Главные вкладки

    Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
    методическая разработка по теме

    Варенникова Татьяна Федоровна

    Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры" (текст и презентация к нему)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_master-klassa.doc49 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_master-klassa.ppt1.69 МБ

    Предварительный просмотр:

    СЛАЙД 1.     

        Добрый день, уважаемые члены жюри и уважаемые коллеги!

    СЛАЙД 2.

    Моя тема – «Приобщение детей к фольклору посредством народной игры» наиболее емко отражается в высказывании основоположника русской, и в частности, дошкольной педагогики, К.Д. Ушинского:

    СЛАЙД 3.

     «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа". 

    СЛАЙД 4.

              Фольклор — это не просто наше наследие, но наряду с православием еще и та основа основ, на которой держится нравственность.

    СЛАЙД 5.

              Но как же нам найти подход к ребёнку, как вызвать особый его интерес к русскому фольклору?

    СЛАЙД 6.

     С этой задачей отлично справляется игра.

    СЛАЙД 7.

              Тем более, что и ФГОС дошкольного образования в основу организации всех видов детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении как раз и выдвигает игру.

    СЛАЙД 8.

              Все мы знаем, что русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

             Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, многочисленными произведениями малых жанров – колыбельные песни, потешки, припевы, скороговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, загадки, заклички и т.д.

    Только представьте, как это интересно!

    Впрочем, зачем представлять, когда можно поиграть.

    Примечание: рациональнее использовать календарь народных праздников, дающего представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

    Весенние игры:

    СЛАЙД 9.

    1. ИГРА «Идет матушка Весна»

    Двое ребят берут друг за друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и поют такие слова:

    Отворяйте ворота, идет матушка Весна!

    Первым март пройдет, всех детей проведет!

    А за ним апрель отворит нам дверь!

    А за ним и май, сколько хошь гуляй!

    Сколько хошь гуляй, только не зевай!

    С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

    СЛАЙД 10.

    2. ИГРА «Ходит барин по хороводику» 
    Дети располагаются по кругу. Внутри круга стоят два стула спинками друг к другу. Выбирают ведущего-барина, он ходит внутри круга.
    Дети.
    Ходит барин по хороводику,
    Ищет барин себе девицу.
    (Барин берет одну из девочек за руку и выводит в круг)
    Дети. Нашел!
    Барин. Хороша ли моя девица?
    Дети. Хороша, работяща, красива. Присаживайтесь (Барин и девица садятся на стулья спиной друг к другу.) Раз, два, три! (На счет «три» барин и девица поворачивают головы, если повернули в одну сторону, барин и девица становятся парой, если в разные – значит не судьба)

    СЛАЙД 11.

    3. ИГРА «Дударь»

    Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню: 
    Дударь, Дударь, Дударище 
    старый, старый старичище. 
    Мы тебя полечим, чтоб расправил плечи.

    Мы тебе поможем,

    Станешь ты пригожим.

    Ты омолодишься и развеселишься. 
    – Дударь, Дударь, что болит? 
    Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. 
    Дударь, Дударь, Дударище 
    старый, старый старичище. и т.д. 
    Когда надоест играть, Дударь говорит: «Ничего не болит. Выздоровел!»

    СЛАЙД 12.

    4. ИГРА «Жаворонки»

    С глубокой древности "жаворонки" были символом наступающей весны. Встрече птиц, прилетающих из теплых стран, был посвящен отдельный праздник, совпадающий с весенним равноденствием (22 марта). Считалось, что в этот день возвращаются в родные края 40 видов птиц. Люди встречали птиц, как дорогих гостей, закликали, торопили весну и тепло. В празднике активно участвовали дети.

    Выбирается жаворонок, в руке у него колокольчик. Он выходит на середину круга, дети поют:

    В небе жаворонок пел,

    (Дети выполняют маховые движения руками)

    Колокольчиком звенел,

    (Вращают кистями поднятых рук)

    Порезвился в вышине,

    Спрятал песенку в траве.

    (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

    Тот, кто песенку найдет,

    (Дети приседают, руками обхватывают колени)

    Будет весел целый год.

    (Дети стоя весело хлопают в ладоши)

    С окончанием музыки жаворонок кладет колокольчик около любого одного из детей стоящих в кругу, и они бегут в противоположные стороны. Кто быстрей поднимет колокольчик, тот и становится жаворонком.

    СЛАЙД13.

