Дополнительная образовательная программа «Фантазёры»
методическая разработка (аппликация, лепка, средняя группа) по теме

 

Реализация программы кружка направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, творческих работах,  аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

Актуальность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Цель программы - способствовать формированию художественно- творческих способностей детей  посредством художественно творческой  деятельности,

Реализация программы кружка направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, творческих работах,  аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

Актуальность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Цель программы - способствовать формированию художественно- творческих способностей детей  посредством художественно творческой  деятельности,

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 10

СП  ДЕТСКИЙ САД «БЕРЁЗКА»

Дополнительная образовательная программа

Утверждена на педагогическом совете 01. 10. 2012.

Утверждаю :

Руководитель СП Детский сад «Березка»

_______________ Тучина А. А.

01. 10. 2012г.

 

Дополнительная образовательная программа

«Фантазёры»

Данная образовательная программа рассчитана

на детей в возрасте 4-5 лет.

Срок реализации: 1 учебный год.

Автор программы:

воспитатель Родионова Татьяна Александровна.

Самарская область г.о. Чапаевск 2012г.

Пояснительная записка

Реализация программы кружка направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, творческих работах,  аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

Актуальность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Цель программы - способствовать формированию художественно- творческих способностей детей  посредством художественно творческой  деятельности,

Задачи:

Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

 Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

Содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от листа бумаги);

В лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая темы, материал, способы лепки, приемы декоративного оформления;

В аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительных образов;

Создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;

Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

Формирование чувства цвета;

Воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

Содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение).

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования дошкольников происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

Основная форма НОД – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. НОД носит как коллективные так и индивидуальные формы работы.

Методы и приёмы работы с детьми

В НОД используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

  1. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же  возможностей других материалов).
  2. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
  3. Творческие (творческие творческие задания, эскизы, проекты
  4. основные методы
  5. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  6. репродуктивных (работа по образцам);

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Выход программы.  Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера детского сада к праздникам, родительским собраниям, др.  Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.    

Перспективный план

Кружка «Фантазёры».

 

Месяц

Номер

НОД

Тема и задачи развития

Трудовые действия

Практический

результат

Материалы

и оборудования

 

октябрь


    1

{Красивые платочки для бабушек (узор на квадрате).

[Декоративно-оформительская деятельность в технике «аппликация».

Учить создавать узоры из осенних листьев: украшать «платок» (квадратные формы) декоративными элементами. Пояснить зависимость орнамента от формы основы. Показать и сравнить варианты орнаментальных композиций. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. Воспитывать интерес к природе.

Ритмично выкладывать листья, создавая узор на квадрате. Наносить клей разными способами (по всей поверхности, каймой по краю и точечно); и аккуратно приклеивать элементы на композиционную основу.

Декоративные

платочки или

салфетки для

подарков,

сувениров и

оформления

интерьера.

Технологическая карта декоративные салфетки \ носовые платки; бумаж ные квадраты разног размера и цвета; осенни листья, рассортирован ные детьми по виду цвету.



   2


Осенние салфетки для мамочек (узор на круге).

Декоративно-оформительская деятельность в технике «принт».

Учить детей создавать узоры из осенних листьев в технике «принт»: наносить краску на листья, стараясь передать их колорит, и ритмично ставить отпечатки, украшая «салфетки» (круглые формы). Пояснить зависимость орнамента от формы основы. Показать и сравнить варианты орнаментальных композиций на круглых салфетках. Развивать чувство цвета, ритма, композиции.

Аккуратно наносить краску на всю поверхность осеннего листа; переворачивать и ставить ритмичные отпечатки; создавать композицию по своему замыслу или конкретному условию, смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Декоративные платочки или салфетки для

подарков, сувениров и оформления

интерьера.

Гехнологическая карта крепкие осенние листь {для свободного выбора по два круга, вырезанны из ткани и бумаги; гуаше вые краски, смешанные клеем ПВА, кисти или губк для нанесения краски н поверхность листьев.

   




   3

Осенние картины из листьев и лепестков.

Декоративно-оформительская деятельность в технике «коллаж».

Учить создавать сюжетные картины из осенних листьев и цветочных лепестков. Дать начальное представление о художественной технике «коллажирование». Содействовать развитию ассоциативного восприятия, способности «читать» форму и наделять ее разными смыслами. Развивать чувство цвета, формы, гармонии, художественный вкус.

Составлять коллаж из готовых силуэтов (листьев): аккуратно приклеивать детали, не теряя из виду целое; воспринимать гармонию цветового решения.

Сюжетные картины из

осенних листьев

и цветочных

лепестков для

интерьера и

подарков

близким людям

Две технологически карты (на выбор), лист плотной бумаги или кар тона синего, голубого фиолетового, зеленог цветов (на выбор листья и лепестки, кле кисточки.

    4

Банки с компотом, вареньем и соленьем.

Изготовление игрового материала.

Учить создавать композиции в прозрачных банках, распределяя вылепленные плоды (классифицировать по разным основаниям — овощи, фрукты, ягоды, грибы и др.). Вызвать интерес к созданию объемных дизайн-композиций по замыслу. Воспитывать навыки сотрудничества; учить понимать общую практическую цель как единый художественный замысел.

Наполнять банку, выкладывая «плоды» слоями, подбирать соответствующую крышку и этикетку; изготавливать плодь (лепить, конструировать) или выбирать из готовых форм по своему желанию.

Игрушечные

банки с

компотами,

вареньями и

соленьями для

сюжетно-

ролевых игр в

семью, магазин

и др.

Емкости разного разме ра и различной форм для создания индивиду альных и коллективнь композиций. Различнь материалы (на выбо детям) для изображена плодов, этикетки

Ноябрь


   

   

    5

 

Миски для трех медведей.

Лепка по условию из глины, пластилина или соленого теста. Учить лепить по условию разные по величине миски для трёх медведей. Формировать умение планировать работу — делить исходный материал на три неравные части, используя стеку. Учить трансформировать шар усложненным способом — сплющиванием в диск и загибанием бортиков. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение договариваться.

   

Проверять готовность пластиче-ского материала к работе, делить материал на неравные части по условию, лепить, сохраняя замысел на протяжении всей работы.

Миски трех раз-меров, которые можно использовать комплектами в сюжетно-ро-левых и театрализованных играх

глина (или соленое тесто), стеки, дощечки или клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые, миски разного размера (взрослая, детская и кукольная), кукла Машенька в русском костюме.

   

      6

Вкусные цветы на тарелке-«клумбе». Художественное конструирование в технике «карвинг». Показать способ преобразования овощных срезов в цветы способом круговой высечки с помощью пластикового или столового ножа. Сделать перенос умения, освоенного в аппликации с помощью ножниц, в другой материал (овощи) с помощью ножа (стеки), (ызвать интерес к кулинарному искусству. Развивать координацию системе «глаз-рука», ловкость, аккуратность. Воспитывать художественный вкус в процессе сервировки стола.

Пользоваться ножом {столовым или пластиковым) — правильно держать и делать ритмичные высечки на овощных ломтиках; выкладывать изделия {овощные цветы) на тарелку и декорировать зеленью (листики), превращая в «произведение» кулинарного искусства.

Цветы из фи-гурных срезов овощей и зелени, художественное оформление тарелки, дегустация «произведения».

Морковь (свежая или вареная), огурец, зелень (укроп, петрушка), доски разделочные, пластиковые ножи или новые стеки, тарелки для создания композиций.

  7

Лоскутное одеяло.

Декоративно-оформительская  деятельность  в  технике

<печворк».

Ознакомить с техникой «печворк». Учить мастерить «лоскутное» одеяло из красивых лоскутков или фантиков: делить на 2 или 4 части, разрезать по линии сгиба; обмениваться с партнером.

Ъказать способ диагонально-шахматного декора (2x2). Подво-

1ить к освоению понятия «часть и целое». Формировать навыки сотрудничества и планирования работы.

Готовить «лоскутки» с помощью ножниц, планировать работу: выкладывать и наклеивать на основу «встык»; комбинируя элементы по цвету (4x4); составлять коллективную композицию — игрушечное одеяло или основу для настенной азбуки.

«Лоскутное» одеяло для сюжетных и театрализованных игр, для оформления азбуки.

Цветные лоскутки или фантики (по 4-8 разных для каждого ребёнка), клей, клеевые кисточки, основа для коллективной композиции; салфетки, клеёнка, силуэты игрушек.

    8

Пёстрый коврик.

Конструирование из полосок в технике «плетение». .. Познакомить с ткачеством как видом декоративно-прикладно-о искусства. Показать способ плетения бытовых изделий ковриков, салфеток, закладок). Формировать навык плетения. Развивать ловкость, аккуратность, глазомер, чувство ритма. Воспитывать любовь к дому, желание привносить в домашний быт гукотворную красоту и уют.

 Резать бумагу на полоски {по сгибу, метке и на глаз); переплетать полоски по схеме или условию, соблюдая алгоритм, но свободно сочетая цвет элементов, оформлять изделия по замыслу.

Плетеные вещи

(игрушечные и

реальные) для

игры и быта,

На выбор детям: формы
для плетения — листы
плотной бумаги или кар
тона с надрезами; шнур
ки, ленточки, тесьма,
готовые полоски из
бумаги, картона, газет,
цветная бумага, ножни
цы, нитки
        

Декабрь


   

    9

Подсвечник «Снеговик».

Тестопластика или моделирование из глины. Продолжать учить мастерить функциональные предметы для интерьера, сувениров и подарков. Совершенствовать технику лепки. Раскрыть прямую связь между пластической формой, материалом и технологией. Учить планировать и выполнять работу, ориентируясь на модель, но при этом находить индивидуальные приемы оформления фигурки.

Готовить материал к работе, делить на нужное количество частей разной величины, лепить по опорной схеме конструктивным способом, хорошо соединяя все части с помощью зубочисток прижимая и сглаживая стыки.

Функциональ-ные подсвечни ки для праздничного интерьера и новогодних подарков.

Технопогическая карта <Подсвечник «Снего вик», белая глина ил неокрашенное солено тесто; свечи разног размера; стеки, зубо чистки, бусинки (мелки пуговички) для глаз

 

    10

Елочка-малютка в бусах и гирляндах.

Конструирование из бытового и природного материала в технике «инсталляция».

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «ёлочка» из бумажных цилиндров, гирлянд и бус. Научить делать из бумаги полый цилиндр, мастерить гирлянды из бумажных колец по цветовому алгоритму. Закрепить умение завязывать и скручивать разные гибкие материалы. Содействовать формированию навыков сотрудничества и сотворчества.

Сворачивать бумагу в цилиндр полоски в кольца; делать ножницами надрезы и разрезы; резать по метке и на глаз; собирать кольца в цепочку по цветовому алгоритму; пользоваться дыроколом; завязывать и скручивать гибкие материалы.

Коллективная инсталляция «елочка» из

бумажных цилиндров, украшенная

бусами и гирляндами.

Для ёлки листы бумаг зеленого цвета, для гир лянды заготовка и эабочей тетради, дл бус различные матери; лы, а также ножниць дыроколы, прищепк клей.

     

    11

Новогодние игрушки.

Конструирование из соленого теста и фольги по условию. Учить моделировать ёлочные игрушки из соленого теста и фольги по условию: в основе игрушек должны быть три базовые формы — шар, конус, цилиндр (каждый ребенок лепит по три разные игрушки, материал на выбор). Активизировать освоенные способы лепки и разнообразить приемы оформления (налепы, отпечатки, коллаж).

Выбирать материал (соленое тесто, фольга) и моделировать новогодние игрушки на основе обобщенных форм (шар, конус цилиндр), делать подвески, украшать по своему замыслу.

Красивые

игрушки для

новогодней

ёлки и

подарков

близким

людям.

Соленое тесто, фольг для хранения пищевь продуктов (в рулоне ил листах), тесьма дл петелек, мелкий пру родный и бросовь материала для декор шнурки.

 

    12

Новогоднее угощение для игрушек.

Художественное экспериментирование с формой (тестопластика).

Инициировать свободное экспериментирование с различными пластическими материалами {пластилин, соленое тесто, масса для папье-маше) для обогащения художественного опыта. Предложить слепить новогоднее угощение для сюжетных игр. Помочь детям обобщить представления детей о формах и способах формообразования.

Выбирать материал, определять его свойства, лепить различные угощения на основе обобщенных представлений (шар — апель син, колобок, мороженое; диск — печенье, кружок колбасы или сыра); преобразовывать матери ал и видоизменять форму.

