Главные вкладки

    Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
    план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

    Варенникова Татьяна Федоровна

    Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon priobshchenie_detey_k_folkloru_posredstvom_narodnoy_igry.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тип занятия: музыкальное занятие

    Форма организации: подгрупповая, индивидуальная, парная.

    Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям через музыкальные народные игры

    Возрастная группа: старшая  группа.

    Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

    Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Цель: Посредством народной игры вызвать интерес ребёнка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям.

    Задачи: 

    Обучающие задачи:

    • Формировать представления детей о календарно-обрядовом цикле.
    • Дать детям представления о народных традициях, обрядах , древнем празднике «Сороки».

    Развивающие задачи:

    • Расширять представления детей о музыкальном фольклоре путем знакомства с разнообразными формами игрового музыкального фольклора.
    • Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
    • Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольклору.
    • Развивать наблюдательность, активную речь, творческую активность
    • Развивать умение договариваться о совместных действиях.
    • Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать интерес к звучанию русских народных инструментов.
    • Воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа.
    • Способствовать проявлению положительных эмоций;
    • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе игры.

    Словарная работа: Активизировать словарь детей (змейка, улитка, тетёра, заклички,  рубель)

    Средства:

    Наглядные: демонстрация иллюстраций, демонстрация музыкальных инструментов.

    Словесные: рассказ об истории весенних праздников.

    Практические: игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки.

    Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, экран

    Атрибуты: платок, венок, 2 детских стула, народные музыкальные инструменты.

    Предварительная работа музыкального руководителя:

    • Знакомство с русскими народными инструментами и техникой игры на них.
    • Составление рассказа о народных традициях, приметах и обрядах.
    • Изготовление атрибутов для танцев и народных игр.
    • Методическая работа, подбор материала.

    Структура занятия:

    I.Вводная часть:

    Рассказ педагога о весенних забавах.

    II.Основная часть:

    Рассказ педагога о народных традициях

    Организация народных игр:

    «Закличка «Весна-красна»

    «Заплетися плетень»

    «Редечка»

    «Ходил барин по хороводику».

    Хороводная плясовая «Светит месяц».

    III.Заключительная часть:

    Знакомство с народным инструментом  - рубель

    Организация детского оркестра

    Подведение итогов.

    Ход занятия:

    Выход - Хоровод

    [Диск «Топ-топ, каблучок» И.Каплунова, И.Новоскольцева, ТРЕК №2]

    Выход детей хороводом: змейка, круг, построение в одну линию, идем вперед шеренгой и поклон.

    Музыкальный руководитель.

    Здравствуйте дети, здравствуйте, гости дорогие!

    Ребята, давайте поздороваемся с гостями по старинному русскому народному обычаю – поклоном.

    Долго длится зимняя пора в России. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, все мечтают о том, что скоро тепло прогонит стужу лютую. Наступает весна. Но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает о себе знать.

     

    Наши предки, древние славяне, очень ждали весну после долгой зимы, и считали, что весну можно приблизить, если ее особенно позвать. Для этого выходили они в поле, в лес на опушку, и вот на опушке леса звали Весну. А некоторые вообще забирались на крышу.

    И вот одну такую закличку я Вам спою. И буду не просто  петь,  но и одновременно играть с вами.

    «Закликание весны»

    [«Как у наших у ворот» И.Каплунова, И.Новоскольцева? c.22]

    «Покружилась, покружилась, и в весну я превратилась».

    Все дети присаживаются на корточки врассыпную по залу. У Весны в одной руке лёгкий зеленый платочек. Под пение детей и музыкального руководителя Весна ходит между детьми. Тот ребёнок, до которого дотрагивается Зима платочком, берёт её за руку и идёт за ней, второй ребёнок берёт за руку первого и т. д. Постепенно все дети образуют большую цепочку. Весна ведёт детей в круг (хоровод).

    «Весна-красна, на чем пришла?

    На жердочке, на бороздочке.

    Кулики да жаворонки,

    прилетайте к нам в одонки,

    посыпаем вам головки.»