    В день весеннего равноденствия хозяюшки пекли из теста фигурки птиц.

    Предлагаю Вам мастер-класс по их изготовлению.

    Мастер-класс по лепке «жаворонков» из теста (смотреть слайды презентации)

    СЛАЙД14.

          Скатываем колобок.

    СЛАЙД 15.

           Раскатываем колбаску.

    СЛАЙД 16.

           Завязываем узел.

    СЛАЙД 17.

           Оформляем носик.

    СЛАЙД 18.

           Оформляем хвостик.

    СЛАЙД 19.

           Делаем глазки.

    СЛАЙД 20.

    В процессе лепки можно поговорить с ребенком о весне, о том, какие изменения происходят в окружающей природе в это время, вспомнить, каких птиц ребенок знает, каких он видел сам, как они выглядят, рассказать о тех перелетных птицах, которых ребенок еще не знает.

    СЛАЙД 21.

    После завершения работы можно спеть вместе с ребенком заклички-веснянки.

    Веснянка:

    –Весна красна!

    На чем пришла?

    На жердочке, на бороздочке,

    Кулики да жаворонки,

    Прилетайте к нам в одонки.

    Замыкайте  зиму, отпирайте весну!

    Уважаемые коллеги, я убеждена: русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Ведь они дают положительные результаты, исполняют своё главное назначение – доставлять детям удовольствие и радость, и так органично входят в повседневную жизнь маленького человека, будущего гражданина нашей любимой Родины – великой России.

     СЛАЙД 22.

    Спасибо за внимание! Надеемся, что наши разработки будут полезны и Вашим коллективам, и лично Вам!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей п. Вурнары, Вурнарского района Чувашской Республики Мастер: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» Татьяна Федоровна Варенникова МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

    Слайд 2

    Тема: «Приобщение детей к фольклору посредством народной игры

    Слайд 3

    «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа". К.Д.Ушинский

    Слайд 4

    Фольклор — это не просто наше наследие, но наряду с православием еще и та основа основ, на которой держится нравственность.

    Слайд 5

    Но как же нам найти подход к ребёнку, как вызвать особый его интерес к русскому фольклору?

    Слайд 6

    С этой задачей отлично справляется игра.

    Слайд 7

    Тем более, что и ФГОС дошкольного образования в основу организации всех видов детской деятельности в ДОУ как раз и выдвигает игру.

    Слайд 8

    Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, многочисленными произведениями малых жанров – колыбельные песни, потешки, припевы, скороговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, загадки, заклички и т.д.

    Слайд 9

    Русская народная игра «Идет матушка Весна» Отворяйте ворота Идет матушка Весна! Первым март пройдет, Всех детей проведет! А за ним апрель Отворит нам дверь! А за ним и май, сколько хошь гуляй, Сколько хошь гуляй, только не зевай!

    Слайд 10

    Русская народная игра «Ходит барин по хороводику» Ходит барин по хороводику, Ищет барин себе девицу. Нашел!

    Слайд 11

    Русская народная игра «Дударь» Дударь, Дударь-Дударище Старый, старый старичище. Мы тебя полечим, чтоб расправил плечи. Мы тебе поможем, Станешь ты пригожим. Ты омолодишься и развеселишься.

    Слайд 12

    Русская народная игра «Жаворонок» В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел, Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год.

    Слайд 13

    МАСТЕР-КЛАСС по лепке «жаворонков» из теста

    Слайд 14

    Скатываем колобок

    Слайд 15

    Раскатываем колбаску

    Слайд 16

    Завязываем узел

    Слайд 17

    Оформляем носик

    Слайд 18

    Оформляем хвостик

    Слайд 19

    Делаем глазки

    Слайд 20

    В процессе лепки можно поговорить с ребенком о весне, о том, какие изменения происходят в окружающей природе в это время, вспомнить, каких птиц ребенок знает.

    Слайд 21

    После завершения работы можно спеть вместе с ребенком закличку-веснянку: – Весна красна! На чем пришла? На жердочке, на бороздочке, Кулики да жаворонки, Прилетайте к нам в одонки. Замыкайте зиму, отпирайте весну!

    Слайд 22

    Надеемся, что наши разработки будут полезны и Вашим коллективам, и лично Вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр

    Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем д...

    Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»

    Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...

    Развитие творческих способностей детей среднего возраста посредством народного искусства

    Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного возраста. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и це...

    Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.

    Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...

    Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

    Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

    ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ

    ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ  ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ...

    "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

    Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольк...