Значение изодеятельности для всестороннего развития ребенка
статья по аппликации, лепке по теме

Короткова Марина Геннадьевна

Значение изодеятельности для всестороннего развития ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение изодеятельности

для всестороннего развития ребенка

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребёнок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребёнка, формирует его эмоциональную сферу. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Несмотря на техническую слабость, рисование детей и живопись в большинстве случаев - искусство, и очень живое, увлекательное, непосредственное искусство с реалистическим отношением к действительности. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Переставая путать свойства реальных предметов со свойствами изображений, дети не сразу приходят к пониманию их именно как изображений. Кроме того, в детском изобразительном искусстве характерно непосредственное и реалистическое отношение к материалу, к линии, к пятну и, конечно, прежде всего, к изобразительной поверхности, к листу бумаги.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В рисовании при выполнении заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний.

Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов, но и для психологов. Анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям. Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, либо не хотят обсуждать свои переживания.

Для руководства изодеятельностью детей основой являются данные педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения, т.к. известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов по детскому рисунку входит определение таких методов воспитания и обучения, которые наилучшим образом влияли бы на развитие детей. Для этого нужно хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка.

Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от 2 до 7 лет дает основание правильно строить работу с детьми, т.е. определить содержание, методы и приемы их воспитания и обучения. Знания психологии ребенка помогают лучше понять его склонности, желания, выявить способности; знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. Необходимо знание высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы, в том числе и способность к творчеству. Нужно знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация руки и глаза, быстрая утомляемость. Основной недостаток детского мышления заключается в хаотичности, отрывочности знаний, в неумении детей объединять отдельные частные результаты мыслительных действий в целостный продукт.

В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни - природы, людей, вещей, явлений и т.д.

Потребность в красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Повзрослев, он пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Ребенка надо учить видеть прекрасное. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, желания самому участвовать в создании прекрасного, невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Для творчества детей огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Часто ребенок обращает внимание на яркое, необычное, не выделяя существенные детали. В рисунке нарушается реальность объекта. Задача педагога - научить ребенка видеть, т.е. воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основу в решении этой задачи составляет воспитание сенсорной культуры.

Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размеры, цвет, положение в пространстве. Если взрослый человек на основании прежнего опыта может более или менее правильно понять кажущиеся нам изменения во внешнем виде предмета, то ребенок не может проверить образы восприятия, сопоставляя их с полученными ранее.

Включение нескольких анализаторов помогает уточнению представлений. Чаще всего на помощь зрению привлекается осязание.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребёнок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей дошкольного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству; при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Значение игры для всестороннего развития ребенка".

Значение игры для всестороннего развития личности ребенка. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным дейст...

Консультация для родителей "Значение оригами для всестороннего развития ребенка"

Систематические занятия с детьми оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению....

Консультация для родителей "Значение изодеятельности для всестороннего развития ребенка"

Консультация для родителей " Значение изодеятельности   для всестороннего развития ребенка "...