ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ 5 - 6 ЛЕТ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ЛЕПКИ
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Быкова Светлана Александровна

АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_tehnologiya_osvoeniya_detmi_5.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогическая технология освоения детьми 5-6 лет нетрадиционных техник лепки

3.1  Цель, задачи, методика преобразующего эксперимента

Цель: разработать педагогические технологии использования нетрадиционных техник в развитии лепки старших дошкольников.

Задачи:

  1. Определить содержание использования нетрадиционных техник в развитии лепки у старших дошкольников;
  2. Разработать методы и приемы организации процесса применения нетрадиционных изобразительных техник в процессе лепки старшими дошкольниками;
  3. Скорректировать педагогические условия освоения нетрадиционных техник лепки старшими дошкольниками.

В разработке преобразующего эксперимента мы исходили из следующих положений:

* необходимость последовательной и системной работы по использованию нетрадиционных техник в освоении лепки старшими дошкольниками;

* расширение опыта использования различных нетрадиционных техник лепки старшими дошкольниками; создания плоскостных и объемных композиций;

* организация обследования и экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами;

* поощрение самостоятельности в использовании нетрадиционных техник лепки старшими дошкольниками с целью создания выразительного образа;

*  использование различных форм организации педагогического процесса в данном направлении: образовательной деятельности детей, совместной творческой деятельности педагога и детей, самостоятельной художественной деятельности детей; применение коллективных и индивидуальных форм организации детей на занятиях;

* активизация интереса детей к творчеству. Изобразительной деятельности, лепке;

* использование созданных детьми изображений для оформления ДОУ, подготовки атрибутов игр и спектаклей, организация выставок и конкурсов лепных работ и т.д.

Основная идея преобразующего эксперимента заключалась в расширении опыта творческого взаимодействия детей с различными пластическими материалами, создание условий для применения полученных детьми умений нетрадиционных техник лепки в повседневной жизни. В связи с этим были выделены следующие взаимосвязанные направления работы:

  1. Освоение старшими дошкольниками умений нетрадиционных техник лепки.

Цель данного направления: активизировать интерес детей к нетрадиционным техникам лепки, формировать умения использования нетрадиционных техник лепки, создание выразительного образа.

  1. Создание педагогических условий для успешного освоения старшими        

дошкольниками нетрадиционных техник лепки.  

Цель данного направления: создание в ДОУ активно воздействующей предметно-пространственной среды; организовать взаимодействие с родителями воспитанников в данном направлении.

Данная работа осуществлялась в процессе трех этапов.

1 этап имел целью активизацию интереса старших дошкольников к нетрадиционным техникам лепки, расширение их представлений о пластических материалах (их свойствах, отличительных особенностях, возможностях использования в лепке).

Содержание этапа:

- активизация интереса к нетрадиционным техникам лепки;

- обогащение у детей опыта освоения различных пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто, бумажная масса, фольга);

- формирование у старших дошкольников представлений о свойствах, особенностях и возможностях использования в лепке нетрадиционных пластических материалов (соленое тесто, бумажная масса, фольга);

- активизация детского экспериментирования с различными пластическими материалами и художественными инструментами.

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах: Образовательная ситуация: введение игрового персонажа – человечка из соленого теста и глины (см. Приложение № 48). Рассмотрев его, дети придумали имя – ГЛИТЕЧЕК.

Методические рекомендации: человечек все время попадает в различные ситуации: захотел помочь куклам постирать одежду («Можно ли ему мочить руки? Почему нельзя?»). Захотел Глитечек побегать по лужам босиком («Почему это опасно для него? Что нужно сделать, чтоб не растаяли ножки?» и т.п.).

Образовательная ситуация: человечек хочет научиться лепить вместе с детьми красивые декоративные поделки – вазочки, украшать рамки для поделок; принес с собой различный лепной материал.

Методические рекомендации: детям и человечку предлагается поэкспериментировать, поиграть с материалом (покидать его, попытаться «отсечь» кусочек от камня, порезать на части, помять, помочить), (см. Приложение № 49).

1. Экспериментирование с различными пластическими материалами, направленное на развитие интереса к разнообразным пластическим материалам, художественным инструментам и инициирование поиска изобразительно-выразительных средств (обработка поверхности лепной формы при помощи различных художественных инструментов и вспомогательных материалов).

Предусматриваются 3 проблемно – игровые ситуации:

  1. «Пластилиновая сказка»;
  2. «Пернатые, мохнатые, колючие»;
  3. «Поварята – мастерята» (привлечение детей к замешиванию соленого теста).

2. Экспериментирование с цветным пластилином и соленым тестом, направленное на расширение представлений о выразительных возможностях данных пластических материалов; формирование у детей навыков и умений получения пластического материала (пластилина и соленого теста) нужного цвета или оттенка в технике «пластилиновой живописи».

Предусматриваются 3 проблемно – игровые ситуации:

  1. «Как спорили Соленое тесто и пластилин» (продолжение «Пластилиновой сказки»);
  2. «Волшебница – фольга»;
  3. «Пластилиновый мрамор» (смешивание пластилина разного цвета, получение мраморного эффекта, декорирование сухого аквариума красивыми «мраморными камешками»).

3. Игры с различными художественными и предметными материалами, направленные на экспериментирование, определение возможностей их использования для создания лепных образов.

Предусматриваются 2 проблемно – игровые и экспериментальные ситуации:

  1. «Одежда для поделки» (см. Приложение № 50).

Фрагмент 1: педагог выражает озабоченность по поводу того, что не знает, как лучше оформить лепные работы, чтобы было красиво и удобно; в ходе обсуждения – подводит детей к мысли о создании красивых рамочек, подставочек для лепных работ, выполненных в технике «пластилинографии».

Фрагмент 2: дети, совместно с педагогом, рассматривают выставку ранее изготовленных работ, предлагают варианты изготовления, оформления «одежды для поделки»; здесь же экспериментируют с различным материалом.

Методические рекомендации:

1) Демонстрация педагогом личной заинтересованности в данном виде деятельности;

2)  Внимательное отношение к идеям детей и продуктам их деятельности;

3) Периодическое, систематическое пополнение и обновление зоны художественной деятельности пластическими и предметными материалами для детского экспериментирования, играми;

4)  Использование игровых приемов, загадок, потешек, сказок (см. Приложение № 51), создание проблемных ситуаций для активизации и интереса к экспериментированию с лепными материалами и средствами изображения; акцентирование внимания детей на выразительных возможностях различных материалов и инструментов;

5) Привлечение детей к замешиванию соленого теста, знакомство со свойствами фольги (шуршит, мнется, рвется и т.д.).

К концу этапа:

- произойдет активизация интереса старших дошкольников к нетрадиционным техникам лепки;

-  обогащение  представлений детей о разнообразии пластических материалов для лепки;

- обогащение первоначальных представлений о свойствах и отличительных особенностях разных пластических материалов, возможностях использования их в создании лепных образов.

2 этап имел целью развитие у старших дошкольников умений создания образов в различных нетрадиционных техниках лепки.

Содержание этапа:

- освоение различных изобразительных техник; обобщение, конкретизация и систематизация представлений детей о различных пластических материалах, их свойствах, средствах выразительности, возможностях использования для создания выразительного лепного образа;

- развитие технических и изобразительно-выразительных умений лепки из соленого теста, создания лепных работ в технике «пластилинографии» (лепка скульптурным и комбинированным способом, дополнение образа мелкими деталями, широкое использование различных инструментов – стек, штампов, бытовых предметов для обработки поверхности изделий; скрепление форм из теста путем смачивания места соединения и прижимания; приемы рельефной лепки из пластилина);

-  освоение способов создания плоских и объемных изображений;

-  формирование умений комбинировать разные художественные материалы с целью создания выразительного образа;

-  создание выразительных образов из фольги, соленого теста, глины, снега, сырого песка, пластилинографии и т.д.

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:

1. Образовательные ситуации, направленные на освоение способов создания лепных образов из теста, фольги, бумажных салфеток (декупаж).

Предусматривается 3 образовательных ситуации:

  1. «Улитки – малышки», (см. Приложение № 52);
  2. «Бабушкин сундук» (фольга), (см. Приложение № 53);
  3. Разделочная доска для мамы (см. Приложение № 54).

2.Образовательные ситуации, направленные на освоение способов создания выразительных образов путем комбинирования разных художественных (пластилин, картон, цветная бумага, фольга) и вспомогательных материалов.

Предусматривается 2 образовательные ситуации:

  1. «Такие разные коты» (пластилинография), (см. Приложение № 55), лепка из соленого теста (см. Приложение № 56);
  2. «Чудо-дерево» (лепка с элементами аппликации и конструирования), (см. Приложение №57).

3. Совместное с педагогом изготовление игр (дидактических, настольных) из пластических материалов, направленных на развитие изобразительных умений нетрадиционных техник лепки и активизацию интереса к ним.

Предусматривается изготовление и освоение 3 игр, упражнений:

  1. Игра на развитие сенсорных способностей «Что бывает? (вытянутое, мягкое, пластичное, вязкое, жидкое и т.п.)»;
  2. Игровое упражнение на развитие воображения «Какой (ое) бывает?».

Методические рекомендации: педагог задает вопрос «Какой бывает (например) материал?», ребенок перечисляет: «красивый, яркий, теплый и т.п.»; «Для чего нужен этот материал?», «для одежды»; «Какой еще бывает материал?», «для лепки…», «Перечисли его…» и т.д.;

  1. На развитие творческого воображения «На что похоже?» (см. Приложение № 58).