Игровой

материал для

сюжетно-

ролевых и

режиссерских

игр, атрибуты

реквизит для

игр-драматизаций

Пластилин, солено тесто, «бумажное тесто (масса для папье-маше мелкий природный бытовой материа стеки, скалки, доен разделочные, тарелк салфетки.

Январь

 

    13

Бублики, баранки, сушки.

Вид деятельности по выбору педагога или детей.

Научить вдумчиво изображать три группы предметов, близких по

форме, но различных по размеру (бублики, баранки, сушки)

Выбирать по своему желанию художественный материал и вид

деятельности (лепка, аппликация, рисование). Внимание: педагог может провести занятие по своему выбору, предложив

детям один вид деятельности или выбор из 2-3. Это определя

ется текущими задачами и уровнем подготовленности детей

Выбирать художественные мате риалы и инструменты в соответ ствии с поставленной задачей создавать изображение предме тов, сохраняя их форму и пере давая отличие в размерах; coma совывать объем материала t количество (и величину) изде лий.

Целостные

композиции

«Бублики,

баранки,

сушки».

Для лепки соленое тесто или пластилин, для аппликации бумага жел того цвета, для рисова ния по три листа бума™ одного размера и трь-кисти разного размера нитки.


    14

Калачи из печи.

Лепка из сдобного или соленого теста (тестопластика). .равнить традиционные хлебобулочные изделия — калачи, баранки бублики, сушки. Познакомить детей с технологией изготовления калача. Продолжать учить работать с тестом: замешивать, делить на части раскатывать, придавать форму, делать выемки и высечки. Развивать интерес к истории и традициям национальной культуры. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять или привносить семейные традиции, отвечающие национальным (домашняя кухня, праздники).

Замешивать тесто, делить н части,   раскатывать   шарики плющивать в лепешки, делать дугообразные высечки, формовать традиционный калач.

Замешивать тесто, делить н части,   раскатывать   шарики плющивать в лепешки, делать дугообразные высечки, формовать традиционный калач.

Готовoe тесто или компоненты для его замешивания; дост разделочные или чистые клеенки; скалки детские; выемки или блюдца (картонные круги) для придания калачам специфической формы (или стеки); противни; подносы,


     15

Педенец «петушок на палочке».        ~~

Художественное экспериментирование.

Познакомить с технологией изготовления петушка на палочке. Пока-ать варианты идей и обеспечить условия для художественного экспе-иментирования с различными материалами (лёд, мастика, солёное есто, глина) и технологиями (ручная лепка или формовка, отливка}, азвивать способности к восприятию и самостоятельному созданию ластической формы. Воспитывать самостоятельность, инициатив-ость, любознательность.

Смешивание сухих материалов и жидких веществ в разных соче-аниях, переливание, формообразование.

Леденцы

«Петушки на

палочке» из

конфетной

мастики,

окрашенного

льда.

Готовая сладкая масса (рецепты в конспекте) или же компоненты для её замешивания; готовые формы (для выпечки), трубочки для кок-ейля или пластиковые шпажки.

Февраль


    16

Воздушный шар для игрушек.

Каркасное конструирование в технике «папье-маше». Вызвать интерес к изображению воздушного шара для игрушек как летающего объекта. Продолжать знакомить с техникой «папье-маше». Показать вариант коллективного моделирования реального предмета на основе готовой формы (воздушного шарика). Формировать навыки сотрудничества и сотворчества: умение договариваться и действовать в соответствии с общим планом.

Разрывать бумагу на полоски и ыклеивать слоями, чередуя вер-икальное и горизонтальное размещение; шлифовать поверх-ость наждачной бумагой окрывать грунтовкой, офор-члять в технике «роспись», «кол аж», «аппликация».

Воздушныи шар как аттракцион для «катания» игрушек.

Воздушные шары округлой формы; мягкая бумага (газетная, пис чая), клейстер мучной вазелин; тарелки ил ванночки, вода, кисти флейцы, материалы дл оформления шара.


    17

Мобиль «Сороконожка».

Конструирование из воздушных шаров. Вызвать у детей интерес к созданию оригинальной инсталляции для интерьера детского сада. Разработать технологию создания сороконожки из воздушных шаров (папье-маше), длинных шнурков и разной обуви. Учить видеть предмет в трехмерном пространстве. Закрепить умение завязывать шнурки узелками, показать способ завязывания одинарного и двойного бантика.

Соединять шары с помощью котча, уверенно  заеязыват 'зелки  на различных  вещах шнурки, ленточки, веревочки

нитки, шарфы, скакалки), с инте )есом и упорством осваиват

способы завязывания бантико шнурки, ленточки).

Мобиль (Сороконожка» (подвесная конструкция-игрушка) для

интерьера детского сада.

Сороконожка» (подвесная конструкция-игрушка) для интерьера детского сада.


     18

бабушкины пряники (подарок папам). Лепка из сдобного или соленого теста. Познакомить со старинными способами изготовления лепных пряников в разнообразии видов (козули, тетеры, витуши). Учить лепить пряники из валиков и жгутов. Развивать интерес к истории и традициям национальной культуры. Воспитывать любовь своей семье и желание сохранять или привносить семейные традиции, отвечающие национальным {домашняя кухня, праздники)

Месить тесто, делить на часп-раскатывать цилиндры по задан ным параметрам (валики дл «козуль» и «тетерок», жгутик для «витуш»), лепить традицион ные (старинные) пряники скуль птурным способом.

оригинальной

формы — козули, тетерки,

витуши — в

подарок папам и

дедушкам.

Готовое тесто, изюм гвоздика для оформления изделий, доски разделочные, чистые клеенки, противни; подносы или декоративные тарелки для выставки; детские фартуки.


     19

Дизайн-деятельность в технике «тестопластика».

Кулоны и медальоны (подарок мамам). Учить детей создавать миниатюрные подвесные украшения (кулоны и медальоны) в подарок мамам. Показать конструктив ные особенности изделий-подвесок, раскрыть функциональную связь между формой и назначением. Развивать чувство формь глазомер, мелкую моторику. Воспитывать художественный вкус желание заботиться о дорогих и близких людях, доставлять иг радость своим вниманием и рукоделием.

Лепить из соленого теста изяи ные миниатюрные издели украшать по замыслу, вдеват тесьму (ленту, веревочку) отверстие и завязывать, ориен тируясь на мерку.

Изящные

миниатюры из

соленого теста

— кулоны и

медальоны в

подарок мамам

Технологические карты, различные кулоны и медальоны, соленое тесто, декоративная тесьма, стеки, зубочистки, гуашь, кисти, рабочая одежда.

Март


     20

Жаворонки-веснянки'. Тестопластика по народным мотивам. Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок: раскатывать комок теста в шар или жгут и оформлять птичку традиционным способом по выбору: узлом из жгута или надрезанием лепешки с последующим скручиванием. Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение), вытягивание (клюв), налепы (глаза). Развивать интерес к истории и традициям народной культуры.

Раскатывать тесто в цилиндр (жгут) или диск (лепешку) лепить жаворонки-веснянки традиционными способами по выбору: 1}сворачиванием жгут в узел: 2) скручиванием углов треугольника; смазывать сиропом с помощью кисточки или перышка.

Жаворонки-веснянки —

традиционные изделия из

теста на встречу весны.

Тесто {рецепты в кон-спекте); стеки или ножи столовые; сироп или разведенный мёд и кисточки для смазки изделий; изюм (глаза), доски разделочные, противни декоративные тарелки.


    21

Заморские узоры.

Дизайн-деятельность в технике «узелковый батик». "Ознакомить с техникой декоративного оформления ткани. *ызвать интерес к освоению способа «узелковый батик» для украшения различных изделий (платков, салфеток, одежды для кукол, театрального занавеса, лоскутного одеяла). Закрепить умение свободно и быстро завязывать шнурок (нитку, ленту), 'азвивать восприятие цвета.

Завязывать, обматывать, скручи-вать нитку (тесьму), смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, владение техникой «принт» с помощью готовых печаток (промышленного производства или самодельных).

Окрашенная ткань для салфеток, занавесок,

театральной ширмы, мягких игрушек, панно.

Изделия «батик», ткане-вые салфетки или мужские носовые платки, прочные нитки или шнурки, цветная тушь или жидкие акварельные краски, кисти или губки, печатки, клеенка.


     22

Вазы, салфетницы и конфетницы.

Лепка функциональных изделий каркасным способом. Продолжать учить создавать красивые и в то же время функциональные предметы интерьера (вазы, салфетницы, конфетницы, карандашницы, шкатулки). Познакомить с каркасным способом епки. Учить планировать работу, определяя количество и ассор-имент материалов, выбор инструментов, технический способ и оследовательность действий.

выбирать пустотелую бытовую форму как основу будущего изделия, раскатывать тесто пласт, облепливать форму, моделировать (памятуя о назначении предмета), украшать по замыслу, согласуя форму и декор.

Функциональ-

ные предметы

для интерьера,

детских игр и

рукотворных

подарков.

Пустотелые бытовые формы (банки, упаковки), солёное тесто, стеки, красивые бусины, пуговицы, бисер, узкая тесьма, шнурки для декоративного оформления изделий.


   23

тряпичная кукла «Пеленашка».

'онструирование из ткани традиционным способом. Научить мастерить тряпичную куклу-пеленашку бесшовным спо-обом. Формировать умение самостоятельно создавать игровое ространство. Познакомить с традициями игрушечного ремесла, азвивать тактильное восприятие, координацию «глаз-рука», (аучить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные итуации, соответствующие традиционным обрядам.

выбирать лоскутки, подходящие по цвету (пеленка, платок), делать скрутку, завязывать «тру-5очку» для фиксации формы, пеленать, повязывать платок, завязывать ленту.

Тряпичные

куклы-пеленашки для детских игр, подарков и сувениров.

Технологическая карта, прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пеленки, прочные нитки или тесьма.

                                              Апрель


     24

Пасхальный голубок.

Конструирование из ткани традиционным способом. Научить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки: складывание матерчатого квадрата по диагонали, набивка, плотное завязывание нити или шнурка. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, терпение, координацию в системе «глаз-рука».

Складывать квадрат ткани по диагонали, поочередно вкладывать набивку для изображения головы и туловища, плотно завязывать нитку или шнурок для фиксации деталей.

Традиционные птички для оформления интерьера к

весне, проведения музыкальных праздников.

Технологическая карта; квадратные лоскуты или цветные платки разного размера (на выбор) набивка (вата, поролон пряжа), прочные ниш или шнурки.


    25

Солнечные писанки.

Декоративно-оформительская деятельность е технике «роспись». Познакомить с искусством декоративной росписи на поверхности яйца. Учить оформлять писанку с опорой на композиционную схему: создавать на объемном изделии орнамент, состоящий из двух одинаковых элементов. Показать варианты композиции: деление поверхности яйца пополам по горизонтали и вертикали. Дать представление о солярных (солнечных) знаках, их вариантах и значении.

Украшать объемные изделия, гармонично согласуя форму, элементы декора и композиционную схему.

«Писанки» для

оформления

интерьера

(подвески на

ветках),

оригинальных

пасхальных

подарков.

Технологические карть цельная скорлупа яиц выдутым содержимым укрепленная папье-ма ше, краски, смешанные клеем ПВА, тонки кисти, держатели дл яиц.

 

      26

Старинные изразцы «Уточка на озере» и «Зайчик на полянке».

Рельефная лепка по народным мотивам. Дать представление о таком виде гончарного искусства, как изразцы. Учить создавать декоративные композиции в технике рельефной лепки (барельеф). Вызвать интерес к изображению стилизованных животных и созданию декоративного сюжета. Показать варианты декора. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Работать с глиной, лепить в тех-нике и по мотивам народного искусства, создавать на квадратных плитках (пластинах) барельефы, включающие стилизованные образы животных и растений.

«Изразцы» для настенного

панно,

оформления

печки в музее

или «Русской

избе» детского

сада.

Технологические карть глина,  стеки,   плитк керамические или кар тонные квадраты (пл стины).


     27

Дымковские игрушки «Свинка Ценила» и «Утка Кумушка».

Учить лепить пустотелую дымковскую игрушку способом «с лепешки» и расписыватьтрадиционными элементами по народ ным мотивам. Дать общее представление о том, что для изготовления дымковских игрушек нужны: глина, гончарный круг, палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи.

Лепить игрушки из глины кон структивным способом, опираясь на традиционную технологию «с лепешки»: создавать пустотелую форму, передавать особенности внешнего вида (утка, свинка) оформлять по мотивам дымковской игрушки.

Расписные

глиняные

игрушки,

выполненные

по технологии

и мотивам

дымковской

игрушки.

Дымковские игрушке технологическая карт глина, гуашевые краск белые и цветные, кист «золото» (ромбик фольги), стеки, влажнь салфетки.

                                                                      Май


     28

Весенняя открытка с сюрпризом.

Диагностическое задание.

Выявить уровень сформированности трудовых умений и универсальных художественных способностей. Предложить смастерить весеннюю открытку с сюрпризом. Посоветовать изобразить цветущую ветку и золотых пчелок: самостоятельно разработать тему, выбрать художественные материалы и различные способы работы. Создать условия для поиска идеи «сюрприза», например динамическая пчелка, раскрывающая цветок, «секретик», среди цветов, и др.

Различные умения и способностив художественном опыте ребенка.

Поздравительные открытки с сюрпризами для весенней выставки в детском саду и в подарок ветеранам или близким людям.

Большой выбор художественных материалов и инструментов: бумага белая и цветная, в т.ч. фактурная, ткань ленточки , тесьма, лоскутки, природный материал, краски кисти, ножницы, клей


    29

Тряпичная кукла.

Конструирование из ткани традиционным способом.

Показать как мастерить тряпичную куклу новым способом, более сложным, чем «пеленашка» и «пасхальный голубок». Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство.

Выбирать лоскутки подходящие по цветудля наряда куклы, обматывать, подвязывать руки, повязывать платок.

Тряпирчные куклы для детских игр, подарков и сувениров.

По 3 лоскутка разного цвета размером10/10 см, красный ласкут размером 4-12или готовая деталь руки, два цвета лоскута для одежды.

 

    30

Инсталляция «Чудо-дерево».

Тестопластика по замыслу и конструирование по условию.

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Расширять опыт работы с тестом.

Лепить из теста разными способами – скульптурным, силуэтным, каркасным, оформлять разными приемама по замыслу, делать подвязки, соединять все изделия в одной композиции.

Коллективная композиция для оформления группы.

Соленоё тесто формочки скалки, предметы для отпечатков, бытовой и природный материалдля декора, шнурки или тесьма, силуэт чудо- дерева или ветка.

 

   31

Балаган.

По мотивам сказки Бориса Заходера «Русачок». Аппликация.

Кружковая деятельность проводится  один  раз  в неделю по 20 минут- средняя группа.

Итог реализации программы:

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

дети будут знать и уметь:

- основные и дополнительные цвета;

-цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

- воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;

- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах творческой  деятельности;

- в индивидуальной и коллективной работе использовать  разные виды творческой деятельности;

- владеть  комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации;

- варьировать различные техники исполнения творческой работы;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

- трудолюбие;

- самостоятельность;

- уверенность в своих силах.

-  доводить работу от эскиза до композиции;

- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

через отчётные просмотры законченных работ.

Список литературы:

И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду Экопластика Аранжировки и скульптуры из природного материала»- ТЦ СФЕРА- М.2010

И.А.Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии- ТЦ СФЕРА- М.2009»

Т.С.Комарова, А.В.Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»- Педагогическое общество России- М.2005

Т.С.Комарова «Обучение дошкольников технике рисования» Педагогическое общество России- М.2005.

И.М.Петрова «Объемная аппликация»-СПб.: «Детство-Пресс», 2003

Пантелеев Г. «Детский дизайн». – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006

Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

М.А.Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками.- ИД Владис,2007

 Берсенева Г. К. «Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие». – М.: Астрель, 2001.

ева Г. К. «Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие». – М.: Астрель, 2001.

Мейстер А. Г. «Бумажная пластика. Домашнее рукоделие». – М.: Астрель, 2001.

Неменский Б. М.» Изобразительное искусство и художественный труд». – М.: МИПКРО, 2003.

Митителло К. «Аппликация. Техника и искусство». – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Гусакова М. А. «Аппликация». – М.: Просвещение, 1987.

О.А.Морозова «Волшебный пластилин»- М.: «Мозаика- синтез», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная образовательная программа «Буквоед»; программа для детей 6 – 7 лет; срок реализации – один год.

Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:созданию предп...