка 48 часов. Проводится 1 занятие в неделю, четыре раза в месяц. 

К  концу года дети могут  знать и уметь:  

-воспроизводить знакомые действия по показу и по словесной инструкции взрослого;

-может различать и узнавать -4 вида деталей строительного набора (кирпичик, кубик, пластина, призма);

-накладывать друг на друга детали, ставить их рядом, делать перекрытия ( у домика);

-узнавать и называть свои постройки (башня, стул, домик, забор, дорога и др.)

Диагностическая карта  развития детей при формировании конструкторских умений в раннем возрасте

Ф.И ребёнка

№1

№2

№3

Всего

Уровень

Диагностический материал:

Задание № 1. «Построение башни из 2-3кубиков самостоятельно»

Задание № 2. «Выбор по названию (покажи, где кубик, кирпичик)»

Задание № 3. «Построение дорожки для машинки»

3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает  на вопросы.

2 балла - ребёнок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребёнок не справился с заданием.

Уровни:                                                        

Низкий – 1 балл

Средний – 2 балла

Высокий – 3 балла

   

Содержание конструирования для детей раннего возраста от 1 до 2 лет.

 Детям этого возраста свойственны свои особенности: появляется интерес к действиям взрослых, потребность в общении с ними, интерес к игрушкам, предметам, желание их потрогать, взять, постучать ими.

Интенсивно развивается понимание речи взрослого, что дает возможность вырабатывать связи между словами и действиями, знать название игрушек, предметов. Дети могут выполнять несложные действия с предметами, игрушками по просьбе воспитателя: «Найди петушка», «Покажи кошку» и т. д.

С этого времени необходимо вызвать у детей интерес к действиям с кубиками и кирпичиками, научить узнавать и различать их, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия: накладывать кубики и кирпичики друг на друга, укладывать рядом.

Занятия с кубиками и кирпичиками в этом возрасте проводятся индивидуально с каждым ребенком в течение 3-6 минут.

Идет  воспитание целенаправленных действий, умения играть. Обогащается сенсорный опыт детей: действуя со строительными материалами, они приобретают элементарные представления о форме, величине предметов, учатся ориентировке в пространстве.

Дети учатся узнавать 3-4 детали строительного набора (кирпичики, кубики, пластины, трехгранные призмы, уметь накладывать их друг на друга, ставить рядом, воспроизводить действия, показанные воспитателем.

То, что дети делают из кубиков и кирпичиков, еще нельзя назвать постройкой. Кубик кладется на кубик, и это сооружение называется башней, 3-4 кирпичика, поставленные рядом на узкую грань - заборчик. Важно, что они учатся понимать задание и выполнять его, целенаправленно действовать и получать результат.

Для того чтобы научить детей этого возраста игровым действиям, нужно по нескольку раз повторять одно и то же движение. Количество используемых деталей каждым ребенком может доходить до 4-5.

Подготовка к занятиям и рассмотрение образца не должны длиться более полутора минут, иначе активность детей снизится.

               

                         

                          Годовое тематическое планирование.    

   

месяц

неделя

тема

программное содержание

материал

сентябрь

1-2

диагностика

3-4

«Построим домик для петушка»

Привлечь внимание детей к строительному материалу, научить удерживать внимание, понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней.

Строительный набор, игрушка Петушок.

октябрь

1-2

«Построим домик для котика».

Привлечь внимание детей к строительному материалу, научить удерживать внимание, понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней.

Строительный набор, игрушка котик

3-4

«Стульчик для Петушка»

Научить ребенка совершать элементарные действия с одинаковыми деталями. Познакомить с кубиком. Научить действовать по слову воспитателя. Совершать игровые действия, акцентировать внимание на красном цвете. Способствовать речевой активности ребенка, желанию общаться, понимать слова и выражения «сидит», «побежал», «поет».

Кубики красного цвета. Игрушка Петушок.

ноябрь

1-2

«Башня из кубиков»

Научить действовать по заказу воспитателя, устанавливать детали друг на друга, акцентировать внимание на синем цвете. Способствовать речевому общению ребенка.

Кубики синего  и красного цвета.

3-4

«Башня из кирпичиков»

Научить действовать по заказу воспитателя, устанавливать детали друг на друга, акцентировать внимание на зеленом цвете. Способствовать речевому общению ребенка.

Кирпичики зеленого и синего цвета.

декабрь

1-2

«Башня» - обобщающее занятие.

Научить действовать по имеющим навыкам, устанавливать детали друг на друга, акцентировать внимание на синем, зеленом и красном цвете. Способствовать речевому общению ребенка.

Кубики и кирпичики зеленого, синего и красного цвета.

3-4

«Узкая дорожка»

Научить ребенка элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу узкой гранью). Научить узнавать кирпичик акцентировать внимание на зеленом цвете. Развить желание общаться. Научить игровым действиям, произносить «прыг-прыг-прыг».

Кирпичики зеленого цвета, игрушка зайка или цыпленок.

январь

1-2

«Широкая дорожка»

Научить ребенка элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу широкой гранью). Научить узнавать кирпичик акцентировать внимание на красном цвете. Развить желание общаться. Научить игровым действиям, произносить «мяу-мяу-мяу».

Кирпичики красного цвета, игрушка кошка.

3-4

«Стол и стул»

Поупражнять ребенка в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их. Научить приему накладывания и приставления деталей. Научить строить и объединять постройки по смыслу сюжета. Побудить ребенка к общению. Учить слушать и понимать объяснения.

Кубики и кирпичики желтого цвета, игрушки.