Методические рекомендации:

1) Демонстрировать способы лепки в нетрадиционных техниках, подчеркивая выразительные возможности различных материалов, побуждать детей украшать свои изделия различными доступными способами (печатями, налепами, с помощью вспомогательного бытового предметного материала) с целью создания выразительного, необычного (не похожего на другие) образа; использовать различные игровые приемы для развития навыков построения выразительных, динамичных композиций в коллективных работах;

2) Использовать детские поделки для украшения группы, устраивать экскурсии на выставки лепных работ для детей других групп, что позволит дошкольникам ощутить свою значимость, повысит самооценку у робких детей;

3) Широко использовать на занятиях по лепке художественное слово, музыкальное сопровождение, соответствующее теме образовательной деятельности – это позволит сделать художественную деятельность детей более содержательной и увлекательной, создаст возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы, поможет преодолеть возникающие трудности;

4) Использовать игровые приемы, оказывающие положительное влияние на эмоции детей;

5) Внимательно относиться ко всем детским идеям и предположениям, обсуждать их, проверять на практике, поощрять желание детей выполнить задание по-своему, дополняя образ выразительными деталями.

К концу этапа:

-  интерес детей к нетрадиционным техникам лепки станет устойчивым;

- расширятся представления о выразительных возможностях различных материалов;

- возникнет стремление создавать выразительные, отличные от других работы, в том числе и за счет обработки поверхности, передачи различной фактуры, дополнения образа мелкими деталями, усиливающими его;

- дети освоят способы создания плоских (рельефная лепка из пластилина) и объемных изображений в нетрадиционных техниках;

- разовьется умение лепить скульптурным и комбинированным способами, создавать коллективные работы, выразительные лепные композиции.

Целью 3 этапа являлось развитие у старших дошкольников самостоятельности, творческих проявлений в создании выразительных лепных образов в разнообразных техниках лепки.

Содержание этапа:

- инициирование самостоятельного выбора детьми художественных тем, выразительных образов, сюжетов;

- освоение умений выбирать согласно теме образа материалы, инструменты, технические способы и приемы реализации замысла;

- совершенствование умений и навыков нетрадиционных техник лепки;

- развитие умений создавать коллективные работы.

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах:

1. Творческие задания, направленные на развитие детского изобразительного творчества, активизацию самостоятельной художественной деятельности детей – создание необычных, оригинальных лепных образов.

Предусматривается 3 образовательных ситуации:

  1. «В гостях у Ежика» - создание коллективной композиции по мотивам детского спектакля (см. Приложение № 59);
  2. «По дороге в детский сад» - наблюдение за окружающим (что мы встречаем по дороге в детский сад), (см. приложение № 60);
  3. «Новая жизнь старых вещей» (декорирование стеклянной, глиняной посуды, предметов быта).

2. Игры-экспериментирования с использованием природного и предметного материалов, направленные на развитие детского изобразительного творчества, инициирование поиска изобразительно-выразительных средств с целью создания выразительных образов.

Предусматриваются игры:

  1. Игра «Какая? Какой? Какое?» направлена на обогащение сенсорных впечатлений детей. В ходе игры дети встают в круг и передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, каждый ребенок должен выразить свои ощущения в слове (назвать свойство рассматриваемого объекта). Например, лесной орех маленький, твердый, округлый, коричневый, с острым выступом с одной стороны и т.п.
  2. Игра «На что это похоже?» направлена на развитие образного мышления, формирование представлений о выразительных свойствах природных материалов. В ходе игры дети и педагог встают в круг и передают из рук в руки какой-либо природный объект. Каждый из участников игры, беря природный объект в руки, должен сравнить его с другими знакомыми предметами (сказать, на что похож данный объект). Например, чага похожа на человеческое ухо, чебурек, лодку без паруса и т.п. В конце игры педагог обобщает наиболее удачные детские образы, предлагает слепить их самостоятельно (в случае затруднения педагог помогает детям или лепит названный образ сам).
  3. Игра «Фокусники» направлена на развитие образного мышления, творческой самостоятельности. В ходе игры дети садятся вокруг одного стола, на котором разложены различные предметные материалы. Задача игрока – «фокусника» - превратить понравившийся предмет с помощью пластилина в какой-либо образ (см. Приложение №61).

3. Чтение сказок крошек В. Кротова «Лямба», «Паук Пафнутий», «Божья коровка Пятнашка» (см. Приложение №62) с последующим обсуждением, самостоятельным «оживлением» героев данных сказок, совместным придумыванием возможного продолжения сказок и разыгрыванием мини спектаклей.

4. Изготовление подарков и сувениров для себя, своих близких, сотрудников детского сада (рамочки для фото с лепными узорами, открытки к праздникам, детские работы для оформления интерьера детского сада, «Петербургской гостиной» (см. Приложение № 63).

Методические рекомендации: педагог предлагает детям помочь в оформлении группового помещения, рассказывает каким образом это можно сделать, совместно с детьми рассматривает иллюстрации в журналах «Интерьер», «Наш дом», «Маленькие хитрости», просматривает DVD-диск с мастер-классом по лепке из теста, фольги и т.п.

5. Взаимодействие с родителями воспитанников, направленное на создание дома условий для детской лепки в различных техниках:

  1. Выставка литературы с описанием поделок из соленого теста, других нетрадиционных материалов;
  2. Размещение на стенде для родителей сайтов интернета о лепке из нетрадиционного материала (см. Приложение № 64);
  3. Привлечение к участию в конкурсах (район, город) по изобразительному творчеству (см. Приложение № 65);
  4. Родительские собрания, консультации по теме;
  5. Открытые мероприятия для родителей (см. Приложение № 66).

Методические рекомендации:

1) Расширять сенсорный опыт детей, опыт взаимодействия с различными природными и предметными материалами с целью поиска выразительных средств данных материалов и использования их в лепке;

2) Предлагать детям задания творческого характера, нацеливать их на создание необычных, выразительных образов, поощрять оригинальные находки;

3) Осуществлять косвенное руководство самостоятельной художественной деятельностью детей (предложение тем для режиссерских игр и игр-драматизаций, для которых необходимо вылепить какие-либо атрибуты; подготовка выставки лепных работ; изготовление подарков и прочее);

4) Не назойливо привлекать родителей к развитию данного направления детской художественной деятельности (информировать о значимости лепки в развитии ребенка-дошкольника, «заражать» их своей увлеченностью лепкой, оказывать необходимую информацию (консультации) и действенную помощь в возникающих вопросах и сложностях, привлечь к участию в конкурсе домашней выпечки и т.п.

К концу этапа:

-  произойдет совершенствование умений и навыков нетрадиционных техник лепки (из теста, пластилина, глины скульптурным и комбинированным способами, дополнение образа мелкими деталями с целью усиления его выразительности, использование в лепке разнообразных природных и предметных материалов с целью создания выразительного образа);

- создание оригинальных интересных образов;

- освоение умений самостоятельно выбирать художественные темы, образы, сюжеты для лепки, а в соответствии с этим – материалы, инструменты, технические способы и приемы реализации собственных замыслов.

3.2 Результаты апробации технологии использования нетрадиционных техник в развитии лепки старших дошкольников

Преобразующий эксперимент проводился в период с 01 ноября 2010 года по 15 апреля 2011 года на базе ГДОУ № 115/89 Невского района г. Санкт-Петербурга.

В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста (мальчиков -5, девочек -5), постоянно посещающих ДОУ (ЭГ).

1 этап имел целью активизацию интереса старших дошкольников к нетрадиционным техникам лепки, расширение их представлений о пластических материалах (их свойствах, отличительных особенностях, возможностях использования в лепке).

Знакомство детей с различными пластическими материалами и экспериментирование с ними началось с серии проблемно-игровых образовательных ситуаций. Детей очень заинтересовала такая форма работы.

Все дети очень эмоционально отреагировали на появление глиняного человечка: с удовольствием его рассматривали, аккуратно трогали. На предложение педагога придумать имя для персонажа высказывали разные предположения: «Глинчик» (Даша А.), «Волшебный человечек» (Толик), «Челоглин» (Кирилл). Совместными высказываниями придумали имя «Глитечек» (глина, тесто, человечек), (см. Приложение № 48). На вопрос педагога: «Что можно, и чего нельзя делать Глитечку?» дети очень активно, эмоционально отвечали: «ему можно кушать печенье» (Марина), «гладить цыпленка» (Алина У.), «управлять экскаватором, который ищет глину» (Кирилл), «можно спать в кроватке из ваты, перышек, пуха разного» (Алина У.), «хлопать легонько, а то руки отколятся» (Миша); «нельзя под душем мыться, купаться» (Даша А.), «по лужам нельзя бегать босиком, воду пить» (Толик), «нельзя ездить в аквапарк» (Лера), «нельзя мыть лицо – оно расплывется» (Миша).

Техника пластилинографии, пластилиновой живописи детям хорошо знакома, поэтому все дети справились с заданием, самостоятельно выбирали сюжет «Пластилиновой сказки».

Большой интерес вызвала у детей демонстрация педагогом возможностей изменения фактуры поверхности лепных изделий в проблемно-игровой ситуации «Пернатые, мохнатые, колючие». Удивление и восторг выразили некоторые дошкольники после показа педагогом способа создания эффекта «колючек» на спинке ежика из соленого теста при помощи ножниц: ребята трогали «колючки» пальчиками, пытались заглянуть под них: «Ого, какие иголищи» (Кирилл), «…у меня был такой настоящий еж на даче» (Толик).

С большим удовольствием дети, совместно с педагогом замешивали соленое тесто. В процессе замешивания продукта давали много советов, высказывались: «Воды надо больше, а то клеиться не будет» (Кирилл), «…дайте мне тоже помять» (Толик), «Моя мама еще яички добавляет, чтоб оно не комкалось» (Аня). Из всех детей торопились побыстрее вымыть руки девочки, тогда как мальчики долго играли с липкими руками – складывали вместе пальчики, ладошки, это их очень забавляло.

При работе с фольгой дети также показали хорошие результаты: разглаживали, сминали, аккуратно сворачивали, скручивали и раскручивали. На предложение разорвать кусочек фольги, отреагировали по разному: «Я порву, а потом у меня ничего не получится сделать» (Кирилл), «А если я не ровно разорву?» (Толик). Необходимо отметить, что в этой проблемно-игровой ситуации мальчики действовали смелее, быстрее. Девочки обращались с фольгой более бережно, аккуратно: «Я сделаю браслетик из белого золота, как у мамы – у нее замочек сломался» (Марина), «Сделаю себе кольцо огромное, как у папы с брильянтиком» (Лера).

В играх с художественными и предметными материалами, направленными на экспериментирование, определение их использования для создания лепных образов все дети проявили самостоятельность, творчество, различные технические умения работы с лепным материалом.

Получились очень необычные, непохожие друг на друга рамочки для детских рисунков, подставочки, выполненные в технике пластилинографии.

Все дети выполнили работу с удовольствием, придумывали названия своим рамочкам: «Космос» (Кирилл), «Ягодки-малинки» (Аня), «Для мамули, чтоб она обрадовалась» (Лера). Все дети использовали для декорирования пластилин, который по разному укладывали на картонную основу (комочками, жгутиками, колбасками, мраморным эффектом). Ребята самостоятельно придумывали сюжет, тему, украшения. Активно использовали вспомогательные инструменты – стеки, трубочки для коктейля. В завершении высказывали свои мнения о работах: «Какая красотища» (Алина У.), «Мой космос прямо полетит…» (Кирилл), «Красота неземная…» (Лера).

2 этап имел целью развитие у старших дошкольников умений создания образов в различных нетрадиционных техниках лепки.

Он начался с проведения образовательных ситуаций, направленных на освоение способов создания лепных образов из различных пластических материалов: соленого теста, фольги, бумажных салфеток (декупаж).

Детям понравилась идея вылепить коллективную композицию «Улитки-малышки». Сложным оказалось для некоторых детей выполнить работу аккуратно – фигурки улиток были маленькими, их выполнение требовало точной, согласованной работы пальцев рук. Например, Толик никак не мог самостоятельно «завернуть» туловище улитки – оно все время раскручивалось, рвалось на части. Самостоятельно справиться с данной операцией Толик не смог.

Интересным оказалось для детей окончание работы – создание композиции: рисование цветочного луга, нарезание шерстяных ниток для стебельков цветов, перенос своей улитки на лужок. Дошкольники живо подхватили идею педагога сочинить историю об улитках-малышках, встретившихся на природе, брали в руки своих улиток, произносили реплики от их лица.

Большой интерес вызвала у детей лепка вещей из «бабушкиного сундука». Установка педагога на то, чтобы слепить неповторимую, необычную, особенную вещь была воспринята детьми с пониманием – ведь образы вещей не должны повторяться, дублироваться.

Поделки дети лепили простой формы: колечки, браслеты, бусы (девочки). Мальчики лепили очки, книжечки. Сложности у некоторых детей возникали при креплении деталей. Так, Кирилл, никак не мог прикрепить душки к очкам, в результате обратился за помощью к педагогу.

В работе с пластилином в технике пластилинографии ни у одного ребенка не возникло трудностей. Дети лепили с удовольствием, очень эмоционально, давали друг другу советы, как лучше украсить, оформить работу. Например, Толик сделал своему коту большой язычок: «Это он облизывается, хочет есть сметанки». Очень необычным, ярким получилось «Чудо-дерево», которое дети украсили очень разнообразной обувью: модельными туфельками, босоножками, сапогами, балетками и т.д. Для работы использовался разнообразный лепной материал, который украшался бусинками, веревочками, ракушками, пуговицами и т.п. Например, Лера слепила из соленого теста «туфельки для балеринки и балеруна», очень любовалась ими, сопровождала свою работу пением, надела туфельки на пальчики и танцевала на столе. Все дети остались довольны результатами своей работы – особенно их восхитила выставка, объединившая в себе все детские работы этого этапа: «Ну и красота!» «А котики ведь у всех разные…».

Целью 3 этапа являлось развитие самостоятельности, творческих проявлений в создании выразительных лепных образов в разнообразных техниках лепки. Данный этап предусматривал использование разнообразных игр с природными, предметными и пластическими материалами, творческих заданий с целью создания необычных образов. Дети любят играть, поэтому с удовольствием откликались на предложение принять участие в новой игре. В игре с природными материалами «На что это похоже?» у детей первоначально возникали некоторые трудности, связанные, в основном, с выполнением установки «не повторять за другими, придумать что-то свое». Так, Даша А. подолгу крутила в руках, рассматривала природный объект, прежде чем высказать свое мнение.

С огромным удовольствием дети откликнулись на предложение оформить помещение группы своими работами и создать некоторые атрибуты для игр. Так, все девочки принимали участие в создании атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Ресторан». Например, Аня сделала кекс-пирожное для мамы, Даша А. и Марина очень эмоционально лепили креветок, спорили, как нужно загибать им хвостики: «Не надо так много крутить, это же не улитка». Алина У. сделала яичницу и украсила, «оживила» ее: «Так мама папе всегда делает» (см. Приложение № 67).

Возможность сделать рамки для работ малышей заинтересовала ребят, они с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя смастерить, оформить красивые необычные рамочки для детских рисунков. С подсказки педагога дошкольники (в основном, мальчики) при оформлении рамок использовали пластилин и предметный материал: колпачки от фломастеров, горох, пуговицы и т.п.