    Вот какой красивый хоровод получился. А вы знаете, что наши предки – древние славяне водили хороводы разными способами. Давайте мы с вами походим «змейкой». А сейчас мы изобразим с вами «улитку». Ребята, а как можно распутать улитку? А у меня есть еще 1 способ распутывания улитки (выйти в воротики) давайте повторим, какие хороводы бывают.

    Музыкальный руководитель:

    Заплеталися, расплеталися,

    Легкой змейкой по земле

    Извивалися….

    Проводится игра «Заплетися плетень»

    Во время игры дети с музыкальным руководителем выполняют различные виды перестроений в хороводе: «змейку», «улитку», «круг».

    1.Заплетися, плетень - ( по 2 раза во всех куплетах)

       Заплетися. –                ( по 2 раза во всех куплетах)

    2.Завяжися, узел,                              

        Завяжися.  

    3.Как заплёлся плетень,

        Как заплелся.

    4.Завязался узел,

        Завязался.

    5.Расплетися, плетень,

        Расплетися

    6.Развяжися, узел,

        Развяжися.

    7.Как расплёлся плетень,

        Как расплёлся.

    8.Развязался узел,

        Развязался.

    Музыкальный руководитель поёт, дети подпевают. Во время пения выполняют различные перестроения: «змейку», «круг», «улитку».

    Музыкальный руководитель:

    Ребята, давайте повторим, какие построения мы с вами выполняли . (Круг, змейка, улитка – 3 вида хоровода)

    Ребята, отгадайте, про какой праздник я загадаю загадку:

    «Чудо-праздник на дворе

    Говорит: «Конец зиме!»

    Пора чучело сжигать,

    Красно солнышко встречать.» (Ответы детей)

    Или:

    Праздник русский и раздольный,

    Вкусный, сытый и довольный,

    Со сметаной, маслицем –

     Что за праздник? (Масленица)

     На Масленицу сжигали чучело. Это мы сейчас 7 дней ее празднуем, а в древние времена ее праздновали более месяца. Блин был не только символом солнца, но и был ритуальным блюдом. Сжигали чучело Масленицы, а потом пепел увозили на санях в поле, разбрасывали, чтобы получить летом богатый урожай.. .А какой урожай уродился в этом году у нашей бабушки, мы посмотрим в игре «Редечка». А где же наша Бабушка? Выберем бабушку старинной считалкой.

    Выходи честной народ!

    Начинай задорный счет!

    Будем весело считать,

    Будем бабушку искать!

    Здесь для выбора «бабушки» предлагается разучить новую считалку:

    Тетёра шла,

    Моховая шла.

    По каменью,

    По заломенью.

    Сама прошла,

    Всех деток провела.

    Самого лучшего детёныша оставила.

    Проводится игра «Редечка»

    Играющие выбирают (по считалке) водящего – «бабушку», остальные разбиваются на две группы. Первая изображает «редечек»: все садятся в ноги друг к другу, крепко взявшись за руки. Другая группа проходит к «Бабушке» с песней:

    Ай, бабушка, дай редечки…

    Редечка сладенечка,

    Бабушка добренечка.

    Редьку черви точили

    Да собаки волочили!

    Жалобно просят: «Бабушка, дай редечки!».

    Сначала «бабушка» прогоняет всех, но играющие опять идут к ней с той же песней. Наконец «бабушка» говорит: «Ну ладно! Так и быть, дам я вам редечки».

    Дети второй группы берутся друг за друга и с возгласом: «Раз-два, взяли!» - вытаскивает первую «редечку». Все принимаются оценивать её:

    Если же вытягивают «хорошую редечку», её хвалят, кто как может, и берут к себе в группу. «Недозревшую редьку» сажают «дозревать» обратно в «грядку».

    Музыкальный руководитель:

    Ребята, не поверите, древние славяне 1 марта встречали Новый год – как символ пробуждения природы (когда земля пробуждается от зимнего сна)

    А как встречали? В селах и городах устраивали  игры, пели песни, танцевали, водили хороводы.