февраль

1-2

«Стол и два стула»

Поупражнять ребенка в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их. Научить приему накладывания и приставления деталей. Научить строить и объединять постройки по смыслу сюжета. Побудить ребенка к общению. Учить слушать и понимать объяснения.

Кубики и кирпичики желтого и зеленого цвета, игрушки.

3-4

«Кресло»

Поупражнять ребенка в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их. Научить приему накладывания и приставления деталей. Научить строить и объединять постройки по смыслу сюжета. Побудить ребенка к общению. Учить слушать и понимать объяснения.

Кубики и кирпичики разного цвета, игрушки.

март

1-2

«Мебель»

Поупражнять ребенка в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их. Научить приему накладывания и приставления деталей. Научить строить и объединять постройки по смыслу сюжета. Побудить ребенка к общению. Учить слушать и понимать объяснения. Акцентировать внимание на слове «мебель».

Кубики и кирпичики разного цвета, игрушки.

3-4

«Машины»

Научить приему накладывания деталей, различать постройки по цвету. Познакомить с новой деталью «пластиной» толстой. Научить произносить «би-би». Понимать слова «едет», «большая», «маленькая». Учить игровым действиям.

Кубики, кирпичики и пластины красного и зеленого цвета, машинки.

апрель

1-2

«Автобус»

Научить приему накладывания деталей, различать постройки по цвету. Познакомить с новой деталью «пластиной» толстой. Научить произносить «би-би». Понимать слова «едет», «большая», «маленькая». Учить игровым действиям.

Кубики, кирпичики и пластины красного и зеленого цвета, машинки.

3-4

«Заборчик»

Научить устанавливать кирпичики в ряд на узкую, длинную грань, плотно приставляя их друг к другу. Понимать значения слова «забор». Произносить звукоподражание «топ-топ-топ». Понимать выражения: «приставь кирпичик к кирпичику», «построй ровно». Акцентировать на цвет «синий».

6-7 синих кирпичиков.

май

1-2

«Заборчик высокий и низкий»

Научить устанавливать кирпичики в ряд на узкую, длинную грань и на узкую короткую грань, плотно приставляя их друг к другу. Учим строить высокий и низкий забор. Понимать значения слова «забор». Произносить звукоподражание «топ-топ-топ». Понимать выражения: «приставь кирпичик к кирпичику», «построй ровно». Акцентировать внимание на цвет «синий» и «желтый».

Кирпичики синего и желтого цвета, матрешки.

3-4

«Длинный забор из разных деталей»

Научить устанавливать кирпичики и кубики в ряд, чтобы получился длинный забор из разных деталей. Понимать значения слова «забор». Произносить звукоподражание «топ-топ-топ».

Кирпичики и кубики разного цвета, куколка.

июнь

1-2

«Заборчик» - обобщающее занятие.

Научить ребенка самостоятельно устанавливать кирпичики и кубики в ряд, чтобы получился забор из разных деталей. Понимать значения слова «забор». Произносить звукоподражание «топ-топ-топ».

Кубики и кирпичики разного цвета, куколка.

3-4

«Скамеечка для матрешки»

Научить ребенка делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей. Побудить ребенка к общению. Учить играть с постройками.

Пластины, кубики, матрешка.

июль

1-2

«Большая и маленькая скамеечки для матрешки»

Научить ребенка делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей. Акцентировать внимание на черном  и красном цвете. Знакомство со словом «большой и маленький». Побудить ребенка к общению. Учить играть с постройками.

Пластины, кубики, матрешки.

3-4

«Домик»

Научить детей способу прикладывания и накладывания деталей. Познакомить с новой деталью – призмой. Учить произносить слово «дом», различать цвета желтый и красный. Учить понимать выражения: «поставь крышу сверху», «стоят рядом». Развивать у детей желание вступить в игровое общение со взрослым.

Желтые кубики, красные призмы, матрешки.

август

1-2

«Домик для куклы и будка для собачки»

Учить детей строить более сложный домик и будку для собаки.

Строительный материал двух цветов. Кукла и собака.

3-4

«Домик» - обобщающее занятие.

Закрепляются навыки конструирования.

Строительный материал разного цвета.

                               

                                       

                                          Сентябрь

                                         3-4 недели.

Конспект занятия на тему: «Построим домик для петушка».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Привлечь внимание детей к строительному материалу.
  2. Научить удерживать внимание, понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней.

Словарная работа: «ку-ка-ре-ку», «би-би-би».

Материал: строительный набор, игрушка Петушок.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Воспитатель: - «Кто это так громко поет «ку-ка-ре-ку»?

-Это петушок к нам в гости пришел. Вот он какой: «Масляна головушка, шелкова бородушка!»

- Давай поздороваемся с петушком его словами: «Ку-ка-ре-ку!» и споем ему песенку и поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

 Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

 Голосисто поешь.

Деткам спать не даешь?

Воспитатель: - «Би-би-би» (катит машину).

-Машина, машина,

Вези нас домой.

Машина, машина,

Приехали! Стой!

Би-би-би, би-би-би!

Воспитатель: - Смотрите, что это нам машина привезла?! (в кузове строительный материал. Воспитатель вместе с ребенком рассматривают кубики. Воспитатель называет кубики, кирпичики, конусы, пластины и др.Идет знакомство со строительным набором – конструктором.)

Воспитатель: -А давайте построим для петушка домик! (Строят домик из любых деталей и любых цветов, не заостряя внимания детей на способах конструирования, на деталях и их названиях. Дети наблюдают, помогают, по просьбе взрослого берут, ставят детали на указанное место.)

По окончании постройки дети играют с петушком и домиком.

                                                         

                                                       

                                         Октябрь.

                                         1-2 недели.

Конспект занятия на тему: «Построим домик для котика».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Привлечь внимание детей к строительному материалу.
  2. Научить удерживать внимание, понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней.

Словарная работа: «мяу-мяу», «би-би-би».

Материал: строительный набор, игрушка котик.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Воспитатель: - «Кто это так громко кричит «мяу-мяу»?

-Это котик к нам в гости пришел.

- Давай поздороваемся с котиком его словами: «Мяу-мяу!» и поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра:

Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками)

Воспитатель: - «Би-би-би» (катит машину).

-Машина, машина,

Вези нас домой.

Машина, машина,

Приехали! Стой!

Би-би-би, би-би-би!

Воспитатель: - Смотрите, что это нам машина привезла?! (в кузове строительный материал. Воспитатель вместе с ребенком рассматривают кубики. Воспитатель называет кубики, кирпичики, конусы, пластины и др. Идет знакомство со строительным набором – конструктором.)

Воспитатель: -А давайте построим для котика домик! (Строят домик из любых деталей и любых цветов, не заостряя внимания детей на способах конструирования, на деталях и их названиях. Дети наблюдают, помогают, по просьбе взрослого берут, ставят детали на указанное место.)

По окончании постройки дети играют с котиком и домиком.

                                          3-4 недели.

Конспект занятия на тему: «Стульчик для петушка».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить ребенка совершать элементарные действия с одинаковыми деталями.
  2. Познакомить с кубиком.
  3. Учить действовать по слову воспитателя.
  4. Учить совершать игровые действия.
  5. Акцентировать внимание на красном цвете.
  6. Способствовать речевой активности ребенка, желанию общаться, понимать слова и выражения «сидит», «побежал», «поет».

Словарная работа: «ку-ка-ре-ку».

Материал: строительный набор, игрушка петушок.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Пальчиковая игра:  «Красавец петушок».
Ах, красавец-петушок.
На головке — гребешок.
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Лапы кверху поднимает,
(поднять руки вверх поочерёдно и опустить плавно вниз)
Важно головой качает.
(наклонить голову вниз и затем вверх поднять)
Раньше всех петух встаёт,
Громко на заре поёт:
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать.
(поднять руки резко вверх)

Воспитатель катит машину со строительным материалом.

Машина, машина,

Вези нас домой.

Машина, машина,

Приехали! Стой!

Би-би-би, би-би-би!

Перед ребенком выложить кубики разного цвета. Воспитатель берет кубик красного цвета и просит ребенка взять такой же кубик и поставить его перед собой. Затем берет петушка, ставит его на кубик и проговаривает свои действия: - Я взяла красный кубик и поставила на него петушка. Получился стульчик красного цвета для петушка. Как поет наш петушок? – «Ку-ка-ре-ку!»

-Петушок спрыгнул со стульчика и пошел гулять. Нагулялся, устал и опять сел на стульчик отдыхать. (Воспитатель учит ребенка играть с игрушками.)

                                 

                                            Ноябрь.

                                         1-2 недели.

Конспект занятия на тему: «Башня из кубиков».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить действовать по заказу воспитателя  устанавливать детали друг на друга.
  2. Акцентировать внимание на синем цвете.
  3. Способствовать речевому общению ребенка.

Словарная работа: кубик.

Материал: кубики синего  и красного цвета.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение  пальцев)

Воспитатель показывает и подробно объясняет процесс возведения постройки (использует синие кубики): «Я найду синий кубик, поставлю его перед собой на столе, теперь возьму еще один такой же кубик и поставлю его вот так на этот кубик, подравняю, чтобы ровно стоял. Теперь возьму еще один кубик синего цвета и поставлю сверху и тоже подравняю. Вот такая башня синего цвета получилась.

Затем воспитатель предлагает ребенку построить такую же башню (при затруднении помогает).

Мама строит башенку -

Я ее ломаю,

Потому что главного

Я не понимаю.

Интересно, в чем секрет:

Была башенка и – нет?

Затем воспитатель предлагает построить башню из красных кубиков.

                                            3-4 недели.

Конспект занятия на тему: «Башня из кирпичиков».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить действовать по заказу воспитателя устанавливать детали друг на друга.
  2. Акцентировать внимание на зеленом цвете.
  3. Способствовать речевому общению ребенка.

Словарная работа: кирпичик.

Материал: кирпичики зеленого и синего цвета.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Так мы топаем ногами, (топаем ножками)

Топ-топ, топ-топ.

Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)

Хлоп-хлоп.

Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)

Ой-ой, ой-ой!

Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)

Выше, выше, выше.

Так мы руки опускаем, (опускаем руки)

Ниже, ниже, ниже.

Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)

Так, так, так.

Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)

Так, так, так.

На этом занятии воспитатель знакомит детей с кирпичиком, учит малышей строить башенку из 3-4 кирпичиков зеленого цвета.

«Я найду кирпичик зеленого цвета, поставлю его перед собой на столе. Теперь возьму еще один кирпичик зеленого цвета и поставлю его на этот кирпичик и подравняю их. Теперь возьму еще один кирпичик зеленого цвета и поставлю сверху на эти кирпичики и подравняю. Получилась вот такая большая ровная башня.

Можно из кубиков 

Башню построить,

Можно гараж 

Для машины устроить.

Если из кубиков 

Горку собрать - 

Можно из шкафа 

Варенье достать!

 

Затем воспитатель просит детей построить такую же башню (при затруднении малышей, воспитатель помогает). Если ребенок не устал, воспитатель предлагает построить башню из синих кирпичиков.

                                     

                                           Декабрь.

                                      1-2  недели.

Конспект занятия по теме: «Башня – обобщающее занятие».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить действовать по имеющим навыкам: устанавливать детали друг на друга.
  2. Акцентировать внимание на синем, зеленом и красном цвете.
  3. Способствовать речевому общению ребенка.

Словарная работа: башня.

Материал: кубики и кирпичики зеленого, синего и красного цвета.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Вот фонарики горят,

Всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).

Воспитатель: - Сегодня мы с вами вспомним как мы строили башенку на прошлом занятии и постараемся построить такую же самостоятельно.

Сейчас я вам напомню как это делается и построю башню из кубиков красного цвета, а вы построите башню из кубиков синего цвета.

(Воспитатель строит башню и объясняет процесс возведения постройки).

- Кубик на кубик, кубик на кубик. Вот и получилась башня.

Если ребенок затрудняется в построении башни, можно использовать прием поэтапного конструирования...

- Я взяла кубик и ты возьми кубик и т.д.

Затем предложить построить башню из кирпичиков и обыграть ее.

- К нам в гости прибежала собачка  и хочет с нами поиграть, побегать вокруг наших башенок.

Щеночек

Подарили мне щеночка!
Я зову его «звоночком».

Если к нам стучатся в дверь,
Звонкий слышен лай теперь!



                                       

                                             3-4 недели.

Конспект занятия по теме: «Узкая дорожка».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить ребенка элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу узкой гранью).
  2. Научить узнавать кирпичик.
  3.  Акцентировать внимание на зеленом цвете.
  4. Развить желание общаться.
  5. Научить игровым действиям, произносить «прыг-прыг-прыг».

Словарная работа: прыг-прыг-прыг.

Материал: кирпичики зеленого цвета, игрушка зайка или кошка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

 Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

Кошка на ладошке.

 Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла — (ходим пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)

Воспитатель напоминает , как они гуляли по дорожкам, играли на дорожках. «Скачут по дорожке маленькие ножки».  И предлагает построить дорожку для кошки. Подробно показывает и объясняет, как прикладывать кирпичики друг к другу, как их уравнивать. Затем ребенок сам пытается построить дорожку с помощью воспитателя. Построив дорожку, ребенок играет. Кошечка бежит по дорожке: «Прыг-прыг-прыг», «Мяу-мяу-мяу».

Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток поджидала:
«Детки мои, детки,
Детки-непоседки,
Хватит вам резвиться,
Спать пора ложиться!»

                                         

                                         Январь.

                                         1-2 недели.

Конспект занятия на тему: «Широкая дорожка».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить ребенка элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу широкой гранью).
  2. Научить узнавать кирпичик, акцентировать внимание на красном цвете.
  3. Развить желание общаться.
  4. Научить игровым действиям, произносить «мяу-мяу-мяу».

Словарная работа: «мяу-мяу-мяу», широкая.

Материал: кирпичики красного и желтого цвета, игрушка кошка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:        

Солнышко встало!

Утро настало!

Здравствуй, солнышко – колоколнышко!

На этом занятии учить малышей строить широкую дорожку красного цвета. Воспитатель предварительно строит две дорожки: одну узкую желтого цвета, другую широкую красного цвета. Обращая внимание детей на эти дорожки, он подчеркивает : - На том занятии мы строили вот такую дорожку (показывает на узкую дорожку желтого цвета), а сейчас мы будем строить вот такую дорожку (показывает дорожку красного цвета широкую). Эта дорожка такая, а эта дорожка другая. Показывает и объясняет приемы работы: прикладывать кирпичики друг к другу  теперь нужно по-другому (длинной узкой гранью). «Кирпичик к кирпичику, кирпичик к кирпичику, вот и получилась дорога. Широкая дорога».

Таким образом, воспитатель дает детям представление о целой постройке и о частях, из которых она состоит.

Теперь малыши играют в постройку. Кошка бегает по дорожке.

Из ворот выходит кот,
Сладко песенку поёт:
- Я доволен, я не хмур,
Солнце встало, мур-мур-мур!

Я – домашний кот Маркиз,
Все зовут меня: «Кис-кис!»
Утром делаю зарядку,
Умываюсь белой лапкой.
Если гладят – выгну спинку,                      
Мяу! - дайте мне перинку…
Мур-р, мур-р,  - песенку спою,
Мур-р, мур-р, - ласковую!

                                         3-4 недели

Конспект занятия на тему: «Стол и стул».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Поупражнять ребенка в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их.
  2. Научить приему накладывания и приставления деталей.
  3. Научить строить и объединять постройки по смыслу сюжета.
  4. Побудить ребенка к общению.
  5. Учить слушать и понимать объяснения.

Словарная работа: кубики, кирпичики, прикладывание и накладывание.

Материал: кубики и кирпичики желтого цвета, игрушка кукла, посудка: тарелочка и ложечка.

 Методы и приемы:         

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный– художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

 практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:        

Солнышко встало!

Утро настало!

Здравствуй, солнышко – колоколнышко!

Воспитатель предлагает детям образец постройки, чтобы они рассмотрели его. Обращает внимание на цвет сооружения. Подробно показывает, объясняет как строить. Предлагает построить сначала стол, затем после объяснения стул.

Затем ребенком обыгрывается постройка. Малыш садит куколку на стул за стол.

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Очень каша хороша,

Кушай кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

И съели по-немножку.

                               

                                                Февраль

                                              1-2 недели.

Конспект занятия на тему: «Стол и два стула».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Поупражнять ребенка в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их.
  2.  Научить приему накладывания и приставления деталей.
  3.  Научить строить и объединять постройки по смыслу сюжета.
  4. Побудить ребенка к общению.
  5. Учить слушать и понимать объяснения.

Словарная работа: стол, стул, сидит, пляшет.

Материал: кубики и кирпичики желтого и зеленого цвета, игрушки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки).

На этом занятии дети могут построить стол зеленый и два стула желтых, стоящих с двух сторон. Воспитатель подробно показывает, объясняет,  как строить. На этом занятии целесообразно опять применить прием поэтапного конструирования. «Сначала построим стол. Вот так его нужно строить. Потом построить стулья…»

Воспитатель: - К нам в гости пришла матрешка.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки,

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

 

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем

Сами в гости к Вам придем.

 

Весь народ глядит в окошко

Танцевать пошли матрешки,

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Нужно предложить матрешкам поиграть с детьми. «Матрешка села на стульчик, посидела и пошла гулять. Пришла домой, села на стульчик, отдыхает». Воспитатель побуждает детей  произносить слова: стол, стул, сидит, пляшет.

                                           3-4 недели

Конспект занятия на тему: «Кресло».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Поупражнять ребенка в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их.
  2. Научить приему накладывания и приставления деталей.
  3.  Научить строить и объединять постройки по смыслу сюжета.
  4. Побудить ребенка к общению.
  5. Учить слушать и понимать объяснения.

Словарная работа: кресло

Материал: кубики и кирпичики разного цвета, игрушки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки).

Учим детей строить кресло. Воспитатель показывает образец построения кресла. « Нужно поставить кубик, рядом с ним еще кубик. Получится широкое сидение, рядом с этими кубиками  поставить кирпичик. Потом на этот кирпичик еще один кирпичик. Получилась спинка кресла».

Воспитатель: - А сегодня к нам в гости пришла маленькая куколка Катя.

Катя, Катя маленька

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройдись по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

 — Куда бежите, ножки?

 — По летней дорожке,

С бугра на бугор,  За ягодой в бор.

В зелёном бору Тебе наберу

Чёрной черники, Алой земляники.

                                                 Март.

                                              1-2 недели.

Конспект занятия на тему: «Мебель».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Упражнять ребенка в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их.
  2. Учить приему накладывания и приставления деталей.
  3. Учить строить и объединять постройки по смыслу сюжета.
  4. Побудить ребенка к общению.
  5. Учить слушать и понимать объяснения.
  6.  Акцентировать внимание на слове «мебель».

Словарная работа: мебель.

Материал: кубики и кирпичики разного цвета, игрушки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ

(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку).

Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.

Заключительным занятием по постройке столов, стульев и кресел проводится занятие по теме: «Мебель». Ребенок учится называть множество предметов одним обобщающим словом «Мебель». Занятие проводится игрой-повторением.

На столе лежат две кучки деталей разного цвета. Одной кучкой пользуется воспитатель, другой – ребенок. Кроме закрепления у детей навыков, умений, которыми малыши овладели на прошлых занятиях, на этом можно поупражнять малышей отличать постройку по цвету. «У меня будет красная мебель, а у тебя – желтая».  Занятие можно построить так: «Давайте поиграем. Угадайте, что я построю сейчас для этой матрешки». Воспитатель строит предметы мебели, предлагает сделать такой же. «Угадайте, что я построила?» Воспитатель кладет на сооружение куклу или матрешку. Дети могут угадать – диван. А если ребенок затрудняется, воспитатель подсказывает и помогает построить такой же диван. Каждая постройка обыгрывается.

Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.

А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.

Вот твоя кровать,

Чтобы сладко спать.

Мягкая перинка, -

Отдохнет пусть спинка.

Вот тебе подушки,

Положи под ушки.

Вот и одеяло,

Чтоб теплее стало.

Глазки закрывай,

Баю — баю — бай!

СТИХИ ПРО ДИВАН
Мой диван меня любил -
Кофе я ему носил!
И, на нем расправив плечи,
Грелся, как у русской печи.
Мы смотрели дружно ящик,
Сказки к ночи говорящий.
Мой диван, как кот, урчал
И меня легко качал...
Прыгал, привязавшись к лампе,
Паучок к нам на тарзанке.
Сквознячок в двери свистел -
Старой шторой шелестел.
Было тихо... И уютно...
Мы дремали...
Вот и утро!

У каждого ребенка
Есть в спальне стульчик свой.
С рисуночком лисенка,
Во-о-он тот, красивый, - мой.
Одежду аккуратно
На  нем я уложу,
Все сделаю опрятно,
И так вещам скажу:
«Вы, синие колготы
И черные штаны,
Устали  от работы
И отдохнуть должны!»
Зеленая рубашка 
На стульчике висит
Измучилась, бедняжка,
Не двигается - спит...
Конечно же, оставлю
И туфли  отдыхать:
Под стулом их поставлю.
А сам пойду в кровать...

                               

                                           

                                            3-4 недели

Конспект занятия на тему: «Машины».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить приему накладывания деталей.
  2. Различать постройки по цвету.
  3. Познакомить с новой деталью «пластиной» толстой.
  4. Научить произносить «би-би».
  5. Учить понимать слова «едет», «большая», «маленькая».
  6. Учить игровым действиям.

Словарная работа: «би-би», пластина.

Материал: кубики, кирпичики и пластины, машинки, игрушки зайца и медведя.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ

(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку).

Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.

Воспитатель: - К нам в гости прискакал маленький зайка.

Скачет зайчик по дорожке, Скок, скок.

Правой ножкой, левой ножкой, Скок, скок.

Прыгай, прыгай, вместе ножки, Скок, скок.

И похлопаем в ладошки, Скок, скок.

Зайка хочет покататься,  а машины у него нет. Давайте поможем зайке и построим для него машину.

Воспитатель: - На кирпичик я положила кубик. Получилась маленькая машинка. Я построила машинку для зайчика, а теперь ты, обращается к малышу, построй машинку для зайчика.

(Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему строить )

Воспитатель: - Чтобы зайка покатался на машинке, посади его. Поехала машинка!!!...

Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.

Воспитатель: - А еще к нам в гости пришел Мишка.

Медведь.

Пчелы гонятся за Мишкой.
"Жу-жу-жу, не будь воришкой!
Меда нашего не трогай,
Проходи своей дорогой!"
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве мелькают пятки.
Вместо меда будут шишки
На носу воришки мишки.

Он тоже хочет покататься на машине. Давайте Мишке построим большую машину. Вот как надо ее строить. Взять пластину, на нее положить кирпичик, на кирпичик положить кубик и машина готова.

(Ребенок с помощью воспитателя строит машину для Мишки.)

-Поехал Мишка на большой машине. Как машины гудят? «Би-би-би!» Воспитатель побуждает детей произносить эти звуки. Дети играют с машинками, катают зайчика и медведя.

Я сегодня рулевой,
У меня машинок рой.
По паласу их катаю —
В гости маму зазываю.

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
В машине, в машине
Детей полно.
Поехали дети.
Глядят в окно.
Би-би-би! Би-би-би!
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой…
Приехали дети. Машина, стой!
Би-би-би! Би-би-би!

                                   

                                                  Апрель.

                                              1-2 недели.

Конспект занятия на тему: «Автобус».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Учить приему накладывания деталей.
  2. Учить различать постройки по цвету.
  3. Закрепить понятие слова «пластина».
  4. Учить игровым действиям.

Словарная работа:  «би-би».

Материал: пластины, кубики и кирпичики разного цвета, игрушки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

МАШИНКА

Заведу мою машину («мотор»)

— Би-би-би, налью бензину.

(3 хлопка, топать)

Крепко-крепко руль держу

(«держать руль»)

На педаль ногою жму.

(топать правой ногой)

В начале занятия показать детям игрушку – автобус. Из чего он состоит? Длинный? Большой?  Кто на нем ездит?

Показать картинки с автобусом. Прочитать стихотворение про автобус.

Автобус

Я ночую в гараже…
Хватит, выспался уже!
Я бензином подкреплюсь, ведь уже в начале дня
Пассажиры ждут меня.
Всем в салоне хватит мест,
Заплатите за проезд.

После этого показать как строить автобус, из каких деталей.

Воспитатель: - Я положу вот такую красную пластину, а на нее положу сначала желтый кубик, рядом с ним еще один такой же кубик. Подравняю, чтобы все кубики на пластине лежали ровно, рядом друг с другом. Вот какой автобус получился! Поехал мой автобус! «Би-би».

Воспитатель предлагает малышам самим построить такой же автобус. При затруднении в постройке, воспитатель помогает малышу.

Затем вместе с детьми обыгрывают свои постройки.

                                           

                                              3-4 недели.

Конспект занятия на тему: «Заборчик».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Учить детей устанавливать кирпичики в ряд на узкую, длинную грань, плотно приставляя  их друг к другу.
  2. Учить звукоподражанию «топ-топ».
  3. Учить понимать выражения: «приставь кирпичик к кирпичику, построй ровно».

Словарная работа:  забор.

Материал: кирпичики,  игрушки матрешки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ЁЖИК

(Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок.)

Маленький колючий ёж.

До чего же он хорош!

В начале занятия воспитатель вспоминает вместе с детьми какой забор они видели на прогулке.  Показывает книжку с картинками забора. Затем воспитатель показывает готовый образец забора, анализирует его. (Забор низкий, широкий, ровный, красивый…)

Воспитатель показывает и комментирует  как строить забор. Ребенок наблюдает.

Затем воспитатель вместе с детьми строит забор, помогает ребенку.

В конце занятия обращает внимание детей, что заборчик получился ровный, красивый и предлагает поиграть с ним.  «Матрешки побежали возле забора, а теперь назад побежали! Сели на заборчик, посидели и дальше побежали!»

Матрешка — хорошая наша игрушка,
Умеет раскрыться по несколько раз.
Внутри у нее ожидает подружка,
Такая же точно, но меньше в пять раз.

                             

                                             Май.

                                        1-2 недели.

Конспект занятия по теме: «Заборчик высокий и низкий».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Научить устанавливать кирпичики в ряд на узкую, длинную грань и на узкую короткую грань, плотно приставляя их друг к другу.
  2. Учим строить высокий и низкий забор.
  3. Понимать значения слова «забор».
  4. Произносить звукоподражание «топ-топ-топ».
  5. Понимать выражения: «приставь кирпичик к кирпичику», «построй ровно».
  6. Акцентировать внимание на цвет «синий» и «желтый».

Словарная работа: высокий, низкий.

 Материал: кирпичики синего и желтого цвета, матрешки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)

В качестве образца строятся два заборчика: синий и желтый. Заборчики сравнивают: они разные. Затем нужно показать и объяснить, как устанавливать кирпичики. В конце занятия можно предложить малышам поиграть со своими матрешками в прятки. «Спрятались матрешки!» - дети ставят их за заборчик от себя. «Вот они матрешки!» - ставят из к себе.  «Матрешки пляшут, радуются» и т.д.

Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!

                                              3-4 недели.

Конспект занятия на тему: «Длинный забор из разных деталей».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить устанавливать кирпичики и кубики в ряд, чтобы получился длинный забор из разных деталей.
  2.  Понимать значения слова «забор».
  3.  Произносить звукоподражание «ку-ка-ре-ку».

Словарная работа:  длинный.

Материал: кирпичики и кубики разного цвета, игрушка петушок.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)

Воспитатель предлагает малышам построить разноцветный заборчик по образцу, данному воспитателем, чередуя строительные детали по форме. Приемы можно не показывать, а ограничиться указаниями (если это возможно).  Затем дети сами строят забор.  

«Поставьте сначала кирпичик, как у меня, теперь кубик, а теперь все кубики и кирпичики поставьте сами, чтобы получился длинный забор».

Воспитатель предлагает детям петушков для обыгрывания построек.

«Кто утро раньше всех встает?

Кто песню раннюю поет?

Рассвет встречает наш дружок-

Голосистый петушок!»

«Петушки садятся на заборчик, поют песенки, опускаются на землю, клюют зернышки и опять взлетают на красивый заборчик и т.д.»

Воспитатель играет с детьми, подсказывает действия для петушков.

«Петя – петушок

красный гребешок,

Громкий голосок.

Ку-ка-ре-ку!»

                             

                                                  Июнь.

                                              1-2 недели.

Конспект занятия по теме: «Заборчик»- обобщающее занятие.

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Научить ребенка самостоятельно устанавливать кирпичики и кубики в ряд, чтобы получился забор из разных деталей.
  2. Понимать значения слова «забор».
  3. Произносить звукоподражание «топ-топ-топ».

Словарная работа: «топ-топ-топ».

 Материал: кубики и кирпичики разного цвета, куколка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ГОСТИ
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.)

Воспитатель: - Давайте сегодня построим разные заборчики высокие из кирпичиков и пониже из кубиков. Вспомним, как мы это делали на прошлом занятии.

(Воспитатель показывает и объясняет.)

- Возьмите кирпичик и поставьте его так. (Ставит его на узкую и короткую грань.) Теперь сами возьмите кирпичик и приставьте к этому кирпичику и т.д. (Когда заборчик будет готов проводится рассматривание. Какой получился заборчик? – Ровный, красивый, высокий и т.д.)

- Теперь возьмите кубик и аналогично построим другой заборчик.

(Строят заборчик из кубиков.)

-Какой заборчик получился? – Ровный, красивый, низенький.

- А теперь давайте сравним наши заборчики. (Сравнивают).

У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя.

- А теперь возьмем куколку и поиграем с ней. Куколка пошла к заборчику «топ-топ-топ». Куколка спряталась за заборчиком. – Вот она, куколка, вышла из-за заборчика. (Игра с куклой «В прятки»).

После игры предлагаем малышам прибрать игрушки на места.

                                           3-4 недели.

Конспект занятия на тему: «Скамеечка для матрешки»».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить ребенка делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей.
  2. Побудить ребенка к общению.
  3. Учить играть с постройками.

Словарная работа:  скамеечка.

Материал: пластины, кубики, матрешка.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ГОСТИ
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.)

Воспитатель рассматривает с детьми образец скамеечки и предлагает детям построить скамеечку для матрешки и показывает приемы конструирования. Рассматривает с детьми пластину, кубики, предлагает обследовать их рукой. «Я положу пластину перед собой – вот так». (Кладет на широкую длинную грань). «Теперь возьму кубик и поставлю  его вот так». (Подставляет его к одному концу пластины. Тоже самое делает со вторым кубиком.)  «Вот и получилась скамеечка».  Если дети освоили это  легко, можно усложнить постройку и построить подлокотники.

Затем предложить детям поиграть с постройкой.

- К нам в гости пришла матрешка.

Эх, матрешечка-матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять.

 Она хочет поиграть с вами и потом отдохнуть на скамеечке.

                                           

                                                 

                                                     Июль.

                                                1-2 недели.

Конспект занятия по теме: ««Большая и маленькая скамеечки для матрешки».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи:

  1. Научить ребенка делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей.
  2. Акцентировать внимание на  красном цвете.
  3. Знакомство со словом «большой и маленький».
  4. Побудить ребенка к общению.
  5. Учить играть с постройками.

Словарная работа: большой, маленький.

 Материал: пластины, кубики, матрешки.

Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (показать ушки)

Воспитатель предлагает малышам построить две скамеечки большую и маленькую для большой матрешки и маленькой. Нужно предложить детям образцы обеих скамеек, проанализировать. Тут же можно и проиграть вариант с большой матрешкой и маленькой. Воспитатель: - Даша, возьми большую матрешку и посади ее на большую скамеечку. То же самое можно обыграть с маленькой скамеечкой и маленькой матрешкой.

После рассмотрения образцов постройки необходимо показать способ постройки скамеечек.

Затем ребенок вместе с воспитателем строит свои скамеечки и обыгрывает. Воспитатель продолжает учить ребенка игровым действиям.

На столе стоит матрешка –
Глазки расписные.
В ней живет еще немножко –
Чудо, как красивые.

                                    3-4 недели.

Конспект занятия на тему: «Домик».

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи:

  1. Научить детей способу прикладывания и накладывания деталей.
  2. Познакомить с новой деталью – призмой.
  3. Учить произносить слово «дом».
  4. Различать цвета желтый и красный.
  5. Учить понимать выражения: «поставь крышу сверху», «стоят рядом».
  6. Развивать у детей желание вступить в игровое общение со взрослым.

Словарная работа:  дом, сверху, рядом.

Материал: красные кубики, желтые  призмы, котик.

 Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:        

 Кошка

Подставляй ладошку (Вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)

Расскажу про кошку (Гладим ладонь другой рукой)

Будем пальчики считать? (Шевелим пальчиками)

Будем пальчики считать! (Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)

Раз-два-три четыре-пять! (Поочерёдно загибаем пальчики на руке)

Вот – кулак, (Сжимаем пальцы в кулак)

А вот – ладошка. (Разжимаем их)

На ладошку села кошка! (Ставим на ладонь пальцы второй руки)

И крадётся потихоньку, («Пробегают» пальчиками по руке до плеча)

И крадётся потихоньку… (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)

Видно мышка там живёт.

Перед занятием воспитатель строит образец домика. Обращает внимание на домик в целом, затем на его части. «Стены сделаны из двух кубиков красного цвета, которые стоят рядом друг с другом. Крыша желтого цвета стоит на кубиках. Вот какой красивый домик». Затем дети сами с помощью воспитателя строят домик из красных кубиков.

Вот квадратик, треугольник,
Получился целый домик!
Мы в него кота поселим,
Вот ему будет веселье!

Обыгрывают свои постройки.

        

                                   

                                               Август.

                                           1-2 недели.

Конспект занятия по теме: «Домик для куклы и будка для собаки».

Цель:  способствовать развитию у детей творческих и конструктивных способностей.

Задачи: учить детей строить более сложный домик и будку для собаки.

Словарная работа: будка.

 Материал: строительный материал двух цветов. Кукла и собака.

 Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:        

Гав – Гав!

Пять котяток перед вами (Пальцы растопырены. Поворачиваем кисть в разные стороны)

Все кивают головами. (Сгибаем – разгибаем пальцы.)

Вот все вместе побежали, (Бежим пальцами по столу (коленкам)

Вдруг - устали, полежали. (Кладем ладонь на стол (колени)

Мышь увидели вдали И за нею поползли. («Ползем» пальцами по столу (коленям, подтягивая ладонь к пальцам.)

Мимо них собачка шла: «Гав!», - и всех их прогнала. (Пальцы – котята «убегают»)

 Можно научить детей строить более сложные домики (на два лежащих на узкой длинной грани кирпичика наложить две призмы или на два вертикально стоящих кирпичика поставить призму).

Перед занятием воспитатель строит образцы и потом рассматривают с детьми способ построения таких домиков.

Затем дети сами стараются построить домики. При затруднении воспитатель помогает малышам. Также строят маленькую будку из одного кубика для собаки. Обыгрывают свои постройки.

Я куколка задорная

Бантик мой в горошках.

Платьице нарядное,

Туфельки на ножках.

Вот квадратик, треугольник,
Получился целый домик!
Мы в него кота поселим,
Вот ему будет веселье!
Вот цветок на подоконник,
Чайный столик на балконе.
Рядом с домиком-гараж,
Будочка и песик наш.

                                           

                                              3-4 недели.

Конспект занятия на тему: «Домик»- обобщающее занятие.

Цель:  способствовать овладению конструктивными навыками.

Задачи: закрепить навыки конструирования.

Словарная работа:  дом.

Материал: строительный материал разного цвета.

 Методы и приемы:

игровой – пальчиковая гимнастика

словесный – художественное слово, объяснения воспитателя

наглядный – показ приема постройки воспитателем

практический – выполнение задания ребенком

Ход НОД:

Приветствие – пальчиковая игра:        

Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

На итоговом занятии дети закрепляют навыки конструирования домика и будки для собаки, но с некоторым усложнением. Воспитатель учит делать окошечко, показывает, как приложить к задней стенке домика кирпичик. (кирпичик положить на узкую длинную грань, приставив широкой гранью к домику).

Воспитатель строит образец заранее и объясняет новый прием и показывает.

На итоговом занятии малыши могут строить самостоятельно разные домики, которые им нравятся. Затем обыгрывают постройки. Заселяют туда животных.

Высунув из будки нос,
«Гав!» – пролаял громко пёс.
И с тех пор к нам дядя Костя
Не приходит больше в гости.
Испугался зря сосед –
Пёс сказал ему: «Привет!»

Литература:

  1. Куцакова  Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду /Сфера, 2012
  2. Дмитриева  В.А. Академия раннего развития / М.: АСТ, Сова, 2006.
  3. Жукова  О.Г. Планирование и конспекты занятий для детей раннего возраста / М.: Айрис, 2008. - 96с.
  4. Разенкова  Ю.А. От игры в кубики к конструированию / Ю.А. Разенкова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4.
  5.  Шайдурова  Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / ТЦ Сфера, 2008.
  6. Л.В.Куцакова  Художественное творчество и конструирование 2-3 года / Мозаика – синтез 2017
  7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст)  (далее «Программа») Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Дет...

Программа проведения педагогической студии «Обновление содержания образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Методическая разработка программы проведения педагогической студии как формы работы с начинающими педагогами ДОУ . В программу включены открытые показы совместной тволрческой деятельности педагогов с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год

Цель программы:проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей ...

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «ВОЛШЕБНый МИР ОРИГАМИ"

Программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях группы подготовительной к школе группе дошкольного образовательного учреждения...

Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "Конструктивно-модельная деятельность" для детей младшего возраста 2-3 лет.

Рабочая программа образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по разделу "Конструктивно-модельная деятельность" для детей младшего возраста 2-3 лет. Пояснительная за...