С целью привлечения родителей воспитанников к развитию лепки дошкольников, создания дома условий для данного вида детской деятельности, вопрос «значение лепки в развитии дошкольников» был включен в повестку дня родительского собрания. Родители с безучастным видом выслушали сообщение воспитателей по данному вопросу. Но, после мастер-класса по лепке из соленого теста, пластилинографии многие стали заниматься этим и дома, обращались к воспитателю с вопросами по теме. Некоторые родители стали интересоваться литературой по лепке из соленого теста, обращаться к воспитателям с вопросами по технологии лепки.

  1. Результаты контрольного эксперимента

Контрольный эксперимент проводился с 18 по 28 апреля 2011 года на

базе ГДОУ № 115/89 Невского района г. Санкт-Петербурга. В эксперименте принимали участие 10 старших дошкольников экспериментальной группы (ЭГ) (мальчиков – 5, девочек – 5) и 10 детей старшего дошкольного возраста контрольной группы (КГ) (мальчиков – 4, девочек – 6), постоянно посещающих ДОУ. Контрольный эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента (см. Приложение № 68 – 71).

                                                                                                     Гистограмма № 5

Общие уровни освоения лепки детьми старшего дошкольного возраста

Ряд 1 – показатели констатирующего эксперимента

Ряд 2 – показатели ЭГ (контрольный эксперимент)

Ряд 3 – показатели КГ (контрольный эксперимент)

Анализ гистограммы показал, что дети ЭГ лучше освоили лепку, чем дошкольники КГ. Об этом свидетельствует количество детей ЭГ(70%) на высоком уровне и уровне выше среднего, 30% дошкольников на уровне ниже среднего и отсутствие детей (0%) на низком уровне. В КГ меньшее число детей (30%) отнесено к высокому уровню и уровню выше среднего и большее количество детей (70%) – к уровню ниже среднего и низкому.

Выявлена качественная динамика в освоении лепки старшими дошкольниками. Дети ЭГ стали проявлять устойчивый интерес к лепке: они с удовольствием беседовали на темы о лепке, скульптуре, рассказывали о своих работах, большинство дошкольников (80%) смогли объяснить, как лепить некоторые образы (в констатирующем эксперименте с этой задачей справились только 15% детей). Все дети стали лепить дома (100% против 70% в констатирующем эксперименте), использовать в лепке как традиционные, так и нетрадиционные техники. У детей КГ такого интереса к лепке не наблюдалось.

Различные показатели наблюдались у детей ЭГ и КГ в задании «Игра с мячом». Дети ЭГ (50% против 10% в констатирующем эксперименте) были более уверены и самостоятельны в замысливании композиции, применяли в процессе выполнения данного задания некоторые умения нетрадиционных техник лепки: смешивали пластилин разных цветов (цветной мяч), использовали природный и предметный материал (60% против 0% в констатирующем эксперименте). Многим дошкольникам данной группы удалось изобразить сюжетную композицию (в констатирующем эксперименте лепка носила преимущественно предметный характер) – дети показали взаимодействие объектов, динамику движения (путем изменения позы вылепленной фигурки). Образы, созданные детьми ЭГ, стали более выразительными – появились мелкие детали, дополняющие образ (черты лица, синяк под глазом, украшения). Позы, вылепленных детьми живых объектов (люди, котята, щенки, змея) не были статичны (70% против 20% в констатирующем эксперименте). Дошкольники чаще использовали в лепке скульптурный или комбинированный способ (90% против 10% в констатирующем эксперименте), пользовались в работе стекой и другими инструментами, комментировали свои работы. Работы детей КГ, выполненные в ходе данного задания, не были такими выразительными. Дети, по сравнению с констатирующим экспериментом, выбрали более разнообразный пластический материал, но не все смогли передать движение, дополнить образ интересными мелкими деталями, выстроить сюжетную композицию.

Необходимо отметить, что лепные образы, создаваемые детьми ЭГ самостоятельно, стали более выразительными и разнообразными: дошкольники лепили из разных лепных материалов (в основном из пластилина, соленого теста) животных, различный транспорт, украшения, угощения, стремились к созданию сюжетных композиций; дополняли образы мелкими деталями, использовали природный и предметный материал. У детей КГ такого интереса к лепке и разнообразия лепных работ не наблюдалось: дети лепили преимущественно из пластилина, не использовали в работе природный или предметный материал, из инструментов пользовались, в основном, стекой.

Динамика проявилась и в освоении нетрадиционных техник лепки старшими дошкольниками.

                                                                                           Гистограмма № 6 

Общие уровни освоения нетрадиционных техник лепки

                     старшими дошкольниками

Ряд 1 – показатели констатирующего эксперимента

Ряд 2 – показатели ЭГ (контрольный эксперимент)

Ряд 3 – показатели КГ (контрольный эксперимент)

Анализ гистограммы выявил перераспределение детей ЭГ по уровням освоения лепки в нетрадиционных техниках с доминированием высокого и выше среднего уровней при отсутствии детей на низком уровне. У детей КГ произошло не такое значительное перераспределение по уровням освоения лепки с доминированием уровня ниже среднего и низкого и отсутствием высокого уровня.

Дети ЭГ, по сравнению с констатирующим экспериментом, проявили большую активность в определении различных художественных и вспомогательных материалов нетрадиционных техник лепки, определении способа создания лепных работ, выполненных в нетрадиционных техниках (80% детей против 15% в констатирующем эксперименте рассказали, как можно сделать подобные работы).

Дошкольники КГ, в основном, по-прежнему затруднялись в определении нетрадиционных материалов и способов создания образов в нетрадиционных техниках лепки.

По сравнению с констатирующим экспериментом дети ЭГ стали создавать более интересные, разнообразные изображения в нетрадиционных техниках (забавные человечки, различные транспортные средства, домики, существа и пр.), использовали для их создания различные пластические и вспомогательные (природные, предметные) материалы: 40% против 5% в констатирующем эксперименте использовали для лепки соленое тесто, 100% против 45% в констатирующем эксперименте комбинировали пластические и природные, пластические и предметные материалы. Дошкольники стали более уверенно применять различные приемы лепки, использовать в лепке скульптурный и комбинированный способы, различные средства выразительности (динамика, композиция, фактура, наличие мелких деталей, дополняющих образ).

В отличие от детей ЭГ, дошкольники КГ затруднялись в создании лепных образов в нетрадиционных техниках, ограниченно использовали в лепке различные природные и предметные материалы, создавали типичные, шаблонные образы (вазочки, грибы, человечки и пр.).

Так же более успешно дети ЭГ справились с созданием нетрадиционного лепного образа (лепили «счастье»). В отличии от констатирующего эксперимента, они более уверенно замысливали образ (70% против 15% в констатирующем эксперименте не обращались за помощью к педагогу), выбирали в соответствии с ним лепные материалы и средства создания образа, использовали цвет, как средство выразительности.

Дети КГ испытали затруднения в лепке нетрадиционных образов. Они так же, как и в констатирующем эксперименте, пытались конкретизировать образ, свести его создание к изображению какого-либо предмета, испытывали сложности в использовании различных пластических материалов и средств выразительности (динамика, фактура, цвет и пр.).

                       

                                   Выводы по 3 главе

Результаты преобразующего эксперимента показывают возможность использования нетрадиционных техник в развитии лепки старших дошкольников. Данная работа может быть осуществлена поэтапно:

  1. целью 1 этапа является активизация интереса старших дошкольников к нетрадиционным техникам лепки, расширение их представлений о пластических материалах (их свойствах, отличительных особенностях, возможностях использования в лепке);
  2. цель 2 этапа – развитие у старших дошкольников умений создания образов в различных нетрадиционных техниках лепки;
  3. целью 3 этапа является развитие у старших дошкольников самостоятельности, творческих проявлений в создании выразительных лепных образов в разнообразных техниках лепки.

Результаты контрольного эксперимента показывают динамику в освоении как традиционных, так и нетрадиционных техник лепки.

                                       

                                                   Заключение

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили подтвердить гипотезу о возможности использования в старшем дошкольном возрасте нетрадиционных изобразительных техник лепки.

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью изучения возможности использования различных нетрадиционных художественных техник в развитии лепки детей старшего дошкольного возраста. Лепка является одним из видов привлекательной содержательной деятельности детей дошкольного возраста, предоставляющей благоприятные возможности для художественного, эстетического и умственного развития ребенка. Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях и методических разработках развитию лепки уделяется мало внимания, недостаточно представлены ее развивающие и обогащающие возможности в образовании дошкольников разных возрастов. Необходимо отметить, что освоение лепки имеет ряд трудностей: недостаточный уровень развития моторики и познавательной сферы осложняет создание образа; в отличие от рисования использование изобразительных средств (точки, цвета, композиции) несколько «стерты» в лепке и труднее осваиваются детьми; лепка требует использования большого числа разнообразных материалов, которые менее доступны, чем инструменты рисования и др. Анализ литературы по данной проблеме показывает, что исследования в области нетрадиционных техник лепки носят локальный характер: они ограничены в основном изучением отдельных нетрадиционных техник. Можно отметить недостаточную разработанность единой методической системы, педагогической технологии использования нетрадиционных техник в лепке старших дошкольников, учитывающей взаимосвязь и особенности различных материалов.

В связи с этим целью исследования являлось выявление возможности использования различных нетрадиционных изобразительных техник в развитии лепки детей старшего дошкольного возраста.

Анализ полученных данных показывает, что дети распределились по всем уровням развития лепки, с доминированием уровня ниже среднего и немногочисленным числом детей на высоком уровне.

Большинство детей проявили интерес к лепке, но в самостоятельной деятельности лепили, как правило, «за компанию» со сверстниками, дублировали лепные работы.

Данные дети продемонстрировали недостаточное овладение умениями и навыками лепки, соответствующими возрастным возможностям: использовали только конструктивный способ лепки, не всегда аккуратно и прочно соединяли детали изображения, почти не использовали в лепке художественные и вспомогательные инструменты; в процессе лепки они пытались создавать выразительный образ, но допускали искажения в строении предметов, передаче пропорций, не могли составить сюжетную композицию, не передавали фактуру поверхности.

Выявлено, что у дошкольников есть некоторые представления о скульптуре, техниках лепки, дети предпочитают разные виды изобразительной деятельности, но затрудняются описать процесс создания лепного образа, предпочитают использовать в лепке традиционные пластические материалы, имеют ограниченные представления о скульптуре, недостаточный опыт лепки в семье; проявляют положительное эмоциональное отношение к своим работам.

Обнаружено, что у дошкольников относительно развиты умения создания лепных образов: дети могут создавать изображения, используя некоторые средства выразительности, но создают однотипные образы; лепка детей носит, в основном, предметный характер; дошкольники затрудняются в передаче движения, построении композиции, дополнении образа мелкими деталями, не обрабатывают поверхность лепных работ (не передают фактуру); используют, в основном, конструктивный способ лепки.

Более высокие показатели освоения детьми лепки выявлены в процессе выполнения детьми задания слепить сюжетную композицию и наблюдения за самостоятельной художественной деятельностью детей. Затруднения вызвала беседа с детьми, что показывает недостаточный уровень знаний по теме.

Установлено, что в овладении нетрадиционными техниками лепки большинство детей находится на уровне ниже среднего и низком. Данные дети проявили интерес к нетрадиционным техникам лепки, но продемонстрировали недостаточное владение техническими навыками лепки в нетрадиционных техниках, соответствующим возрастным возможностям. Лепка носила предметный характер, образы, созданные детьми в нетрадиционных техниках, были невыразительными, лишенными деталей, характерных особенностей, дублировали друг друга. Данные дети затруднялись в самостоятельной реализации замысла, теряли интерес к лепке.

Выявлено, что дети проявляют интерес к нетрадиционным техникам лепки, но имеют о них ограниченные представления, не всегда могут выделить материалы, используемые в разных техниках; в собственной лепке, которая носит предметный характер, используют преимущественно традиционные материалы.

Более хорошие результаты дети показали в задании, направленном на выявление особенностей представлений детей о нетрадиционных техниках лепки. Об этом свидетельствует наличие детей на высоком уровне, преобладание уровней близких к среднему (ниже и выше среднего) и небольшое число детей на низком уровне. Сложности возникли у детей в практических заданиях, направленных на выявление уровня освоения детьми нетрадиционных техник лепки. Об этом свидетельствует отсутствие детей на высоком уровне, небольшое число – на уровне выше среднего и значительное число детей на уровне ниже среднего и низком.

Результаты преобразующего эксперимента показывают возможность использования нетрадиционных техник в развитии лепки старших дошкольников. Данная работа может быть осуществлена поэтапно:

  1. целью 1 этапа является активизация интереса старших дошкольников к нетрадиционным техникам лепки, расширение их представлений о пластических материалах (их свойствах, отличительных особенностях, возможностях использования в лепке);
  2. цель 2 этапа – развитие у старших дошкольников умений создания образов в различных нетрадиционных техниках лепки;
  3. целью 3 этапа является развитие у старших дошкольников самостоятельности, творческих проявлений в создании выразительных лепных образов в разнообразных техниках лепки.

Успешной реализации данной работы способствуют методы и приемы, направленные на обогащение сенсорных впечатлений дошкольников, накопление ими опыта экспериментирования с различными природными, предметными материалами, разнообразными инструментами, освоение способов создания интересных выразительных лепных образов, развитие игровой деятельности и детского изобразительного творчества; сотворчество, совместная деятельность педагога и детей; чтение художественной литературы с последующим «оживлением» литературных героев; изготовление подарков, сувениров; грамотное построение предметно-развивающей среды по данному направлению.

Результаты контрольного эксперимента показывают динамику в освоении как традиционных, так и нетрадиционных техник лепки детьми. В лепке стали преобладать интересные выразительные образы, дети стали более уверенны и самостоятельны в их замысливании, в выборе средств и способов реализации собственных замыслов. Дошкольники стали более широко использовать в лепке разнообразные пластические и вспомогательные материалы, художественные инструменты, комбинировать их, применять различные нетрадиционные техники лепки.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому и художественно - творческому (нетрадиционные техники лепки) развитию с детьми средней группы.

Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. В своих работах (планетолеты) дети использовали изученные и уже известные им нетрадиц...

"Освоение детьми 5-6 лет нетрадиционных техник лепки"

Данная работа предлагается по трем этапам освоения детьми нетрадициооных и необычных техник лепки...

Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"

laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...

Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изобр...

"Освоение детьми 5-6 лет нетрадиционных техник лепки"

Разработка по нетрадиционной техники лепки...

Нетрадиционные техники лепки с детьми при создании двухмерного изображения

В статье описываются нетрадиционные техники лепки, позволяющие создать двухмерное изображение. Среди нетрадиционных приемов рассматривается мозаичная и модульная лепка, приемы жгутикового и веревочног...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Нетрадиционные техники работы по аппликации с детьми раннего возраста».

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги, иногда из фанеры.Ка...