    И мы с вами сейчас исполним  хоровод под русскую плясовую «Светит месяц».

    Исполняют хороводную плясовую «Светит месяц». 

    [Диск «Топ-топ, каблучок» И.Каплунова, И.Новоскольцева, ТРЕК №4]

    Музыкальный руководитель:

    Так в играх, хороводах, песнях молодёжь присматривалась друг к другу и могла выбрать себе невесту, жениха для последующего бракосочетания. И мы сейчас с вами выберем для барина невесту.

    Проводится игра «Ходил барин по хороводику».

    Слова пропеваются  речитативом:

    Ходил барин по хороводику,

    Искал барин себе девицу.

    Нашёл!

    Или:

    Ходила девица по хороводику,

    Искала девица себе барина.

    Нашла!

    В центре зала стоят два стула, спинками друг к другу. Мальчик проходит мимо сидящих девочек, на слово «нашёл» кланяется какой-нибудь девочке и одевает ей венок на голову, берёт её за руку и сажает на стул. Сам садится на другой. Все считают: «Раз, два, три!» Мальчик и девочка поворачивают голову в сторону. Если оказалось, что они смотрят в одну сторону, дети встают со стульев и обнимаются. Если они смотрят в разные стороны, мальчик уходит, а игру продолжает девочка.

    Музыкальный руководитель:

    На Руси не только играли, заводили хороводы, но еще свои веселья сопровождали игрой на музыкальных инструментах.

    А народные музыкальные инструменты вы знаете?

    Ответы детей

    Музыкальный руководитель:

    Я хочу познакомить вас ещё с одним инструментом, который называется рубель.

    Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для стирки и глажения белья. При игре как на музыкальном инструменте рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

    Рубель и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами. И вам, ребята, сегодня предлагаю разучить оркестр под русскую народную песню «Утушка луговая».

    Музыкальный руководитель предлагает детям взять музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубны, трещотки, рубель. Исполняется оркестр на детских музыкальных инструментах под русскую народную песню «Утушка луговая».

    Музыкальный руководитель:

    Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русскими народными играми. Вам понравилось в них играть?.. Какие игры вам понравились больше? Какие новые слова вы узнали? Какие хороводы мы водили? Какой весенний праздник больше понравился?

    Угощение: 

    Вы и пели, и играли.

    Очень я довольна вами.

    Вы, ребята, молодцы,

    Получайте леденцы.

    Или:

    Мы встретились с весною,

    О ней мы все узнали.

    Хочу, чтоб о весне прекрасной

    Родным вы дома рассказали.

    Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным, вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гости! (булочки «Журавлики»)

    Музыкальный руководитель:

    В дальнейшем вы будете продолжать знакомиться с русскими традициями, и познакомитесь с другими играми и произведениями народного фольклора. А теперь предлагаю простится в лучших традициях гостеприимства наших предков, для этого мы сделаем поясной поклон и дружно скажем: «Скатертью дорога!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Электронное мультимедийное дидактическое пособие непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Закрепляем знания о весне, играя"

    Данное интерактивное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОО в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также...

    Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности на тему: «Я люблю тебя, РОССИЯ». (Для старшей группы детей )

    Занятие  НОД в старшей группе   проводилось в форме беседы.  Для того, чтобы  дети могли гордиться своей Родиной,развивали интерес к истории нашего народа, знали  российские с...

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

    Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...

    Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

    Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры" (текст и презентация к нему)...

    Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Октябрь- капустник" для детей старшей группы

    Второе занятие проекта по изучению народного календаря. Почему сентябрь в старину называли Капустник? Какая народная кукла символизирует этот месяц в народном календаре?...

    Модель занятия непосредственно образовательной деятельности по социальному и речевому развитию для детей старшего возраста в группе компенсирующей направленности

    Модель занятия  непосредственно образовательной деятельности по социальному и речевому развитиюдля детей старшего возраста в группе компенсирующей направленности...

    "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

    Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольк...