Нетрадиционные техники лепки с детьми при создании двухмерного изображения
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

В статье описываются нетрадиционные техники лепки, позволяющие создать двухмерное изображение. Среди нетрадиционных приемов рассматривается мозаичная и модульная лепка, приемы жгутикового и веревочного рисования, фактурной лепки. Особенное внимание уделяется обыгрыванию поделок с помощью средств создания дополненной реальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники лепки с детьми при создании двухмерного изображения

Аннотация В статье описываются нетрадиционные техники лепки, позволяющие создать двухмерное изображение. Среди нетрадиционных приемов рассматривается мозаичная и модульная лепка, приемы жгутикового и веревочного рисования, фактурной лепки. Особенное внимание уделяется обыгрыванию поделок с помощью средств создания дополненной реальности.

Ключевые слова: двухмерное изображение, шариковый пластилин, пластилин в тюбиках, жгутиковое и веревочное рисование, мозаичная, модульная и фактурная лепка, отпечатки из соленого теста, плавающий пластилин, приемы оживления (анимации).

На уровне создания двухмерного изображения используются иные техники лепки, чем при работе над объемным (трехмерным) изображением. Они могут быть связаны с необычной пластиковой массой, например:  с шариковым пластилином – составляющие его шарики склеиваются при перемешивании, но не сплющиваются. Такой пластилин удобно использовать для облепливания формочек и фигурок;  с пластилином Doh Vihci в тюбиках, который выдавливается через фирменную кисть – стайлер – и используется для модульной лепки-аппликации.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f83c8a338f8645b34ae451a7b5b0cfda02a1f8a2-4322178-images-thumbs&n=13

В качестве более простого аналога используется прием жгутикового рисования – с помощью выдавливания разогретой пластилиновой массы через обычный шприц со срезанным концом. Для этого сначала из пластилина делается «колбаска», которая помещается внутрь шприца. Затем в него вставляется поршень – пластилиновая масса немного придавливается. То же самое проделываем с пластилином других цветов. Шприцы с пластилином помещаем на 2–3 минуты в емкости с горячей водой.

Масса размягчается, появляется возможность выдавливать жгутики. Шприцы достаем из воды, выдавливаем и раскладываем жгутики на картоне в соответствии с рисунком.

В качестве специальных приспособлений для создания таких полуобъемных изображений и фигур используются не только стеки, но и инструменты из современных наборов для лепки: прессы, шприцы, тубусы, которые можно вертеть и нажимать. Они входят в наборы типа «грузовиков с мороженым», «фабрик пирожных, тортов» (например, фирмы Hasbro) и др. Прилагающаяся к ним пластилиновая масса обычно отличается не только пластичностью и воздушностью, яркими цветами, но и запахами, создаваемыми специальными ароматизаторами (корица, ваниль и др.). Жгутики можно делать из менее плотного материала, например из шелковистого пластилина: полстакана муки, полстакана крахмала, 3–4 столовых ложки кондиционера для волос, немного воды (обычно около трети стакана) и пищевых красителей для желе и крема. В этом случае техника будет называться веревочной*. Сначала выкладывается «веревочкой» из шелковистого пластилина контур, затем заполняется более жидкой массой (для этого нужно добавить в шелковистый пластилин немного воды и размешать). Затем можно использовать приемы придавливания, разглаживания и подтекания при мягком прикосновении теплых рук. Любое неправильное действие можно корректировать с помощью стеки, пластмассовых ножей, вилок и ложек. Застывая, такое изображение создает впечатление двухмерного пространства, уходящего в глубь картины. С другой стороны, аналогичные двухмерные (рельефные) изображения можно создать на основе [2, 3]:

 мозаичной лепки (из шариков), нарезав на кусочки тонкий столбик из пластилина. Скатав шарики вручную, выложить из них контуры рисунка и заполнить его лепным материалом, чтобы не осталось больших пустот;

модульной лепки, в основе которой лежит использование различных элементов (валиков, шариков, дисков) в процессе создания изображения из отдельных кусков. Можно использовать не только обычные цвета, но и оттенки, отливающие серебром или золотом (перламут ровый пластилин);

 фактурной лепки, которая позволяет на горизонтальной поверхности формировать выпуклое изображение: барельеф, горельеф, контррельеф.

Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) отличается тем, что изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объема. Используется для украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства.

Если изображение выступает больше, то такой рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Его чаще используют архитекторы, чем скульпторы

Такие контррельефы можно сделать вместе с детьми с помощью отпечатков ладоней на соленом тесте [2]. Их можно превратить в рельеф, используя мастику: заполнить готовую форму и подождать, пока пластиковая масса затвердеет. Затем с помощью приемов выдавливания пластической массы через «чесночницу» и налепа сделать объемные фигурки – головы гусей, собак, котов, жирафов и др. Если анализировать результаты такого сотворчества, то их можно отнести к скульптуре малых форм. К скульптурам малых форм также будут относиться лепные поделки из особого плавающего пластилина, который вдвое легче обычного, – двухслойные модели* кувшинок, лилий, рыбок, лягушек и т.д. хорошо держатся на воде (более тяжелые, с трехслойной аппликацией, могут утонуть). Обобщая практику использования двухмерной лепки в детском саду, можно утверждать, что уже в средней группе дети активно используют налепы и рельефы в оформлении лепки. Воспитанники старшей группы знакомятся с вариантами передачи разных величин одной формы, с гладкой и шероховатой фактурой через сочетание рельефа и контррельефа [1, 4].

Реже используется горельеф. В основном – во время интеграции лепки и конструирования, экспериментирования. Например, когда нужно сделать макет вулкана. Особенностью организации современных занятий является использование приемов оживления объектов (анимации) после окончания лепки. Один из вариантов – включение в занятия лепкой развивающей игры Roobo ocean pets.

 

Источники

1. Комарова Т.С., Лебедева Е.В., Халезова Н.Б., Казакова Т.Г. Учитесь рисовать и лепить. М.: Просвещение, 1967. 2. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников. М.: Сфера, 2010. 3. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008. 4. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому и художественно - творческому (нетрадиционные техники лепки) развитию с детьми средней группы.

Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. В своих работах (планетолеты) дети использовали изученные и уже известные им нетрадиц...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ ЛЕПКИ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ГУСЕНИЦА»

Цели занятия:Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц.Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости.Упражнять ...

Нетрадиционные техники лепки

    Цель  -   познакомить педагогов  с многообразием нетрадиционных приёмов в лепке;-   раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе...

"Освоение детьми 5-6 лет нетрадиционных техник лепки"

Данная работа предлагается по трем этапам освоения детьми нетрадициооных и необычных техник лепки...

Презентация."Нетрадиционная техника лепки в развитии творческих способностей детей".

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей.Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детя...

"Освоение детьми 5-6 лет нетрадиционных техник лепки"

Разработка по нетрадиционной техники лепки...